Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология осужденного




Введение в предмет пенитенциарной психологии

Введение в предмет пенитенциарной психологии. 2. Психология осужденного. 3. Психологические особенности коллектива осужденных. 4. Методы психологического воздействия на осужденных в процессе их перевоспитания. 5. Проблемы адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе.

Виноградов А.В.

Лекции

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Пенитенциарная (исправительная) (пенитенциарная — от лат. рaеnitеnchiаr” — исправляемый, покаянный) психология изучает психологические основы ресоциализации осужденных - восстановления ранее нарушенных качеств личности, необходимых для полноценной жизнедеятельности в обществе.

Исправительная психология тесно связана с исправительно-трудовым правом, психологией труда, педагогикой и социальной психологией.

Пенитенциарная психология исследует:

n проблемы эффективности наказания и соответствие текущего исправительного законодательства задачам исправления и перевоспитания осужденных;

n психологические стороны перевоспитания лиц, совершивших преступления, приобщения их к трудовой деятельности и адаптации к нормальному существованию в обычной социальной среде;

n динамику личности осужденного в процессе исполнения наказания и факторы, влияющие на его перевоспитание;

n формирование поведенческих особенностей в различных условиях лагерного и тюремного режима;

n особенности ценностных ориентации и стереотипов поведения малой группы в условиях социальной изоляции, структуру коллектива осужденных.

Основные задачи исправительной психологии:

1- выработать практические средства и приёмы психологической коррекции личности правонарушителей;

2- разработать практические рекомендации по перевоспитанию и ресоциализации осужденных;

Каждый осужденный, попадая в исправительно-трудовое учреждение, планирует для себя только окончание срока наказания. Перед воспитателями исправительно-трудовых учреждений стоит гораздо более сложная задача, а именно воспитать человека, добиться, чтобы осужденный сам стремился к перевоспитанию, к переделке своей собственной личности.

3- исследовать динамику личности осужденного, факторы, влияющие положительно на осужденного и способствующие активной перестройке его личности (режим, труд, коллектив, воспитательное воздействие), также и факультативные факторы (семья, дружеские связи с лицами, находящимися на воле, учеба, увлечение самодеятельностью и т.д.).

 

 

 

Знание особенностей психологии осужденных является необходимой и важной предпосылкой для правильной организации взаимоотношении с ними, для достижения целей перевоспитания.

У преступника (бандита, грабителя, вора и т.д.) при длительном занятии преступной деятельностью вырабатываются своеобразные привычки и навыки, то есть вырабатывается своеобразный динамический преступный стереотип.

Человек привыкает к отсутствию постоянного жилья, перестает самостоятельно трудиться и теряет свои трудовые навыки, зато приобретает преступные и впоследствии каждую окружающую его ситуацию рассматривает только под одним углом зрения - можно ли в данных обстоятельствах безнаказанно совершить преступление?

Нахождение в местах лишения свободы также, безусловно, отражается на психологии человека. Однако общие условия, которые имеются в местах лишения свободы и постоянно нарушаются со стороны администрации, по-разному воздействуют на осужденных и влияют на изменение их психологии.

Основными факторами, влияющими на формирование психологических особенностей у лишённых свободы, являются:

n наличие режима места лишения свободы,

n ограничение потребностей,

n изменение сложившегося стереотипа жизни,

n переживания, связанные с осуждением к лишению свободы.

Психология осужденного во многом определяется его отношением к самому факту лишения свободы. Особенности психологии осужденных проявляются в определённом комплексе психических состояний, которые развиваются в местах лишения свободы. К наиболее типичным из них следует отнести:

n состояние ожидания изменений (пересмотра дела, расконвоирования, освобождения) и состояние нетерпения, которое может характеризоваться повышенной напряжённостью, что часто приводит к резким срывам в поведении.

n состояние безнадёжности, обречённости, что влечёт за собой апатию, пассивность во всех действиях, проявлениях;

n угнетённое состояние, которое часто усиливается в тех случаях, когда оно имелось и ранее;

Угнетённое состояние является следствием полного неверия в свои силы, неверия в возможность снова обрести нормальную жизнь. К моменту прибытия в исправительное учреждение у некоторых осужденных уже имеется развитое состояние угнетённости от осознания своей вины перед обществом, семьёй. Эти осужденные не нарушают режима, даже по возможности выполняют норму и все требования воспитателей.

Однако постоянная угнетённость не благоприятствует созданию полноценной личности и обязательно должна быть снята. Личность должна активно, творчески относиться к труду, к воспитательному воздействию. Угнетённость снимается в процессе воспитательной работы. Для этого необходимо выяснить и ликвидировать её причины, создавать условия для переключения целенаправленного внимания на другие процессы, объекты, не связанные с теми процессами и объектами, которые создали угнетённое состояние у данного осужденного. Должна возбуждаться активная деятельность, направленная на ликвидацию данным осужденным последствий совершенного им преступления, на его самовоспитание.

n состояние тоски по дому, по свободе, по любимым людям является типичным состоянием в месте лишения свободы, что внешне выражается в отрешённости и оцепенении, а под влиянием тоски может развиваться раздражительность и повышенная возбудимость.

