Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Биологическое и социальное в структуре личности




Лекция составлена по материалам практического руководства Менделевича В.Д. «Клиническая и медицинская психология» и материалам кандидатской диссертации Зибер А.Э. «Взаимосвязь прогностической (антиципационной) компетентности с клиническими формами, выраженность и степенью компенсации личностных расстройств».

План.

1. Биологическое и социальное в структуре личности.

2. Понятия индивид, индивидуальность, личность.

3. Структура индивидуальности: темперамент, характер, личность.

4. Параметры темперамента.

5. Характер. Структура, компоненты гармоничного характера.

6. Уровень притязаний. Локус контроля.

7. Акцентуации характера.

8. Психотипологические особенности личности.

 

Для человека характерно огромное количество различных свойств и особенностей. Они включают специфику протекания познавательных процессов, интеллектуальные и иные способности, стили мышления, восприятия, общения, эмоционального отреагирования, морально-нравственные качества и множество других составляющих. Однако при ограниченном объеме таких психологических качеств и свойств их сочетание может носить уникальный характер и формировать специфический, не на что не похожий человеческий образ.

Мысль о том, что человеческая личность на пути своего нормального развития претерпевает коренные изменения и делается иной раз неузнаваемой, часто встречается в работах многих специалистов. Замечено, что такое преобразование личности происходит большею частью не только путем равномерной эволюции, но и как следствие ряда сдвигов, прерывающих время от времени спокойное и медленное ее развитие. Теоретические и практические исследования показывают, что в основе формирования личности лежит взаимодействие внешних (в первую очередь специфически человеческих) влияний с исходным уровнем состояния соответствующих функциональных систем мозга (Зибер А.Э.).

Согласно методологическому принципу детерминизма, провозглашенному в психологии С.Л.Рубинштейном, внешние причины действовали только через внутренние условия и, наоборот, – внутренние, психические, опосредовалось и реализовывалось внешним, материальным. То есть любая стадия психического формировалась лишь в том случае, если ей предшествовало в качестве внутреннего исходного условия другое, даже менее сложное явление (И.В.Боев, 1999). А Л.Л.Рохлин (1974) для понимания единства биологического и социального в личности предлагал рассматривать личность как одно из сложных, интегративных качеств психики, как структурное образование.

Многие авторы отмечали, что имелась тенденция все больше признавать значение роли семьи, воспитания, традиций и социальных факторов в формировании личности. Они по этому поводу говорили, что «родители отягощали детей не только своей наследственностью, но и своим воспитанием». Считалось, что для детей, родившихся от психопатических родителей, родная семья представляла самую опасную воспитательную среду. Многие из таких родителей проявляли жестокость по отношению к своим детям, считая семью единственным местом, где они не обязаны были следить за собой и сдерживать, они подавали детям «дурной пример своими страстями, пороками и эксцентричностями» (В.М.Бехтерев, 1954).

Понятия индивид, индивидуальность, личность.

Характерные различия индивида, т.е. отдельного человека, взятого в совокупности всех присущих ему качеств (биологических, физических, социальных, психологических и др.), с другими индивидами проявляются на различных уровнях индивидуальности.

Под индивидуальностью в современной психологии понимается неповторимость, уникальность сочетания различных свойств и качеств человека. По набору отдельных качеств и свойств люди могут быть принципиально сходны (например, близнецы), однако по сочетанию этих качеств кардинально различаться.

Психическую индивидуальность человека можно представить как переплетение различных психофизиологических, психологических и социально-психологических свойств.

Ядром психической индивидуальности считается темперамент (биологическая составляющая психической индивидуальности). На его основе формируется характер (психологическая составляющая психической индивидуальности), а затем происходит становление личности (социальной составляющей психической индивидуальности).

В центре внимания психологии находится проблема реагирования, мотивации поведения, выработки системы поступков человеком, находящимся в различных ситуациях. С большей долей условности можно говорить, что в различных фрустрирующих ситуациях (например, болезни или конфликта) человек «реагирует темпераментом, характером или личностью», т.е. на биологическом, психологическом или социальном уровнях Менделевич В.Д.). (Фрустрация – состояние психики, возникающее в результате осознания крушения надежд, невозможности достижения поставленных целей и проявляющееся сочетанием подавленного настроения с напряжением и тревогой).

Темперамент.

Учение о темпераментах было создано И.П. Павловым. «Темпера­мент, — писал И.П. Павлов, — есть самая общая характеристика каждого отдельного человека, самая основная характеристика его нервной сис­темы, а эта последняя кладет ту или иную печать на всю деятельность каждого индивидуума».

Складывается тип темперамента на основе со­отношений силы, уравновешенности и подвижности основных нервных процессов — возбуждения и торможения.

В настоящее время под темпераментом подразумевается совокупность динамических особенностей психической деятельности: темпа, ритма и интенсивности отдельных психических процессов и состояний.

Параметры темперамента:

Диагностика темперамента осуществляется по следующим параметрам:

· Эмоциональность

· Скорость мышления

· Скорость двигательных актов

· Общительность.

1. Эмоциональность является важнейшим диагностическим параметром оценки типов темперамента.

Под эмоциональностью подразумевают:

А) скорость проявления эмоциональных реакций, аффекта, переживания после начала действия раздражителя или появления значимой ситуации;

Б) преобладающая модальность эмоций;

В) преобладающая и типичная степень выраженности эмоциональных переживаний;

Г) временная характеристика эмоциональных реакций: длительность, стабильность, лабильность.

Д) выраженность и направленность вегетативного подкрепления эмоционального переживания.

Внешне эмоциональность проявляется такими альтернативными качествами:

1. впечатлительность – эмоциональная холодность (отражают глубину переживаний);

2. эмоциональная возбудимость – эмоциональная невозбудимость (отражают скорость появления аффекта);

3. эмоциональная стабильность – эмоциональная лабильность (отражают длительность сохранения эмоционального переживания одной модальности).

Вегетативные проявления эмоциональности (эмоций):

§ сердцебиение

§ изменение дыхания

§ изменение терморегуляции

§ особенности пото- и слюноотделения

§ сухость-влажность кожи

§ покраснение или побледнение кожи

§ ускорение или замедление пересальтики кишечника

§ снижение- повышение артериального давления

2. Вторым параметром темперамента является скорость мышления. Этот параметр оценивается на основании:

1) скорости появления ассоциаций (т.н. «быстрота ума») и

2) скорости речи.

О них можно судить, в частности, по скорости ответов на поставленный вопрос и скорости проговаривания слов и фраз. Важно: эти параметры затрагивают лишь количественный показатель, продуктивность и целенаправленность в расчет не берутся! Т.е оценивается не что говорит человек, а как.

3. Скорость двигательных актов характеризуется быстротой появления ответа на раздражитель.

Внешне это проявляется быстродействием, «споростью», «шустростью» или, наоборот, медлительностью при ходьбе, беге, умывании, одевании и пр.

Некоторые ученые относят к параметрам темперамента активность человека, проявляющуюся частотой и выраженностью обыденной деятельности и импульсивность – готовность начать эту деятельность при любом удобном случае. В целом эти выделенные параметры можно отнести к скорости двигательных актов.

4. Следующий параметр – общительность. Это выраженность субъективной или объективной направленности на общение.

С одной стороны он входит в структуру темперамента и является биологически опосредованным; с другой стороны, на процесс формирования общительности влияет характер воспитания.

По данному параметру выделяют людей общительных (экстравертов) и замкнутых (интравертов).

Экстраверты имеют высокую внешнюю активность наряду с низкой интрапсихической активностью. Интроверты имеют высокую внутреннюю, интрапсихическую активность и низкую внешнюю активность. Экстраверты зависят от внешнего окружения, они нуждаются в общении. Можно сказать, что они руководствуются идеей: «Как я могу повлиять на внешний мир?». Интроверты от общения устают, им представляется возможным длительное время обходиться без внешних контактов. Они прекрасно чувствуют себя, находясь в одиночестве, им не скучно с самими собой. Можно сказать, что они руководствуются идеей: «Как внешний мир может повлиять на меня?». Именно интроверты являются научными и творческими работниками, имеющими способность длительное время находиться в одиночестве, удовлетворяясь внутренней (интрапсихической) интеллектуальной, творческой деятельностью.

И.П.Павлов считал, что темперамент это – генотип, т.е. прирожденная, природная особенность нервной системы.

Высшая нервная деятельность характеризуется различным соотношением двух основных процессов: возбуждения и торможения

Возбуждение – это функциональная активность нервных клеток и центров коры головного мозга.

Торможение – это затухание активности нервных клеток и центров коры головного мозга.

Нервные процессы возбуждения и торможения характеризуются силой, уравновешенностью и подвижностью.

Сила нервных процессов характеризует нервную систему человека с точки зрения способности выдерживать влияние раздражителей внешней среды.

Уравновешенность нервных процессов указывает на особенности соотношения процессов возбуждения и торможения у человека.

Подвижность нервных процессов показывает способность возбуждения и торможения быстро сменяться один другим.

Различные сочетания этих показателей присущи различным типам ВНД человека.

И.П. Павлов выделял четыре типа ВНД и в соответствии с этим четыре вида темперамента.

1. Безудержный. Процессы возбуждения и торможения сильные, подвижные, не уравновешены. Этому типу ВНД соответствует холерический темперамент.

2. Сильный. Процессы возбуждения и торможения сильные, однако, между ними существует равновесие. Этому типу ВНД соответствует сангвинический темперамент.

3. Инертный. Процессы возбуждения и торможения сильные, уравновешенные, но малоподвижные. Этому типу ВНД соответствует флегматический темперамент.

4. Слабый. Процессы возбуждения и торможения протекают слабо. Они малоподвижны, не уравновешены. Этот тип ВНД соответствует меланхолическому темпераменту.

