Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансы предприятий и организаций




Финансы предприятий (организаций) – это денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и их использованием на выполнение обязательств перед финансово-банковской системой и финансирование затрат по расширенному воспроизводству, социальному обслуживанию и материальному стимулированию работающих.

Финансы предприятий занимают ведущее место в воспроизводственном процессе и формировании собственных денежных средств и централизованных финансовых ресурсов государства.

В процессе предпринимательской деятельности между предприятиями возникают хозяйственные связи, в результате которых возникают финансовые отношения, материальной основой которых выступают деньги.

Предприятие – это хозяйствующий субъект, созданный для организации предпринимательской деятельности, экономической целью которого является обеспечение общественных потребностей и извлечение прибыли.

Финансы предприятий – это финансовые или денежные отношения, возникающие в процессе формирования основного и оборотного капитала, фондов денежных средств предприятия и их распределения и использования.

Сущность финансов проявляется в их функциях: распределительной и контрольной. Обе функции тесно связаны между собой.

С помощью распределительной функции происходит формирование первоначального капитала, образующегося за счет вкладов учредителей, распределение валового внутреннего продукта в стоимостном выражении, определение основных стоимостных пропорций в процессе распределения доходов и финансовых ресурсов, обеспечивается оптимальное сочетание интересов отдельных товаропроизводителей, предприятий и организаций и государства в целом.

Объективной основой контрольной функции является стоимостный учет затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ, формирование доходов и денежных фондов предприятия и их использование. Реализация контрольной функции осуществляется с помощью финансовых показателей деятельности предприятий, их оценки и разработки необходимых мер для повышения эффективности распределительных отношений.

Начиная с составления бизнес-плана руководство предприятия, должно четко представлять, за счет каких финансовых ресурсов оно будет осуществлять свою деятельность и какие сферы вложения будет использовать.

Необходимыми условиями эффективного функционирования финансов являются:

· Многообразие форм собственности.

· Наличие рынков товаров, труда и капиталов.

· Самофинансирование предпринимательства.

· Свобода предпринимательства и самостоятельность в принятии решений.

· Рыночное (свободное) ценообразование и конкуренция.

· Регламентация государственного вмешательства в деятельность предприятий и организаций.

· Наличие правового обеспечения правил экономического поведения и др.

Предприятие как система состоит из двух подсистем: управляющей и управляемой.

Управляющая подсистема представляет собой ряд отделов (служб): технический, коммерческий, производственный, финансовый, бухгалтерию и пр.

Управляемая подсистема, т.е. хозяйственная деятельность, как правило, бывает представлена в виде производственных подразделений и характеризуется следующими элементами:

· Техническое оснащение производства (техника и технология).

· Организация производства.

· Организация труда.

· Формирование экономических (производственных) взаимоотношений между работниками предприятия.

· Организация внешнеэкономических связей предприятия.

· Организация социальных условий труда коллектива.

· Организация природопользования.

Финансовый механизм предприятия – это система управления финансовыми отношениями предприятия через финансовые рычаги с помощью финансовых методов. Элементами финансового механизма являются, финансовые отношения как объект финансового управления, финансовые рычаги, финансовые методы, правовое обеспечение и информационно-методическое обеспечение финансового управления.

Финансовые отношения – это инвестирование, кредитование, налогообложение, система управления финансовых рычагов, страхование и т.д.

Финансовые рычаги представляют собой финансовый показатель, через которые управляющая система может оказывать влияние на хозяйственную деятельность предприятия. Они включают: прибыль, доход, финансовые санкции, цену, дивиденды, проценты, заработную плату, налоги и т.п.

Управление формированием прибыли предполагает приме­нение соответствующих организационно-методических систем, знание основных механизмов формирования прибыли и совре­менных методов ее анализа и планирования. При использовании банковского кредита или эмиссии долговых ценных бумаг процентные ставки и сумма долга остаются постоянными в течение срока действия кредитного договора или срока обращения ценных бумаг. Затраты, связанные с обслуживанием долга, не зависят от объема производства и реализации продукции, но посредственно влияют на величину прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Так как проценты по банковским кредитам и долговым ценным бумагам относят на затраты предприятий (операционные расходы), то использование долга в качестве источника финансирования обходится предприятию дороже, чем другие источники, выплаты по которым производят из чистой прибыли (например, дивиденды по акциям). Увеличение доли заемных средств в структуре капитала повышает степень риска неплатежеспособности предприятия. Это должно бытьучтено при выборе источников финансирования. Необходимо определить рациональное сочетание между собственными и заемными средствами и степень его влияния на прибыль предприятия. Одним из основных механизмов реализации этой пропорции является финансовый рычаг.

Финансовый рычаг (леверидж)характеризует использование предприятием заемных средств, которое влияет на величину рентабельности собственного капитала. Финансовый рычаг представляет собой объективный фактор, возникающий с появлением за­ёмных средств в объеме используемого предприятием капитала, позволяющий ему получить дополнительную прибыль на собственный капитал.

Идея финансового рычага по американской концепциизак­лючается в оценке уровня риска по колебаниям чистой прибы­ли, вызванным постоянной величиной затрат предприятия по обслуживанию долга. Его действие проявляется в том, что лю­бое изменение операционной прибыли (прибыли до уплаты про­центов и налогов) порождает более существенное изменение чи­стой прибыли.

Европейская концепция финансового рычагахарактеризуется указателем эффекта финансового рычага, отражающим уровень дополнительно генерируемой прибыли на собственный капитал при различной доле использования заемных средств. Такой способ расчета широко используется в странах континентальной Европы (Франция, Германия и др.).

В процессе управления финансовым рычагом налоговый корректорможет быть использован в случаях:

- если по различным видам деятельности предприятия установлены дифференцированные ставки налогообложения;

- если по отдельным видам деятельности предприятие ис­пользует льготы по налогу на прибыль;

- если отдельные дочерние фирмы предприятия осуществляют свою деятельность в свободных экономических зонах своей страны, где действует льготный режим налогообложения прибыли, а также в зарубежных странах.

В этих случаях, воздействуя на отраслевую или региональ­ную структуру производства и, соответственно, на состав при­были по уровню ее налогообложения, можно, снизив среднюю ставку налогообложения прибыли, уменьшить воздействие на­логового корректора финансового рычага на его эффект (при прочих равных условиях).

Плечо финансового рычагахарактеризует силу воздействия финансового рычага. Данный коэффициент мультиплицирует положительный или отрицательный эффект, получаемый за счет дифференциала. При положительном значении дифференциала любой прирост коэффициента финансового рычага вызывает еще больший прирост его эффекта и рентабельности собственного капитала, а при отрицательном значении дифференциала при­рост коэффициента финансового рычага приводит к еще боль­шему снижению его эффекта и рентабельности собственного ка­питала.

Таким образом, при неизменном дифференциале коэффици' ент финансового рычага является главным генератором как воз растания суммы и уровня прибыли на собственный капитал, та и финансового риска потери этой прибыли.