Изменение психических состояний связано с определенными периодами нахождения в месте лишения свободы. Выделяют следующие основные периоды, связанные с изменением психических состояний осужденного:

1. Период адаптации, привыкания к новым условиям жизни, который длится первые три-четыре месяца, а иногда и больше. В этот период особенно остро ощущается ограничение потребностей, изменение привычного стереотипа. Всегда имеет место сужение возможности удовлетворения сложившихся потребностей, что вызывает состояние повышенной раздражительности. У отдельных лиц это, наоборот, выражается в состоянии подавленности и угнетенности.

Специфические психические состояния, вызванные фактом лишения свободы, особенно полно проявляются в первое время и вызываются процессом ломки ранее сложившегося стереотипа жизни, который всегда имеет место под влиянием режима ИТУ. Осужденный вынужден изменять привычный стереотип жизни. Ломка старых динамических стереотипов приводит к возникновению разнообразных отрицательных эмоций, повышенной возбудимости, угнетённости. Это происходит до тех пор, пока у осужденного не вырабатываются качества, необходимые для новых условий жизни. Повышенная возбудимость может явиться причиной различных срывов, резких нарушений режима и т.д. Терпение и такт воспитателя особенно необходимы в этой первой стадии отбывания наказания.

Психология осужденного в начальной стадии пребывания в ИУ часто характеризуется отсутствием ясной перспективы жизни. Это приводит к снижению жизненной активности, к появлению раздражительности по отношению к возникающим ситуациям.

2. Период появления, развития интересов в новых условиях жизни. Этот период связан с появлением и развитием положительных эмоций, состояний, вызывающих и повышающих психическую активность осужденного.

Интересы, вызывающие такие состояния, могут быть самые различные: создание микрогруппы, участие в жизни коллектива осужденных, выполняемая работа, культурный досуг, учёба, свидания с родственниками и т.д. Появление нового круга интересов, расширение структуры выполняемых социальных ролей способствуют изменению психологии осужденного.

3. Период сочетания внешнего воздействия с самовоспитанием. Процесс перевоспитания немыслим без появления такого периода. Он характерен появлением целей в жизни, выработкой путей их достижения. В психологии осужденного в большей степени проявляются раскаяние в совершенном преступлении, переживание его в сочетании со стремлением возместить нанесённый вред.

Для этого периода характерна переоценка ценностных характеристик в жизни, что связано с определённым комплексом психических состояний, связанных с подобным изменением отношений, а часто и мировоззрения.

Как правило, в условиях лишения свободы и вследствие этого лише­ния многих благ, которыми повседневно и незаметно пользуются все граждане, происходит существенное переосмысливание осужденным многих прошлых отношений и интересов. Он начинает иначе ценить те отношения и блага, которые раньше им вообще не замечались или даже вызывали определенное раздражение. Совершенно иначе в настоящих условиях он вспоминает отношения товарищей по работе, взаимоотно­шения в своей семье. В связи с этим происходит переоценка своих прошлых интересов, своего отношения к людям.

Отметим и психологические особенности у особо опасных рецидиви­стов. У них часто проявляется крайняя недисциплинированность. В о­нове ее лежит наличие отрицательной установки и целенаправленности. деятельности, эмоциональный склад характера, расторможенность по­ведения и как следствие этого импульсивность, подчас переходящая в психопатичность и агрессивность.

4. Период, предшествующий освобождению заключённого. Ожидание освобождения часто переживается очень тяжело, оно связано с переживанием трудностей, которые ожидают его в новых условиях (взаимоотношения в семье, на работе и т.д.). По этой причине возможно развитие психических состояний угнетённости, повышенной раздражительности и т.д.

У осужденных комплекс отрицательных психических состояний может периодически развиваться в связи с наличием постоянной внутренней борьбы мотивов, стимулов, интересов. Предстоящие изменения стереотипа, структуры, потребностей, интересов всё время проходит через мыслительную деятельность осужденного, вызывает противоречивое отношение, часто отражается и на его психических состояниях.

Нахождение в исправительном учреждении, наличие режима, изменение стереотипа, резкое ограничение и изменение потребностей в значительной степени усиливают переживания осужденных, причём эти переживания имеют различную направленность. У отдельных осужденных в переживаниях доминирует категория прошлого, у других - категория будущего, у третьих - категория настоящего. Первая группа замыкается в воспоминаниях о прошлом образе жизни, идеализирует его, более длительное время привыкает и приспосабливается к настоящему образу жизни. Значительно легче приспосабливается к режиму и к условиям жизни в исправительных учреждениях осужденные, у которых доминируют переживания второго и третьего порядка. Когда начинает доминировать категория будущего, когда мысленно строят свою жизнь после отбытия наказания, трудности режима переживают значительно легче, поскольку рассматривают их как временные; этот период жизни являет­ся для них только переходным к тому, которого они ждут в будущем.

