КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция III. Обучение как педагогический процесс
Литература: Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя// Педагогика.-1995.-№6. Цель: выяснить, каковы критерии профессионального учителя, какие ступени он должен пройти, чтобы стать профессионалом. ЛЕКЦИЯ II. CОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН ОБРАЗОВАНИЯ С уверенностью можно говорить о том что, обновление и процветание общества невозможны без высокого профессионализма, так и специфических. Психологический анализ профессионализма учителя может быть использован: · Учителем при самоаттестации (определение уровня личного профессионализма, при планировании дальнейшего профессионального роста); · Руководителем школы, для психологической оценки и осторожного прогноза при проведении аттестации. Для описания профессионализма целесообразно использовать не один, а несколько критериев. Применительно к труду учителя выделены следующие группы психологических критериев профессионализма. 1.Объективные критерии: · Высокая производительность труда; · Количество и качество продукта труда; · Надёжность продукта труда; · Способность успешно решать задачи обучения и воспитания в соответствии с требованиями системы образования, запросами семьи и самих учащихся. 2.Субъективные критерии: · В труде учителя это может быть устойчивая профессионально-педагогическая направленность; · Понимание значимости профессии и её ценностных ориентаций; · Совокупность необходимых профессионально-психологических качеств личности; · Позитивное отношение к себе как к профессионалу; · Отсутствие личностных деформаций. 3.Результативные критерии: · По мнению одних нужно считать результатом только знания учащихся, их соответствия стандартам образования;
· Другие отличают необходимость развития способностей учащихся; · Третьи видят главный итог в адаптации выпускника к последующей социальной жизни; · Автор настоящей статьи полагает, что главными явлениями являются позитивные качественные изменения, сдвиги, «приращения» в психическом развитии учащихся, которые возникают в процессе воздействия на них учителя. Оценивая, отслеживая эти сдвиги в психологическом развитии учащихся учителю надо знать показатели развития школьников, уметь диагностировать их наличный уровень, зону ближайшего развития (обучаемость, воспитаемость), а так же зону саморазвития ученика. Усиление акцента на показатели умственного и личностного развития школьников, как главные результаты труда учителя, необходимо, чтобы повысить ответственность школы за психическое развитие детей. 4.Процессуальные критерии: В труде учителя, имеющего дело с психикой другого, взрослеющего человека, эти критерии играют большую роль. К ним относится всё, что характеризует психологический процесс труда: · Как работал учитель; · Какие применил профессиональные учения и знания, приёмы и техники, технологии; · Какие использовал в процессе труда личные качества личности; · Какова психологическая цена результата в виде затраты времени учащихся и учителя.
5.Нормативные критерии: Для учителя, как и для любого специалиста, важно овладеть нормами профессии, тем, что накоплено в ней, а именно: разработанные в науке и апробированными в практике методическими приёмами, средствами, формами обучения и воспитания. В труде учителя есть и определённые нормы общения, нормы развития личности. 6.Индивидуально-вариативные критерии: В учителе в наше время как никогда ценят самобытность, индивидуальность, неповторимость, наличие собственного стиля, оригинальность взгляда на окружающую действительность. Учительская индивидуальность складывается не случайно. А в результате упорной работы над собой, умении определять свои сильные и слабые стороны под углом зрения психического развития учащихся.
7.Критерии наличия уровня: Учитель, как и всякий специалист, по мнению автора статьи, имеет наличный уровень профессионального развития. · Это те результаты, которые на сегодняшний день он получил в работе с учениками; · Это те личностные ресурсы, которые он для этого применил знания, умения, качества личности. 8.Прогностические критерии: Учитель обычно имеет, хотя и не всегда осознаёт это, потенциальные возможности, зону своего профессионального развития и саморазвития - это те характеристики результата и процесса профессиональной деятельности, которые только намечаются у данного учителя, проявляются в благоприятных ситуациях поддержки его со стороны окружающих. Помочь учителю увидеть зону своего ближайшего развития - важная задача профессиональной психологической диагностики и профессиональной аттестации. 9.Критерии профессиональной обучаемости: Учитель может быть и должен быть открыт для профессионального обучения. Он впитывает всё новое, что накоплено в профессии, иногда даже слишком податлив, вкушаем опытом более опытных коллег. 10.Критерии творчества: Особенно важным для учителя является умение иметь творческую направленность и, чрезмерно не преклоняясь перед опытом других, смело предлагать свои находки, если только они способствуют психическому развитию учащихся и сохраняют благоприятный психологический климат в школе и в классе. Сочетание профессиональной открытости, обучаемости и самостоятельных творческих поисков важно для характеристики профессионализма учителя. 11.Критерии социальной активности и конкурентоспособности профессии в обществе: Учителю сегодня важно убедить общество в значимости результатов своего труда, уметь выступить в конкретных отношениях на рынке образовательных услуг. Показывая преимущества своих методов и форм работы. 12.Критерии профессиональной приверженности: Автор статьи акцентирует внимание на том, что умеет ли человек соблюдать честь и достоинство профессии, видеть её специфически неповторимый вклад в прогресс общества. Учителю очень важно иметь профессиональный патриотизм и преданность.
