Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетное устройство. Доходы и расходы государственного бюджета




Доходы и расходы государственного бюджета

 

Доходы республиканского бюджета Беларуси формируются за счет

1. крупных налогов (к ним относят налог на добавленную стоимость, акцизы (за минусом отчислений в местные бюджеты), налог на прибыль предприятий республиканского подчинения, таможенные пошлины и сборы)

2. некоторых доходов общегосударственного значения, средств, получаемых от других государств в соответствии с заключенными соглашениями, и некоторых других неналоговых платежей.

Расходы республиканского бюджета делятся на следующие группы:

· финансирование народного хозяйства,

· социально-культурных мероприятий,

· обороны,

· управления;

· расходы, связанные с внешнеэкономической деятельностью,

· обслуживанием государственного долга.

Местные органы власти самостоятельно определяют курс бюджетных ассигнований (за исключением переданных ресурсов вышестоящего бюджета, имеющих целевое назначение). Бюджетные ассигнования в основном расходуются в следующих направлениях:

1. на содержание и развитие социально-культурной сферы местного значения (школы, медицинские учреждения, библиотеки и т.п.);

2. благоустройство населенных пунктов, плюс капитальные вложения в объекты коммунальной собственности и другие экономические мероприятия по региональным и межрегиональным программам;

3. содержание аппарата местного управления и правоохранительных органов;

4. на создание резервных, целевых фондов местного значения, возврат ссуд, полученных из вышестоящих бюджетов, и другие расходы.

 

 

Бюджетное устройство – это организация и принципы построения бюджетной системы, бюджетного процесса, взаимоотношения между многочисленными видами бюд­жетов, соответственно и совокупность бюджетных прав.

Главное место в бюджетном устройстве занимает бюд­жетная система

Бюджетная система - это основанная на экономических отношениях и правовых нормах совокупность бюджетов отдельных административно-территориальных образований каждого государства.

Бюджетная система Республики Беларусь включает:

· республиканский бюджет,

· бюджет г. Минска,

· местные бюджеты.

В свою очередь местные бюджеты состоят из:

· областных,

· городских,

· районных,

· сельских,

· поселковых бюджетов.

Бюджетная система Республики Беларусь основывается на принципах единства, самостоятельности всех бюджетов, их полноты, реальности и гласности.

Единство бюджетной системы направлено на обеспечение единой финансовой политики и базируется, прежде всего, на общей экономической и политической основе суверенного государства Республики Беларусью. Организационно единство достигается посредством использования единой законодательной базы, бюджетной классификации, общих форм бюджетной документации, статистической отчетности. Единство основано на взаимодействии бюджетов всех уровней через использование регулирующих доходных источников, финансовой поддержки бюджетов нижестоящего уровня для их сбалансирования, а также образования целевых и региональных бюджетных фондов частичного перераспределениях

Однако единство не отрицает самостоятельности отдельных звеньев бюджетной системы, которая стала важнейшим принципом ее построения. Самостоятельность означает, что республиканский и местные бюджеты всех уровней обеспечиваются своими доходами и правом их распределения. Каждый орган власти самостоятельно разрабатывает свой бюджет, утверждает и исполняет его. Установлены четкие права, разграничившие распределение доходных источников и расходов между отдельными видами бюджетов. При этом расходы всех видов бюджетов определяются задачами социально-экономического развития данной территории и конкретными функциями, компетенцией соответствующего органа власти. Так, Местные Советы депутатов вправе устанавливать зачисляемые в их бюджеты местные налоги, сборы, неналоговые платежи в соответствии с законодательством республики.

Принцип полноты отражает объективную необходимость сосредоточения в бюджете всех доходов и расходов органов государственной власти и управления. В этой связи необходимо определить все денежные поступления, а также размеры и конкретные направления расходов бюджета.

Бюджет должен быть реальным, учитывать конкретную экономическую и политическую ситуацию, тенденции развития производства, общегосударственные потребности. Поэтому его показатели следует обосновывать многовариантными расчетами, учитывать результаты глубокого анализа исполнения бюджета, финансовых планов ведомств за прошедший период, прогнозные оценки.

Гласность выступает важным условием соблюдения прав человека, демократических преобразований в стране. Формирование доходов бюджета (прежде всего через налоги, сборы), как направление бюджетных ресурсов, затрагивает интересы субъектов хозяйствования и всех членов общества. Поэтому они должны быть осведомлены о содержании бюджета, источниках его формирования, порядке изъятия налоговых платежей, а также направлений бюджетных ассигнований. С данной целью проекты бюджетов всех уровней подлежат детальному рассмотрению, обсуждению в органах управления, в специальных комиссиях, на сессиях законодательной власти. Депутаты всех уровней управления могут вносить предложения по изменению отдельных статей доходов и расходов соответствующих бюджетов и утверждают проект бюджета. Подписанный Президентом бюджет Республики Беларусь принимает статус закона и его исполнение становится обязательным для всех участников бюджетного процесса. Закон, как и отчет о его исполнении за предшествующий период, публикуется в печати. Так становится гласным объем доходов и расходов бюджета, его основные источники поступления, направления расходов на текущий год.

Бюджетный процесс – это регламентированная законодательством деятельность государственных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.

Бюджет действует в течение года. Финансовый год на территории Республики Беларусь устанавливается с 1 января по 31 декабря календарного года. Но срок действия бюджета не совпадает с бюджетным циклом, под которым понимается время от начала составления проекта бюджета до утверждения отчета о его исполнении.

1. Составление бюджета находится в исключительной компетенции Правительства Республики Беларусь и соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляется Министерством финансов и местными финансовыми органами.

2. Рассмотрение проектов бюджетов. Проекты бюджетов и предложения по их сбалансированию вносятся на рассмотрение Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов. Рассмотренные и одобренные Правительством проекты бюджетов представляются на рассмотрение Президента Республики Беларусь.

3. Утверждение. Как на республиканском, так и на местном уровнях бюджеты должны быть приняты до 1 января очередного финансового года. Республиканский бюджет утверждается законом Республики Беларусь, местные бюджеты - решениями местных Советов депутатов.

4. Исполнение соответствующих бюджетов обеспечивают Правительство Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы.

В течение года в доходную и расходную части бюджета могут вноситься изменения законом Республики Беларусь, актами Президента, Правительства решениями местных Советов депутатов в пределах утвержденного бюджета и предоставленных им прав.

Понятие «бюджетные права» в законодательстве и юридической литературе применяются для обозначения правового статуса субъекта через его участие в бюджетной деятельности государства. Субъектами бюджетного права являются Республика Беларусь и органы местного самоуправления.

Бюджетные права Республики Беларусь и местного самоуправления закреплены в:

· Конституции Республики Беларусь,

· Законе «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах»,

· Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.