Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и структура финансового рынка




Схема процесса социально-политического развития общества.

 

 

11.4. Финансовое обеспечение социальных гарантий

 

Социальные гарантии – один из важнейших показателей развития общества, уровня жизни его граждан. Они охваты­вают наиболее существенные стороны материального и соци­ального жизнеобеспечения людей, устанавливают в этой области нижние границы, в рамках которых общество берет на себя соответствующую защиту своих членов.

Главной социальной гарантией в условиях рыночной эко­номики является обеспечение материального содержания ра­ботников в случае потери ими места работы, а также скорейшее их трудоустройство.

Решение этих задач неразрывно связано с перестройкой финансового механизма, созданием в нем новых звеньев - го­сударственных фондов занятости населения, обеспечивающих материальные предпосылки для быстрого маневрирования трудовыми ресурсами, а также гарантирующих максималь­ную занятость граждан в условиях сокращения аппарата уп­равления и численности вооруженных сил, ликвидации убыточных предприятий, замены ручного труда высокопроиз­водительной техникой, вывода из штатов предприятий работ­ников, которые могут привлекаться в разовом порядке.

Наряду с обеспечением занятости трудоспособного населе­ния важной социальной гарантией является материальное содержание и оказание медицинской помощи нетрудоспособ­ной части общества, а также выплата компенсаций в связи с рождением детей и необходимостью ухода за ними. Финан­сам в этой области принадлежит ведущая роль, ибо благодаря им создаются специальные целевые фонды социального стра­хования и обеспечения, являющиеся экономической осно­вой существования и функционирования соответствующих общественных систем.

Неэффективность функционирования системы бесплатного медицинского обслуживания населения заставила поставить вопрос о переходе на новый порядок финансирования учреж­дений здравоохранения за счет средств медицинского страхо­вания. Медицинское страхование призвано дополнить систему государственного здравоохранения, заменив бюджет­ные медицинские учреждения хозрасчетными организациями, работающими на принципах самоокупаемости, рентабельно­сти, материальной заинтересованности и ответственности при­менительно к конечным результатам своей деятельности. Опыт развития передовых стран мира убедительно доказал эффективность организации системы здравоохранения на принципах страховой медицины. Обязательное медицинское страхование граждан за счет средств предприятий и органи­заций сыграет также положительную роль в усилении охраны здоровья и профилактики заболеваний на производстве.

Это направление перестройки финансовой и социальной политики имеет, помимо всего прочего, и чисто экономиче­ский смысл: оно позволит определять истинную стоимость ра­бочей силы, не ограничивая ее лишь затратами на оплату труда.

Важнейшей социальной гарантией в условиях приватиза­ции собственности остается право части граждан на получение бесплатного государственного жилья. Передача жилого фонда в частное владение является эффективной мерой решения жилищной проблемы, наведения порядка в механизме распре­деления квартир. Однако переход жилой площади в частное владение делает ее объектом купли-продажи и, следователь­но, порождает социальную незащищенность значительной ча­сти мало- и среднеобеспеченного населения. Соответственно перед финансами стоит задача обеспечить денежными сред­ствами систему бесплатно распределяемого жилья, сохранить дотации на услуги жилищного хозяйства для социально не­защищенных граждан. Основным источником финансирова­ния соответствующих расходов являются местные бюджеты, при этом возможности муниципальных органов значительно расширятся в связи с поступлениями от продажи государст­венного жилого фонда частным лицам, отменой для большин­ства из них дотаций на содержание и функционирование домовых и коммунальных сетей. Благодаря этому может существенно повыситься качество услуг жилищного хозяйства, сократиться бюджетная дотация на его содержание.