13.Критерии качественные и количественные: Для любого специалиста, в том числе и для учителя, важна оценка его профессионализма, как в параметрах качества (глубина, системность знаний), так и в количественных показателях (баллы в рейтингах, категориях). Итак, исходя из вышеизложенного, можно сказать, что профессионалом считается учитель, который: · Успешно решает проблемы обучения, готовит для общества нужный социальный продукт, выпускника с желаемыми психологическими качествами; · Личностно расположен к профессии, мотивирован к труду в ней, удовлетворён; · Осваивает нормы, эталоны профессии, достигает мастерства в ней; · Стремится индивидуализировать свой труд; · Достигает необходимого уровня профессиональных личных качеств; · Осознаёт перспективу, зону своего профессионального обучения, накопления опыта; · Обогащает опыт профессии за счёт личностного, творческого вклада; · Социально активен в обществе, ставит в ходе общественных обсуждений вопросы о нуждах профессии, её достижениях, ищет резервы решения проблем внутри профессии, не боится попадать в условия конкуренции образовательных услуг; · Предан педагогической профессии, стремится поддерживать даже в сложных условиях её честь и достоинство; · Предрасположен к качественной и количественной эволюции оценки своей профессиональной деятельности. На все перечисленные признаки присутствуют в работе любого учителя. К этому учитель идёт постепенно, осваивая их в полной мере. Автор выделил следующие большие этапы, которые рано или поздно осваивает каждый учитель как специалист на пути к профессионализму. Этап адаптации учителя к своей профессии: первичное усвоение учителем норм, менталитетов, необходимых приёмов, техник, технологий. Этап самоактуализации учителя в профессии: осознание учителем своих возможностей выполнения профессиональных норм, своих индивидуальных особенностей, саморазвития.
Этап свободного владения профессией на уровне мастерства, гармонизацией учителя с профессией: усвоение высоких стандартов, повторение на хорошем уровне творчества: обогащения учителем опыта своей профессии. Вывод: Подводя итог можно констатировать, что учитель профессионал-это специалист, овладевший высоким уровнем профессиональной деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в процессе труда, вносящий свой индивидуальный вклад творческий в профессию, стимулирующий в обществе интерес к результатам своей работы.
План: 1) Принцип 2) Система дидактических принципов 3) Разногласия исследователей при выделении общих принципов обучения 4) Современные общие принципы обучения Принцип - основное, исходное положение какой-нибудь теории, учения, мировоззрения, теоретической программы. (Словарь русского языка. С. И. Ожегов/ Под ред. Н.Ю. Шведовой.-М.: Русский язык.-1990.) Дидактические принципы (принципы дидактики) - это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. В принципах обучения выражаются нормативные основы обучения, взятого в его конкретно- историческом виде (М. А. Данилов). Выступая как категории дидактики, принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями. Из принципов обучения вытекают правила. Принципы реализуются через правила обучения, которые есть средство реализации принципов. Вот слова К. Д. Ушинского: «…Самые эти правила не имеют никаких границ: все их можно уместить на одном печатном листе, и из них можно составить несколько томов. Это одно уже показывает, что главное дело вовсе не в изучении правил, а в изучении тех научных основ, из которых эти правила вытекают..» Из этих слов делаем вывод о важности изучения принципов обучения. Правила обычно имеют форму советов- напоминающий учителю о том, что нужно делать для возможно более полного выполнения принципа. История дидактики характеризуется настойчивым стремлением исследователей выявить общие принципы обучения и на их основе сформулировать те важнейшие требования, соблюдая которые учителя могли бы достигать высоких и прочных результатов в обучении школьников. Становление теоретических основ дидактики, выявление сущности дидактических категорий закономерности, принципа, правила проходили в упорной борьбе взглядов. «Указанные понятия в педагогической литературе трактуются самым различным образом. Они то произвольно смешиваются одно с другим или отождествляются, то различаются формалистически как неподвижные, изолированные, то в них видят высшую субстанцию всего сущего, то их сводят с неба на землю и рассматривают как вывод из наблюдений» (П. Н. Груздев). Принципы обучения выступают в органическом единстве, образуя некоторую концепцию дидактического процесса, которую можно представить как систему, компонентами которой они являются. Но любые ли принципы и в любом ли сочетании могут входить в эту систему? На какой основе может быть построена внутренне непротиворечивая система принципов обучения? Логической основой построения этой системы Я. А. Коменский считал принцип природосообразности обучения, и все остальные принципы обучения выступали у него в той последовательности, которая согласовывалась с идеей природосообразности. Иначе рассматривал их А. Дистервег. Стремясь раскрыть более конкретно дидактические принципы и правила, он рассматривал их в виде требования к: 1) содержанию обучения; 2) обучающим; 3) обучающимся. К. Д. Ушинский определил необходимые условия хорошего обучения так: своевременность, постепенность, органичность, постоянство, твердость усвоения, ясность, самодеятельность учащихся, отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости, правильность. К дидактическим принципам он относил также: 1) сознательность и активность обучения; 2) наглядность; 3) последовательность; 4) прочность знаний и навыков. Многочисленны попытки разработать систему дидактических принципов в работах исследователей нового времени. Их анализ позволяет выделить в качестве основополагающих, общепризнанных следующие принципы: 1) Принцип сознательности и активности: В основе данного принципа лежат установленные наукой закономерные положения: подлинную сущность человеческого образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности; сознательное усвоение знаний учащимися зависит от ряда условий и факторов: мотивов обучения, уровня и характера познавательной активности учащихся, организации учебно-воспитательного процесса и управления познавательной деятельностью учащихся, применяемых учителем методов и средств обучения и др; собственная познавательная активность школьника является важным фактором обучаемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения учебным материалом. 2) Принцип наглядности обучения: Это один из самых известных и интуитивно понятых принципов обучения, использующийся с древнейших времен. Закономерное обоснование данного принципа получено сравнительно недавно. В основе его лежат следующие строго зафиксированные научные закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью Обладают органы зрения; органы зрения «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха. И почтив 13 раз больше, чем тактильные органы; информация, поступающая в мозг из органов зрения (по оптическому каналу), не требует значительного перекодирования, она запечатлевается в памяти человека легко, быстро и прочно. 3) Принцип систематичности и последовательности: Принцип опирается на следующие научные положения, играющие научные положения, играющие роль закономерных начал: человек только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отражается четкая картина внешнего мира, представляющая систему взаимосвязанных понятий; универсальным средством и главным способом формирования системы научных знаний является определенным образом организованное обучение: система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся; процесс обучения, состоящий из отдельных шагов, протекает тем успешнее и приносит тем большие результаты, чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности, неуправляемых моментов; если систематически не упражнять навыки, то они утрачиваются; если не приучать учащихся к логическому мышлению, то они постоянно будут испытывать затруднения в своей мыслительной деятельности; если не соблюдать системы и последовательности в обучении, то процесс развития учащихся замедляется. 4) Принцип прочности: Данный принцип подытоживает теоретические поиски ученых и практический опыт многих поколений учителей по обеспечению прочного усвоения знаний. В нем закреплены эмпирические и теоретические закономерности: усвоение содержания образования и развитие познавательных сил учащихся- две взаимосвязанные стороны процесса обучения; прочность усвоения учащимися учебного материала зависит не только от объективных факторов: содержания и структуры этого материала, но также и от субъективного отношения учащихся к данному учебному материалу, обучению, учителю; прочность усвоения знаний учащимися обуславливается организацией обучения, использованием различных видов и методов обучения, а также зависит от времени обучения; память учащихся носит избирательный характер: чем важнее и интереснее для них тот или иной учебный материал, тем прочнее этот материал закрепляется и дольше сохраняется. 5) Принцип доступности: Этот принцип вытекает из требований, выработанных практикой обучения (многовековой), с одной стороны, закономерностей возрастного развития учащихся, организации и осуществления дидактического процесса с другой. В основе принципа доступности лежит закон тезауруса: доступным для человека является лишь то, что соответствует его тезаурусу. Латинское слово tesaurus означает «сокровище». В переносном значении под этим понимается объем накопленных человеком знаний, умений, способов мышления. 6) Принцип научности: Принцип научности обучения, как известно, требует, чтобы учащимся на каждом шагу их обучения предлагались для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания и при этом использовались методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки. В основе принципа лежит ряд положений, играющих роль закономерных начал: мир познаваем, и человеческие знания, проверенные практикой, дают объективно верную картину развития мира; наука в жизни человека играет все более важную роль, поэтому школьное образование направлено на усвоение научных знаний, вооружение подрастающих поколений системой знаний об объективной действительности; научность образования обеспечивается прежде всего содержанием школьного образования, строгим соблюдением принципов его формирования; научность обучения зависит от реализации учителями принятого содержания; научность обучения, действенность приобретенных знаний зависят от соответствия учебных планов и программ уровню социального и научно- технического прогресса, подкрепления приобретенных знаний практикой, от межпредметных связей. 7) Принцип связи теории с практикой: Основой данного принципа является центральное положение классической философии и современной гносеологии, согласно которому точка зрения жизни, практики- первая и основная точка зрения познания. Теория подтверждается практикой. Практика- критерий истины, источник познавательной деятельности, область приложения результатов обучения. Современная дидактическая система складывается из элементов традиционной дидактики и включает в себя элементы, представляющие ее развитие. Среди элементов традиционной дидактики мы находим вклад дидактик Коменского, Гербарта, Дьюи, Бруннера и др. Дидактика современного педагога включает элементы систем отечественных педагогов, основателей концепции базового образования.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 708; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |