Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок урегулирования споров и разногласий

Все споры и разногласия, возникающие при неисполнении или ненадлежащем исполнении договора должны по возможности раз­решаться путем переговоров между сторонами. В случае невоз­можности разрешения споров путем переговоров стороны после реализации предусмотренной законодательством процедуры досу­дебного урегулирования разногласий передают их на рассмотре­ние в судебные органы (арбитражный, третейский, суд общей юрисдикции).

Что касается обязательности досудебного (претензионного) поряд­ка урегулирования споров, то следует иметь в виду, что претензион­ный порядок действует во взаимоотношениях сторон с органами транспорта и связи при оказании ими своих услуг физическим и юридическим лицам, а также в случаях, когда сами заинтересован­ные стороны предусматривают претензионный порядок урегулиро­вания споров, возникающих во взаимоотношениях между ними.

Стороны указывают в договоре, каким способом будут решать возможные споры. В любом случае желательно принять меры для урегулирования спора путем направления должнику претензии. Претензия включает в себя требования заявителя, сумму претен­зии, обоснованный расчет этой суммы, обстоятельства, на которых основываются требования и доказательства, подтверждающие их. К претензии прилагаются документы, подтверждающие требования заявителя или их надлежаще заверенные копии. Копии должны быть либо удостоверены нотариусом, либо подтверждены подпися­ми руководителя предприятия и главного бухгалтера и скреплены печатью предприятия.

При предъявлении претензии надо направлять полный перечень документов, необходимых для разрешения спора. К таким доку­ментам относятся:

договор купли-продажи с последующими изменениями и допол­нениями (если они имеются);

спецификация;

приемная накладная или акт сдачи-приемки;

копия платежного поручения.

Ответ на предъявленную претензию дается в письменной фор­ме, подписывается руководителем предприятия (или его замести­телем) и содержит следующие реквизиты: при полном или частич­ном удовлетворении претензии указываются признанная сумма, номер и дата платежного поручения на перечисление этой суммы или срок и способ удовлетворения претензии, если она не подле­жит денежной оценке. При полном или частичном отказе в удов­летворении претензии должны быть указаны мотивы отказа со ссылкой на соответствующий законодательный акт, а также дока­зательства, обосновывающие отказ. В конце должен содержаться перечень прилагаемых к претензии документов, а также других доказательств. Если удовлетворена претензия, подлежащая денеж­ной оценке, к ответу прилагается поручение банку на перечисле­ние денежных средств с отметкой об исполнении.

Если следует полный или частичный отказ и удовлетворении претензии, то заявителю должны быть возвращены подлинные документы, которые были приложены к претензии, а также, если у заявителя претензии нет документов, обосновывающих отказ, то они направляются вместе с ответом.

Копии претензий, квитанции о их отправке заказными письма­ми, расписки, ответы на них прилагаются к исковому заявлению, поскольку без доказательств соблюдения претензионного порядка рассмотрения споров иск будет оставлен без рассмотрения.

Споры между юридическим лицами, между гражданами, зареги­стрированными в качестве предпринимателей, рассматриваются, как правило, в арбитражном суде. Споры по договорам, в которых хотя бы одной из сторон является гражданин, подлежат рассмотрению в народных судах.

По соглашению сторон споры могут рассматриваться третейс­кими судами.

Для перенесения спора в третейский суд, биржевой арбитраж, международный арбитраж и просто в арбитраж для предприятий с иностранными инвестициями необходимо специальное соглашение сторон, которое должно быть зафиксировано в договоре, в так на­зываемой арбитражной оговорке или третейской записи. Для со­вершения третейской записи требуется доверенность со специаль­ным указанием на правомочие совершить такую запись. Если подобное правомочие специально в доверенности не оговорено, тре­тейская запись может быть признана недействительной.

По общему правилу споры юридических лиц рассматривает ар­битражный суд по месту расположения ответчика или месту на­хождения спорного имущества. Если одна или обе стороны отве­ли по законным основаниям состав арбитражного суда, рассмат­ривающего спор, и ходатайство об отводе удовлетворено, то дело может быть перенесено в арбитражный суд другой области.

Принятое в арбитражном суде решение можно обжаловать в кассационной коллегии. Если в данном арбитражном суде нет кассационной коллегии, то дело по кассационной инстанции будет слушаться в Высшем арбитражном суде.

Но в договоре можно указать, что решение конкретного арбит­ража является окончательным и обязательным для обеих сторон.

Форс-мажорные обстоятельства. Стороны освобождаются от ответственности, если неисполнение или ненадлежащее исполнение договора стало невозможным вследствие обстоятельств непреодо­лимой силы. Непреодолимой силой считаются чрезвычайные обсто­ятельства, возникшие помимо воли сторон, воздействию которых они не могли препятствовать, при условии, что они провели все возможные меры и действия, применения которых можно было ожидать в сложившейся ситуации.

Форс-мажорные обстоятельства обычно подразделяются на две группы:

природные стихийные явления (землетрясения, наводнения, по­жары, тайфуны и т.н.);

некоторые обстоятельства общественной жизни: военные действия, эпидемии, национальные и отраслевые забастовки. Сюда же относятся и запретительные акты государственных органов: объяв­ление карантина, ограничение перевозок на определенных направ­лениях, запрет торговых операций с отдельными странами вслед­ствие применения международных санкций и т.п.

К форс-мажорным обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, от­сутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

В заключительных положениях, как правило, предусматрива­ются случаи и процедуры одностороннего расторжения договора, его пролонгации, порядок внесения изменений и дополнений к дого­вору, назначения полномочных представителей по исполнению до­говора. Заключительная часть договора содержит указания на количество экземпляров договора, их принадлежность сторонам. Во внешнеэкономических договорах (контрактах) важное значение во избежание неправильного толкования условий договора имеет язык, на котором составлен документ, поэтому здесь дается соответству­ющее указание.

Здесь же указывается на приложения к договору и протоколы, которые в зависимости от содержания могут дополнять или изме­нять содержание отдельных пунктов договора при условии подпи­сания их полномочными лицами обеих сторон.

Вся предварительная переписка и документация сторон по до­говору утрачивает юридическую силу с момента заключения дого­вора.

Юридические адреса, банковские и транспортные реквизиты сторон. В данном пункте для каждой стороны указываются: пол­ное наименование, идентификационный номер налогоплательщи­ка, индекс и почтовые реквизиты, местонахождение (юридический адрес предприятия), телефон, факс, банковские реквизиты сторон (номер текущего счета, наименование банка, корреспондентский счет банка), код ОКПО, код ОКОНХ, отгрузочные реквизиты (для дого­воров поставок), транспортные реквизиты грузополучателя, станция назначения, порт и др.

Стороны должны принять на себя обязательства немедленно извещать друг друга в случае изменения своих реквизитов.

Одной из сторон предпринимательского договора может быть некоммерческая организация. Некоммерческие организации могут действовать в организационно-правовых формах, как предусмот­ренных, так и непредусмотренных Гражданским кодексом. Но сле­дует иметь в виду ограничения возможности некоммерческих орга­низаций заниматься предпринимательской деятельностью, поэтому при заключении договора следует выяснить, имеет ли организация право заниматься данной предпринимательской деятельностью и, соответственно, заключать сделки.

Договор подписывается собственноручно лицами, указанными в его преамбуле, с одновременным нанесением оттисков печати пред­приятий, участвующих в подписании договора.

Поскольку договор является юридическим документом, то до подписания его руководителем предприятия проект договора целесообразно показать юристу и получить его одобрение.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сдача-приемка товара и переход права собственности | Сущность и функции налогов, принципы налогообложения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 4995; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.