Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 7. Социальный контроль и девиация




Чтобы ответить на вопрос, что такое личность, следует выяснить различия в терминах: человек, индивид, индивидуальность, личность.

Личность как субъект и продукт социальных взаимодействий

Лекция 6. Социология личности

Раздел 2. Специальные (частные) социологические теории

1. Понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».

2. Основные факторы развития личности.

3. Социологические концепции личности.

4. Типы личности.

1. Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных, т.к. для понимания сущности социальных явлений и процессов необходимо понять, что движет действиями каждого конкретного человека. Понять социальное поведение человека, необходимо изучить его личность в контексте социальных связей, понять, какие факторы оказывают влияние на формирование личности человека, узнать какое место занимает личность в социальном пространстве, в какие группы она включена, как воспринимает культурные нормы и ценности социального окружения.

«Человек» - понятие, охватывающее всех людей как представителей специфического вида «homo sapiens» и указывающее на качественные отличия людей от животных.

Индивид - отдельный представитель человеческого рода.

Индивидуальность совокупность черт, отличающих одного индивида от другого.

Личность – относительно устойчивая и целостная система социальных качеств, характеризующих данного индивида, приобретенных и развиваемых им в процессе взаимодействия с другими людьми и являющихся продуктом общественного развития.

Личность обладает определенной социально-психологической структурой. В концепции З.Фрейда выделяются 3 структурных компонента личности:

1) Ид (Оно) – бессознательная инстанция, в которой сосредоточены все природные, первичные, генетическим путем передаваемые влечения, связанные с инстинктами и стимулирующие стремление к удовольствию (питание, сексуальность, избежание опасности и смерти, агрессивность);

2) Эго (Я), которое представляет собой сознание и самосознание личности, контролирует поведение человека в соответствии с двумя принципами – рациональности (разумности) и реальности;

3) Супер-Эго (Сверх-Я), которое формируется в процессе усвоения человеком норм и ценностей культуры, руководствуется требованиями совести, долга, ответственности и выполняет функции нравственного контроля и социально-моральной оценки деятельности индивида.

Если эти три подсистемы личности функционируют согласованно и гармонично, индивид успешно приспосабливается к окружающей среде, эффективно взаимодействует с другими людьми в соответствии с нормами права, морали, социальными ожиданиями, обычаями и порядками, существующими в обществе. Если же в их функционировании возникают противоречия, это приводит к внутриличностным конфликтам, с которыми индивид зачастую сам справится не в состоянии.

В своих взаимодействиях с другими людьми, для сохранения своей индивидуальности, личность, согласно Э.Фромму, должна одновременно обладать двумя основными качествами: 1) связанностью с другими; 2) свободой от ограничений. Между этими полюсами развертывается процесс формирования и развития социальных качеств, составляющих главное социальное содержание личности.

Социальные качества личности – это совокупность социально-психологических свойств и черт личности, определенным образом взаимосвязанных и обусловленных типом социального взаимодействия с другими людьми в конкретных социально-исторических условиях. Наиболее значимые социальные качества личности:

- самосознание – выделение индивидом самого себя из окружающей социальной среды, осознание себя как «Я», противостоящего «другим» и вместе с тем неразрывно связанного с ними;

- самооценка – оценка личностью самого себя, своих возможностей, способностей, места, занимаемого среди других людей. Самая важная функция самооценки – регуляция поведения личности, способной привести к самокоррекции личностью своих поступков;

- активность – способность личности производить самостоятельно, энергично и интенсивно социально значимые действия, проявляющиеся в общении с другими, в совместных с ними (или отдельно от них совершаемых) делах, в творчестве;

- интересы – постоянный побудительный механизм познания и деятельности личности, подталкивающий ее к более глубокому ознакомлению с новыми фактами, событиями, теориями в какой-либо сфере деятельности, к преобразованию последней в соответствии со своими потребностями, представлениями, целями;

- убеждени личностные социально-психологическиепотребности, в основе которых лежат определенные представления, идеи, принципы, определяющие отношение человека к действительности и побуждающие его поступать в соответствии с ними;

- установка – социальная характеристика личности, выражающая ее готовность к активной деятельности в определенной жизненно важной для нее сфере социальной действительности;

- ценностная ориентация – совокупность социальных ценностей, выступающих в качестве целей жизни и основных средств их достижения и потому приобретающих функцию регуляторов социального поведения человека;

- идентичность – социальное качество, являющееся результатом сознательного и эмоционального самоотождествления индивида с другими людьми, социальной общностью.