Знание механизма воздействия финансового рычага на УР вень финансового риска и прибыльность собственного капит ^ позволяет целенаправленно управлять как стоимостью, та структурой капитала предприятия.

Финансовые методы – это финансовый учет, финансовый анализ, финансовое планирование, финансовое регулирование, финансовый контроль.

Целью любого коммерческого предприятия является организация деятельности по выпуску продукции (производства работ, оказания услуг) для получения прибыли.

Некоммерческие организации не имеет целью получение прибыли, хотя могут ее получать, но она не распределяется в виде дивидендов, а полностью направляется на развитие предприятия.

Хозяйственная деятельность включает три стадии: снабжение (материально-техническое обеспечение), производство и сбыт.

Бухгалтерский учет представляет собой информационное обеспечение хозяйственной деятельности предприятия: заготовления товарно-материальных ценностей; складирование заготовленных товарно-материальных ценностей; производства продукции для продажи (товара); складирования готовой продукции; реализации (продажи) продукции.

Функции управления включают: сбор информации для управления, ее анализ и принятие решения. В свою очередь, принятие решения включает прогнозирование (планирование), регулирование (оперативное управление) и контроль (ревизия и аудит).

Первоначальное формирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения предприятия, когда образуется уставный капитал. Величина уставного капитала показывает размер тех денежных средств – основных и оборотных – которые инвестированы в процесс производства.

Основным источником финансовых ресурсов действующих предприятий (организаций) выступает стоимость реализованной продукции (оказанных услуг), различные части которой в процессе распределения выручки принимают форму денежных доходов накоплений. Наряду с ними источниками финансовых ресурсов выступают: выручка от реализации выбывшего имущества, устойчивые пассивы, различные целевые поступления, мобилизация внутренних ресурсов в строительстве и т.д.

Группировка финансовых ресурсов предприятия в соответствии с источниками их формирования может быть представлена в следующем виде:

1. Образуемые за счет собственных и приравненных к ним средств

1.1 Доходы

А) прибыль от основной деятельности

Б) прибыль по выполняемым научно-исследовательским работам и другие целевые доходы

В) прибыль от финансовых операций

Г) прибыль от строительно-монтажных работ, выполняемых хозяйственным способом

Д) другие виды доходов

1.2 Поступления

А) выручка от реализации выбывшего имущества

Б) устойчивые пассивы

В) целевые поступления

Г) мобилизация внутренних ресурсов в строительстве

Д) амортизационные отчисления

Е) паевые и иные взносы членов коллектива

Ж) другие виды поступлений

2. Мобилизуемые на финансовом рынке

2.1 Продажа собственных акций, облигаций и других ценных бумаг

2.2 Кредитные инвестиции

3. Поступающие в порядке перераспределения

3.1 Страховое возмещение по наступившим рискам

3.2 Финансовые ресурсы, поступающие от концернов, ассоциаций, отраслевых структур

3.3 Финансовые ресурсы, формируемые на паевых (долевых) началах

3.4 Дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов

3.5 Бюджетные субсидии

3.6 Другие виды ресурсов

 

Использование финансовых ресурсов осуществляется предприятием по многим направлениям, главными из которых являются:

- платежи органам финансово-банковской системы, обусловленные выполнением финансовых обязательств. Сюда относятся: налоговые платежи в бюджет, уплата процентов банкам за пользование кредитами, погашение взятых ранее ссуд, страховые платежи и т.д.;

- инвестирование собственных средств в капитальные затраты (реинвестирование), связанное с расширением производства и технологическим его обновлением, переходом на новые прогрессивные технологии и т.д.;

- инвестирование финансовых ресурсов в ценные бумаги, приобретаемые на рынке: акции и облигации других фирм, обычно тесно связанных поставками с данным предприятием, в государственные займы и т.п.;

- направление финансовых ресурсов на образование денежных фондов социального и поощрительного характера

- использование финансовых ресурсов на благотворительные цели, спонсорство и т.п.

Финансовые взаимоотношения предприятий в зависимости от экономического содержания сгруппированы следующим образом:

-возникающие между учредителями в момент создания капитала;

-между предприятиями и организациями, связанные с производством и реализацией продукции;

-между предприятиями и его подразделениями (цехами);

-между предприятием и вышестоящей организацией.

-между предприятиями и инвестиционными институтами в ходе размещения инвестиций, приватизации и др.

Предметом изучения являются финансовые следующие взаимоотношения предприятий.

Между предприятием и финансовой системой государства при уплате налогов и других платежей в бюджет, формировании внебюджетных фондов, предоставлении налоговых льгот, применении штрафных санкций, получении ассигнований из бюджета.

Между предприятиями и банковской системой в процессе хранения денег в коммерческих банках, получении и погашении ссуд, уплаты процентов за кредит, покупке и продаже валюты, оказания других банковских услуг.

Между предприятиями и страховыми компаниями и организациями. Отношения возникают при страховании имущества, отдельных категорий работников, коммерческих и предпринимательских рисков.

Важным инструментом оценки, планирования и управления деятельности экономических субъектов являются экономические показатели.

Практика выработала определенную их систему для различных целей управления. Эта система состоит их 11 блоков (групп экономических показателей).

В основе всех экономических показателей хозяйственной деятельности лежит технико-организационный уровень производства (блок 1), т. е. качество продукции и используемой техники, прогрессивность технологических процессов, техническая и энергетическая вооруженность труда, степень концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования, длительность производственного цикла и ритмичность производства, уровень организации производства и управления.

Экономические показатели характеризуют не только технические, организационные и природные условия производства, но и социальные условия жизни, внешнеэкономические связи предприятия – состояние рынков финансирования, купли – продажи. От всех этих условий производства (технико-организационного уровня, природных условий, условий социального развития производственного коллектива и внешнеэкономических условий) зависит степень использования производственных ресурсов: средств труда (блок 2), предметов труда (блок 3) и самого живого труда (блок 4). Интенсивность использования производственных ресурсов проявляется в таких обобщающих показателях, как фондоотдача основных производственных средств, материалоемкость производства продукции, производительность труда.

Эффективность использования производственных ресурсов, в свою очередь проявляется в трех измерениях:

1)в объеме и качестве производственной и реализованной продукции (блок 5) (причем, чем выше качество изделия, тем, как правило, больше объем продукции, выраженный в отпускных ценах);

2) в величине потребления или затрат ресурсов на производство (блок 6), т.е. себестоимости продукции;

3) в величине примененных ресурсов (блок 7), т. е. авансированных для хозяйственной деятельности основных и оборотных средств.

Сопоставление показателей объема продукции и себестоимости характеризует величину прибыли и рентабельность продукции (блок 8), а также затраты на 1 руб. продукции. Сопоставление показателей объема продукции и величины авансированных основных и оборачиваемость (блок 9), т.е. фондоотдачу основных производственных фондов и оборачиваемость оборотных средств. Полученные показатели, в свою очередь, в совокупности определяют уровень рентабельности хозяйственной деятельностью (блок 10). Уровень общей рентабельности в числителе формулы отражает не только прибыль от реализации продукции, но и другие финансовые результаты.

От выполнения плана по прибыли и в целом финансового плана, с одной стороны, и от оборачиваемости оборотных средств – с другой, зависят финансовое состояние и платежеспособность предприятия.

Такова общая принципиальная схема формирования экономических финансовых показателей хозяйственной деятельности предприятия.

Обобщающие показатели каждого блока называют синтетическими. Например, объем реализованной продукции – синтетический показатель для блока 5, полная себестоимость этой продукции – для блока 6.

Каждый блок как относительно обособленная система входит в систему аналитических показателей, из которых складываются обобщающие показатели.

Обобщающий показатель складывается под воздействием вполне определенных экономических и других факторов. Факторы – это элементы, причины, воздействующие на данный показатель или на ряд показателей.

Формирование денежных фондов предприятия начинается с момента его организации. Предприятие в соответствии с законодательством создает уставной капитал.

Уставной капитал – основной первоначальный источник собственных средств предприятия. Формирует основной и оборотный капитал, которые в свою очередь направляются на приобретение основных производственных фондов, нематериальных активов.

Уставной капитал АО составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Размер уставного капитала определяется учредителями АО исходя из потребностей в денежных и иных средствах для начала деятельности общества. Он не может быть менее размера, предусмотренного соответствующими законами об АО. АО несет ответственность перед кредиторами на указанную величину не только уставного фонда, но всего имущества общества.

Стоимость имущества АО может быть как больше, так и меньше уставного капитала. Законодательные нормы часто предусматривают необходимость превышения стоимости имущества над уставным капиталом (в противном случае может быть ограниченно распределение прибыли между акционерами).Если, к примеру, АО понесло в текущем году финансовые убытки, что привело к уменьшению имущества по сравнению с уставным капиталом, то в следующем году общество должно использовать часть прибыли для достижения указанного в уставе соотношения.

Изменение величины уставного капитала может происходить как в сторону его увеличения, так и в сторону уменьшения. Увеличение уставного капитала осуществляется по решению общего собрания акционеров или увеличением номинальной стоимости акций, а также обменом облигаций на акции.

Увеличение уставного капитала АО допускается только после его полной оплаты. Уменьшение уставного капитала происходит за счет снижения номинальной стоимости или выкупа части акций у их держателей с дальнейшим аннулированием. Уменьшение уставного капитала допускается по решению общего собрания акционеров после уведомления всех кредиторов.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после выплаты налогов и процентов по заемным средствам (по кредитам банков, других кредитных учреждений и частных лиц и по долговым обязательствам – облигациям предприятия), подлежит распределению. Часть прибыли используется для выплаты дохода владельцам собственного капитала предприятия (доходы акционеров или доходы участников предприятия), другая часть прибыли используется для реинвестирования (обратного вложения) в производство.

Функционирование любого предприятия неизбежно связано инвестиционной деятельностью. Инвестиции – затраты денежных средств, направленных на воспроизводство (поддержание и расширение) основных средств предприятия. Инвестирование (вложение денежных средств) в землю, сооружения, производственные мощности имеет целью продолжение и расширение производственной деятельности предприятия, получение дохода в будущем.

Причины необходимости инвестиций:

-Обновление или замена имеющейся материально-технической базы производства, в связи с физическим износом.

-Усовершенствование или модернизация этой базы, в связи с моральным износом (устаревшее оборудование).

-Потребность в наращивании и вводе принципиально новых производственных мощностей в связи с увеличением объемов производства и освоением новой техники.

Источниками инвестиций являются:

-Собственные средства [основной источник]- (уставной капитал, амортизационный фонд, другие резервные фонды, фонд накопления, нераспределенная прибыль предприятия).

-Наиболее дешевым источником финансирования инвестиций является реинвестируемая прибыль предприятия. Ее производительное применение позволяет избежать дополнительных расходов, связанных с выплатой процентов по заемным средствам, или расходов, связанных с выпуском ценных бумаг. Реинвестирование прибыли сохраняет сложившуюся систему контроля над деятельностью предприятия, поскольку число акционеров предприятия не меняется (в отличие от их неизбежного увеличения в случае дополнительной эмиссии ценных бумаг).

Инвестиционная деятельность осуществляется по преимуществу в условиях неопределенности. Принятие инвестиционных решений – такое же искусство, как и принятие любых других предпринимательских (управленческих) решений.

С финансовой точки зрения инвестиционный проект объединяет два самостоятельных процесса:

1) создание производственного и иного объекта;

2) последовательное получение прибыли.

Указанные процессы протекают последовательно или параллельно. Оба процесса могут иметь разное распределение во времени и это особенно важно с точки зрения изменений (флюктураций) стоимости денег во времени.

Вопрос о размерах требуемых инвестиций с точки зрения финансового планирования сводится к анализу и оценке экономической привлекательности инвестиционного проекта. Чтобы вынести суждение об экономической привлекательности данного инвестиционного проекта, необходимо увязать между собой три основных элемента:

-размер инвестиций (вложений) капитала;

-рабочий приток наличности (или прибыли);

-жизненный срок проекта, т.е. период времени, в течении которого предполагается получать прибыль.

К простым методам оценки экономической привлекательности инвестиционного проекта относятся:

-срок окупаемости вложений;

-рентабельность капитальных вложений;

-средняя рентабельность за период жизни проекта;

-минимум приведенных затрат.

Срок окупаемости вложений (Т лет) рассчитывается как отношение суммы (объема) капиталовложений (К тыс. руб.) к размеру среднегодовой прибыли (чистого притока денежной наличности), (Р тыс. руб.).

Т=К/Р.

Результатом расчета является число лет, необходимых для возмещения первоначальных затрат. Недостаток оценки: окупаемость относительно не чувствительна к продолжительности экономической жизни проекта. Скорость возмещения денег в данном случае ничего не говорит о прибыльности проекта. Другой недостаток – неприемлемость к проектам, имеющим различные распределения притока денежных средств по годам. Сопоставимые оценки можно получить только для альтернативных проектов, имеющих одинаковый срок жизни и одинаковую структуру притока денежных средств. В противном случае применение критерия должно сопровождаться дополнительным анализом и расчетами.

Обратным сроку окупаемости является показатель рентабельности капиталовложений т.е. первоначальных затрат:

Р

r=----- х 100%

К

Где r - рентабельность капиталовложений, в %.

Этот критерий обладает теми же недостатками, что и срок окупаемости, поскольку он также не учитывает срок жизни инвестиционного проекта. Рентабельность альтернативных проектов может быть одинаковой, а период жизни различаться на год, два, пять и более лет.

