КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дополнительная
Педагогика. Учебное пособие / под ред. П.И.Пидкасистого. – М., 2001 Учебная – раскрыть современные представления об основных категориях профессиональной педагогики, ее задачах и методах ЛЕКЦИЯ Кафедра организации раскрытия и расследования преступлений
Дисциплина: «Педагогика в деятельности сотрудников ОВД»
по теме № 1 «Педагогика как наука. Задачи педагогики в деятельности органов внутренних дел»
для курсантов очной формы обучения по специальности 030505.65 - правоохранительная деятельность
Время: 2 часа
Подготовил: доцент кафедры ОР и РП, канд.пед.наук, доцент Агопова Н.В.
Обсуждена и одобрена на заседании кафедры ОР и РП (протокол № 1 от 12 сентября 2011г.)
Белгород - 2011
Цели лекции: воспитательная – сформировать у курсантов психолого-педагогическое мышление профессионально-педагогической направленности развивающая – вооружить курсантов системой научных знаний в области обучения, воспитания и развития Метод(ы) проведения занятия – монолог с элементами эвристической беседы
План лекции и примерное распределение учебного времени:
ЛИТЕРАТУРА Основная 2. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластёнина. - 2-е изд., стереотип. - М.: ИЦ Академия, 2006. - 368 с.
3. Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел. Гриф МВД РФ / под ред. проф. В.Я. Кикотя, проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 512 с. 4. Сластенин, В.А.Общая педагогика: учебное пособие для вузов: в 2-х ч. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 5. Сухоруков В.А. Педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел: уч. пос. / В.А.Сухоруков, В.И.Косяченко. – Волгоград: ВА МВД РФ, 2010. – 200 с. 6. Юридическая педагогика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция» (Беличева С.А., Беляева Л.И., Буданов А.В. и др.); под ред. проф. В.Я. Кикотя, проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. – 895 с. 1. Амельчаков, И. Ф. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации / И. Ф. Амельчаков // Вестник кадровой политики МВД России. - 2006. - № 1. - С. 40-43. 2. Джонсон, Д. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве / Д. Джонсон, Р. Джонсон, Э. Джонсон-Холубек. - СПб.: Экономическая школа, 2004. - 256 с. 3. Джуринский, А. Н. Зарубежная педагогика: учеб. пособие для студентов вузов / А. Н. Джуринский. - М.: Гардарики, 2006. - 383 с. 4. Кикоть, В. Я. Главное для выпускника - компетентность и профессиональная подготовка / В. Я. Кикоть // Закон и право. - 2006. - № 3. - С. 32-33. 5. Латышина, Д.И. История педагогики: История образования и педагогической мысли: учебное пособие / Д. И. Латышина. - М.: Гардарики, 2003. - 603 с. 6. Преподаватель высшей школы: педагогические основы дополнительной квалификации. Часть 1. Основы общей педагогики: учебное пособие / сост. Н.В.Агопова, Н.В.Быхтина. – Белгород: БелЮИ МВД России, 2009. – 156 с. 7. Преподаватель высшей школы: педагогические основы дополнительной квалификации. Часть 1. Педагогика высшей школы: учебное пособие / сост. Н.В.Агопова, Н.В.Быхтина. – Белгород: БелЮИ МВД России, 2009. – 188 с.
Введение Наука – одна из форм общественного сознания, имеющая производительную функцию: она формирует новые знания, нужные для практики, и создаёт новую практику. Научные знания – концентрация достижений человеческой мысли, обобщённого и глубоко осмысленного разнообразного практического опыта. Наука высоко нравственна, ибо её интересует истина, поиск правды, всесторонне взвешенных решений и действий. Альберт Эйнштейн писал, что возможности науки не беспредельны, но она всё же лучшее из средств, которые придумало человечество, когда перед людьми возникают новые и трудно решаемые задачи. Время требует радикальных усовершенствований и смелых, хорошо просчитанных новаций. Руководство, министр внутренних дел РФ в качестве приоритетного направления выделяют кардинальное улучшение работы с кадрами, которое надо строить на научной основе. Это справедливо, ибо успех любой организации – это успех работающих в ней людей. Ничто нельзя улучшить, не улучшив качество, уровень профессионализма, самоотдачу сотрудников организации. В принципе есть три науки, имеющие прямое отношение к работе с кадрами, так как только они занимаются вплотную вопросами содействия людям в личностном и профессиональном росте, успехам в жизни и труде. Это – педагогика, психология и этика. Наиболее практичны и доведены до множества конкретных прикладных разработок первые две. Психология получила своё признание в МВД, вошла в широкую практику и оправдала себя, что нельзя сказать о педагогике: отношение к ней ошибочное – как к науке о школе, школьниках и учителях, как теории, оторванной от практики, полезной в лучшем случае для общего развития, а не для дела. Такое отношение – одна из причин существующего трудного положения в работе с кадрами в системе МВД, наносящее ущерб и качеству оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности. Необходимо коренным образом изменить отношение к педагогике и принять меры по полному использованию её возможностей в системе МВД России. Фундаментом осуществления педагогической деятельности сотрудников ОВД выступают педагогические учения, теории, модели, составляющие систему педагогических категорий и понятий. Поэтому прежде, чем мы будем рассматривать специфические аспекты педагогики в деятельности сотрудников ОВД необходимо овладеть понятийным аппаратом и знаниями основ педагогики как науки, а также обсудить задачи и цели изучения этой дисциплины в образовательных учреждениях МВД России. Этим вопросам и посвящена данная лекция.
