Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики




Государство реализует свою финансовую политику с помощью финансового механизма, состав и структура которого определяются:

· уровнем развития экономики;

· отношениями собственности;

· историческими и национальнымиособенностями отдельной страны.

 

Финансовый механизм в широком пониманиикомплекс финансовых методов и рычагов влияния на социально - экономическое развитие. Функционирование финансового механизма базируется на организационно правовых положениях и финансовой информации, которые обеспечивают практическое использование финансов для достижения определенных целей и задач. С помощью установленных государством конкретных финансовых форм и методов осуществляются распределительные и перераспределительные отношения, образуются доходы субъектов экономической деятельности и соответствующие фонды денежных средств.

Финансовый механизм в узком понимании совокупность конкретных финансовых методов и рычагов влияния на формирование и использование финансовых ресурсов с целью обеспечения функционирования и развития государственных структур, субъектов хозяйствования и населения.

В состав финансового механизма входят такие основные элементы:

· финансовые методы (фин. планирование, оперативное управление,финан. контроль, финан.обеспечение, фин.регулирование);

· финансовые рычаги;

· финансовые инструменты;

· нормативно-правовое обеспечение;

· организационное и информационное обеспечение.

Рис.4.1. Состав финансового механизма.

 

 

Рассмотрим основные элементы финансового механизма.

I. Финансовые методы являются способом влияния финансовых отношений на хозяйственный процесс. Широко применяются в хозяйственной практике такие финансовые методы как финансовое планирование, финансовое оперативное управление, финансовый контроль, финансовое обеспечение и финансовое регулирование.

1.Финансовое планирование- деятельность по составлению плановформирования, распределения и использования финансовых ресурсов на уровне отдельных субъектов хозяйствования,, их обединений, отраслевых структур, территориально-административных единиц и страны в целом, направленная на достижение поставленных целей и решение определенных задач.

Впроцессе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования.

Основные задачи финансового планирования определяются финансовой политикой. Основные из них:

· воплощение разработанных стратегических задач в конкретные финансовые показатели;

· обеспечение воспроизводственного процесса необходимыми источниками финансирования;

· выявление внутренних резервов увеличения доходов и их мобилизация;

· обоснование наиболее выгодных направлений инвестиционной политики;

· контроль за оптимальным формированием и эффективным использованием финансовых ресурсов и др.

Объектом финансовогопланирования я вляется финансовая деятельность государства, субъектов хозяйствования и других участников общественной жизни.

Субъектами финансового планирования являются отдельные предприятия, учреждения, финансовые органы, органы государственного управления на местном уровне и др.

Результатом финансового планирования являетсярасчет финансовых показателей, отражающих формирование, распределение финансовых ресурсов и воплощающихся в специальном документе – финансовом плане.

Финансовые планы составляют все звенья финансовой системы, причем форма финансового плана, состав его показателей отображают специфику соответствующего звена финансовой системы. Это могут быть бюджеты, сметы, балансы доходов и расходов, финансовые планы.

При этом определяются не только движение ресурсов для формирования и использования различных фондов денежных средств, но и опосредствующие их финансовые отношения и возникающие стоимостные пропорции.

По-этому, финансовые планы – это планы формирования, распределения и использования финансовых ресурсов.

Все финансовые планы разделяются на две группы – сводные и индивидуальные. В свою очередь, сводные финансовые планы делятся на общегосударственные, планы отдельных хозяйственных объединений (промышленно-финансовых групп, концернов, ассоциаций и др.) и территориальные. Индивидуальные – это финансовые планы отдельных предпринимательских структур.

Финансовое планирование основывается на таких принципах:

1) принцип научной обоснованности, согласно которому расчет плановых показателей должен базироваться на основе соответствующих методик с учетом передового опыта, использованием средств вычисляемой техники, экономико-математических методов, которые предусматривают многовариантность расчетов и выбор самых оптимальных решений;

2) принцип комплексности, который заключается в единстве финансовой политики, единой методологии финансовых расчетов;

3) принцип непрерывности, который предусматривает взаимосвязь перспективных, текущих и оперативных финансовых планов;

4) принцип стабильности, который означает неизменность показателей финансовых планов;

5) принцип оптимальности, который требует наиболее рационального использования всех финансовых ресурсов.

