Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция общественного договора XVII-XVIII вв




В социальной философии XVII—XVIII вв., в условиях утвер­ждения буржуазного общества, под влиянием идей индивидуа­лизма и натурализма, по-новому осмысливаются и развиваются существовавшие еще в древности учения о естественном праве и общественном договоре. В понимании общества становится влиятельным антропологизм, т. е. представление о первичности индивида по отношению к социуму: люди объединяются в об­щество, чтобы реализовать свои индивидуальные стремления, коренящиеся в природе человека. Естественное индивидуальное право человека — принципы общения между людьми, определя­емые человеческой природой. В этом праве все равны. Наруше­ние его препятствует осуществлению человеческой природы, иными словами, лишает индивида возможности жить по-человечески. Данные идеи включаются в концепции общественного договора, которые создают Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др. Они различают естественное состояние жизни людей и общественное, возникающее в результате общественного договора. Под договором имеется в виду не конкретное историческое событие, а теоретическая реконструкция постепенно сло­жившихся общепринятых отношений. Следует отметить законо­мерную связь между пониманием природы человека и идеалом общественно-политического устройства.

Родоначальником концепции естественного права и обще­ственного договора в Новое время считается Гуго Греции (1583—1645) — голландский мыслитель и государственный дея­тель. Его основные сочинения — «Свободное море», «Три кни­ги о праве войны и мира». Гроций объясняет возникновение общества, организованного под началом государства, природой человека, в которой заложено стремление к самосохранению и разумному мирному общению, потому что человек есть су­щество разумное, имеющее дар речи и общественное; В соот­ветствии с этим определяется «естественное право» индиви­да — на жизнь, соблюдение личного достоинства, на собствен­ность, объединение в общество, исполнение договоров, наказание за преступления. Чтобы гарантировать естественные права, учреждают государство и «гражданское право» — нормы, закрепляющие естественные права и получающие государст­венную поддержку.

Английский философ и политический деятель Томас Гоббс (1588—1679) в своем главном труде «Левиафан» (1651) выдвигает такую концепцию общественного договора, которая должна обосновать идею централизованного, абсолютистского государ­ства. В духе времени Гоббс стремится создать последовательно научное учение об обществе. Он понимает социум как «искусст­венное тело», составленное из индивидов, организованное и действующее по принципу механизма. Объясняется общество «путем дедукции из природы нужд и намерений людей». По природе человек существо разумное, деятельное, эгоистич­ное, стремящееся к самосохранению и захвату как можно боль­ше благ для себя («естественное право на всё»). В естественном состоянии «человек человеку волк». Такое состояние «войны всех против всех» противоречит праву на жизнь. Поэтому люди, как существа разумные, приходят к решению отказаться от «ес­тественного права на всё» и заключить общественный договор, для чего создают язык. Человек переходит в общественное со­стояние, строит государство или «искусственного челове­ка» — Левиафана. При этом часть естественного права каждого отчуждается — переносится на отдельного человека (монарха) или группу людей, представляющих волю всех. Таковой считает­ся единая воля, которой подчиняются частные воли. Суверенно только правительство, все права — ему. Отчуждаемо и право на личную свободу. Государство властвует над поведением, убеждениями людей (религиозными, научными, нравственными). Восстание допустимо лишь в случае нарушения права на самосо­хранение. Установив новую власть, надо немедленно подчинить­ся ей. Пока нет государственных законов, нет никаких гарантий для трудовой частной собственности и морали. В общественном состоянии эгоистический интерес и диктат государственного права заставляют принять данный Богом естественный закон:не делай другому того, чего не желаешь себе («золотое правило» нравственности). Так, естественный закон совпадает с граждан­ским. В здоровом обществе «человек человеку Бог».

Совершенно иную, либералистскую, направленность имеет концепция общественного договора английского философа, врача, педагога Джона Локка (1632—1704). Его главное социа­льно-философское произведение — «Два трактата о государст­венном правлении» (1690). Природу человека Локк трактует иначе, чем Гоббс. Естественные права индивида — на жизнь, свободу — разумное самоопределение, трудовую частную собст­венность — неотчуждаемы. В естественном состоянии эти пра­ва не защищены, поэтому люди заключают общественный до­говор и переходят в общественное (гражданское) состояние. При этом они отказываются от природного права на самоза­щиту, наказание за нанесенный им ущерб и передают эти пра­ва государству. Назначение государства — охрана жизни, свобо­ды, собственности граждан. Чтобы не нарушались права граж­дан, государство следует организовать по принципу разделения властей. Государство и церковь не должны вмешиваться в дела друг друга. Воспитательная задача также входит в компетен­цию государства. Локк, будучи просветителем и сенсуали­стом-эмпириком, полагал, что поскольку основа куль­туры — труд, опирающийся на знания, а все знания — из опы­та, то правильное воспитание необходимо для раскрытия благих возможностей индивида. Общественный строй, не обес­печивающий такого воспитания, должен быть изменен.

Радикализм отличает учение об общественном договоре, со­зданное французским философом и писателем Ж.-Ж. Руссо (1712—1778) и изложенное в трактате «Об общественном до­говоре» (1762). Для Руссо равенство и свобода индивида — пер­востепенные ценности, соответствующие основным естествен­ном правам человека, который от природы склонен и к самосохранению, и к сочувствию к другим людям. Руссо изображает естест венное состояние как идиллию: мирную, безыскусную жизнь в согласии с природой. Человеческие потребности просты, общественные связи слабы. Самое главное — люди незави­симы и равны. Постепенно увеличивается население, что вынуждает людей к конкуренции и сплочению, ведет к росту потребностей, частной собственности, к появлению экономиче­ского неравенства, ожесточенной борьбы между богатыми и бедными и, наконец, к установлению государства. Оно возни­кает в результате заключения общественного договора в целях обеспечения мира. Но он неустойчив, пока есть неравенство, ведущее к деспотии. Руссо предлагает не отменить государст­во—к естественному состоянию возврата нет,— а коренным об­разом перестроить общественный порядок, заключив новый об­щественный договор на принципах равенства, свободы и «на­родного суверенитета». В обществе, устроенном на этих разумных основаниях, соответствующих человеческой природе, нет имущественного неравенства, а народ осуществляет власть в форме прямой демократии. Радикально настроенные деятели Французской революции воспринимали социально-политиче­ский идеал Руссо как руководство к действию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 2441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.