Вопрос 1. Предмет, основные категории и задачи педагогики. Педагогику обычно определяют как науку о воспитании подрастающих поколений. Она имеет длительную историю, не отделимую от истории человечества. Термин «педагогика» происходит от греческого «пайдагогике» (paidagogike), Которое образовано от «пайдагогос» (paidagogos) - воспитатель, учитель, преподаватель (pais, paidos (пейда)– дитя, ребёнок +ago, gogos (гогос) – вести) и означает буквально «детоведение» («детоводитель»). В Древней Греции педагогами первоначально называли рабов, сопровождавших детей своего господина в школу. Позже педагоги – это уже вольнонаёмные люди, которые занимались наставлением и обучением детей. На Руси XII в. учителя называли «мастер». Мастерами были свободные люди (дьячки или мирские), которые на дому стали обучать детей чтению, письму, молитвам или, как сказано в одном «Житии»: «Книги писати и учити ученики грамотные хитрости». Нужно отметить, что уже первобытные люди обладали знаниями по воспитанию, которые передавали от одного поколения другому в виде обычаев, традиций, игр, житейских правил. Эти знания потом нашли отражение в поговорках и пословицах («повторение – мать учения», «век живи – век учись» и др.), в мифах, легендах и сказках, роль которых в жизни общества, отдельной семьи, конкретного человека чрезвычайно велика. Ещё в государствах древнего мира — Китае, Индии, Египте, Греции - пытались обобщить опыт воспитания, выделить теоретические основы. Философия собрала в себе знания о природе, человеке, обществе. Она же сделала и первые педагогические обобщения. Древнегреческая философия создала труды во всех областях знания, в том числе и в воспитании. Только в XVII в. педагогика стала самостоятельной наукой, оставаясь по-прежнему прочно связанной с философией. Они неразделимы, так как обе занимаются человеком, его развитием и бытием.
Образование стало играть весомую роль в жизни людей. Известно, что развитие общества напрямую зависит от воспитания подрастающего поколения. Появилась необходимость создания специальных учебно-воспитательных заведений для подготовки молодежи к жизни и труду. Существует несколько определений педагогики как науки: (Схема) - об обучении и воспитании - о формировании и развитии личности, а также методике целенаправленного воспитания - о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности - закономерностях, принципах, формах и методах образования людей - о закономерностях развития личности, т.е. о закономерностях воспитания, образования, обучения человека. В конечном счёте учёные сходятся во мнении, что педагогика как наука изучает особый вид реальных явлений в жизни людей и деятельности, заключающейся в целенаправленном формировании личности или группы педагогическими средствами с целью усвоения поколениями людей накопленного обществом социального опыта и культуры, обеспечивающих результативность их жизнедеятельности. Это наука не только об образовании, но и о жизни людей, их социализации в сложившихся общественных отношениях. Педагогика призвана изучать структуру, функции, содержание и диалектику развития целостного педагогического процесса с целью выявления его закономерностей, основных принципов, методов и организационных форм учебно-воспитательной работы, а также вытекающих отсюда правил и практических рекомендаций. Принято различать объект и предмет науки. Объектом педагогики выступает изучение всех сфер жизни общества и государства, оказывающих влияние на подготовку человека к выполнению социальных и профессиональных задач, самореализацию личностного потенциала, что способствует в конечном счёте процветанию общества. Иными словами, объектом педагогической деятельности являются люди и группы с присущими им индивидуально- и социально-психологическими особенностями. Поскольку объектом обучения и воспитания является человек, педагогика относится к наукам о человеке, она занимает определенное место в системах человекознания и гуманитарных наук. Субъекты педагогической деятельности – это люди и группы, ее осуществляющие. К ним относятся: - общество, т.е. та социальная среда (государство, нации, классы, религиозные конфессии и др.), в которой осуществляется педагогическое воздействие; - группа, т.е. общность людей, в среде которой осуществляется педагогическая деятельность; - специалист (учитель, преподаватель, воспитатель и др.), т.е. тот человек, который организует и руководит педагогической деятельностью. Предмет педагогики – это педагогические реальности в обществе, проявляющиеся в закономерностях этой подготовки, системе отношений, складывающихся в деятельности по включению человека в сферу общественной жизни, его социализации. Иными словами, предметом педагогики является изучение закономерностей педагогического процесса, развития и формирования человеческой личности и определение на этой основе теории и методики воспитания, образования, обучения. (Схема) Предмет педагогики определяет её основную цель: разработка и создание таких условий жизни, которые способствуют активному формированию у граждан высокого уровня образованности, воспитанности, обученности, развитости, профессионализма; проявлению творческих способностей, раскрытию личностного потенциала, утверждению в обществе идеалов гуманизма, культуры и права. Это означает, что педагогика востребована везде, где реализуется образование, воспитание, обучение и развитие людей, как в специализированных образовательных учреждениях, так и в процессе трудовой деятельности, культурно-досуговой и семейной жизни. Педагогика располагает системой своеобразных понятий (категорий), отражающих ту или иную сторону педагогической реальности. (Схема) Ещё в период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории – «воспитание», «обучение», «образование». Воспитание как общественное явление – это передача исторического и культурного опыта и знаний от поколения поколению. В процессе воспитания происходит вхождение, включения подрастающего поколения в жизнь общества, в быт, общественно-производственную деятельность и отношения между людьми. Оно обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений. Таким образом, воспитание – это целенаправленный процесс формирования и развития личности. В широком смысле слова – целенаправленное воздействие, охватывающее весь учебно-воспитательный процесс; это функция человеческого общества, которая заключается в передаче накопленного социального опыта, духовного наследия общества, его ценностей от поколения к поколению. С этой точки зрения воспитание рассматривается как категория вечная, социальная, носящая исторический характер. В узком смысле – это целенаправленный процесс формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы; формирование личности как носителя общечеловеческих ценностей, способного к цивилизованному поведению, самореализации. Самовоспитание – это осознанная, целеустремлённая деятельность личности, направленная на формирование у себя необходимых черт характера, профессионально-деловых качеств и норм поведения, которые определяются собственными интересами и потребностями общества. Образование – это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, навыков и умений. В Законе «Об образовании» образованию придаётся обобщающий полуфункциональный смысл, оно представляется целенаправленным процессом овладения личностью научным пониманием окружающего мира, когда личность осознаёт себя и своё место в обществе, обладает духовными ценностями, способствующими творчеству, созиданию, самосовершенствованию, а также основами культуры отношений и поведения. Результатом образования выступает образованность, профессиональная компетентность, менталитет человека как важная педагогическая особенность его личности, не сводимые однозначно к наличию у него диплома. Как показывает практика, воспитание диалектически взаимосвязано с обучением. Обучение – это организованный целенаправленный двусторонний процесс передачи и усвоения знаний, навыков и умений, в результате которого обеспечивается развитие учащегося.. Обучение также как и воспитание, обеспечивает преемственность поколений, полноценное функционирование общества и соответствующий уровень развития личности. В этом заключается его объективное назначение в обществе. Педагоги руководят учебно-познавательным процессом, активизируют его, прививают умение самостоятельно пополнять знания, развивать мышление, память, воображение, чувства и речь; усваивать опыт старших поколений. Обучение зависит от конкретно-исторических условий. Различные эпохи и цивилизации оставляют свой отпечаток на его организации: отборе содержания материала для различных социальных групп, подборе методов идеологической обработки и манипуляции сознанием. Социальная, педагогическая и психологическая сущность обучения наиболее полно и ярко проявляется в его функциях: - формирование знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и различных видов деятельности; - формирование мировоззрения происходит по мере обобщения знаний и позволяет оценивать окружающую действительность; - развитие личности представляет собой количественные и качественные изменения человека, его физических, физиологических и психических характеристик, среди которых выделяются, прежде всего, интеллектуальные; - профориентирование проявляется в интересе к той или иной профессии, который формируется на основе обучающего и производительного труда, приобретения конкретных знаний и навыков в этой области; - подготовка к непрерывному образованию ориентирует человека на активное участие в производстве и общественных отношениях, готовит к практической деятельности, нацеливает на постоянное совершенствование своей профессиональной, общеобразовательной подготовки в целом; - функция креативности нацеливает личность на непрерывное саморазвитие и самосовершенствование. Как же соотносятся эти три основные категории педагогики? По данному вопросу существуют различные точки зрения, что характерно для объективного процесса развития любой науки: - «воспитание» выступает в качестве всеобщей категории включающей в себя и «обучение» и «образование», с данных позиций «воспитывать» – значит обучать ребенка правилам поведения, давать ему образование; - «воспитание» и «образование» тождественные понятия, процессы, происходящие в ходе обучения; - «образование» трактуется как всеобщая категория, как процесс обучения и воспитания личности. Внимательное рассмотрение различных точек зрения ученых и практиков позволило выделить в каждом понятии аспектов деятельности, взаимодействия, системности. Это значит, что обучение, воспитание и образование выступают особым образом организованной деятельностью, результатом которой является развитие человека. Развитие – это процесс становления и формирования человека (изменения личности, появления физических и социально-психологических новообразований в ее структуре) под влиянием педагогического процесса и окружающей среды.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |