КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Спрос, предложение, равновесная цена
Спрос(demand – англ.)- это форма выражения потребности, представленной на рынке и обеспеченной соответствующими денежными средствами. Спрос — это платежеспособная потребность. Величина (объем) спроса - это максимальное количество данного блага, которое потребители готовы купить за данный период времени при данных условиях; Закон спроса: при прочих равных условиях, чем ниже цена, тем выше спрос, и наоборот. Графически этот закон может быть изображен кривой спроса (Рис.1), где Р - цена блага, Q - объем спроса,D- кривая спроса. Qd=f (Р) - функция спроса, (Самая простая функция: Qd= a – b*Р). Исключения из закона спроса: 2) дорогостоящие, престижные товары, которые покупаются, не столько ради их потребительских свойств, сколько дня того, чтобы подчеркнуть социальный статус. Это явление получило название "Эффект сноба"; Кроме цены, на спрос влияют нец еновые факторы: 1) число покупателей; 2) потребительские вкусы или предпочтения; 3) доходы потребителей; 4) цены на сопряженные товары (сопряженные: взаимозаменяемые или взаимодополняемые); 5) потребительские (инфляционные) ожидания. Под воздействием этих факторов кривая спроса будет смещаться влево или вправо. Следует различать величину спроса и сам спрос. Изменение цены меняет величину спроса; сдвиг кривой спроса меняет спрос. Предложение (supply – англ.)- это совокупность благ, находящихся на рынке. Величина (объем) предложения - это максимальное количество товара, приготовленного для продажи за данный период времени при данных условиях. Закон предложения: при прочих равных условиях, чем выше цена данного товара, тем больше предложение, и наоборот. Графически этот закон может быть представлен кривой предложения, где Р - цена блага, Qs - объем предложения, S - кривая предложения.
Qs = f (Р) - функция предложения. Другие факторы, влияющие на предложение: 1) число продавцов; 2) цены на используемые ресурсы; 3) технология; 4) налоги и субсидии; 5) цены на другие товары; 6) инфляционные ожидания. Под воздействием этих факторов при неизменной цене кривая предложения будет сдвигаться влево или вправо. Следует различать изменение величины предложения и изменение самого предложения.
Эластичность Степень изменения спроса под воздействием того или иного фактора характеризует его эластичность. Эластичность спроса по цене - степень количественного изменения спроса в ответ на изменение цены. E= изменение спроса(S)/ изменение цены(%). Обычно используют следующую формулу:
Если E < 1 - товар считается малоэластичным по цене, если E >1 - эластичным. Ценовая эластичность применима также к предложению. Методика расчета аналогична. Важнейшим фактором, определяющим эластичность предложения, является время. Совместим на одном графике кривые спроса и предложения. (Рис.З) Цена Р, при которой объем спроса равен объему предложений, называется равновесной ценой. Все остальные цены будут неравновесными. Если цена будет выше равновесной, то избыток предложения будет оказывать понижающее воздействие на цену. Если цена будет ниже равновесной, то образовавшийся дефицит заставит цену расти. Рынок по своей природе динамичен и многообразен. Поэтому равновесие может быть не только устойчивым, но и нестабильным. Равновесная цена может иметь не единственное и не строго определенное значение, а взаимодействие спроса и предложения, не всегда приводит к равновесной цене.
Государство может директивно устанавливать фиксированные цены. В зависимости от того, как эти цены соотносятся с равновесными ценами, в экономике будет возникать либо избыток товаров, либо их дефицит.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2979; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |