КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Оценка концепции ЖЦТ
Виды ЖЦТ
В реальных рыночных условиях протяженность отдельных этапов жизненного цикла и интенсивность перехода от одного этапа к другому имеют существенные различия в зависимости от специфики товара и рынка. Наиболее характерными являются жизненные циклы классических товаров, товаров-увлечений, продолжительных увлечений, сезонных или модных товаров, товара-ностальгии, товара-провала Классическая кривая (бум) описывает чрезвычайно популярный продукт со стабильным сбытом на протяжении долгого периода времени. Кривая увлечения описывает товар, который получает быстрый взлет и падение популярности. Продолжительное увлечение проявляется так же, за исключением того, что остаточный сбыт продолжается долгое время, хотя и в объемах, составляющих незначительную долю от прежних объемов продаж. Сезонная кривая, или кривая моды, имеет место, когда товар хорошо продается в течение периодов, разнесенных во времени. Сезонные колебания, как правило, характеризуются равными периодами времени между пиковыми этапами продаж, однако разными значениями объемов продаж в местах всплесков и спадов, что обусловлено воздействием ряда общеэкономических, климатических и других факторов. Кривая товара-ностальгии описывает объемы продаж товара, который, казалось бы, безнадежно устарел, однако вновь получил популярность. Кривая провала описывает объемы продаж товара, который вообще не получил успеха на рынке. «Гребешковая» кривая характеризует продажи товара, области применения, которого постепенно расширялись за счет развития науки и техники, позволяя существенно увеличивать объемы продаж. Жизненный цикл товара отражает изменения объемов продаж не только в зависимости от времени пребывания товара на рынке, но и под воздействием моды, вкуса, стиля, научно-технического прогресса, технического и морального старения и ряда других факторов
В восприятии специалистами модели жизненного цикла товара нет единодушия, причем как на практическом, так и на теоретическом уровнях. Некоторые известные аналитики рынка рекомендуют отказаться от этой концепции. Многие исследователи, сделав модель объектом научных изысканий, продолжают экспериментальные наблюдения, пытаются усовершенствовать зависимость. Такая неоднозначность оценок определяется наличием ряда серьезных недостатков концепции. Наиболее существенным является методологическое замечание о тавтологичности модели. Действительно, модель исходит из темпов роста продаж для определения этапов жизненного цикла, а затем использует этапы для предсказания объемов продаж. Сомнителен детерминированный характер модели, которая постулирует существование заранее определенной временной последовательности этапов. Это снижает активность фирм, их способность воздействовать на события. Если на уровне рынка товара или товарного класса зависимость первичного спроса от факторов внешней среды остается значительной и должна учитываться в стратегическом анализе, то на уровне марки неконтролируемые факторы оказывают меньшее влияние. Авторитет модели несколько снижают частые и значительные отклонения жизненных циклов реальных товаров от идеализированной S-образной кривой. Продолжительность фаз варьируется от товара к товару, а для одного и того же товара — от рынка к рынку. Основная сложность заключается в том, чтобы еще до получения фактических данных понять, какой тип эволюции преобладает. Наиболее достоверными становятся прогнозы, построенные, на основе иперического материала об изменении объемов продаж сопоставимых товаров-аналогов на разных этапах ЖЦТ.
Разработка прогноза включает следующие основные этапы: Этап 1. Определение объекта исследования: товар, класс товаров, марка и т.д. Этап 2. Конкретизация рынка. Этап жизненного цикла товара может существенно отличаться на разных региональных рынках, а также для различных сегментов потребителей. Этап 3. Изучение развития объемов продаж товаров собственного производства и аналогов, их наиболее характерных жизненных циклов. Этап 4. Построение математической модели, наилучшим образом характеризующей жизненный цикл товара. В маркетинговой деятельности белорусских производителей концепция получает все большее распространение. Модель ЖЦТ служит незаменимым инструментом анализа рыночной ситуации и разработки стратегий маркетинга. Таким образом, модель ЖЦТ это не столько инструмент планирования объемов продаж, сколько концептуальная база для анализа рыночных сил, которые определяют привлекательность товара и предопределяют его эволюцию, позволяют разрабатывать и применять эффективные маркетинговые стратегии.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |