Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель потребительского поведения на фармацевтическом рынке

Товары аптечного ассортимента в силу их значимости для здоровья и жизни человека обладают специфиче­скими особенностями по сравнению с другими товарами индивидуального потребления. Если рассматривать процесс их приобретения с позиций теории мотивации Маслоу, то стано­вится ясным, что они удовлетворяют как низший (потребности физиологи­ческие и самосохранения), так и более высокий уровень иерархии человече­ских потребностей. При хорошем здоровье человек может удовлетворить свои социальные потребности (чувст­во духовной близости, любовь), по­требности в уважении (здоровый че­ловек может добиться большего стату­са, признания), а также потребности самого высокого уровня - самоутверждения, самореализации. Это вовсе не означает, что больному человеку реализовать себя нет возможностей, однако для самореализации он должен приложить гораздо больше средств и усилий.

Потребности в оздоровлении орга­низма обычно невозможно игнориро­вать, поэтому при принятии решения э покупке фармацевтических товаров ФТ) колебания цен, не выходящие за рамки финансовых возможностей людей, как правило, не оказывают существенного влияния на потреби­теля. Этим обусловлен неэластичный спрос на большинство ФТ. Потреби­теля, имеющего проблемы со здо­ровьем, останавливает не сам рост цен на лекарственные средства (ЛС) и изделия медицинского назначения (ИМН), а отсутствие достаточного количества денег.

В наших исследованиях для иллю­страции потребительского поведения при покупке ФТ была адаптирована модель Ф. Котлера (рис. 2).

 

 

 

Анализ адаптированной модели показывает, что основным мотивом, влияющим на поведение потенци­ального потребителя ФТ, является ухудшение здоровья и желание его восстановить или по крайней мере улучшить, а также профилактиче­ские мероприятия при наличии хро­нических заболеваний.

Специфика модели поведения по­требителей ФТ по сравнению с исходной моделью проявляется в следующем: о медицинские работники как спе­циализированная референтная группа влияют не только на уро­вень информированности потре­бителя о необходимых ему ЛС и ИМН, но и в большинстве случаев предопределяютприобретение конкретных ФТ, т. е. в данном слу­чае для потребителя свобода выбо­ра весьма ограничена (назначение рецептурных ЛС);

о специализированные референт­ные группы - медицинские и фар­мацевтические работники, повы­шая уровень информированности потребителя не только о характери­стиках предлагаемых ему ФТ, но и об особенностях его потребности в медицинской и фармацевтической помощи (например, в каких случаях следует немедленно обращаться к врачу, какие недомогания допусти­мо устранить самостоятельно), обусловливают в дальнейшем су­ществование двух типов поведения потребителя: обращение к меди­цинской помощи и самопомощь;

в отличие от других жизненно важных потребностей потребность в здоровье носит чрезвычайно дифференцированный характер, поэтому поведение потребителя продиктовано необходимостью покупки не ЛС вообще, а конкрет­ного препарата для лечения кон­кретного недомогания. Выбор ФТ для этих целей основы­вается на личном опыте (эмпирическая информация), советах других рефе­рентных групп (знакомые, родственни­ки), доступной публичной информа­ции в СМИ и рекламе. Среди россиян доля таких потребителей достаточно велика и составляет примерно 60%.

Референтная группа - это группа людей, которую потребитель исполь­зует как ориентир для поведения в специфических ситуациях (Уэллс У и др., 1999).

Зная особенности, поведение и предпочтения потребителей ФТ, мож­но максимально удовлетворить их потребности и таким образом повы­сить качество оказываемой фармацев­тической помощи населению.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Процесс совершения покупки потребителем | Методика сегментационного анализа
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.