Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственные и муниципальные кредиты

В целях бесперебойного финансирования многообразных потреб­ностей общества государство может привлекать к покрытию сво­их расходов свободные финансовые ресурсы субъектов хозяй­ствования, средства населения и зарубежные источники. Главным способом их получения являются заимствования органов власти всех уровней.

 

Объективная необходимость использования заимствований ор­ганами власти для удовлетворения потребностей общества обусловлена постоянным противоречием между величиной этих потребностей и воз­можностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных доходов.

Целесообразность использования заимствований для форми­рования дополнительных финансовых ресурсов

Целесообразность государственной кредитной поддержки субъектов хозяйствования предопределяется спецификой направлений и льготными условиями предоставления бюджетных средств. Отдель­ные отрасли и территории для обеспечения своего функционирования и развития не могут воспользоваться кредитными ресурсами на рыноч­ных условиях, но государство не может не заботиться о населении или социально значимых организациях — им предоставляются недорогие и на необходимый срок государственные и муниципальные кредиты.

Экономическая основа существования заимствований государства определяется особенностями' формирования и времени использования доходов, получаемых гражданами и организациями.

 

государственные и муниципальные заимствования можно определить как отношения по поводу перерас­пределения временно свободных денежных средств юридических и фи­зических лиц, правительств иностранных государств и международных финансовых организаций в виде займов и Кредитов, в результате кото­рых в распоряжении органов власти формируются дополнительные финансовые ресурсы.

 

. Государственный и муни­ципальный долг — это долговые обязательства органов власти перед фи­зическими и юридическими лицами (резидентами и нерезидентами), иностранными государствами, международными организациями и ины­ми субъектами международного права, включая обязательства по пре­доставленным государственным и муниципальным гарантиям.

Долг сектора государственного управления подразделяется на капитальный, основной и текущий. Капитальный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств сектора государственного управления и гарантированных им долговых обязательств других лиц, включая начисленные проценты, которые дол­жны быть выплачены по этим обязательствам. Основной долг — это но­минальная стоимость всех долговых обязательств органов власти и га­рантированных ими заимствований. Текущий долг — предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязатель­ствам, принятым на себя сектором государственного управления, и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Как и сами долговые отношения, государственный долг может быть внутренним и внешним. Согласно мировой практике, внутренний долг формируется на основе отношений с юридическими, физически­ми лицами, другими кредиторами — резидентами, внешний — на основе отношений с иностранными государствами, их юридическими и физичес­кими лицами, международными организациями. Однако Бюджетный кодекс РФ определяет внутренний долг как обязательства, выражен­ные в валюте Российской Федерации, а внешний — как обязательства, выраженные в иностранной валюте

В России как федеративном государстве согласно существующим уровням власти различают государственный долг Российской Феде­рации, государственный долг субъектов РФ (региональный долг) и муниципальный долг.

Что касается государственных и муниципальных кредитов, то их можно определить как отношения между органами власти и много­численными получателями бюджетных средств на основе возвратнос­ти и платности, в результате которых у последних формируются обя­зательства перед государством как кредитором.

Заимствования сектора государственного управления осущест­вляются в форме государственных и муниципальных займов или пря­мых кредитов. Займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства инвесторов привлекаются путем выпуска и реали­зации государственных и муниципальных ценных бумаг. Основным видом ценных бумаг, символизирующим долговое обязательство орга­на власти, является облигация. Она дает право ее владельцу на получе­ние дохода, а по истечении определенного срока — и на возврат предо­ставленных взаймы средств. Продавая облигацию, орган власти обязуется вернуть сумму долга в определенное время с процентами или выплачивать кредиторам доход в течение всего срока пользования за­емными средствами.

Займы сектора государственного управления в зависимости от субъекта, реализующего право эмиссии долговых обязательств, подраз­деляются на государственные займы Российской Федерации, государ

ственные займы субъектов Российской Федерации, муниципальные займы.

По признаку держателей долговых обязательств займы делятся на универсальные и специальные. Универсальные займы распространя­ются как среди физических, так и юридических лиц. Специальные дол­говые обязательства реализуются либо только среди населения, либо только среди организаций.

В зависимости от источника заимствований, места реализации займов (национальный или внешний финансовый рынок) и валюты, в которой выражены долговые обязательства, займы сектора государ­ственного управления могут делиться на внутренние и внешние. Соглас­но бюджетному законодательству России, такое деление займов про­водится по признаку валюты, а право осуществления внешних займов закреплено за Российской Федерацией.

По отношению к вторичному рынку займы делятся на рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются на вторичном рынке, таких займов — большинство. Нерыночные займы после первичного размещения не обращаются на вторичном рынке. Они выпускаются для привлечения в казну ресурсов определенных инве­сторов — негосударственных пенсионных фондов, страховых обществ и других крупных операторов рынка.

В зависимости от формы выплаты доходов займы делятся на про­центные, выигрышные, процентно-выигрышные, беспроцентные (це­левые), беспроифышные, дисконтные, процентно-дисконтные, твердо-доходные.

 

Средства, предоставляемые на возвратной и возмездной основах российским юридическим лицам и органам власти, получили название бюджетных кредитов, а ресурсы, выделяемые иностранным государ­ствам, их юридическим лицам и международным организациям, назы­вают государственными кредитами. Согласно российскому законода­тельству, право предоставлять государственные кредиты закреплено только за Российской Федерацией.

В зависимости от категории заемщика, условий предоставления и возврата средств бюджетные кредиты делятся на кредиты государствен­ным и муниципальным унитарным предприятиям, кредиты частным юри­дическим лицам, кредиты другим бюджетам бюджетной системы РФ.

Государственные кредиты классифицируются по срокам пога­шения, целевому назначению, получателям средств и другим призна­кам. Так, по срокам погашения выделяют среднесрочные (от 1 до 10 лет) и долгосрочные (более 10 лет) кредиты; по целевому назначению выде­ляют следующие направления кредитования — атомная энергетика, теп-логидроэнергетика, прочие объекты, товары и услуги.

Методы управления долгом сектора государственного управле­ния можно условно разделить на административные и рыночные: При­емами, характерными преимущественно для административных под­ходов к управлению, являются конверсия, консолидация, унификация, отсрочка погашения, списание, аннулирование долга и другие. К при­емам, характерным для рыночной модели управления, относятся ре­структуризация, новация, пролонгация, доразмещение облигаций, вы­куп долга, досрочное погашение, секъюритизация, обмен, конверсия внешнего долга и другие.

Определим основные методы управления долгом сектора госу­дарственного управления: конверсия долга — изменение, доходности выпущенных государственных займов; консолидация — увеличение сро­ков функционирования выпущенных государственных займов; ре­структуризация — основанное на соглашении сторон прекращение дол­говых обязательств, составляющих долг, с их заменой иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств; новация — частный случай реструктуриза ции, заключающийся в замене по соглашению сторон первоначальных долговых обязательств новыми с установлением иных условий обслу­живания долга и сроков его погашения; рефинансирование — погаше­ние накопившейся задолженности за счет средств, полученных от раз­мещения новых займов; секъюритизация — замена нерыночных видов долга рыночными; списание — уменьшение (сокращение) суммы дол­га; унификация — объединение нескольких ранее выпущенных займов в одном новом займе.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Федеральный бюджет, его доходы и расходы | Происхождение денег
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.