Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности заполнения добавочных листов




Все графы добавочного листа перенумерованы. Декларант заполняет графу добавочного листа по тем же правилам, что и графу основного листа с тем же номером. Исключение составляет графа, имеющая сразу два номера. Это графа 2 – «Отправитель», она же графа 8 – «Получатель». В эту графу заносится информация только о Российской стороне оформляемой поставки. Таким образом, при экспорте здесь обычно указывается информация об отправителе, а при импорте о получателе.

 

«Таможенное оформление»

 

1. Понятие и виды таможенного оформления

Товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу России, подлежат таможенному оформлению.

Под таможенным оформлением следует понимать совокупность тамо­женных операций, совершаемых отдельными лицами и таможенными орга­нами, в отношении перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств в целях определения таможенного статуса указанных товаров (транспортных средств) и для применения в их отношении таможен­ных пошлин (налогов), запретов и ограничений, предусмотренных Таможен­ным кодексом и законодательством о государственном регулировании внеш­неэкономической деятельности.

Цель таможенного оформления — помещение товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим.

Таможенному оформлению посвящены главы 8—16 ТК РФ (ст. 58—154). Таможенное оформление осуществляется российскими таможенными орга­нами в соответствии с рядом принципов, обозначенных в Кодексе. В теории нет единства относительно этих принципов, однако среди них можно выде­лить принципы законности, равенства всех участников внешнеэкономиче­ской деятельности, языка и возмездности.

Принцип законности. Таможенное оформление производится в порядке, определяемом ТК и принимаемыми в соответствии с ним иными правовыми актами России, нормативными правовыми актами федерального министер­ства и правовыми актами федеральной службы, уполномоченной в области таможенного дела. Требования таможенных органов при производстве та­моженного оформления должны быть обоснованы и ограничены требова­ниями, установленными в соответствии с ТК для обеспечения соблюдения российского таможенного законодательства.

Принцип равенства всех участников внешнеэкономической деятельно­сти. Таможенные операции равно применяются независимо от страны про­исхождения товаров, страны отправления и назначения товаров. Однако по­рядок и технологии производства таможенного оформления устанавливают ся федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу, вида транспорта, используемого для такого перемещения (воздуш­ный, морской (речной), железнодорожный и др.), категорий лиц, перемещаю­щих товары и транспортные средства.

Для определенных категорий товаров может быть установлен перво­очередной порядок таможенного оформления. В частности, он устанавлива­ется при ввозе на таможенную территорию России и вывозе с этой террито­рии товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедст­вий, аварий и катастроф, а также товаров, подвергающихся быстрой порче, живых животных, радиоактивных материалов, международных почтовых от­правлений и экспресс-грузов, сообщений и иных материалов для средств массовой информации и др.

Кроме того, для отдельных категорий лиц (ст. 68 ТК РФ) могут быть вве­дены определенные преференции при осуществлении таможенного оформ­ления товаров, такие, как:

подача периодической таможенной декларации (ст. 136);

выпуск товаров при представлении сведений, необходимых для иден­тификации товаров (ст. 150);

проведение таможенного оформления на объектах таких лиц, хране­ние товаров на своих складах и др.

Принцип языка. Таможенное оформление, включая заполнение доку­ментов, необходимых для таможенного оформления, производится на русском языке, за исключением случаев, предусмотренных Таможенным кодексом. Федеральное министерство, уполномоченное в области тамо­женного дела, вправе определять иные случаи, в которых таможенные органы могут принимать и использовать для таможенных целей докумен­ты и сведения на иностранных языках, которыми владеют должностные лица таможенных органов.

Принцип возмездности. Согласно требованию закона за таможенное оформление взимаются таможенные сборы в соответствии с Таможенным кодексом.

Порядок и технология производства таможенного оформления устанав­ливаются в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможен­ную границу, вида транспорта, используемого для такого перемещения (мор­ской (речной), воздушный, железнодорожный и др.), категорий лиц, переме­щающих товары и транспортные средства (ст. 59 ТК РФ).

При ввозе товаров таможенное оформление начинается в момент пред­ставления таможенному органу предварительной таможенной декларации либо документов в соответствии со статьей 72 ТК РФ, а в случаях, преду­смотренных Кодексом, — устного заявления либо совершения иных дейст­вий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление. При вывозе товаров — в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных Кодексом, — устного заявления

либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осу­ществить таможенное оформление.

Завершается таможенное оформление совершением таможенных опе­раций, необходимых для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действий этого режима, если такой режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей (ст. 60 ТК).

Статья 61 ТК РФ касается разрешения таможенного органа на совер­шение таможенных операций. Если в соответствии с Кодексом на соверше­ние отдельных таможенных операций требуется разрешение таможенного органа, такое разрешение выдается незамедлительно, сразу после того, как уполномоченное должностное лицо таможенного органа убедится, что уста­новленные Таможенным кодексом условия, необходимые для получения та­кого разрешения, выполнены, но не позднее срока проверки таможенной декларации, иных документов и проверки товаров.

Согласно статье 62 ТК РФ таможенное оформление товаров произво­дится в местах нахождения таможенных органов во время их работы. По мо­тивированному запросу декларанта либо иного заинтересованного лица от­дельные таможенные операции при производстве таможенного оформления могут совершаться вне мест нахождения и вне времени работы таможенных органов в соответствии со статьями 406 и 407 ТК РФ.

Места таможенного оформления ввозимых товаров зависят от видов транспорта, которым эти товары перемещаются через таможенную границу. Оформление товаров, ввозимых в Россию железнодорожным транспортом, осуществляется таможенным органом, в регионе деятельности которого на­ходится пограничная передаточная станция; ввозимых автомобильным транспортом — в пункте пропуска через государственную границу; ввозимых морским (речным) и воздушным транспортом — в местах ввоза на таможен­ную территорию (морских (речных) портах и аэропортах). В ряде случаев до­пускается отступление от изложенного правила.

Следует сказать о документах и сведениях, которые обязаны представ­лять таможенным органам при таможенном оформлении. Перечни докумен­тов и требования к сведениям, необходимым для таможенного оформления, применительно к конкретным таможенным процедурам и таможенным ре­жимам устанавливаются федеральным таможенным законодательством, подлежат официальному опубликованию и вступают в силу не ранее чем по истечении 90 дней со дня их официального опубликования.

В случае отказа таможенного органа в принятии необходимых докумен­тов этот орган уведомляет лицо, представившее эти документы, о причинах отказа. По запросу этого лица таможенный орган предоставляет указанное уведомление в письменной форме (ст. 63 ТК РФ).

При процедуре таможенного оформления имеют право присутствовать лица, обладающие полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, или их представители (ст. 64 ТК РФ).

Таможенное оформление, включая заполнение таможенных докумен­тов, необходимых для таможенных целей, производится на русском языке, за исключением случаев, предусмотренных Таможенным кодексом.

Таможенное оформление может быть завершено только после осуще­ствления санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветери­нарного и других видов государственного контроля ввоза товаров на тамо­женную территорию России или их вывоза с этой территории, если товары подлежат такому контролю в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами (ст. 66 ТК РФ).

Особо пристального внимания заслуживают нормы, закрепленные в статьях 67 и 68 Кодекса, которые отражают принцип построения системы та­моженного оформления. Планируется, что таможенные органы будут осуще­ствлять не тотальный контроль за товарами и транспортными средствами, как это происходило раньше, а работать выборочно по тем товарам, которые составляют группу риска. В частности, статья 67 предусматривает возмож­ность применения упрощенных процедур в отношении отдельных категорий товаров, а статья 68 определяет специальные, упрощенные процедуры тамо­женного оформления для отдельных категорий лиц.

В статье 68 также установлены требования к участникам внешнеэконо­мической деятельности, при соблюдении которых таможенный орган уста­навливает данные упрощенные процедуры таможенного оформления. Так, лицо, претендующее на упрощенные процедуры, должно:

не иметь на день обращения в таможенный орган о применении в от­ношении, его вступивших в силу неисполненных постановлений по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, преду­смотренных статьями 16.1,16.2,16.3,16.9,16.15,16.17,16.18,16.20, 16.22

КоАП РФ;

вести систему учета в порядке, определяемом ФТС России, своей коммерческой документации способом, позволяющим таможенным орга­нам сопоставлять сведения, содержащиеся в ней, и сведения, предостав­ленные таможенным органам при производстве таможенного оформления товаров;

осуществлять внешнеэкономическую деятельность не менее трех

лет.

Эти упрощенные процедуры могут предусматривать для лиц, осуществ­ляющих ввоз товаров на таможенную территорию РФ, подачу периодиче­ской таможенной декларации, выпуск товаров при представлении сведений, необходимых для идентификации товаров, проведение таможенного оформ­ления на объектах такого лица, хранение на своем складе и др. Однако спе­циальные, упрощенные процедуры ни в коей мере не освобождают этих лиц от обязанностей полно и своевременно уплачивать таможенные платежи, соблюдать запреты и ограничения, установленные российским законода­тельством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, и соблюдать таможенный режим.

 

 

2. Прибытие товаров на таможенную территорию

Российской Федерации

Глава 9 ТК РФ (ст. 69—78) регулирует действия лиц и таможенных орга­нов, которые предшествуют основному таможенному оформлению и поме­щению товаров (транспортных средств) под конкретный таможенный режим в связи с прибытием товаров на таможенную территорию РФ. Главой 9 ТК РФ установлен четкий и закрытый перечень документов, которые вправе требовать таможенные органы при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию России.

Перечень документов и сведений, которые необходимо представить, за­висит от вида транспорта, на котором осуществляется международная пере­возка. При этом на основании статьи 63 ТК РФ таможенные органы не впра­ве требовать иных дополнительных документов, не предусмотренных в Ко­дексе, но имеют право только сокращать перечни этих сведений, что соответствует интересам участников внешнеэкономической деятельности. Согласно статье 72 ТК РФ при представлении перевозчиком документов, со­ставленных на иностранных языках, таможенные органы при необходимости вправе потребовать перевода на русский язык только тех сведений, которые предусмотрены Таможенным кодексом.

Кодексом подробно регламентирован перечень документов и сведений, предоставляемых при международной перевозке морским (речным) транс­портом (ст. 74), воздушным транспортом (ст. 75), железнодорожным транс­портом (ст. 76).

Согласно статье 69 прибытие товаров и транспортных средств на тамо­женную территорию России допускается в пунктах пропуска через государ­ственную границу во время работы таможенных органов. В иных местах то­вары и транспортные средства могут прибывать на ее таможенную террито­рию в соответствии с законодательством о Государственной границе Российской Федерации. Правительство России вправе устанавливать пунк­ты пропуска через государственную границу для прибытия на таможенную территорию нашей страны отдельных видов товаров.

Перевозчик после пересечения таможенной границы обязан доставить ввезенные им товары и транспортные средства в пункт пропуска или иные места, указанные выше (места прибытия), и предъявить их таможенному ор­гану. При этом не допускается изменения состояния товаров или нарушение их упаковки, а также изменение, удаление, уничтожение или повреждение наложенных пломб, печатей или иных средств идентификации.

Положения статьи 69 ТК РФ не распространяются на товары, перевози­мые морскими (речными), воздушными судами, пересекающими таможенную территорию Российской Федерации без остановки в порту или аэропорту, ко­торые расположены на таможенной территории России. В соответствии со статьей 71 ТК РФ администрация пункта пропуска через Государственную границу России (аэропорта, аэродрома, морского, речного порта, железнодорожного вокзала, станции) предварительно уведомляет таможенные ор­ганы о месте и времени прибытия транспортных средств в пункт пропуска через Государственную границу России.

В силу статьи 72 ТК РФ при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные статьями 71—76 ТК РФ, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществлялась международ­ная перевозка. Перевозчик также вправе представить документы и сведе­ния таможенному органу до фактического прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию России. От имени перевозчика доку­менты и сведения могут быть представлены любым лицам, действующим по его поручению.

После прибытия товаров и представления соответствующих докумен­тов и сведений товары могут быть разгружены или перегружены, помещены на склад временного хранения (гл. 12 ТК РФ), заявлены к определенному та­моженному режиму либо к внутреннему таможенному транзиту (гл. 10 ТК РФ).

Согласно статье 77 Кодекса с момента предъявления товаров в месте их прибытия такие товары приобретают статус находящихся на временном хранении; срок временного хранения составляет два месяца. По истечении предельного срока временного хранения таможенные органы распоряжают­ся указанными товарами в соответствии с главой 41 ТК РФ.

3. Внутренний таможенный транзит

В соответствии со статьей 79 ТК внутренний таможенный транзит— это таможенная процедура, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории России без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений экономического характера, установ­ленных в соответствии с российским законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Эти перевозки могут осуще­ствляться любым перевозчиком, в том числе таможенным.

К случаям, когда проводится внутренний таможенный транзит, относит­ся перевозка:

товаров из места их прибытия до места нахождения таможенного ор­гана назначения;

из места нахождения товаров при их декларировании до места выво­за с таможенной территории России;

между складами временного хранения, таможенными складами;

в иных случаях перевозки иностранных товаров по таможенной тер­ритории России, если на эти товары не предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей (п. 2 ст. 79 ТК РФ).