Третьим простым критерием экономического обоснования инвестиционного проекта является критерий средней рентабельности проекта:

 

Р

r=----- х 100%

К

Где r – средняя рентабельность проекта,

К – средняя за период величина капиталовложений.

 

Этот критерий уже учитывает срок жизни инвестиционного проекта, хотя и очень приблизительно.

В отечественной практике для оценки эффективности вариантов капвложений чаще всего используется критерий минимума приведенных затрат (для равновеликих объемов производства):

 

Z1=C1 + ЕК1 --- min

 

Где Z1 – приведенные затраты по

С1 – себестоимость продукции

К1 – капиталовложения

Е – норматив эффективности капиталовложений (0,20).

В настоящее время международная практика обоснования инвестиционных проектов использует следующие обобщающие показатели, позволяющие подготовить и оценить решение о целесообразности (нецелесообразности) вложения средств и размерах требуемых инвестиций:

· Чистая текущая стоимость.

· Рентабельность.

· Внутренний и предельный уровень доходности.

· Период возврата капитальных вложений (срок окупаемости).

· Максимальный денежный отток.

· Точка безубыточности.

Показатель чистой текущей стоимости (NPV) представляет собой разность совокупного дохода от реализации продукции, рассчитанного за период реализации проекта, и всех видов расходов, суммированных за тот же период, с учетом фактора времени (т.е. с дисконтированием разновременных доходов и расходов).

Обоснованность данного метода заключается в том, что, если суммарное значение денежных потоков нулю, то поступлений от проекта хватает только на возврат вложенного капитала и получение минимального требуемого уровня доходности на этот капитал. Если же это суммарное значение положительно, значит, проект обеспечивает больше поступлений, чем необходимо для обслуживания долга и выплат минимального уровня дохода учредителям и инвесторам компании. Естественно, что в случае наличия нескольких взаимоисключающих проектов, при прочих равных условиях, следует выбирать тот, NPV (показатель чистой текущей стоимости) которого выше:

 

S= (Rt – Zt) х -------------.

(1 + Dt)

Где S – эффект, получаемый от проекта;

Т – срок жизни проекта в интервалах планирования t;

Rt – результаты, достигнутые на t- ом интервале планирования;

Zt – затраты, осуществляемые на t- ом интервале;

Dt – ставка дисконтирования на t- ом интервале.

 

Внутренний предельный уровень доходности (эффективности) (IRR) определяется аналитически, как такое пороговое значение рентабельности, которое обеспечивает равенство нулю интегрального эффекта, рассчитанного за экономический срок жизни инвестиций. На практике чаще всего IRR (внутренний предельный уровень доходности) находится перебором различных пороговых значений рентабельности. Проект считается рентабельным, если внутренний коэффициент эффективности не ниже исходного порогового значения.

Внутренний предельный уровень доходности – такая ставка дисконта, при которой современная стоимость всех поступлений от проекта равна современной стоимости всех затрат на него. Этот метод представляет собой ранжирование инвестиционных предложений путем использования понятия предельного уровня доходности вложений в активы предприятия.

В сущности, ставка дисконта, определяемая по методу IRR (внутренний предельный уровень доходности), представляет собой максимальный уровень стоимости привлекаемых для осуществления проекта источников финансирования. При этом сам проект остается безубыточным, предполагая либо полное реинвестирование всех полученных от осуществления проекта свободных денежных средств по ставке, равной IRR (внутренний предельный уровень доходности), либо использование их на погашение задолженности проекта. Если внутренний предельный уровень доходности превышает стоимость средств, вложенных в осуществление данного проекта, то проект можно рекомендовать к осуществлению, в противном случае осуществление проекта считается нецелесообразным. В то же время значение IRR (внутренний предельный уровень доходности) для данного проекта может трактоваться как нижний гарантированный уровень прибыльности инвестиционных затрат, поскольку, если он, с учетом риска осуществления данного проекта, превышает среднюю стоимость капитала в данном секторе инвестиционной активности, проект также может быть рекомендован к осуществлению.

Максимальный денежный отток – это наиболее отрицательное значение чистой текущей стоимости, рассчитанной нарастающим итогом. Этот показатель отражает необходимые размеры финансирования проекта и должен быть увязан с источником покрытия всех затрат. Он отражается в таблице денежных потоков и может быть выделен на графике финансового профиля проекта.

Норма безубыточности – минимальный размер партии выпускаемой продукции, при котором обеспечивается «нулевая» прибыль (доход от продаж равен издержкам производства). Определяется аналитически по формуле:

 

Норма Постоянные издержки

= -----------------------------------------------------------.

безубыточности (Удельная цена – Удельные переменные издержки)

 

Основные производственные фонды предприятий совершают хозяйственный кругооборот, который состоит из следующих стадий:

-износ основных фондов;

-амортизация;

-накопление средств для полного восстановления основных фондов;

-их замена путем осуществления капитальных вложений.

Любые объекты основных фондов подвержены физическому и моральному износу, т.е. под влиянием физических сил, технических и экономических факторов они постепенно утрачивают свои свойства, приходят в негодность и не могут далее выполнять свои функции. Физический износ частично восстанавливается путем ремонта, реконструкции и модернизации основных фондов. Моральный износ проявляется в том, что устаревшие основные фонды по своей конструкции, производительности, экономичности, качеству выпускаемой продукции отстают от новейших образцов. Поэтому периодически возникает необходимость замены основных фондов, особенно активной его части. При этом в современной экономике главным фактором, определяющим необходимость замены, является моральный износ.

Денежные средства, необходимые для простого воспроизводства основных фондов, т.е. замены изношенных фондов новыми, предприятия получают из выручки от реализации товаров и услуг. В стоимость реализуемой продукции включается в виде амортизационных отчислений и частичное возмещение стоимости амортизируемого имущества.

К амортизируемому имуществу предприятия относятся объекты длительного, многолетнего пользования, участвующие во многих производственных циклах. Это основные фонды, включая и долгосрочно арендуемые на условиях финансового лизинга, нематериальные активы. Для них характерны следующие черты:

-их стоимость постепенно включается в себестоимость выпускаемой продукции (работ, услуг) амортизационных отчислений;

-они приобретаются за счет собственного капитала, фондов и нераспределенной прибыли, долгосрочных заемных средств и накопленных амортизационных отчислений.

Процесс амортизации можно определить как способ возмещения капитала, затраченного на создание и приобретение амортизируемых активов, которые переносят свою стоимость на готовый продукт по частям, в зависимости от периода физического и морального износа.

Методы оценки основных фондов зависят от источников их поступления на предприятие. Так, первоначальная стоимость основных фондов, поступивших за счет капитальных вложений предприятия, включает фактические затраты на их сооружение или приобретение, расходы на доставку и установку, а также сумму налога на добавленную стоимость. Основные средства, поступившие от учредителей АО в счет их вкладов в уставной капитал, оцениваются по их стоимости, определяемой соглашением сторон. Если основные средства, бывшие в эксплуатации, получены безвозмездно от других предприятий или в качестве субсидии правительственных органов, то они обычно оцениваются у получившего их предприятия по остаточной стоимости.