Новыми направлениями в области социальных гарантий стали индексация доходов и компенсация потерь населения в связи с инфляцией. Необходимость введения этих гарантий реально возникла в результате практически полного отказа от жесткого регулирования цен со стороны государственных ор­ганов. Порядок индексации доходов и компенсации потерь населения на территории Российской Федерации установлен принятым в 1991 г. Законом РСФСР "Об индексации денеж­ных доходов и сбережений граждан". В соответствии с ним на территории республики в составе республиканских и ме­стных статистических органов, создана государственная служ­ба наблюдения за изменением потребительских цен, которая призвана давать информацию о прожиточном минимуме. Эта информация должна стать основой для принятия соответст­вующих финансовых мер, обеспечивающих сохранение уста­новленного минимума при снижении покупательной силы рубля.

 

11.5. Использование финансовых рычагов регулирования и стимулирования производства

 

В условиях перехода от командно-административных ме­тодов организации народного хозяйства к рыночным, принци­пиальным образом изменяется роль финансовых рычагов. Теперь они становятся одними из главных стимуляторов раз­вития народного хозяйства. При этом с помощью финансовых рычагов решаются сле­дующие основные задачи:

· регулирование общего уровня финансовых ресурсов, акку­мулируемых в сфере материального производства;

· экономическое ограничение монопольной деятельности в производственной сфере;

· регулирование внешнеэкономической деятельности пред­приятий;

· обеспечение соблюдения предприятиями правовой и дого­ворной дисциплины;

· материальное стимулирование развития производства на предприятиях;

· регулирование внутрипроизводственных пропорций распре­деления денежных ресурсов предприятий;

· регулирование инвестиционных и инновационных процес­сов в масштабах страны, региона, отрасли, предприятия.

Наиболее важное значение для развития экономики имеют:

1. Финансовое регулирование и стимулирование про­изводства.

2. Финансирование научно-технического прогресса.

3. Страховая защита общественного производства.

Среди рычагов государственного финансового регулирова­ния основная роль принадлежит налогам. С их помощью ре­гулируется уровень рентабельности и размер денежных накоплений, остающихся в распоряжении предприятий. Изы­мая часть денежных накоплений, государство создает у пред­приятий стимул к изысканию дополнительных резервов роста прибыли и, прежде всего, за счет повышения эффективности производства. С переходом к рыночным отношениям наибольшее распространение получают налоговые методы изъятия доходов предприятий (налог на прибыль и др.). Вво­дятся твердые единые ставки налогов, создающие равные сти­мулы к интенсификации производства у всех предприятий. Система налоговых льгот способствует ускоренному об­новлению производственной базы, росту расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские ра­боты, тем самым стимулирует рост эффективности производства.

Вместе с тем современный налоговый механизм оказывает не только позитивное воздействие на производство. Высокий общий уровень налогообложения предприятий ограничивает их финансовые возможности по наращиванию производства, а частый пересмотр видов налогов и условий их взимания порождает чувство неуверенности у трудовых коллективов, ослабляет действенность налоговых льгот, препятствует при­току иностранных инвестиций и т.п.

Рыночные методы ведения хозяйства создают потребность в решении новых задач, важнейшей из которых является борьба с монополизмом производителя, блокирующего глав­ный рычаг интенсификации рыночной экономики - кон­куренцию между предприятиями. Наравне с другими экономическими инструментами (антимонопольное законода­тельство, свободный внешний рынок, конвертируемый рубль и т.д.) решению этой проблемы способствуют и финансовые рычаги, в частности, налог на сверхприбыль, применяемый в некоторых странах. Льготное налогообложение малых пред­приятий также способствует демонополизации производства и развитию здоровой конкуренции.

Для обеспечения оптимальной структуры распределения доходов может применяться подоходное обложение или дру­гой метод – корректировка облагаемой налогом прибыли в за­висимости от роста фонда зарплаты. Таким образом, государство, ограничивая рост расходов на потребление, ре­гулирует уровень прибыли, направляемой на нужды накоп­ления, и способствует усилению заинтересованности предприятия в расширении производства.

Подоходный налог с населения наравне с выполнением важных социальных и фискальных функций играет опреде­ленную роль в повышении трудовой активности работников, в том числе в производственной сфере.

Расширение внешнеэкономической самостоятельности предприятий делает необходимым государственное регулиро­вание этой сферы деятельности косвенными методами. Основ­ную роль среди них играют таможенные пошлины. Их применение объясняется необходимостью изъять у предпри­ятий часть дохода, образующегося в результате различий в уровнях внешнеторговых и внутренних цен на отдельные ви­ды ввозимых и вывозимых из страны товаров. Изменяя уров­ни ставок этих платежей, государство стимулирует развитие экспортных производств, развивает кооперацию с зарубежны­ми странами, защищает отдельные отрасли от конкуренции импортных товаров, поощряет отечественные производства. Одновременно создаются условия для полного отказа от мо­нополии внешней торговли, тормозившей становление полноценных рыночных отношений в стране.

Регулирующий механизм налогов и обязательных плате­жей дополняется системой разнообразных финансовых санк­ций, важнейшими среди которых являются штрафы за укрытие или занижение прибыли (дохода), подлежащей об­ложению, и другие проявления хозяйственной недобросовест­ности.

Действенность финансовых санкций во многом зависит от эффективности работы органов финансового контроля, а также экономических, су­дебных и арбитражных органов. В не меньшей степени на результативность санкций влияет внутриполитическая и экономическая обстановка в стране. Определенную роль играют также различные формы и ме­тоды предоставления бюджетных средств (целевые ассигнова­ния, дотации, возмещение разницы в ценах и т.д.). Но наиболее тесно связаны с развитием производства фон­ды, создаваемые на предприятии.

Среди финансовых методов, воздействующих на экономию издержек производства и роста объемов выпуска продукции, решающее место принадлежит фондам материального поощ­рения и производственного развития. В условиях перехода к рыночным методам ведения хозяйства на предприятиях ос­новным фондообразующим фактором стала прибыль, оставля­емая в распоряжении предприятия. Она тесно связана с другими финансовыми рычагами: на ее размеры влияют платежи в бюджет и раз­личные экономические санкции (штрафы, пени и т.д.).

В настоящее время предприятиям, независимо от форм собственности, предоставлено право самим определять состав фондов, формируемых за счет прибыли, остающейся в рас­поряжении трудового коллектива, порядок их формирования и использования. Это существенным образом расширяет сферу применения и значение негосударственных методов финансового регулирования и стимулирования про­изводства.

В условиях рыночной экономики система финансового ре­гулирования воздействует на развитие производства не только через управление интересами предприятий и их трудовых коллективов, но и через прямое регулирование пропорций между денежными фондами, участвующими в воспроизводственном процессе.

Как известно, стоимость общественного продукта в резуль­тате прохождения всех стадий распределения делится на три фонда: фонд возмещения, фонд потребления и фонд накоп­ления. Задача финансового регулирования – обеспечить оп­тимальные размеры и соотношения между этими денежными фондами и рациональные пропорции между многочисленны­ми фондами, входящими в их состав.

Изменение пропорций между фондом потребления и на­копления определяются в основном: 1) финансово-хозяйствен­ной политикой предприятий; 2) направленностью рычагов государственного регулирования; 3) изменениями прямых вложений государства в фонды потребления и накопления.

Темпы развития экономики зависят от внутренней структуры названных фондов. Значительную часть фонда возмещения и фонда накопления составляют фонды капитальных вложений, определяющие масштабы простого и расширенного воспроизводства основных производст­венных фондов.

С помощью финансовых методов, изменяя соотношения между инвестициями, направляемыми на простое и расши­ренное воспроизводство, расширение, техническую реконст­рукцию и модернизацию производства, общество влияет на темпы экономического развития.

 

11.6. Влияние финансов на НТП

 

Долговременное повышение эффективности и масштабов производства возможно только на основе использования но­вейшей техники и технологии. В развитых странах в насто­ящее время почти весь прирост производительности общественного труда получают за счет создания, освоения и внедрения новой техники и технологии.

Переход на рыночные отношения в перспективе создает бо­лее благоприятные условия для развития НТП. Однако для создания у предприятия потребности тратить свои деньги на НИОКР и внедрение новой техники, необходимы определен­ные условия. Среди них – превышение предложения над спросом на существующем рынке товаров, отсутствие моно­полизма производителей и наличие конкуренции, свободный доступ всех желающих хозяйствовать к средствам производ­ства и рабочей силе и т.д.

Механизм финансового регулирования НТП включает со­вокупность фондов финансирования и экономического стиму­лирования НИОКР, работ по созданию и внедрению новой техники, изобретательству, инструменты их образования и использования.

Для ускорения научно-технического прогресса большое значение имеют источники и методы определения размера фондов, порядок распределения их средств между отдельными этапами научных исследований, процессами разработки, со­здания, внедрения и освоения новой техники, способы концентрации средств на ключевых направлениях научно-технического прогресса и в руках тех научно-исследователь­ских и производственных коллективов и отдельных ис­следователей, которые добиваются наиболее крупных научно-технических достижений. Все эти задачи решаются с помощью финансового механизма.

Основными источниками финансирования расходов на на­уку являются средства бюджета и финансовые ресурсы пред­приятий и организаций. За счет бюджета покрываются расходы на НИОКР, непосредственно не связанные с произ­водством. К ним относятся фундаментальные исследования, исследования в области космоса, обороны, здравоохранения и т.д. Работы по созданию и освоению новой техники, используемой в производственном процессе, в основном финансируются за счет отраслевых источников. Поэтому актуальность в настоящее время приобрели вопросы усиления воздействия на ускорение НТП механизма его финансового обеспечения в отраслях материального производства.

Основным источником финансирования работ по созданию и внедрению новой техники в отраслях материального про­изводства до последнего времени был фонд развития произ­водства, науки и техники.

С переходом к рыночным методам ведения хозяйства пред­приятиям была предоставлена возможность создавать за счет прибыли и другие фонды финансирования мероприятий НТП, самостоятельно определяя их размеры, условия образования и использования. Такой подход способствует комплексности и сбалансированности процесса финансового обеспечения НТП в отраслях материального производства.

Чтобы создать у предприятий дополнительные стимулы к увеличению затрат на НТП предусмотрено освобождение от обложения налогом на прибыль части затрат предприятий на проведение НИОКР, подготовку и освоение новых прогрес­сивных технологий и видов продукции, осуществляемых за счет прибыли, оставшейся в распоряжении предприятий.

Кроме средств самих предприятий для финансового обес­печения НТП в отраслях материального производства могут использоваться централизованные фонды вышестоящих орга­низаций (где отраслевые структуры еще сохранились). Нали­чие централизованного источника позволяет концентрировать усилия на важнейших направлениях НТП, маневрировать ре­сурсами внутри отрасли. Однако в масштабах всего народного хозяйства страны этого явно недостаточно. Поэтому до по­следнего времени одним из источников финансирования ос­тавались бюджетные средства науки и техники. Они же использовались в решающей степени и для финансирования НИОКР в большинстве отраслей непроизводственной сферы, а также фундаментальных исследований. При этом методы и условия их предоставления научным организациям сущест­венно изменились.

Развитие этих методов привело к появлению нового ин­струмента финансирования исследований – грантов; так на­зываются субсидии под конкретные разработки. Ученые, победившие по конкурсу, получают гранты на срок до нескольких лет для строго целевого использования средств в целях реализации собственного проекта.

Не менее важное значение имеет и другое направление финансового воздействия на ускорение НТП – экономическое стимулирование. Оно осуществляется через систему фондов экономического стимулирования, создаваемых на предприяти­ях, в научно-исследовательских и других организациях.

В условиях перехода к рыночной экономике важное зна­чение приобретают методы стимулирования НТП, разрабаты­ваемые самими предприятиями. В их компетенции теперь находятся вопросы о том, вводить специальные фонды поощ­рения за внедрение новой техники или использовать для этих целей фонды общего назначения, в каких размерах, формах и за выполнение каких показателей поощрять работников, участвовавших в научно-технических мероприятиях, и т.д.

Дополнительный импульс развитию новых организацион­ных форм в науке придаст система финансовых льгот, пре­дусмотренная специально для малых предприятий (освобождение от платежей в бюджет и т.д.).

Обязательной составной частью финансового механизма НТП является система материального стимулирования науч­ных открытий, изобретений и рационализаторских предложе­ний. Авторам научных открытий, лауреатам государственных и именных премий выплачиваются крупные денежные воз­награждения.

До последнего времени за внедрение в производство изо­бретений в зависимости от величины получаемого эконо­мического эффекта авторам выплачивались денежные вознаграждения. Основанием для них служили авторские сви­детельства, выдаваемые изобретателям.

Теперь вместо авторских свидетельств введено патентование изобретений, с предоставлением патентообладателю иск­лючительного права использования нововведения. Размер вознаграждения автору устанавливается по соглашению сто­рон и максимальной суммой не ограничивается. Одним из инструментов финансового регулирования данной сферы де­ятельности станут пошлины на заявку, регистрацию и про­дление патента. Другим важным финансовым рычагом развития изобретательства является создаваемый Государст­венный патентный фонд. Этот фонд является юридическим лицом и будет осуществлять права и обязанности патентооб­ладателя в отношении изобретений, исключительное право на пользование которых передано государству, принимать меры к их широкому использованию. Ресурсы его образуются за счет выручки от продажи лицензий на изобретения, патенты на которые принадлежат фонду, добровольных взносов предприятий, организаций и граждан, а также средств бюджета.

На предприятиях финансирование изобретательской дея­тельности осуществляется за счет собственных средств. При этом они могут создавать фонд поощрения изобретательской деятельности.

Существующее законодательство разрешает Советам на­родных депутатов создавать региональные фонды финансиро­вания научно-технических разработок на основе изобретений. Источником образования этих фондов могут быть средства местных бюджетов, взносы предприятий, общественных орга­низаций, граждан. Эти фонды действуют в соответствии со своими уставами на условиях полного хозрасчета, самостоя­тельно устанавливают порядок и условия предоставления средств.

 

 

Тема 12: ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК

 

2. Финансовые институты

3. Финансовые инструменты

 

12.1 Сущность и структура финансового рынка

 

Бесперебойное формирование финансовых ресурсов, их наиболее эффективное инвестирование и целенаправленное использование обеспечивается с помощью финансового рынка. Объективной предпосылкой функционирования финансового рынка является несовпадение потребности в финансовых ресурсах у того или иного субъекта с наличием источников удовлетворения этой потребности. Для аккумулирования временно свободных денежных средств и эффективного их использования и предназначен финансовый рынок, функциональное назначение которого состоит в посредничестве движению денежных средств от их владельцев (сберегателей) к пользователям (инвесторам).

Финансовый рынок представляет собой организованную или неформальную систему торговли финансовыми инструментами. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредита и мобилизация капитала. Основную роль здесь играют финансовые институты, направляющие потоки денежных средств от собственников к заемщикам. Товаром выступают собственно деньги и ценные бумаги. Благодаря финансовым рынкам осуществляется перелив капиталов между предприятиями и отраслями, обеспечивается финансирование приоритетных производственных, научно-технических и социальных программ.

Финансовые рынки играют важную рать в воспроизводственном процессе, обеспечивая свободное движение финансовых ресурсов. С их помощью осуществляется сбор средств от внутренних и внешних сберегателей и передача их для инвестирования предприятиям, фирмам, ассоциациям и органам государственной власти. Вместе с тем благодаря финансовому рынку обеспечивается участие сберегателей в прибылях предпринимателей.