Если воздушное судно во время совершения регулярного международ­ного рейса в месте прибытия товаров совершает промежуточную или выну­жденную (техническую) посадку без частичной выгрузки товаров, а товары перевозятся трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, процедура внутреннего таможенного транзита не применяется. В соответствии со статьей 80 ТК РФ таможенный транзит может быть осуществлен, если:

ввоз товаров в Россию не запрещен в соответствии с российским за­конодательством;

в отношении ввозимых товаров проведены пограничный контроль и иные виды государственного контроля в месте их прибытия в случае, когда товары подлежат такому контролю в соответствии с российским законода­тельством в месте их прибытия;

в отношении товаров предоставлены разрешения и (или) лицензии в случае, когда в соответствии с российским законодательством перемещение этих товаров по таможенной территории России допускается при наличии разрешений и (или) лицензий;

в отношении товаров представлена транзитная декларация;

обеспечена идентификация товаров;

транспортное средство оборудовано надлежащим образом в случае, когда товары перевозятся под таможенными пломбами и печатями;

приняты меры по обеспечению соблюдения российского таможенного законодательства.

При соблюдении этих требований лицо может получить письменное раз­решение соответствующего таможенного органа (таможенного органа отправления) на проведение внутреннего таможенного транзита в соответст­вии с установленной в законе процедурой.

Разрешение на внутренний таможенный транзит выдается следующим категориям лиц:

перевозчику;

экспедитору, если он является российским лицом;

лицу, которое будет осуществлять хранение товаров или проведение с товарами других операций в соответствии с требованиями ТК РФ в месте доставки.

В обязанности лица, осуществляющего перевозку груза в соответствии с внутренним таможенным транзитом, входит:

—доставка товаров и документов на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определен­ным маршрутам, если они установлены или заявлены;

— обеспечение сохранности товаров, таможенных пломб и печатей ли­бо иных средств идентификации, если они использовались;

— недопущение перегрузки, выгрузки, погрузки и иных грузовых опера­ций с товарами без разрешения таможенных органов, за исключением пере­грузки товаров на другое транспортное средство в случае, предусмотренном пунктом 1 ст. 89 ТК РФ.

При выдаче разрешения на внутренний таможенный транзит таможен­ный орган отправления устанавливает срок внутреннего таможенного тран­зита и определяет место доставки товаров. Предельный срок не может превышать срок, определяемый из расчета 2000 км за один месяц, в случае, ес­ли перевозка осуществляется автомобильным, железнодорожным, морским (речным) транспортом, а в случае, если перевозка осуществляется воздуш­ным транспортом, этот срок не может превышать три дня со дня получения разрешения на внутренний таможенный транзит. Место доставки товаров определяется таможенным органом отправления на основании сведений о пункте назначения, указанном в транспортных (перевозочных) документах. Обычно это зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельно­сти таможенного органа назначения. Как правило, товары, перевозимые из места их прибытия, доставляются в место нахождения таможенного органа.

Разрешение на внутренний таможенный транзит выдается после предъявления товаров таможенному органу отправления сразу после того, как этот таможенный орган убедится в соблюдении условий, установленных статьей 80 ТК РФ, но не позднее трех дней со дня принятия транзитной дек­ларации.

Транзитная декларация принимается таможенным органом отправле­ния в день ее подачи, если она отвечает всем установленным требованиям. В качестве транзитной декларации таможенный орган отправления прини­мает любые коммерческие, транспортные (перевозочные) документы и (или) таможенные документы, содержащие следующие сведения:

о наименовании и месте нахождения отправителя (получателя) това­ров в соответствии с транспортными документами;

о стране отправления (стране назначения) товаров;

о наименовании и месте нахождения перевозчика товаров либо экс­педитора, если разрешение на внутренний таможенный транзит полу­чает экспедитор;

о транспортном средстве, на котором товары перевозятся по тамо­женной территории России, а при осуществлении перевозки автомо­бильным транспортом — о водителе транспортного средства;

о видах или названиях, количестве, стоимости товаров в соответст­вии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами, весе или об объеме, о кодах товаров в соответствии с ТН ВЭД на уровне не менее чем первых четырех знаков;

об общем количестве грузовых мест;

о пункте назначения товаров;

планируемой перегрузке товаров или других грузовых операциях в пути;

о планируемом сроке перевозки товаров;

о маршруте, если перевозка товаров должна осуществляться по оп­ределенным маршрутам.

В случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, в качестве транзитной декларации используются документы, оформленные в соответствии с этими договорами. О принятии в качестве транзитной декларации документов должностным лицом таможенного органа на них делается отметка по форме и в порядке, которые определяются ФТС России.

В целях обеспечения возможности обнаружения таможенным органом назначения следов изъятия товаров, вложения товаров в транспортное средство или совершения с товарами каких-либо операций таможенный ор­ган отправления осуществляет идентификацию товаров, помещаемых под таможенную процедуру внутреннего таможенного транзита (накладывает пломбы, печати на транспортное средство, проставляет штампы, берет про­бы и пр.).

Таможенный орган отправления вправе принять одну или несколько из следующих мер по обеспечению соблюдения российского таможенного зако­нодательства при внутреннем таможенном транзите:

обеспечение уплаты таможенных платежей в отношении иностран­ных товаров в размерах, соответствующих сумме ввозных таможенных по­шлин, налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске товаров для сво­бодного обращения. Если сведений о товарах, представленных для целей внутреннего таможенного транзита, недостаточно для исчисления суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, размер обеспечения уплаты тамо­женных платежей определяется в порядке, предусмотренном статьей 338 ТКРФ;

таможенное сопровождение; определение маршрутов транзита.

Таможенные органы не требуют применения этих мер, если перевозка товаров осуществляется таможенным перевозчиком.

Таможенный орган, в котором завершается внутренний таможенный транзит, оформляет его в возможно короткие сроки, но не позднее 24 часов с момента регистрации прибытия транспортного средства, если этим таможен­ным органом при проверке документов и идентификации товаров не были вы­явлены нарушения российского таможенного законодательства. Это оформ­ляется посредством выдачи перевозчику свидетельства о завершении внут­реннего таможенного транзита по форме, определяемой ФТС России.

Таможенный орган назначения обязан зарегистрировать прибытие транспортного средства в место доставки товаров в течение 2 часов с мо­мента представления перевозчиком всех необходимых по закону докумен­тов. К таковым относятся транзитная декларация, а также имеющиеся у не­го другие документы на товары, которые перевозчик обязан предоставить в течение 1 часа с момента прибытия транспортного средства в место достав­ки товаров; в случае прибытия вне установленного времени работы тамо­женного органа — в течение 1 часа с момента наступления времени начала работы этого таможенного органа. При перевозках товаров железнодорож­ным транспортом срок представления этих документов не может превышать 12 часов.

В месте доставки товаров до завершения внутреннего таможенного транзита транспортные средства размещаются в зоне таможенного контро­ля, в любое время суток.

Для завершения внутреннего таможенного транзита в таможенный ор­ган назначения наряду с так называемыми транзитными документами в те­чение суток после прибытия транспортного средства в место доставки това­ров представляются документы, подтверждающие принятие товаров.

4. Таможенный перевозчик: виды, права и обязанности

Таможенный перевозчик — это перевозчик, обладающий правом пере­возить товары, находящиеся под таможенным контролем, без таможенного сопровождения и уплаты таможенных платежей. Таможенным перевозчи­ком может быть российское юридическое лицо, включенное в Реестр тамо­женных перевозчиков.

Права и обязанности таможенного перевозчика, условия включения его в соответствующий реестр, отзыва свидетельства определяются в главе 11 ТК РФ (ст. 93-98).

Существуют три вида таможенных перевозчиков: зональный, регио­нальный и общероссийский. Зональный таможенный перевозчик—перевоз­чик, который осуществляет свою деятельность только в регионе деятельно­сти одной таможни. Региональным таможенным перевозчиком признается перевозчик, который осуществляет свою деятельность в регионе деятельно­сти нескольких таможен, подведомственных одному таможенному управле­нию. Общероссийским таможенным перевозчиком считается перевозчик, ко­торый осуществляет свою деятельность в регионе деятельности нескольких региональных таможенных управлений либо на всей территории России.

Таможенный перевозчик вправе ограничить регион своей деятельности регионом одного (нескольких) таможенного органа (таможенных органов).

Отношения таможенного перевозчика с отправителями товаров либо экспедиторами строятся на договорной основе. При этом согласно статье 93 ТК РФ не допускается отказ таможенного перевозчика от заключения до­говора при наличии у этого перевозчика возможности осуществить перевоз­ку товаров.

Согласно статье 94 ТК РФ предусматриваются следующие условия включения в реестр таможенных перевозчиков:

осуществление деятельности по перевозке грузов в течение не ме­нее 2 лет;

обеспечение уплаты таможенных платежей;

наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозке гру­зов, если такой вид деятельности лицензируется в соответствии с россий­ским законодательством;

владение (нахождение в собственности, хозяйственном ведении, опе­ративном управлении или в аренде) используемыми для перевозки товаров транспортными средствами, в том числе транспортными средствами, пригод­ными для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями;

наличие договора страхования риска своей гражданской ответствен­ности, которая может наступить вследствие причинения вреда товару, вверенному перевозчику по договору перевозки, или по причине нарушения обя­зательств, возникших из договора.

Страховая сумма не может быть менее 20 млн. руб.

Свидетельство о включении в Реестр таможенных перевозчиков дейст­вительно в течение 5 лет.

Обязанности таможенного перевозчика определены в статье 97 ТК РФ:

соблюдать условия и требования, установленные Таможенным ко­дексом в отношении перевозки товаров, находящихся под таможенным кон­тролем;

вести учет перевозимых товаров, находящихся под таможенным кон­тролем, и представлять в таможенные органы отчетность о перевозке таких товаров;

уплачивать таможенные пошлины, налоги в случае, предусмотрен­ном пунктом 1 ст. 90 ТК РФ;

соблюдать конфиденциальность информации, полученной от отпра­вителя товаров, их получателя или экспедитора.

Осуществляя свою деятельность, таможенный перевозчик несет всю полноту юридической ответственности перед таможенными органами до мо­мента фактической передачи товаров владельцу склада временного хране­ния в месте доставки либо фактической передачи товаров лицу, обладающе­му полномочиями в отношении этих товаров, с разрешения таможенного ор­гана назначения после доставки товаров в этот орган.

5. Временное хранение товаров и порядок его осуществления

Под временным хранением товара понимается таможенная процеду­ра, при которой иностранные товары хранятся без уплаты таможенных по­шлин, налогов и без применения к ним ограничений, установленных законо­дательством, до их выпуска в соответствии с определенным таможенным режимом либо до помещения товаров под иную таможенную процедуру (ст. 99 ТК РФ). Эта стадия таможенного оформления товара наступает сразу по пересечении грузом таможенной границы России.

Срок временного хранения товаров составляет два месяца, однако он может быть продлен до четырех месяцев по мотивированному запросу заин­тересованного лица. Товары, подвергающиеся быстрой порче, могут хра­ниться на складе временного хранения в пределах срока сохранения их ка­честв, позволяющих использовать такие товары по назначению, но не более четырех месяцев.

Исчисление срока временного хранения товаров начинается со дня их помещения на склад временного хранения либо со дня получения статуса то­варов, находящихся на временном хранении. В случае применения внутрен­него таможенного транзита исчисление срока временного хранения этих то­варов начинается заново со дня его завершения.

Временное хранение товаров осуществляется в основном на складах временного хранения (СВХ). Они являются зоной таможенного контроля. СВХ являются специально выделенные и обустроенные для этих целей по­мещения и (или) открытые площадки, соответствующие требованиям, уста­новленным Таможенным кодексом (см. ст. 107).

СВХ подразделяются на два типа: открытые и закрытые. В основу деле­ния положен критерий принадлежности товаров, помещенных на СВХ. Так, СВХ открытого типа доступны для хранения любых товаров и использования любыми лицами. СВХ закрытого типа предназначены для хранения товаров владельца склада или для хранения определенных товаров, ограниченных в обороте и (или) требующих особых условий хранения.

На СВХ могут быть помещены любые иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию России с нарушением установленных в соответ­ствии с законодательством запретов на ввоз. Необходимо лишь представить таможенным органам соответствующие документы. При этом товары, кото­рые могут причинить вред другим товарам или требуют особых условий хра­нения, должны храниться на складах или в отдельных помещениях СВХ, спе­циально приспособленных для хранения таких товаров, с соблюдением обя­зательных требований, установленных в соответствии с российским законодательством о техническом регулировании.

Для помещения товаров на СВХ используются документы:

— предусмотренные статьями 73—76 ТК РФ — в случае помещения товаров на СВХ, расположенный в месте прибытия товаров;

— предусмотренные статьей 81 — в иных случаях помещения товаров на СВХ.

В этих документах должны содержаться сведения о наименовании и месте нахождения отправителя (получателя) товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами, о стране отправления и стра­не назначения товаров, о названии товаров, об их количестве, о количестве грузовых мест, характере и способах упаковки и маркировки товаров, фак­турной стоимости, весе брутто товаров (в килограммах) либо об объеме то­варов (в кубических метрах), а также сведения о классификационных кодах товаров в соответствии с ТН ВЭД на уровне не менее чем первых четырех знаков.

В соответствии с законом лица, обладающие полномочиями в отноше­нии товаров, и их представители вправе совершать с товарами, находящи­мися на временном хранении, обычные операции, необходимые для обеспе­чения сохранности товаров в неизменном состоянии (в том числе осматри­вать и измерять товары, перемещать их в пределах СВХ). Однако такие операции не должны повлечь изменения состояния товаров, нарушения их упаковки и (или) изменения наложенных средств идентификации.

Для осуществления коммерческой деятельности в качестве владельца СВХ российское юридическое лицо должно быть включено в реестр вла­дельцев СВХ. (Положение о порядке включения в реестр владельцев СВХ утверждено приказом ГТК России от 26 сентября 2003 г. № 1070.) Владельцами СВХ могут быть также таможенные органы без включения их в реестр владельцев СВХ. Кстати, по закону не допускается отказ владельца СВХ (за исключением склада закрытого типа, используемого для хранения товаров владельца склада) от заключения договора при наличии у него возможности осуществить хранение товаров.

Условиями включения в реестр владельцев СВХ являются:

владение (нахождение в собственности или в хозяйственном ведении либо в аренде) помещениями и (или) открытым» площадками, предназначен­ными для использования в качестве СВХ и отвечающими установленным требованиям;

обеспечение уплаты таможенных платежей (ст. 339 ТК РФ);

наличие договора страхования риска своей гражданской ответствен­ности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам дру­гих лиц, находящимся на хранении, или нарушения иных условий договоров хранения с другими лицами.

Включение в реестр владельцев СВХ производится на основании заяв­ления лица, отвечающего требованиям, установленным ТК. На каждое тер­риториально обособленное помещение и (или) каждую территориально обо­собленную открытую площадку выдается отдельное свидетельство о вклю­чении в реестр владельцев СВХ. Каждое свидетельство действительно в течение пяти лет.

Владелец СВХ обязан:

соблюдать условия и требования, установленные Таможенным ко­дексом в отношении хранения товаров, находящихся под таможенным кон­тролем;

вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контро­лем, и представлять в таможенные органы отчетность о хранении таких то­варов;

обеспечивать сохранность товаров, находящихся на СВХ, и транс­портных средств, находящихся на прилегающей к нему территории, являю­щейся зоной таможенного контроля;

обеспечивать возможность круглосуточного размещения товаров и транспортных средств на СВХ либо на прилегающей к складу территории, являющейся зоной таможенного контроля;

обеспечивать невозможность доступа посторонних лиц к товарам и транспортным средствам, находящимся на СВХ или прилегающей к нему территории, без разрешения таможенного органа;

уплачивать таможенные пошлины, налоги в случае утраты товаров, хранящихся на СВХ, либо их выдачи без разрешения таможенного органа, а также в случае, если владельцем СВХ получено разрешение на внутренний таможенный транзит.

Владелец склада не несет ответственности за уплату таможенных по­шлин, налогов лишь в случае, если товары уничтожены либо безвозвратно утеряны вследствие аварии, действия непреодолимой силы или естествен­ной убыли при нормальных условиях хранения.

Что же касается случаев, когда владельцем СВХ является сам тамо­женный орган; то эти правоотношения подчиняются нормам гражданского законодательства с учетом требований Таможенного кодекса. Права, обя­занности и ответственность таможенных органов в связи с осуществлением этими органами хранения товаров вытекают из существа обязательств в со­ответствии с общими положениями о хранении, предусмотренными россий­ским гражданским законодательством, в том числе установленных Тамо­женным кодексом. В частности, таможенный орган несет ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов в случае утраты товаров, хранящих­ся на СВХ, за исключением случая, если товары уничтожены, безвозвратно утеряны вследствие аварии, действия непреодолимой силы или естествен­ной убыли при нормальных условиях хранения.

В зависимости от вида транспорта, которым перевозится груз, характе­ра груза, статуса получателя и иных случаев, установленных законом (а. 68 ТК РФ), законодатель допускает предоставление некоторых послаблений для помещения товаров на СВХ. Так, по запросу железной дороги допускает­ся временное хранение товаров, перевозимых железнодорожным транспор­том, до их разгрузки непосредственно в транспортных средствах, находя­щихся на железнодорожных путях этой железной дороги в местах, которые не являются СВХ и расположение которых согласовано с таможенными ор­ганами. Эти места являются зоной таможенного контроля. Железная дорога обязана обеспечить сохранность товаров и исключить доступ к ним посто­ронних лиц.

Согласно статье 117 ТК РФ с разрешения таможенного органа времен­ное хранение может осуществляться на складе получателя товаров в сле­дующих случаях:

при применении специальных упрощенных процедур для отдельных лиц;

при необходимости временного хранения товаров, требующих особых условий хранения, если в разумной близости от места получения товаров от­сутствует СВХ, приспособленный для хранения таких товаров;

если получателем товаров являются государственные органы или уч­реждения.

6. Убытие товаров с таможенной территории Российской Федерации

Убытие товаров и транспортных средств с таможенной территории Рос­сии допускается в пунктах пропуска через Государственную границу РФ или в иных местах, установленных в соответствии с законодательством о Госу­дарственной границе РФ, во время работы таможенных органов. Однако эти правила не распространяются на товары, перевозимые морскими (речными), воздушными судами, пересекающими таможенную территорию России без остановки в порту или аэропорту, которые расположены на нашей таможен­ной территории.

До убытия товаров и транспортных средств перевозчик или любое лицо, правомерно выступающее от его имени, обязан представить в таможенный орган документы и сведения, предусмотренные статьями 73—76 ТК, в зави­симости от вида транспорта, на котором осуществляется международная пе­ревозка товаров.

Для получения разрешения таможенного органа на убытие товаров и транспортных средств в таможенный орган также представляются тамо­женные документы, подтверждающие помещение товаров под таможенный режим, предусматривающий вывоз товаров с таможенной территории Рос­сии (таможенную декларацию, разрешительные документы и пр.). После рассмотрения всего пакета документов в случае их надлежащего заполне­ния и уплаты таможенных платежей таможенный инспектор разрешает убы­тие товаров и транспортных средств.

Согласно статье 122 ТК РФ товары должны быть фактически вывезены с таможенной территории России в том же количестве и состоянии, в кото­ром находились в момент их помещения под определенный таможенный ре­жим. Исключение делается при изменении количества и состояния товаров вследствие естественного износа или убыли либо изменения естественных свойств товаров при нормальных условиях перевозки, транспортировки и хранения, а также изменения количества товаров. В то же время Кодекс со­держит и своего рода преференциальное положение, согласно которому российские товары могут быть вывезены в меньшем количестве, чем было заявлено при их помещении под определенный таможенный режим, вне за­висимости от причин, по которым произошло уменьшение количества това­ров (п. 3 ст. 122).

Погрузка товаров на транспортное средство, убывающее с таможенной территории России, допускается после принятия таможенной декларации, за исключением случаев, если при таможенном оформлении товаров таможен­ный орган не требует предъявления товаров для проведения их проверки, а также перемещения товаров в соответствии с таможенным режимом меж­дународного таможенного транзита.

Должностные лица таможенных органов в целях проверки товаров вправе присутствовать при их погрузке на транспортное средство, убываю­щее с российской таможенной территории. Погрузка товаров в этом случае осуществляется в местах, нахождение которых согласовано с таможенными органами, и во время работы таможенных органов.

7. Таможенное декларирование

Таможенное декларирование представляет собой письменное заявле­ние таможенному органу декларантом либо таможенным брокером по уста­новленной форме (таможенная декларация) либо иным способом (устная, электронная или конклюдентная форма) сведений о товарах, об их таможен­ном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Това­ры подлежат декларированию таможенным органом при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима, а также в дру­гих случаях, установленных статьями 183, 184, 247, 391ТК РФ. Порядок дек­ларирования товаров регулируется главой 14 Кодекса (ст. 123—138).

Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только теми сведениями, которые необходимы для целей ис­числения и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства РФ.

В статье 124 Кодекса указан подробный перечень сведений, которые должны быть указаны в таможенной декларации. Согласно пункту б статьи форма декларирования определяется федеральным органом исполнитель­ной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с таможенным законодательством. При этом ФТС России вправе сокращать перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, с уче­том категории лиц, видов товаров, требований таможенных режимов или ис­ходя из вида транспорта, используемого при перемещении товаров через та­моженную границу.

Таможенная декларация может быть подана любому таможенному ор­гану, полномочному принимать таможенные декларации (ст. 125 ТК РФ). Со­гласно пункту 2 указанной статьи в целях обеспечения эффективности кон­троля за соблюдением российского таможенного законодательства ФТС России вправе устанавливать определенные таможенные органы для декла­рирования отдельных видов товаров только в следующих видах:

в случае необходимости применения специализированного оборудо­вания и (или) специальных знаний для таможенного оформления таких това­ров, как культурные ценности, вооружение, военная техника и боеприпасы, радиоактивные и делящиеся материалы;

в зависимости от вида транспорта, используемого для международ­ной перевозки товаров (автомобильный, морской (речной), воздушный, же­лезнодорожный, трубопроводный и линий электропередачи;

в случае перемещения через таможенную границу отдельных видов товаров, в отношении которых зафиксированы частые случаи нарушения та­моженного законодательства РФ либо установлены запреты и ограничения в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

в случае необходимости проведения специального контроля за от­дельными товарами, содержащими объекты интеллектуальной собственно­сти, по перечню, установленному Правительством РФ.

Дополнительной гарантией прав участников внешнеторговой деятель­ности является норма пункта 4 ст. 125 ТК РФ, согласно которой норматив­ные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномо­ченного в области таможенного дела, устанавливающие места декларирова­ния отдельных видов товаров, вступают в силу не ранее чем по истечении 90 дней со дня их официального опубликования.

Декларантом может быть только российское лицо, за исключением слу­чаев перемещения товаров через таможенную границу:

физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществление»» предпринимательской деятельности;

иностранными лицами, пользующимися таможенными льготами;

иностранными организациями, имеющими представительства, заре­гистрированные (аккредитованные) на территории РФ в установленном по­рядке, при заявлении таможенных режимов временного ввоза, реэкспорта, транзита, а также таможенного режима выпуска для внутреннего потребле­ния товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств;

иностранными перевозчиками при заявлении таможенного режима транзита;

иных случаев, когда иностранное лицо имеет право распоряжаться товарами на таможенной территории РФ не в рамках внешнеэкономической сделки, одной из сторон которой выступает российское лицо.

Права и обязанности декларанта определены в статье 127 ТК РФ. Дек­ларант вправе:

осматривать и измерять подлежащие декларированию товары, в том числе до подачи таможенной декларации;

с разрешения таможенного органа брать пробы и образцы подлежа­щих декларированию им товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации. Отдельная таможенная декларация на пробы и об­разцы товаров не подается при условии, что такие пробы и образцы указы­ваются в таможенной декларации на товары;

присутствовать при проведении таможенного осмотра и таможенно­го досмотра декларируемых им товаров, при взятии должностными лицами таможенных органов проб и образцов товаров;

знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами проведенных исследований проб и образцов декларируемых им товаров;

представлять документы и сведения, необходимые для декларирова­ния товаров, в форме электронных документов в соответствии с Таможен­ным кодексом;

пользоваться иными полномочиями и правами, предусмотренными Таможенным кодексом.

Декларант обязан:

подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения;

по требованию таможенного органа предъявить декларируемые то­вары;

уплатить таможенные платежи или обеспечить их уплату.

Таможенная декларация на товары, ввозимые на таможенную террито­рию России, подается не позднее 15 дней со дня предъявления товаров та­моженным органам в месте их прибытия на таможенную территорию или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование производится не в месте их прибытия, за исключением случаев, предусмот­ренных статьями 150,286 и 293 ТК РФ. В Кодексе предусмотрена также воз­можность предварительного декларирования товаров, когда таможенная декларация может быть подана на иностранные товары до их прибытия на таможенную территорию России или до завершения внутреннего таможен­ного транзита (ст. 130 ТК РФ)

После завершения проверки таможенной декларации и уплаты подле­жащих уплате сумм таможенных пошлин, налогов до прибытия товаров на таможенную территорию России такая таможенная декларация может ис­пользоваться в качестве единого документа; необходимого для применения к товарам таможенных процедур. Если товары не предъявлены в таможен­ный орган, принявший таможенную декларацию в течение 15 дней со дня ее принятия, таможенная декларация считается неподанной.

Подача таможенной декларации должна сопровождаться предоставле­нием в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в та­моженной декларации сведения. Перечень таких документов дан в статье 131 ТК РФ. Если отдельные документы не могут быть представлены одно­временно с таможенной декларацией, по мотивированному обращению дек­ларанта в письменной форме таможенные органы также письменно разре­шают представление таких документов в срок, необходимый для их получе­ния, но не позднее чем в течение 45 дней после принятия таможенной декларации. Факт подачи таможенной декларации и представления необхо­димых документов фиксируется в день их получения таможенным органом.

При выдаче разрешения на отзыв таможенной декларации таможенный орган устанавливает срок подачи новой декларации, который не может превышать 15 дней со дня выдачи разрешения на отзыв. Отзыв декларации не продлевает срока уплаты таможенных пошлин, налогов.

Отзыв таможенной декларации допускается с разрешения таможенно­го органа в письменной форме, если до получения обращения декларанта таможенный орган установил недостоверность сведений указанных в тамо­женной декларации, за исключением случая выявления неточностей, не влияющих на принятие решения о помещении товаров под заявленный тамо­женный режим. Срок для подачи новой таможенной декларации на эти това­ры не устанавливается.

При подаче неполной таможенной декларации декларант принимает обязательство представить недостающие сведения в срок, установленный таможенным органом, который для иностранных товаров не может превы­шать 45 дней со дня принятия неполной таможенной декларации таможен­ным органом. Для российских товаров срок, в течение которого декларант обязан представить недостающие сведения, устанавливается исходя из вре­мени, необходимого для транспортировки товаров в место убытия, навигаци­онных, иных условий и не может превышать 8 месяцев со дня принятия не­полной таможенной декларации таможенным органом.

При регулярном перемещении через таможенную границу товаров од­ним и тем же лицом таможенный орган, согласно статье 136 ТК РФ, может разрешить подачу одной таможенной декларации на все товары, переме­щаемые через таможенную границу в течение определенного периода вре­мени. Применение периодической таможенной декларации не должно приводить к нарушению предельного срока временного хранения товаров или к нарушению срока уплаты таможенных пошлин, налогов. Новацией данной статьи является и то, что при регулярном перемещений через таможенную границу одних и тех же товаров одним и тем же лицом таможенный орган мо­жет разрешить использование одной периодической таможенной декларации при неоднократном перемещений танк товаров в течение одного года.

В статьях 137—138 ТК РФ предусмотрено право декларанта на приме­нение упрощенного порядка декларирования при вывозе российских товаров с таможенной территории России. В частности, при вывозе с таможенной территории РФ российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформле­ния в Соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной тамо­женной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполнен­ную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в оп­ределенный период времени.

Подача полной и надлежащим образом заполненной таможенной дек­ларации осуществляется в срок, устанавливаемый таможенным органом по заявлению декларанта. При этом предельный срок подачи полной и надле­жащим образом заполненной таможенной декларации составляет 90 дней со дня следующего за днем истечения периода времени для вывоза деклари­руемых товаров.

 

 

8. Таможенный брокер (представитель): права и обязанности.

Большую роль в таможенном деле играет таможенный брокер (пред­ставитель). Таможенным брокером может быть российское юридическое ли­цо, включенное в реестр таможенных брокеров, которое совершает от име­ни декларанта или других заинтересованных лиц по их поручению таможен­ные операции в порядке, предусмотренном ТК РФ. Согласно статье 139 Кодекса не может быть таможенным брокером казенное предприятие.

Правовой статус таможенного брокера определен главой 15 ТК РФ (ст. 139-148).

Таможенный брокер вправе ограничить сферу своей деятельности со­вершением таможенных операций в отношении определенных видов това­ров, перемещаемых через таможенную границу определенными видами транспорта, а также совершением отдельных таможенных операций или ре­гионом деятельности в рамках региона деятельности одного (нескольких) та­моженного органа (таможенных органов).

Отношения таможенного брокера с декларантом и другими заинтересо­ванными лицами строятся на договорной основе. Отказ таможенного броке­ра (представителя) от заключения договора при наличии у него возможно­сти оказать услугу или выполнить работу не допускается.

Условия включения в реестр таможенных брокеров определены в ста­тье 140 ТК РФ:

наличие в штате заявителя не менее двух специалистов по таможен­ному оформлению, имеющих квалификационный аттестат;

наличие полностью сформированного первоначального уставного (складочного) капитала, уставного фонда либо паевых взносов заявителя;

обеспечение уплаты таможенных платежей;

наличие договора страхования риска своей гражданской ответствен­ности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами. Страховая сумма не может быть менее 20 млн. руб. Свидетельство о включении в ре­естр таможенных брокеров сроком действия не ограничивается.

Таможенный брокер при совершении таможенных операций обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает таможенного брокера представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными орга­нами.

Таможенный брокер вправе выступать поручителем перед таможенны­ми органами за исполнение обязательств по уплате таможенных платежей представляемым им лицом, если в соответствии с Таможенным кодексом требуется представление обеспечения их уплаты. Он имеет право требовать от представляемого лица представления документов и сведений, необходи­мых для таможенного оформления, в том числе содержащих информацию, составляющую коммерческую, банковскую или другую конфиденциальную информацию, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечиваю­щие соблюдение требований Таможенного кодекса, а при заключении до­говора с представляемым лицом предоставлять скидки в отношении цены и другие льготы для отдельных категорий представляемых лиц. Он вправе устанавливать в качестве условия заключения договора с представляемым лицом требование обеспечения исполнения обязательств этого лица в соот­ветствии с гражданским законодательством России.

Обязанность и ответственность таможенного брокера при таможенном оформлении обусловлены требованиями и условиями, установленными Та­моженным кодексом в отношении таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенный режим или иную таможенную проце­дуру.

Таможенный брокер уплачивает таможенные пошлины, налоги, если содержание таможенного режима, определенного для декларирования то­варов, предусматривает их уплату. За уплату таможенных платежей, подле­жащих уплате в соответствии с Таможенным кодексом при декларировании товаров, таможенный брокер несет такую же ответственность, как декла­рант.

Таможенный брокер обязан вести учет товаров, в отношении которых им совершаются таможенные операции, и представлять в таможенные орга­ны отчетность о совершенных таможенных операциях.

 

 

9. Специалист по таможенному оформлению

В статье 146 ТК РФ определен правовой статус специалиста по тамо­женному оформлению.

Специалистом по таможенному оформлению является физическое ли­цо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным феде­ральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области тамо­женного дела, и имеющее квалификационный аттестат специалиста по та­моженному оформлению.

Специалист по таможенному оформлению осуществляет свою деятель­ность в качестве работника таможенного брокера. Чтобы выступать в каче­стве специалиста по таможенному оформлению, претендент должен пройти соответствующую аттестацию, которая проводится в форме квалификаци­онного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, вы­дается квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформле­нию, который сроком действия не ограничивается.

К претендентам на получение квалификационного аттестата специали­ста по таможенному оформлению предъявляются требованиями:

— наличие документа о высшем образовании, полученном в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государ­ственную аккредитацию, либо наличие документа о высшем образовании в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельства об эквивалентности указанного документа российскому документу государ­ственного образца о высшем образовании;

— наличие стажа работы не менее двух лет.

Порядок проведения аттестации, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяет ФТС России. При этом к сдаче квалификационных экзаменов допускаются все лица, отвечающие установ­ленным к претендентам требованиям, независимо от их специальной подго­товки для сдачи экзамена.

Каждый специалист по таможенному оформлению обязан каждые два года, начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым ФТС, в объеме 40 академических часов.

10. Выпуск товаров

Выпуск товаров регламентирован главой 16 ТК РФ (ст. 149—154).

Завершающий этап таможенного оформления товаров называется вы­пуском товара. Он венчает процесс юридического перемещения груза через таможенную границу России. После этого уполномоченное лицо вправе рас­поряжаться им по своему усмотрению, но в рамках, определенных таможен­ным законодательством.

Под выпуском товара подразумевается действие таможенных орга­нов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом (ст. 11 ТК РФ). В отношении товаров, вывозимых с таможенной территории России, применительно к понятию «выпуск товара» применяется понятие «помещение товара под таможенный режим».

Основания для выпуска товаров четко определены законодателем. Так, в соответствии со статьей 149 ТК РФ выпуск товаров осуществляется тамо­женными органами, если:

при таможенном оформлении и проверке товаров таможенными ор­ганами не было выявлено нарушений российского таможенного законода­тельства, за исключением случаев, когда выявленные нарушения, не являю­щиеся поводами к возбуждению дела об административном правонаруше­нии, устранены. В случае, когда возбуждено дело об административном правонарушении, выпуск товаров может быть осуществлен по решению на­чальника таможенного органа, должностным лицом которого было возбуж­дено дело, до завершения производства по делу, если товары не изъяты в качестве вещественного доказательства или на них не наложен арест;

в таможенный орган представлены лицензии, сертификаты, разре­шения и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с российским законодательством о государ­ственном регулировании внешнеторговой деятельности или в соответствии с международными договорами России. Исключение может быть сделано для случаев, когда эти документы могут быть представлены после выпуска товаров в соответствии с требованиями Таможенного кодекса;

декларантом соблюдены необходимые требования и условия для по­мещения товаров под избранный таможенный режим или применения соот­ветствующей таможенной процедуры;

в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей.

Выпуск для свободного обращения ввезенных на таможенную террито­рию товаров допускается при условии поступления сумм таможенных по­шлин и налогов на счета таможенных органов. Однако таможенные органы не вправе требовать подтверждения поступления денежных средств на сче­та таможенных органов. Поэтому у лица, уплатившего таможенные пошли­ны и налоги, отсутствует необходимость представлять копии платежных до­кументов вместе с таможенной декларацией. По его требованию таможен­ный орган обязан сам представить сведения о поступлении денежных средств на свой счет. В случае их непоступления товары считаются условно выпущенными и имеют статус иностранных товаров.

Условный выпуск товаров возможен, если:

льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с рос­сийским законодательством сопряжены с ограничением по пользованию и распоряжению товарами. Такие товары могут использоваться только в це­лях, соответствующих условиям предоставления льгот;

товары помещены под таможенные режимы таможенного склада, •беспошлинной торговли, переработки на таможенной территории, для внут­реннего потребления, временного ввоза, реэкспорта, международного тамо­женного транзита, уничтожения, а также под специальные таможенные ре­жимы, применимые к товарам, ввозимым на таможенную территорию Рос­сии;

выпускаются товары без представления документов и сведений, под­тверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с российским законодательством о государственном регулировании внешне­торговой деятельности.

Товары, подпадающие под последнюю категорию, запрещены к переда­че третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным спо­собом, а в случаях, если ограничения на ввоз этих товаров установлены в связи с проверкой их качества и безопасности, запрещены к их использова­нию (эксплуатации, потреблению) в любой форме.

Таможенные органы осуществляют выпуск товаров не позднее трех ра­бочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления иных необходимых документов и сведений, а также со дня предъявления товаров таможенным органам. Исключение предоставляется лишь в случае продле­ния сроков проведения проверки товаров в соответствии с пунктом 2 ст. 359 ТК РФ (если предъявленные для проведи товары не разделены на упако­вочные места по отдельным видам и (или) наименованиям товаров и (или) сведения об упаковке и о маркировке не указаны в коммерческих и (или) транспортных документах на товары). Кроме того, при применении предва­рительного декларирования выпуск товаров производится после их предъяв­ления таможенному органу.

Еще одним важным моментом, который необходимо отметить, является предусмотренная ТК РФ легальная возможность осуществить выпуск това­ров до подачи таможенной декларации. Это порой приобретает первооче­редное значение в случае, например, когда перевозятся быстропортящийся товар, живые животные, экспресс-грузы. Перечень таких товаров приведен в статьях 67 и 68 ТК РФ. В отношении их может быть применен первоочеред­ной порядок таможенного оформления или специальные, упрощенные про­цедуры.

С более детальными требованиями законодательства можно ознако­миться в соответствующих нормативных правовых актах ФТС или ГТК Рос­сии. Выпуск товаров до подачи таможенной деклараций допускается при представлении декларантом обязательства в письменной форме о подаче им таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений в срок, устанавливаемый таможенным органом. Этот срок не мо­жет превышать 45 дней со дня выпуска товаров, если иной срок для пред­ставления отдельных документов и сведений не предусмотрен Таможенным кодексом. При выпуске товаров до подачи декларации для целей таможен­ного оформления применяются положения закона (в том числе ставки нало­гов) и курсы валют, действующие на момент выпуска.

Если в ходе проверки таможенным органом таможенной декларации бу­дут выявлены нарушения условий выпуска (ст. 149 ТК РФ), выпуск грузов не осуществляется. В этом случае таможенный орган обязан уведомить декла­ранта о том, какие именно условия не соблюдены и какие именно действия должен совершить декларант, достаточные для соблюдения условий выпус­ка товаров.

11. Приостановление выпуска товаров

Таможенный кодекс предусматривает возможность приостановления выпуска в случаях, оговоренных в законе (п. 3 ст. 149). В основной своей массе эти положения касаются товаров, относящихся к категории интеллек­туальной собственности. К ним относятся объекты авторского права и смеж­ных прав, на товарные знаки, знаки обслуживания и права пользования на­именованием места происхождения товара. Однако меры, связанные с при­остановлением выпуска товаров, не применяются таможенными органами в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и перемещаемых через таможенную границу физическими лицами или пере­сылаемых в международных почтовых отправлениях в незначительном количестве, если такие товары предназначены для личных, семейных, домаш­них и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.

Таможенные органы принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, на основании заявления обладателя исключительных прав (интеллектуальной собственности) на такие объекты. Заявление правообла­датель может подать, если у него есть достаточные основания полагать, что в связи с перемещением через таможенную границу товаров, являющихся, по его мнению, контрафактными, или при совершении иных действий с това­рами, находящимися под таможенным контролем, может иметь место нару­шение его прав.

К заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие права на объект интеллектуальной собственности (свидетельство, договор, в том числе лицензионный, о передаче исключительных прав, другие документы, которые правообладатель может представить в подтверждение своих прав на объекты интеллектуальной собственности), а если заявление подается представителем, то прилагается доверенность, выданная правообладате­лем такому лицу. Правообладатель (его представитель) может приложить к заявлению образцы товаров, которые могут служить подтверждением имеющегося, по его мнению




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.226 сек.