Психологическая характеристика темперамента:

Типы высшей нервной деятельности Характеристика нервных процессов возбуждения и торможения Вид темперамента
по силе по уравновешенности по подвижности
Безудержный Сильный Неуравновешенный Подвижный Холерический
Сильный Сильный Уравновешенный Подвижный Сангвинический
Инертный Сильный Уравновешенный Малоподвижный Флегматический
Слабый Слабый Неуравновешенный Малоподвижный Меланхолический

 

Иной подход к определению темперамента предлагал С.Л.Рубинштейн, по мнению которого наиболее важными свойствами темперамента являются впечатлительность и импульсивность, которые включают в себя все вышеперечисленные параметры. И действительно, используя свойства впечатлительности и импульсивности, можно достаточно точно определить различные типы темперамента:

 

Тип темперамента Показатель впечатлительности (В) и импульсивности (И)
Холерик В И
Меланхолик В И
Сангвиник В И
Флегматик В И

Некоторые характеристики типов темперамента:

Холерики – аффекты экстрапунитивной направленности (на других): впышки гнева, раздражительности, страха, ажитации, паники, радости, экстаза.

Меланхолики – застревание на определенных аффектах, интропунитивная направленность аффекта (на себя): депрессия, печаль, тоска, чувство вины, стыда, застенчивость.

Сангвиники – реагируют, но не принимают близко к сердцу. Определенная формальность: внутренняя холодность и внешняя эмпатичность.

Флегматики – безразличие ко многим сторонам жизни.

Каждый из рассмотренных типов темперамента имеет свои положительные и отрицательные сторо­ны. Нельзя утверждать, что один темперамент хороший, а другой – плохой.

Как отмечает К.К. Платонов, в обычных условиях каждый темперамент имеет свои преимущества и недостатки. Обычно сангвинику свойственна общительность; флег­матику выдержка и самообладание; холерику— страстность, актив­ность, увлеченность в работе; меланхолику — глубокие переживания, впечатлительность.

К негативным сторонам темперамента относятся: у сангвиника — поверхностность, непостоянство, разбросанность; у флегматика — «толстокожесть», безразличие к людям, сухость; у холе­рика — взрывчатость, стремление к незавершению начатых действий; у меланхолика — замкнутость и застенчивость.

Человек любого темперамента способен достигать в жизни успехов и социального признания. Из истории, например, известно, что А.В.Суворов был холериком, а М.И.Кутузов – флегматиком, но оба они были великими полководцами. А.С.Пушкин обладал холерическим темпераментом, А.И.Герцен – сангвиническим, И.А.Крылов – флегматическим, Н.В.Гоголь – меланхолическим, но каждый из нх внес выдающийся вклад в отечественную культуру.

Важно знать:

1. Темперамент является врожденным, наследуемым компонентом индивидуальности.

2. Параметры темперамента имеют склонность к поразительному постоянству во времени. Они практически не изменяются от раннего детства до глубокой старости (конечно, если человек сохраняет свое психическое и физическое здоровье, в противном случае говорить о свойствах темперамента достаточно сложно – биологические основы заболевания изменяют всю структуру психического реагирования).

3. «Свойства темперамента сами по себе не способны породить личностные качества» (Леонтьев А.Н.). В самом темпераменте нет побудительной основы.

4. Реакции на уровне темперамента носят инстинктивный характер (в то время, как в основе личностных и характерологических реакций лежит мотивационный ряд, основанный на жизненном опыте, познавательном уровне, интересе и значимости внешних и внутренних процессов).

 

5. «Темперамент обозначает род сырого материала, из которого складывается характер. Он относится к химическому климату или внутренней погоде, в которой развивается личность» (Г.Олпорт).

Характер.

Следующим образованием является характер – совокупность индивидуальных и ставших устойчивыми стереотипов поведения, штампов эмоциональных реакций, стиля мышления; зафиксированная в привычках и манерах система взаимоотношения с окружающими.

Основную роль в формировании черт характера играют формы и методы воспитания.

Человек к возрасту совершеннолетия практически завершает формирование черт характера, и его поступки начинают носить оттенок устоявшихся и не обсуждаемых правил.

Характер так же, как и темперамент является устойчивой структурой, не склонной существенно изменяться в процессе жизни. В связи с этим центральным вопросом учения об индивидуальности является вопрос о кардинальных признаках гармоничных черт характера.

Гармоничные черты характера – это совокупность индивидуально-психологических стереотипов поведения, способствующих гармонизации обыденных межличностных взаимоотношений и избеганию межличностных и внутриличностных конфликтов.

Таким образом, основой оценки гармоничности или негармоничности характера служит параметр отсутствия у человека конфликтов как внешних (т.е. с участниками коммуникации) – адаптивность, так и внутренних – самоактуализация.

Гармоничный характер условно представляет собой блок из двух групп психологических параметров, включающих:

· Адаптивность

· Самоактуализацию

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 4267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.