Финансовое планирование включает:

· финансовое прогнозирование (перспективное планирование) на период больше 1 года; это- исследование и разработка на длительную перспективу имоверных путей развития финансов субъектов хозяйствования и государства, обеспечивающих их стабильное финансовое положение в будущем

· текущее финансовое планирование (на 1 год) – это процесс определения будущих доходов и направлений использования финансовыхресурсов субъектов экономической деятельности, имеющий целью реализацию их финансовой стратегии в более краткосрочном периоде;

· оперативное финансовоепланирование (на квартал, месяц) это процесс синхронизации во- времени денежных поступлений и расходов с целью реализации текущих финансовых планов и конкретизации их показателей.

При определении финансовых показателей применяются определенные методы планирования(рис.4.2)

Основными методами финансового планирования являются:

· нормативный метод;

· балансовый метод;

· метод коэффициентов;

· метод математического моделирования;

· расчетно-аналитический метод.

Нормативный метод предусматривает расчет финансовых показателей на основе установления норм и нормативов (нормы амортизационных отчислений, нормы расходов в бюджетных учреждениях и пр.). При этом нормы и нормативы должны быть научно обоснованными, прогрессивными и стабильными.

Балансовый метод предусматривает соответствие расходов плана источникам их покрытия и согласованность всех разделов финансового плана, в результате чего достигается его сбалансованность.

Метод коэффициентов предусматривает распространение ранее установленных тенденций при планировании на будущий период. Этот метод простой в применении, но имеет существенные недостатки, потому что вместе с коэффициентом на следующий период механически переносятся все негативные явления, которые имели место в предыдущем периоде.

Метод математического моделирования дает возможность с определенной вероятностью определить динамику показателей в зависимости от изменения факторов, которые влияют на развитие финансовых процессов в будущем.

Расчетно-аналитический метод предусматривает расчет плановых показателей путем корректирования финансовых показателей базового периода на вероятные изменения в плановом периоде и определение влияния разных факторов на эти показатели.

 

 

Рис.4.2. Этапы и методы финансового планирования.

 

При исполнении финансовых планов возникает потребность в оперативном управлении

2. Финансовое оперативное управление, как один из методов финансового механизма – это деятельность, связанная с необходимостью вмешательства в распределительные процессы с целью ликвидации диспропорций, преодоления недостатков, своевременного перераспределения средств, обеспечения достижения запланированных результатов.

Объектами финансового управления являются финансовые отношения, централизованные и децентрализованные финансовые ресурсы всех звеньев финансовой системы. Объекты управления – финансы предприятий, организаций и учреждений, финансы государства, финансы домохозяйств и др.

Субъектами финансового управления являются:

· государство в лице законодательных и исполнительных органов (в том числе и финансовых);

· финансовые службы предприятий, учреждений, организаций.

Совокупность всех организационных структур, которые осуществляют управление финансами, образует финансовый аппарат.

Таким образом, управление финансами – система методов и форм организации финансовых отношений, которые применяет финансовый аппарат для эффективного формирования, распределения и использования финансовых ресурсов субъектов экономической деятельности с целью достижения поставленных целей и запланированных результатов.

Различают стратегическое или общее управление финансами и оперативное управление. Стратегическое управление (управление финансами на длительную перспективу) выражается в определении финансовых ресурсов через прогнозирование на перспективу, в установлении объема финансовых ресурсов на реализацию целевых программ. Оно осуществляется высшими органами государственной власти и управления: Верховной Радой Украины, Кабинетом Министров, аппаратом Президента Украины.(рис.4.3.).

Оперативное управление финансами осуществляет непосредственно финансовый аппарат, который включает финансовые органы управления (Счетную палату ВРУ, Министерство финансов, Государственную казначейскую службу, Государственную финансовую инспекцию Украины, Государственную налоговую службу, Пенсионный фонд, Фонды социального страхования и др.) и финансовые институты (Национальный банк Украины, коммерческие банки и небанковские кредитные учреждения, страховые компании, фондовые биржи, институты совместного инвестирования и др.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.