Пожалуй, единственное звено финансового рынка, которое не подлежит сомнению – это рынок ценных бумаг, его в структуре финансового рынка выделяют и Родионова, Дробозина и практически все остальные авторы. Однако в настоящее время вопрос о структуре финансового рынка остается открытым. Различные авторы включают в его состав от двух до семи составных частей:

1. Рынок ценных бумаг – здесь перераспределяются временно свободные денежные средства путем выпуска и обращения ценных бумаг.

Первичный рынок ценных бумаг (primary market) представляет собой рынок, обслуживающий выпуск (эмиссию) и первичное размещение ценных бумаг.

Вторичный рынок (secondary market) предназначен для обращения ранее выпущенных ценных бумаг. Возможность перепродажи ценных бумаг основана на том, что первоначальный инвестор свободен в своем праве владеть и распоряжаться ценными бумагами и может перепродать их другому инвестору. Существование вторичного рынка само по себе стимулирует деятельность первичного рынка.

Биржевой рынок представляет собой рынок ценных бумаг, осуществляемый фондовыми биржами. Порядок участия в торгах для эмитентов, инвесторов и посредников определяется биржами. Внебиржевой рынок предназначен для обращения ценных бумаг, не получивших допуска на фондовые биржи.

На биржевом рынке обращаются ценные бумаги, прошедшие листинг, т. е. получившие допуск к официальной торговле на бирже. Поскольку условия получения биржевой котировки устанавливаются биржей и могут быть достаточно сложными для некоторых эмитентов, существует внебиржевой рынок (over-the-counter stock market), на котором обращаются ценные бумаги, не котируемые на фондовых биржах.

2. Кредитный рынок – это механизм, с помощью которого устанавливаются взаимоотношения между предприятиями и гражданами, нуждающимися в финансовых средствах, и организациями и гражданами, которые их могут представить (одолжить) на определенных условиях.

На рынке капиталов аккумулируются и обращаются долгосрочные капиталы и долговые обязательства. Он является основным видом финансового рынка в условиях рыночной экономики, с помощью которого компании изыскивают источники финансирования своей деятельности (рис. 1).

Рис. 1. Денежные потоки, связывающие фирму и рынок капитала

Логика приведенных на рис.1. денежных потоков фирмы заключается в следующем:

1 — начало работы, размещение на рынке ценных бумаг и получение средств инвесторов;

2 — инвестирование полученных финансовых ресурсов в основные средства и текущие активы;

3 — генерирование денежного потока как результата успешной деятельности;

4 — уплата предусмотренных законом налогов;

5 — выплата инвесторам и кредиторам части оставшейся прибыли;

6 — реинвестирование в активы фирмы части прибыли;

7 — направление на рынок капиталов части прибыли в виде финансовых инвестиций.

3. Валютный рынок – обслуживает международный платежный оборот, связанный с оплатой денежных обязательств юридических и физических лиц разных стран. Валютные рынки – официальные центры, где совершается купля-продажа валют на основе спроса и предложения.

4. Страховой рынок – главная особенность в том, что процесс аккумулирования и использования средств разорван во времени.

5. Рынок межбанковских кредитов – рынок, где временно свободные денежные ресурсы кредитных учреждений привлекаются и размещаются банками между собой, преимущественно в форме межбанковских депозитов на короткие сроки. Наиболее распространенные сроки депозитов – 1, 3 и 6 месяцев, предельные сроки – от 1 дня до 2 лет (иногда 5 лет). Средства межбанковского рынка используются банками не только для краткосрочных, но и для средне- и долгосрочных активных операций, регулирования балансов, выполнения требований государственных регулирующих органов.

6. Вексельный рынок

7. Рынок золота и драгоценных металлов. На рынке золота совершаются наличные, оптовые и другие сделки с золотом, в том числе со стандартными золотыми слитками. Основной объем операций с физическим золотом осуществляется между банками и специализированными фирмами; фьючерсная и опционная торговля золотом сконцентрирована на срочных биржах.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.