Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие СЭЗ в России




Комплексные зоны

Формируются путем введения особого, льготного по сравнению с общим, режима хозяйственной деятельности на территории отдельных административных образований - как относительно небольших (районы в городах), так и очень крупных (регионы площадью от сотен до тысяч кв. км). Будучи многофункциональными по своему назначению, они призваны решать широкий круг задач регионального и/или общенационального масштаба.

К комплексным зонам можно отнести специальные зон Китая, Бразилии Аргентины, создаваемые промышленно развитыми странами в депрессивных районах, а также территорию “Огненная Земля” в Аргентине. В отличие от большинства других моделей свободных зон, комплексные зоны - редкий феномен в мировой практике: каждая из них по-своему уникальна.

Специальные экономические зоны КНР

Крупные административные единицы, выведенные за пределы национальной таможенной территории. Ключевые особенности режима соответствуют моделям смешанной производственной зоны и зоны свободной торговли.

Иными словами, особые режимы, свойственные локальным свободным зонам (площадью в несколько кв. км), были просто распространены в КНР на территории, в сотни тысячи раз более обширные (размер спецзон колеблется от 16 кв. км до 34 тыс. (!) кв. км). Дополнительно был строго ограничен въезд в зоны китайских граждан-нерезидентов.

К положительным итогам деятельности этого типа зон можно отнести:

- повышение общего уровня предпринимательской деятельности;

- рост экспорта;

- развитие инфраструктуры, строительного комплекса и сферы туризма;

- организацию многочисленных сборочных и пошивочных предприятий, использующих большое количество рабочей силы.

Процесс создания свободных зон в нашей стране, начавшийся еще в конце 1980-х гг., может быть разделен на несколько этапов.

На первом этапе (конец 1980-1990-х гг.) происходило зарождение самой идеи. По инициативе Правительства СССР была разработана так называемая единая государственная концепция свободных зон. Свободные зоны рассматривались как элемент государственной внешнеэкономической политики и способ стимулирования межгосударственных отношений СССР с зарубежными партнерами. По форме они должны были быть зонами совместного предпринимательства, точнее, компактными территориями с высокой концентрацией предприятий с иностранным участием.

Зоны учреждались в городах Ленинграде, Выборге, Находке, Калининградской, Сахалинской и Читинской областях, в Алтайском крае, Кемеровской и Новгородской областях, г. Зеленограде, Еврейской автономной области. В 1990-1991 гг. Совет Министров РСФСР и Верховный Совет РСФСР утвердили по каждой зоне отдельное положение, закреплявшее ее хозяйственно-правовой статус.

Для СЭЗ предусматривались первоочередность осуществления государственной программы приватизации, а также льготные условия предоставления бюджетных кредитов для финансирования развития региональной инфраструктуры.

В последующие годы было создано еще 10 свободных экономических зон. Они значительно различались не только механизмом действия льготного экономического режима, но и высокой неоднородностью по характеристикам занимаемой территории.

Так, режим многих зон (в особенности "первой волны") распространялся на целые субъекты Федерации (Калининградская и Сахалинская области), территорией ряда других зон становился отдельный населенный пункт или отдельный район региона (СЭЗ "Находка" занимает территорию Партизанского района Приморского края). Созданным в 1993-1999 гг. зонам зачастую присуща точечная локализация в границах отдельного объекта. Так, действие режима СЭЗ в Республике Хакасия распространяется на территорию комбината “Сибирь” в Абакане, зоны свободной торговли “Шереметьево” - на муниципальную территорию Москвы, прилегающую к аэропорту, свободной таможенной зоны “Московский франко-порт” - на территорию аэропорта “Внуково”.

В конце 1991-начале 1992 гг., когда российское руководство приняло курс на широкое открытие экономики, выборочная либерализация предпринимательского климата на уровне отдельных зональных территорий во многом лишалась своего смысла. Принятые в этот период в Российской Федерации нормативно-правовые акты по регулированию внешнеэкономической деятельности не предусматривали должных изъятий применительно к зональным территориям. И хотя действовавшие в зонах статусные положения формально никто не отменял, налоговые службы истолковали их, как утратившие силу, что фактически упраздняло значительную часть ранее предоставленных зонам льгот.

Тем не менее, к началу 1993 г. в Правительстве РФ возобладала линия на ликвидацию “суперзон”. Подготовленный проект 3акона РФ “О свободных экономических зонах" предусматривал формирование преимущественно микрозон двух разновидностей: свободных таможенных зон и зон экспортного производства. В основу отбора зональных территорий был положен принцип сочетания их выгодного географического положения с минимизацией затрат на их инфраструктурное обустройство, что обосновывалось необходимостью более реалистичного подхода к масштабности зональных проектов.

На территории России предпринимаются также попытки создания оффшорных зон. В июне 1994 г. постановлением Правительства РФ была образована зона экономического благоприятствования “Ингушетия”, которой в порядке эксперимента был практически придан статус оффшорной зоны. Решение о ее создании было продиктовано в первую очередь стремлением оказать экономическую поддержку вновь возникшей республике, привлечь капиталы для подъема ее экономики, в том числе для строительства ее столицы. Однако не был создан механизм функционирования зоны, адекватный задачам, которые преследовались при ее создании.

В соответствии с Законом РФ от 22 июля 2005 г. № 116 -Ф3 “Об особых экономических зонах в Российской Федерации”, в январе 2006 г. в шести регионах России началось создание особых экономических зон.

Промышленно производственные и технико-внедренческие зоны в России

Вид Место Финансирование (в %) Резиденты Льготы
Федеральный бюджет Бюджет субъекта Местный бюджет
ОЭЗ промышленно-производственного типа Липецкая область       Организации -снижение ЕСН до 14%, -издержки на НИОКР можно списать на себестоимость, -беспошлинное осуществление внешнеторговых операций, -льготы по налогам на имущество и землю, -освобождение на 5 лет от уплаты всех местных налогов: на землю, имущество, транспорт, а также налога на прибыль в той части, которая идет в региональные бюджеты (4% из 24)
Республика Татарстан      
ОЭЗ технико-внедренческого типа г. Москва       Организации и предприниматели
г. Дубна   17,7 12,3
г. Санкт-Петербург      
г. Томск      

Этим законом предусмотрено создание трех типов особых экономических зон: промышленно-производственных, технико-внедренческих и туристско-рекреационных.

Резиденты туристско-рекреационной зоны могут рассчитывать на следующие преференции:

- освобождение от налога на имущество на первые 5 лет,

- освобождение от земельного налога на первые 5 лет,

- возможность применения удвоенного коэффициента по амортизационным отчислениям,

- возможность установления законами субъектов РФ пониженной налоговой ставки на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов от деятельности, осуществляемой на территории зоны, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности на территории зоны и вне ее. Размер указанной налоговой ставки не может быть ниже 13,5%.

Зоны туристско-рекреационного типа в России

Название Площадь Цель Финансирование (в %) Виды туризма
внебюджетное бюджетное
Алтайский край “Бирюзовая Катунь” 33 кв. км Максимальное использование природно-ресурсного потенциала     Экологический, Оздоровительный, Водный, Спортивный, Спелеотуризм
Республика Алтай 16 кв. км Привлечение иностранных инвестиций, социально-экономическое развитие региона     Горнолыжный, Экологический, Спортивный, Рекреационный  
Иркутская область 4 кв. км Создание всесоюзного курорта мирового уровня     Деловой, Спортивный, Экологический, Лыжный
Республика Бурятия “Байкал” 701 кв. км Формирование центра международного туризма, развитие региона     Горнолыжный, Экологический, Экскурсионный, Оздоровительный, Водный, Спортивный
Краснодарский край 20 кв. км Развитие инженерной и туристской инфраструктуры высокого мирового уровня     Пляжный, Деловой, Оздоровительный, Водный, Спортивный  
Ставропольский край “Кавказские минеральные воды” 17 кв. км Создание бальнеологического курорта     Рекреационный с бальнеологическим направлением, Экологический, Деловой, Спортивный, Познавательный
Калининградская область “Куршская коса” 67 кв. км Повышение инвестиционной привлекательности региона     Экологический, Водный, Оздоровительный, Экскурсионный, Велотуризм

 

Проблемы развития СЭЗ в России:

1. Основным недостатком в организации и функционировании СЭЗ в России является отсутствие государственной концепции создания СЭЗ, а также отсутствие законодательной нормативной базы.

2. Недостаточное законодательное обеспечение деятельности иностранного капитала. Правовой базой деятельности иностранного капитала долгое время выступал Закон “Об иностранных инвестициях в РСФСР”, принятый в июле 1991 г. Однако этот закон, действовавший в условиях перехода России к рыночной экономики, во многом устарел уже в первой половине 90-х гг., а новый Федеральный закон “Об иностранных инвести­циях в Российской Федерации” был принят только в июле 1999 г.

3. Недостаточная поддержка государства при создании СЭЗ.

4. Значительные размеры создаваемых в 90-е годы СЭЗ.

5. Отсутствие эффективной системы управления зонами на федеральном и местном уровнях.

6. Нахождение большинства СЭЗ во внутренней части страны. Успешность функционирования СЭЗ во многом зависит от ее экономико-географического положения, важной составляющей которого является близость к основным транспортным магистралям и мирохозяйственным центрам, что в большинстве случаев обеспечивается за счет приграничного расположения.

7. Недостаточное использование возможностей, предоставляемых режимом экономического благоприятствования. Зоны экспортного производства, созданные в России, в основном ограничивают свои производственные функции сборкой продукции из импортных компонентов.

Перспективны развития СЭЗ в России.

1. Во Владивостоке планируется создать особую экономическую зону туристско-рекреационного типа, либо зону игорного бизнеса после проведения здесь саммита АТЭС в 2012 году.

2. В депрессивных районах, как уже подтвердило Минэкономразвития РФ, будут создаваться промышленно-производственные зоны, и прежде всего на Дальнем Востоке.3. Правительством Иркутской области готовится заявка на участие в конкурсе по отбору проектов на создание особых экономических зон промышленно производственного типа в Ангарске. На территории зоны планируется строительство заводов алюмосиликатных микросфер и строительных материалов, ячеистого газобетона, теплоизоляционных изделий, поликристаллического кремния и хлорсиланов, гипсокартона, асфальта и тротуарной плитки, завода по производству автобусов, малогабаритного подъемно-транспортного оборудования.

4. На заседании Правительства Российской Федерации 29 марта 2006 г. рассматривался вопрос о портовых особых экономических зонах (ПОЭЗ).

5. В Свердловской области к реализации готов региональный проект “Титановая долина”. Он предполагает размещение высокотехнологических предприятий по выпуску продукции с использованием титана, в первую очередь, для самолетостроения и космической промышленности. Как сообщалось, в реализации проекта по созданию в Свердловской области ОЭЗ "Титановая долина" могут принять участие ряд крупнейших иностранных компаний, среди которых Boeing, Snecma, Rolls Royce, Yamaha-Motors.

Основное направление развитие СЭЗ в России – создание технико-внедренческих зон. Первой технико-внедренческой зоной является проект «Сколково» в Подмосковье. При её создании используется американский и японский опыт функционирования технопарков и технополюсов.

Тема 7. Международный рынок рабочей силы. Перемещение населения и трудовых ресурсов. Международная миграционная политика




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.