Социальные качества представляют в своей совокупности сложную социальную структуру личности, в которой каждый компонент связан со всеми другими компонентами и находится с ними в постоянном взаимодействии. Поэтому и говорят, что личность есть целостная, динамически развивающаяся система социально значимых качеств, характеризующих человека как субъекта социальных отношений и социальной деятельности.

2. Согласно социологическому подходу, любая личность представляет собой результат длительного процесса, она полностью формируется только в ходе освоения социального опыта. Процесс формирования личности, в ходе которого индивид усваивает ценности, нормы, умения, образцы поведения и установки, социальные роли своей социальной группы и общества в целом, называют социализацией.

Социализация имеет две основные формы, выбор между которыми во многом зависит от биологических и психологических особенностей человека:

- адаптация – пассивное приспособление к среде, в результате которого личность действует в соответствии с ее требованиями, нормами и ценностями;

- интеграция – активное взаимодействие личности со средой, в результате которого не только среда оказывает влияние на личность, но и личность изменяет среду.

На процесс формирования личности оказывает влияние множество факторов.

Основные факторы развития личности:

- биологическая наследственность, которую необходимо учитывать, т.к., во-первых, благодаря этому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность и значительно влияют на формирование личности; во-вторых, биологические факторы закладывают основу социальной жизни людей (например, беспомощность ребенка, невозможность находиться долго под водой, врожденные потребности человека в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и т.д.);

- физическое окружение (климат, географические особенности и природные ресурсы) могут оказывать влияние на культурные особенности социальной группы, хотя влияние на формирование отдельной личности незначительно;

- культура – человек осваивает наиболее общие культурные образцы, приобщаясь: а) к культурному опыту всего человечества, б) к культурным образцам конкретного общества, в результате чего приобретает черты, общие для данного общества;

- групповой опыт;

- уникальный индивидуальный опыт;

3. Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных ролей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании и объяснении феномена личности.Различные теории по-разному объясняют, что же такое личность и как происходит ее формирование.

Социологические теории личности:

Концепция личности З.Фрейда: человек – система нужд, общество – система запретов, табу. Бессознательные стремления личности образуют ее потенциал и основной источник активности, задают мотивацию ее действий. В силу невозможности удовлетворения инстинктивных потребностей в их естественно-природной форме из-за социальных нормативных ограничений человек вынужден постоянно искать компромисс между влечением и общественно приемлемой формой его реализации.

Концепция «зеркального Я» (Ч.Кули ) - человеческое Я, открывающееся чрез реакцию других людей. Восприятие реакций других людей на наше поведение или внешность дает образ социального Я. Это знание происходит из анализа реакций окружающих на наши действия.

Социальное зеркало постоянно меняется: при оценке своих способностей сначала (в детстве) человек ориентируется на мнение тех, с кем постоянно находится в личном контакте, а затем, подрастая, он уже ориентируется на мнение личностей, хорошо разбирающихся в предмете его способностей, т.е. при достижении зрелости личность уделяет больше внимания оценкам компетентных специалистов. При этом существует возможность неправильного истолкования мнений, или искаженного зеркала.

Теория «обобщенного другого» (Дж.Мид) – в процессе общения человек оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками себя «обобщенного другого». «Обобщенный другой» – это всеобщие ценности и стандарты поведения определенной группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный Я-образ. Осознание «обобщенного другого» развивается через процесс «принятия роли», в ходе которого индивид, входя в другие роли, развивает способность видеть свое собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции.

Недостаточная способность адаптироваться к другой точке зрения, принимать на себя роли других индивидов может отрицательно сказываться на развитии личности.

Американский социолог А.Халлер в дополнение к теории Мида разработал концепцию «значимого другого». «Значимый другой» – это та личность, одобрения которой данный индивид добивается и чьи указания он принимает. Такие личности оказывают наибольшее влияние на установки индивида и формирование их собственного Я: индивид стремится принять их роли, подражать им и таким образом осуществлять процесс социализации через «значимого другого».

Теория «обобщенного другого» подтолкнула Дж.Мида к созданию ролевой концепции личности, согласно которой личность рассматривается как функция от совокупности всех выполняемых ею социальных ролей, которые присущи любому индивиду в обществе. Социальная роль распадается на:

- ролевые ожидания – то, чего согласно «правилам игры» ждут от определенной роли в группе, обществе;

- ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли.

Человек, беря на себя определенную роль, более или менее четко представляет себе связанные с ней права и обязанности и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество следит за исполнением роли человеком, для чего существует социальный контроль – от общественного мнения до правовых органов – и система социальных санкций.

Поведенческая концепция личности – социологическая теория личности, согласно которой личность формируется как система реакций на задаваемые обществом стимулы. Поведение каждого человека обусловлено и контролируется социальной средой. Взаимодействуя с другими людьми, человек в любой социальной группе «блюдет» свой интерес: стремится избегать наказаний и получать поощрения, и в этом плане однозначно реагирует на внешние стимулы и социальные приказы.

4. Социологи выделяют несколько типов личности:

Модальная личность – это наиболее часто встречающийся тип личности, воплощающий в себе средние общепринятые черты, свойственные определенной культуре, доминирующей в данном обществе (общности). Модальную личность имеют в виду, когда говорят о «типичном» американце, татарине или предпринимателе.

Базисная личность – это тип личности, нормативный для данного типа культуры или социального слоя. Когда говорят о «подлинном интеллигенте», имеют в виду такие базисные черты, как духовная развитость, совестливость, богатство эмоциональной сферы, чуткость, отзывчивость, высокий профессионализм и т.п.

Маргинальная личность – человек, поставленный условиями жизни общества или жизненными обстоятельствами на грань двух культур или жизненных стереотипов, с первым из которых он уже порвал или пытается порвать, а во второй еще не полностью включился.

Реактивная личность – такой тип личности, который в своих основных чертах и поступках зависит от разнообразных внешних влияний, из которых оказывается не в состоянии выделить наиболее существенные, важные; вследствие этого чаще всего «плывет по течению», а в своих неудачах винит сложившиеся обстоятельства.

Проактивная личность – тип личности, способный в любых обстоятельствах активно проводить в жизнь свою собственную линию поведения, меньше испытывать на себе влияние окружающих, а больше оказывать влияние на них и на внешние обстоятельства, добиваясь собственных целей в жизни.

Криминальная личность – широко распространенный в кризисных и переходных состояниях развития общества тип человека, знающего, как правило, основные нормы, законы, правила поведения, но нарушающего их в угоду личных корыстных устремлений, готового пойти на преступление ради достижения целей, как правило, аморальных, антиобщественных.

Литература:

1. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. – М.,1998.

2. Харчев В. Основы социологии, Учебник, М., 1997.

3. Щепанский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969.

4. w.w.w. jourclub. ru

 

1. Содержание понятия «Девиантное поведение»

2. Причины девиации.

3. Особенности отдельных форм девиантного поведения (преступность, алкоголизм, наркомания, суицид, проституция.

4. Особенности девиантного поведения подростков.

5. Аддиктивные формы отклоняющегося поведения.

6. Меры социального воздействия.

 

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее. В стабильно функционирующем и устойчиво развивающемся обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен. Социальная норма – это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля. «Социальная норма, - отмечает Я.И. Гилинский, - определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций».

Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений. Английский мыслитель Клайв С. Льюис склонен видеть в моральных нормах своего рода «инструкции», «обеспечивающие правильную работу человеческой машины» [5].

Но в реформируемом обществе, где разрушены одни нормы и не созданы даже на уровне теории другие, проблема формирования, толкования и применения нормы становится чрезвычайно сложным делом. Можно понять полное горечи высказывание А. Солженицына: «Какая это реформа, если результат ее – презрение к труду и отвращение к нему, если труд стал позорным, а жульничество стало доблестным?» [6]. Полемизирующий с А. Солженицыным по ряду вопросов, связанных с оценкой нынешней ситуации в России, Г. Померанц тоже приходит к близкому по сути выводу: «Вышла не свобода как в Германии или Франции, т.е. жизнь по закону, а воля – бандитам убивать, ворам – воровать, интеллигентам – свободно высказывать, что на душе. К сожалению, достаточно духовной силы, чтобы перевесить, переупрямить хаос, не оказалось, не надо ее собирать» [7].

Конечно, российское общество не может долго оставаться в таком положении. Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции.

Во все времена общество пыталось подавлять, устранять нежелательные формы человеческой жизнедеятельности и их носителей. Методы и средства определялись социально-экономическими отношениями, общественным сознанием, интересами правящей элиты. Проблемы социального «зла» всегда привлекали внимание ученых. Философы и юристы, медики и педагоги, психологи и биологи рассматривали и оценивали различные виды социальной патологии: преступность, пьянство и алкоголизм, наркотизм, проституцию, самоубийства и т.п.

В становлении социологии как науки исследование негативных явлений (Г. Тард и Э. Дюркгейм, А. Кетле и Г. Зиммель, П. Сорокин и Р. Мертон) сыграло свою роль.

В недрах социологии зародилась и сформировалась специальная (частная) социологическая теория – социология девиантного (отклоняющегося) поведения и социального контроля. Именно под таким названием функционирует один из 40 исследовательских комитетов Международной социологической ассоциации. У истоков социологии девиантного поведения стоял Э. Дюркгейм, а конституированию в качестве самостоятельного научного направления она обязана – прежде всего Р. Мертону и А. Коэну.

В бывшем СССР отклоняющееся поведение длительное время изучалось преимущественно в рамках специальных дисциплин: криминологии, наркологии, суицидологии и т.д. Социологические же исследования начали в Ленинграде в конце 60-х – начале 70-х гг. В.С. Афанасьев, А.Г. Здравомыслов, И.В. Маточкин, Я.И. Гилинский. В развитии и институализации социологии девиантного поведения большая заслуга принадлежит академику В.Н. Кудрявцеву.

Динамизм социальных процессов в период перестройки, кризисная ситуация во многих сферах общественной жизни неизбежно приводят к увеличению девиаций, проявляющихся в поведенческих формах, отклоняющихся от норм. Наряду с ростом позитивных девиаций (политическая активность населения, экономическая предприимчивость, научное и художественное творчество) усиливаются девиации негативные – насильственная и корыстная преступность, алкоголизация и наркотизация населения, подростковая делинкветность, аморальность. Растет социальная незащищенность граждан. В этих условиях объективно повышается спрос (не всегда и не всеми субъектами социального управления осознаваемый) на научные исследования девиаций, их форм, структуры, динамики взаимосвязей. Тем более, что социальная патология – чуткий барометр общественной жизни.

Содержание понятия «девиантное поведение»

Специальные социологические теории исследуют отдельные социальные феномены как подсистемы конкретной общественной системы, зависимости объекта изучения от социального целого и взаимосвязи с другими социальными процессами (подсистемами).

Предметом подобных теорий могут социальные явления и институты в определенной сфере общественного бытия (труд, политика, быт, досуг) или же «сквозные», присущие различным сферам.

Функционально частные социологические теории служат методологией познания отдельных социологических процессов, общностей, институтов и методологической основой эмпирических исследований.

Социология девиантного поведения относится к «сквозным» теориям. Специфика ее предмета состоит в том, что круг изучаемых явлений исторически изменчив и зависит от сложившихся в данный момент в конкретном обществе социальных норм.

Однако прежде чем сформулировать суть девиантного поведения, сделаем небольшое «метафизическое» отступление.

Существование каждой системы (физической, биологической, социальной) есть динамическое состояние, единство процессов сохранения и изменения. Девиации (флуктуации в неживой природе, мутации – в живой) являются всеобщей формой, механизмом, способом изменчивости, а, следовательно, и жизнедеятельности, развития каждой системы. Чем выше уровень ее организации (организованности), чем система динамичнее, тем больше значат изменения как средство сохранения (по выражению И. Пригожина – «порядок через флуктуации»).

Поскольку функционирование социальных систем неразрывно связано с человеческой жизнедеятельностью (предметной коллективной сознательной деятельностью общественного человека), социальные девиации реализуются в конечном счете также путем девиантного поведения.

Под девиантным (лат. Deviatio – уклонение) поведением понимаются: 1) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам); 2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).

В первом значении девиантное поведение преимущественно предмет психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении – предмет социологии и социальной психологии. Разумеется, такое дисциплинарное разграничение относительно.

Исходным для понимания отклонений служит понятие «норма».

В теории организации сложилось единое – для естественных и общественных наук – понимание нормы как предела, меры допустимого (в целях сохранения и изменения системы). Для физических и биологических систем – это допустимые пределы структурных и функциональных изменений, при которых обеспечивается сохранность объекта и не возникает препятствий для его развития. Это – естественная (адаптивная) норма, отражающая объективные закономерности сохранения и изменения системы.

Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций. В отличии от естественных норм физических и биологических процессов социальные нормы складываются как результат адекватного или искаженного отражения в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования общества. Поэтому они либо соответствуют законам общественного развития, являясь «естественными», либо недостаточно адекватны им, а то и вступают в противоречие из-за искаженного – классово ограниченного, религиозного, субъективистского, мифологизированного – отражения объективных закономерностей. В таком случае аномальной становится «норма», «нормальны» же отклонения от нее.

Вот почему социальные отклонения могут иметь для общества различные значения. Позитивные служат средством прогрессивного развития системы, повышения уровня ее организованности, преодоления устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения. Это – социальное творчество: научное, техническое, художественное, общественно-политическое. Негативные – дисфункциональны, дезорганизуют систему, подрывая подчас ее основы. Это – социальная патология: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид.

Границы между позитивным и негативным девиантным поведением подвижны во времени и пространстве социумов. Кроме того, одновременно существуют различные «нормативные субкультуры» (от научных сообществ и художественной «богемы» до сообществ наркоманов и преступников).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.