Амортизационные отчисления производятся предприятиями ежемесячно по нормам балансовой стоимости(первоначальной или восстановительной) основных фондов по отдельным группам или инвентарным объектам. В течение года ежемесячную сумму амортизации определяют так:

К начисленной за предыдущий месяц сумме прибавляют амортизационные отчисления по поступившим объектам и вычитают сумму амортизации по выбывшим объектам в предыдущем месяце. Одновременно величина произведенных в прошлом месяце амортизационных отчислений корректируется в связи с истечением в этом месяце сроков службы полностью амортизированных основных средств. Начисление амортизации прекращается в период проведения реконструкции или технического перевооружения основных средств с полной их остановкой. На это время продлевается нормативный срок их службы. Амортизационные отчисления не производятся также в случае перевода основных средств на консервацию.

Амортизационные отчисления производятся в течение нормативного срока службы основных средств или срока, за который балансовая стоимость этих фондов полностью переносится на издержки производства и обращения.

Источники финансирования воспроизводства основных средств подразделяются на собственные и заемные.

Воспроизводство имеет две формы:

Простое воспроизводство, когда затраты на возмещение износа основных средств соответствуют по величине начисленной амортизации.

Расширенное воспроизводство, когда затраты на возмещение износа основных средств превышают сумму начисленной амортизации.

Затраты капитала на воспроизводство основных средств имеют долговременный характер и осуществляются в виде долгосрочных инвестиций (капитальных вложений) на новое строительство, на расширение и реконструкцию производства, на техническое перевооружение и на поддержку мощностей действующих предприятий.

К источникам собственных средств предприятия для финансирования

воспроизводства основных средств относятся:

-амортизация;

-износ нематериальных активов;

-прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия.

Средства амортизационных отчислений поступают в составе выручки от реализации на расчетный счет предприятия, и непосредственно с расчетного счета производится оплата всех расходов различным направлениям капитальных вложений.

Через механизм ускоренной амортизации предприятия всех форм собственности имеют возможность регулировать величину и сроки финансирования воспроизводства основных фондов за счет данного источника. Сумма износа (амортизации) основных средств как источника финансирования капитальных вложений определяется расчетно как величина кредитового оборота по счету 02 «Амортизация основных средств» за данный отчетный период (а не кредитовым остатком по счету 02).Фактические суммы амортизационных отчислений, попадая вместе с выручкой от реализации на расчетный счет предприятия, включаются в состав его оборотных средств и начинают самостоятельное движение, вне связи с амортизируемым имуществом. Они могут оставаться свободными, направляться на капитальные вложения или вкладываться в другие виды оборотного капитала. Однако, тот факт что в кругообороте средств предприятия источники средств практически не различаются, не означает, что природа формирования этих средств не влияет на скорость и эффективность их использования.

Достаточность источников средств для воспроизводства основного капитала (равно как и оборотного) имеет решающее значение для финансового состояния предприятия. Поэтому этот управляемый параметр финансового состояния всегда находится в поле зрения финансового менеджера.

Вторым источником собственных средств предприятия для финансирования воспроизводства основных средств является износ по нематериальным активам. Такие активы поступают на предприятие по следующим каналам:

-при приобретении за плату;

-в качестве вклада в уставной капитал;

-при получении безвозмездно;

- Характерными признаками нематериальных активов являются:

-отсутствие материально-вещественной структуры;

-деятельность использования;

-способность приносить прибыль;

-неопределенность относительно размеров приносимой прибыли.

Износ по нематериальным активам начисляется по нормам, определяемым самим предприятием. За основу расчета принимаются первоначальная стоимость и планируемый срок использования нематериальных активов (максимум 10 лет).

Сумма износа нематериальных активов как источника средств на капитальные вложения определяется расчетно как величина кредитования оборота по счету 05 «Амортизация нематериальных активов». Фактическая сумма износа поступает на расчетный счет предприятия вместе с выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и находится в обороте.

Третьим источником собственных средств предприятия для финансирования воспроизводства основных средств является прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (чистая прибыль).Направление использования чистой прибыли предприятия определяют в своих финансовых планах самостоятельно. Контроль за аккумуляцией средств на приобретение основных средств и других капитальных вложений можно вести по субсчетам «Фонд накопления образованный» и «Фонд накопления использованный» к счету 84 «Нераспределенная прибыль»(непокрытый убыток). Сальдо (разность между денежными поступлениями) по субсчету «Фонд накопления использованный» характеризует фактическую величину использования чистой прибыли как источника финансирования капитальных вложений. В балансе предприятия сальдо по этому субсчету за данный отчетный период включается в сумму остатков фондов накопления

Другими источниками финансирования являются бюджетные ассигнования из федеральных и местных бюджетов, а также из отраслевых и межотраслевых целевых фондов. Безвозмездное финансирование из этих источников фактически превращается в источник собственных средств.

Вопрос о выборе источников финансирования капитальных вложений должен решаться с учетом многих факторов:

-стоимости привлекаемого капитала;

-эффективности отдачи от него;

-соотношения собственного и заемного капиталов, определяющего финансовое состояние предприятия;

-степени риска различных источников финансирования;

-экономических интересов инвесторов и заимодавцев.

Оборотные средства (оборотный капитал) – это часть капитала предприятия, вложенного в его текущие активы. По материально-вещественному признаку в состав оборотных средств включаются:

-предметы труда (сырье, материалы, топливо и т д.);

-готовая продукция на складах предприятия;

-товары для перепродажи;

-денежные средства в расчетах.

Характерной особенностью оборотных средств является высокая скорость их оборота. Функциональная роль оборотных средств в процессе производства в корне отличается от основного капитала

Вещественные элементы оборотного капитала (предметов труда) потребляются в каждом производственном цикле. Они полностью утрачивают свою натуральную форму, поэтому целиком включаются в стоимость изготовленной продукции (выполненных работ, оказанных услуг).

Стадии кругооборота показаны на схеме (см. рис. ниже).

 

Деньги Закупка Товары (ресурсы) Производство Реализация Деньги

 

Д – Т - ….Т - Д

Рис. Стадии кругооборота оборотного капитала.

 

Любой бизнес начинается с некоторой суммы наличных денег, которые развертываются в определенное количество ресурсов для производства (или товары для продажи).

Кругооборот капитала охватывает три стадии: заготовительную, (закупка), производственную и сбытовую.

Любой бизнес начинается с некоторой суммы наличных денег, которые развертываются в определенное количество ресурсов для производства (или товары для продажи).

Характерной особенностью оборотных средств является высокая скорость их оборота. Функциональная роль оборотных средств в процессе производства в корне отличается от основного капитала

Вещественные элементы оборотного капитала (предметов труда) потребляются в каждом производственном цикле. Они полностью утрачивают свою натуральную форму, поэтому целиком включаются в стоимость изготовленной продукции (выполненных работ, оказанных услуг).

Кругооборот капитала охватывает три стадии: заготовительную, (закупка), производственную и сбытовую.

В результате стадии закупок оборотный капитал из денежной формы переходит в производственную (предметы труда или товары).

На стадии производства ресурсы воплощаются в товар, работы или услуги. Результатом этой стадии является переход оборотного капитала из производственный формы в товарную.

На стадии реализации оборотный капитал из товарной формы переходит в денежную. Размеры первоначальной суммы денег (Д) и выручки (Д) от реализации продукции (работ, услуг) не совпадают по величине. Полученный финансовый результат бизнеса (прибыль или убыток) объясняет причины несовпадения.

Период оборота денежных средств можно вычислить по информации, содержащейся в балансе предприятия (форма № 1) и Отчете о финансовых результатах (форма № 2).

Для этого рассчитываются следующие показатели:

1.Оборачиваемость запасов сырья и материалов.

2.Оборачиваемость кредиторской задолженности.

3.Оборачиваемость запасов готовой продукции.

4.Оборачиваемость дебиторской задолженности.

5. Период оборота денежных средств (п.5=п.1 - п.2 + п.3. + п.4)

Состав и размер оборотного капитала предприятия обусловлены не только потребностями производства, но и потребностью обращения.

По степени управляемости оборотные средства подразделяются на нормируемые и ненормируемые. К нормируемым относятся, как правило, все оборотные производственные фонды, а также та часть фондов обращения, которая находится в виде остатков нереализованной готовой продукции на складах предприятия.

К ненормируемым средствам относятся остальные элементы фондов обращения, т.е. отправленная потребителям, но еще не оплаченная продукция и все виды денежных средств и расчетов.

Деление оборотных средств на собственные и заемные указывает источники происхождения и формы предоставления предприятию оборотных средств в постоянное или временное пользование.

Собственные оборотные средства формируются за счет собственного капитала предприятия (уставной капитал, резервный капитал, накопленная прибыль и др.).Для нормальной обеспеченности хозяйственной деятельности оборотными средствами величина их устанавливается в пределах 1/3 величины собственного капитала. Собственные оборотные средства находятся в режиме постоянного пользования. Потребность предприятия в собственном оборотном капитале является объектом планирования и отражается в его финансовом плане.

Заемные оборотные средства формируются в форме банковских кредитов, а также кредиторской задолженности. Они предоставляются предприятию во временное пользование. Одна часть платная (кредиты и займы), другая – бесплатная (кредиторская задолженность). Потребность предприятия в заемных оборотных средствах также является объектом планирования и отражается в бизнес – плане (стратегия финансирования).

В различных странах между собственным и заемным капиталом используются различные соотношения (нормативы). В России применяется соотношение 50/50, в США 60/40, а в Японии 30/70.

Рациональное формирование использование оборотных средств оказывает влияние на ход производства, на финансовые результаты и финансовое состояние предприятия. позволяя достичь успеха с минимально необходимыми в данных условиях размерами оборотных средств.

Кредиты могут предоставляться: правительственными учреждениями, страховыми компаниями, коммерческими банками, индивидуальными инвесторами.

Наряду с банковскими кредитами источниками финансирования оборотных средств являются денежные ресурсы финансового рынка, такие как коммерческие кредиты других предприятий и организаций, оформление в виде займов, векселей, товарного кредита и авансового платежа.

В процессе кругооборота оборотных средств источники их формирования, как правило, не различаются. Но это не означает, что система формирования таких средств и ее политика не оказывают влияния на скорость оборота и эффективность использования оборотных средств.

Избыток оборотных средств будет означать, что часть капитала предприятия бездействует и не приносит дохода. Вместе с тем недостаток оборотного капитала будет тормозить ход производственного процесса, замедляя скорость хозяйственного оборота средств предприятия. Конъюнктура рынка постоянно меняется. Поэтому потребности предприятия в оборотных средствах не стабильны. Поэтому основной задачей политики управления процессом формирования оборотных средств является обеспечение эффективности использования привлеченных заемных средств.

Потребность предприятия в оборотных средствах зависит от множества факторов:

· Объемов производства и реализации.

· Вида бизнеса (характера деятельности предприятия).

· Длительности производственного цикла.

· Структуры капитала.

· Учетной политики предприятия и системы расчетов

· Условий и практики кредитования хозяйственной деятельности предприятий.

· Уровня материально-технического обеспечения.

· Видов и структуры потребляемого сырья.

· Темпов роста объемов производства и реализации продукции предприятий.

· Искусства менеджеров и бухгалтеров и других факторов.

Точный расчет потребности предприятия в оборотных средствах необходимо вести из расчета пребывания оборотных средств в сфере производства и сфере обращения, которое зависит от перечисленных выше факторов.

Время пребывания оборотных средств в производстве охватывает:

-время, в течение которого оборотные средства производства находятся в процессе непосредственного функционирования (идет обработка);

-время перерывов в процессе производства, не требующих затрат рабочей силы;

-время, в течение которого оборотные средства производства пребывают в состоянии запасов.

Время пребывания рабочих средств в сфере обращения охватывает время нахождения их в форме:

-остатков нереализованной продукции;

-денежных средств в кассе предприятия,

-на счетах в банках,

-и в расчетах с хозяйствующими субъектами.

Общее время оборота оборотных средств (длительность или скорость оборота) складывается из времени их пребывания в сфере производства и сфере обращения. Скорость оборота оборотных средств характеризует уровень производственного потребления оборотных средств. Чем выше скорость оборота, тем меньше потребность предприятия в оборотных средствах. Это достигается за счет:

-ускорения процесса реализации продукции;

-уменьшения затрат на производство;

-и снижения себестоимости продукции.

Известны три метода расчета нормативов оборотных средств: аналитический, метод прямого счет, коэффициентный метод.

Аналитический, или опытно-статистический метод нормирования отражает сложившуюся практику организации производства, снабжения и сбыта. Сущность его состоит в том, что при анализе имеющихся товарно-материальных ценностей корректируются их фактические запасы и исключаются излишние и ненужные ценности.

Метод прямого счета предусматривает научно- обоснованный расчет запасов по каждому элементу оборотных средств в условиях достигнутого организационно-технического уровня предприятий с учетом всех изменений, происходящих в развитии техники и технологии, в организации производства, транспортировке товарно-материальных ценностей и в области расчетов.

При коэффициентном методе в сводный норматив предшествующего периода вносятся поправки на планируемое изменение объема производства и на ускорение оборачиваемости средств. Применение дифференцированных коэффициентов по отдельным элементам оборотных средств допустимо, если нормативы уточняются путем прямого счета.

Основным методом нормирования является метод прямого счета по каждому элементу оборотных средств в отдельности. Общие нормативы собственных оборотных средств определяются в размере их минимальной потребности для образования необходимых для выполнения планов (прогнозов) производства и реализации продукции запасов сырья, материалов, топлива. МБП (малоценных и быстроизнашивающихся предметов), незавершенного производства, готовых изделий (товаров), на расходы будущих периодов, а также для осуществления расчетов в установленные сроки.

Нормирование оборотных средств заключается:

1)в разработке и установлении норм запасов всех оборотных средств по отдельным видам товарно-материальных ценностей, выраженных, как правило, в днях;

2)в разработке нормативов собственных оборотных средств в целом и для каждого их элемента в денежном выражении.

Нормы запасов оборотных средств применяются в течении ряда лет для расчетов готовых нормативов. Они уточняются по отдельным видам материальных ценностей при составлении годовых финансовых планов в случае существенного изменения условий производства, снабжения и сбыта.

Норматив собственных оборотных средств каждого предприятия определяется следующими основными показателями:

1)Объемом производства и реализации продукции.

2)Затратами на производство, хранение и реализацию продукции.

3)Нормами запаса оборотных средств (нормами оборотных средств) по отдельным видам товарно-материальных ценностей и затрат, выраженных в ДНЯХ.

Общая формула расчета норматива отдельного элемента оборотных средств может быть выражена так:

Оэл

Нэл=------*Нэл.

Тд

Где Нэл – норматив собственных оборотных средств по элементу;

Нэл. – норма оборотных средств по данному элементу;

Оэл – оборот (расход, выпуск) по данному элементу за период;

Тд – продолжительность периода в днях (значит Оэл/Тд однодневный расход данного элемента).

Однодневным расходом для отдельных элементов производственных запасов считается сумма затрат по соответствующей статье производства за квартал, деленная на 90.

В финансовом плане предприятия отражаются конечные итоги плановых расчетов по всему кругу показателей, характеризующих получение разных видов финансовых ресурсов и направления их использования. Баланс доходов и расходов предприятия структурно состоит из следующих четырех разделов.

Раздел 1. «Доходы и поступления средств», куда включаются все финансовые ресурсы предприятия, кроме полученных от банков и государства (из бюджетных и внебюджетных фондов). В составе показателей этого раздела выделяются: прибыль от основной деятельности, прибыль от инвестиционной деятельности, проценты и дивиденды по ценным бумагам, доходы по договорам за работы научно-исследовательского характера, амортизационные отчисления, выручка от реализации выбывшего имущества, прирост устойчивых пассивов и т.д.

Раздел 2. «Расходы и отчисления средств». Он отражает использование финансовых ресурсов на расширение производства, экономическое стимулирование лучших результатов деятельности, операционные и прочие расходы. Поскольку денежные расходы, связанные с производством и реализацией продукции, не требуют дополнительного привлечения финансовых ресурсов сверх авансированных ранее, они в финансовый план не включаются. По разделу 2 проходят: капитальные вложения, отчисления в фонды экономического стимулирования, расходы на приобретение ценных бумаг, отчисления в различные благотворительные фонды и т.п.

Раздел 3. «Кредитные взаимоотношения предприятий с банковскими учреждениями», где фиксируются полученные предприятием ссуды, их возврат и уплата процентов за пользование кредитами. Этот раздел состоит из двух частей: в доходной отражают получаемые предприятием ссуды, а в расходной – их постепенное погашение и уплата процентов за пользование ими.

Раздел 4. «Взаимоотношения предприятия с бюджетом и внебюджетными фондами», состоящий по аналогии с предыдущим разделом из двух частей, - доходной и расходной. В этот раздел включены, с одной стороны, налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а с другой – получаемые ассигнования. Специфика 4 раздела заключается в том, что он вместе с разделом 3 является балансирующим: превышение платежей в бюджет и внебюджетные фонды над полученными ассигнованиями должно точно соответствовать разнице между доходами (раздел 1) и расходами (раздел 2) с учетом сальдо кредитных взаимоотношений (раздел 3).

Финансовый план составляется на год с поквартальной разбивкой и служит необходимым условием для рациональной организации работы во всех областях финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Для финан­совых планов различают долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное финансовое планирование. Чем больше период планирования, тем выше неопределенность. Дол­госрочное планирование обычно охватывает периоды дли­тельностью от 5 до 10 лет. Среднесрочное планирование конкретизирует ориентиры, определенные долгосрочным планированием. Оно рассчитано на более короткий период (от трех до пяти лет).

Краткосрочное планирование — это обычно планы на год. Краткосрочные планы включают конкретные спо­собы использования ресурсов, необходимых для достиже­ния целей, определенных в долгосрочных и среднесрочных планах. Содержание краткосрочных планов детализируется по кварталам и месяцам.

В качестве современной технологии бюджетного плани­рования выступает система бюджетирования.Бюджетиро­вание - это система краткосрочного планирова­ния, учета и контроля ресурсов и результатов деятельности коммерческой организации по центрам ответственности и (или) сегментам бизнеса, позволяющая анализировать прогнозируемые и полученные экономические показатели в целях управления бизнес-процессами.

Бюджетирование позволяет согласовать деятельность подразделений внутри компании и подчинить ее общей стратегической цели. Бюджеты охватывают все стороны хозяйственной деятельности и включают плановые и отчет­ные (фактические) данные. В бюджетах отражены цели и задачи компании. Поэтому в процессе бюджетирования обеспечивается текущий контроль за решениями и процедурами по достижению запланированных финансовых пока­зателей в результате образования, распределения и исполь­зования хозяйственных средств компании на всех стадиях ее создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, а также в результате формирования и изменения стоимост­ных оценок и пропорций активов и пассивов компании.

Бюджетная модель компании зависит от ряда факто­ров. Во-первых, важна отраслевая специфика деятель­ности предприятия. Во-вторых, при построении бюд­жетной модели необходимо учитывать бизнес-процессы, существующие в компании. В-третьих, нужно обратить внимание на информационные потребности менеджеров предприятия.

По масштабности поставленной целиразличается стратегическое, тактическое и оперативное финансовое планирование. Стратегический план — план развития биз­неса в долгосрочном периоде. Он отражает приоритетные направления использования финансовых ресурсов. Теку­щие планы призваны детализировать показатели страте­гического плана; они содержат финансовую оценку каждого направления деятельности предприятия. Объектом финансового планирования служат все виды деятельности предприятия и ликвидности: текущая (операционная), инвестиционная финансовая. Оперативные планы отражают тактику предприятия (план производства, план закупки материалов). Планирование финансовых показателей осуществляют с помощь нескольких методов. Методы финансового планирования представляют собой конкретные приемы и способы осуществления плановых расчетов.

Процесс финансового планирования обычно начинаете с применения метода прогноза продаж, так как правильно определенный прогноз служит основой для организации производственного процесса, эффективного распределения средств, контроля над запасами. Период прогноза продаж увязывается с общим плановым периодом. Обычно прогнозы продаж составляются на один год и на пять лет Годичные прогнозы продаж разбиты на квартальные и месячные. Прогнозы продаж могут быть выражены как в денежных, так и в натуральных единицах.

Метод баланса денежных расходов и поступленийсчита­ется одним из самых важных при составлении финансового раздела бизнес-плана. Цель составления такого баланса — оценка синхронности поступления и расходования денеж­ных средств для обеспечения достаточности на отдельном временном отрезке денежных поступлений. Нехватка денежных средств в конкретный момент вызывает непла­тежи и даже угрозу несостоятельности. Задержка же пла­тежей может привести к уплате штрафов и пени. Баланс денежных потоков составляется в виде таблицы, в которой отражаются данные о наличии денежных средств на начало периода, их поступление и расходование в самом периоде, и данные о наличии денежных средств на конец периода.

В ряде случаев для определения потребности в капитале применяется метод регрессионного анализа,посредством которого можно оценить зависимость некоторой величины от другой или нескольких других величин. Например, рег­рессионный анализ позволяет рассматривать потребности в финансировании как функцию от объема продаж.

Метод прогнозируемого баланса активов и пассивовпредприятия дает возможность оценить, насколько запла­нированные активы предприятия обеспечены источниками формирования. По форме баланс активов и пассивов имеет структуру бухгалтерского баланса.

Метод расчета точки безубыточностипозволяет опре­делить объемы производства и продаж товара с точки зрения обеспечения безубыточности, а также принимать решен» о целевых размерах прибыли. Суть метода состоит в поиск нулевой прибыли, точки безубыточности, которая означает, что валовой доход от продаж предприятия равен ее валовым издержкам. Точку безубыточности можно рассчитать как в физических, так и в денежных единицах.

Применение данных методов финансового планирова­ния зависит от целей и горизонта планирования, а также наличия у предприятия соответствующей информационной базы.

Для большинства компаний наиболее значимое огра­ничение — доступный объем платежеспособного спроса в соответствии с которым формируется бюджет продаж компании. В этом случае все остальные составляющие сводного бюджета зависят от бюджета продаж. Но такая ситуация характерна только для так называемого рынка покупателей, где предложение превышает спрос. Для нена­сыщенных рынков действуют другие ограничения, напри­мер производственные мощности компании или доступ­ность сырья и материалов.

На бюджетную модель влияют также требования, предъ­являемые собственниками или топ-менеджерами компании, например, установленные уровни рентабельности, ликвид­ности, капитализации и т.д.

Если у компании нет четко выработанных стратегических целей, то ее система бюджетирования не будет эффектив­ной. Поэтому перед тем как создавать бюджетную модель, руководство должно четко определить цели и показатели, характеризующие их достижение. А бюджетная модель компании должна содержать бюджеты, в которые входят стратегические показатели или другие (зачастую нефинан­совые) данные, позволяющие их рассчитать.

В зависимости от фазы развития компании наибольшее внимание менеджмент уделяет различным видам бюд­жета. Например, на стадии роста бизнеса или этапе выхода на новый для компании рынок акцент делается на доходную часть бюджета. Это время для активных инвестиций и достижения максимального объема продаж. В компаниях, достигших «зрелого» этапа развития, большее внимание уделяется минимизации расходов, что ведет к макси­мальной детализации расходных статей и формированию отдельного бюджета для каждого подразделения.

Состав и классификация формируемых бюджетов варь­ируются в зависимости от компании, но в любом случае в бюджеты можно объединить в четыре группы: операционные, инвестиционные, финансовые, сводные.

Система операционных бюджетоввключает в се бюджеты: продаж, запасов готовой продукции, производства, прямых материальных затрат (бюджет закупкиматериалов и бюджет производственных запасов), прямых производственных (операционных) затрат, общепроизвод­ственных расходов, себестоимости реализованной продук­ции, коммерческих расходов и бюджет управленческих рас­ходов и т.д. Назначение операционного бюджета — увязка натуральных показателей планирования со стоимостными; определение наиболее важных пропорций, ограничений и допущений, которые следует учитывать при составлении основных бюджетов.

Процесс планирования начинается с составления опера­ционных бюджетов, а именно с бюджета продаж. Практи­чески вся система внутрифирменного планирования бази­руется на показателе объема продаж. Даже незначительное отклонение запланированного объема продаж от фактиче­ского может привести к серьезным отклонениям основного бюджета от факта. Прогноз объема продаж осуществля­ется на основании анализа и обсуждения различных микро- и макроэкономических факторов, в том числе описывае­мых статистическими данными. Во многих случаях объем продаж ограничивается имеющимися производственными мощностями.

Инвестиционные бюджетывключают в себя бюджет капитальных вложений и инвестиций, бюджет реализации внеоборотных активов, бюджет долевых инвестиций, бюд­жет инвестиционных поступлений, бюджет инвестицион­ных выплат и др.

В группу финансовых бюджетоввходят бюджет привле­каемых кредитов и займов, бюджет движения собственного капитала, бюджет выданных займов, бюджет краткосроч­ных финансовых вложений.

Сводные бюджетыпредставлены бюджетом денеж­ных средств, бюджетом прибылей и убытков и балансом предприятия.

Бюджет денежных средств отражает будущие платежи и поступления. Он показывает ожидаемое конечное сальдо на счете денежных средств каждый месяц планируемого периода. Большое сальдо на счете денежных средств говорит о неэффективном использовании средств. Низкий уро­вень может указывать на то, что организация не в состоянии расплатиться по текущим обязательствам.

Формирование бюджета прибылей и убытков ориентировано на определение финансового результата деятельности предприятия в прогнозном периоде.

Последним шагом в процессе бюджетирования является разработка прогнозного баланса для предприятия в целом Прогнозный баланс позволяет выполнить прогнозную оценку финансового состояния предприятия путем расчета финансовых показателей.

Система бюджетирования позволяет координировать работу предприятия в целом; оказывает положительное воз­действие на мотивацию и настрой коллектива, поскольку помогает работникам в достижении общего результата. Текущий анализ бюджетов позволяет своевременно вно­сить корректирующие изменения в деятельность подразде­лений предприятия. Кроме того, система бюджетирования служит инструментом сравнения достигнутых и желаемых результатов.

 

5. КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА

Кредитная система – это объединение банковского сектора и небанковских кредитно-финансовых институтов.

Кредитная организация— юридическое лицо, основной
целью деятельности которого является извлечение прибыли
на основе осуществления банковских операций.

Банковская систем а — совокупность кредитных организаций и центрального банка, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма.

Цель функционирования банковской системы:

— обеспечение экономического роста;

— воздействие на инфляцию;

— регулирование платежного баланса.

В Российской Федерации кредитные организации соз­даются как хозяйственные общества (ОАО, ЗАО, ОДО), в виде банков или небанковских кредитных организаций.

Банк— кредитная организация, имеющая исключитель­ное право на осу




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 36859; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.442 сек.