Для процесса перевоспитания осужденных в исправительных учреждениях должны использоваться обучение, труд, общение. Однако здесь они обязательно сочетаются с режимом, особой организацией деятель­ности ИУ, что создает специфику всей деятельности по исправлению и перевоспитанию осужденных.

Стратегическая задача исправительного учреждения — оторвать преступника от условий его криминализации, разрушить его преступные связи и установки. В последнее время эта задача оказывается менее всего разрешаемой в местах лишения свободы. Развращающее влияние криминализированной среды здесь, как правило, не только не преодо­левается, но получает некоторые дополнительные стимулы, в частности бесконтрольность досуга, скученность, ничем не искоренимое господ­ство преступной идеологии, принуждение среды к асоциальному пове­дению и т. д. Лагерные обычаи и традиции в большинстве случаев превалируют над требованиями администрации. О трудовой мотивации администрация в подавляющем большинстве не задумывается. Автор полностью согласен с М.И. Еникеевым, который считает, что наша тюрьма (под этим собирательным понятием следует понимать все места лишения свободы, в том числе и те, которые называются лагерями) стала “академией” преступности'. Большинство сотрудников колоний и тюрем... попросту не знают, что такое перевоспитание, в чем оно заключается и как его осуществлять... По существу осужденных помеща­ют за колючую проволоку, и только',

Режимом обычно называют точно установленный распорядок труда, питания, отдыха и т. д., - это система необходимых правил и мероприятий. Режим выполняет функцию выработки тех или иных особенностей личности в связи с определенным ритмом деятель­ности.

Соблюдение режима осужденными обеспечивается посредством:

1) охраны и надзора за ними; 2) использования мер поощрения и взы­скания; 3) применения в строго определенных случаях особых мер безопасности (оружия, наручников и смирительных рубашек).

Основной базой действия режима как фактора является его жесткость и неуклонность требований его выполнения. Человек в подавляющем большинстве • смиряется с действием режима и, осознавая его неотв­ратимость, бывает вынужден принять его без внутренних протестов и конфликтов,

Как правило, режим — это организация жизни и деятельности осуж­денных в строгом соответствии с требованиями законов. Именно такая организация и должна оказывать воздействие на человека, формируя у него те или иные морально-психологические качества. Соблюдение осужденными установленного в исправительно-трудовом учреждении режима должно обеспечиваться не только посредством охраны их и надзора за ними, использования мер поощрения и взыскания, применения в стро­го определенных случаях особых мер безопасности, но и мер воспита­тельных, основанных на глубоком учете особенностей психологии от­дельных осужденных и их коллективов, что, к сожалению, в настоящее время не выполняется.

Кара, заключающаяся в режиме, субъективно, по-разному, воспри­нимается и переживается осужденными. Прежде всего различны глуби­на, сила и длительность переживаний осужденными кары. “Мы далеки от мысли, — писал М.Н. Гернет, — что особенности того или иного режима в той или другой тюрьме проходят через каждого заточенного всегда и везде одинаково. Наоборот, мы признаем, что следы в психике от такого прохождения через нее тюремного режима очень различны:

у одних они так же глубоки, как глубоки колеи от тяжело нагруженной телеги в грязной проселочной дороге. У других эти следы — лишь рябь на реке после прошедшего парохода, очень быстро совсем исчезаю­щая”2. Субъективное восприятие и переживание кары зависит от вида определенного режима, отношения осужденного к приговору, количест­ва судимостей, времени нахождения в ИТУ, индивидуальных особен ностей осужденного, возраста, пола, семенного и социального положе­ния и т. д. Работникам ИТУ важно знать, как каждая группа осужден­ных и каждый осужденный воспринимают и переживают те или иные режимные ограничения.

Режим обеспечивает постоянное восприятие условий жизни в ИУ как наказания за совершенное преступление, без чего не может быть обеспечен активный процесс перевоспитания. При осуществлении вос­питательного воздействия на осужденного часто приходится сталкивать­ся с первоначально отрицательным отношением его к этому воздей­ствию. Всякая попытка изменить взгляды и образ жизни взрослого встречает сопротивление, и столь значительное, сколь устойчивы уста­новки личности и инертен разум индивида'. Это и определяет необ­ходимость, особенно в ИУ, системы мер принуждения и наказания, регламентированных режимом.

Озлобленность осужденных нередко возникает как следствие воспри­ятия наказания только как мести. А это приводит к негативному по­ниманию мер воздействия — нежеланию искать в мерах воздействия какой-либо иной смысл, кроме кары, направленной против данного осужденного. При определении дисциплинарного воздействия всегда необходимо заранее учитывать воспитательное воздействия данного ви­да взыскания как на конкретного осужденного, так и на весь коллектив. Воспитательная цель наказания будет достигаться только в тех случаях, когда наказание не ломает воли осужденного, а способствует изменению ее направленности.

Требования, принуждение, наказание должны сочетаться и с сис­темой поощрении2. Правильно примененное поощрение способствует укреплению уверенности осужденного в своих силах, вызывает у него чувство удовлетворения, возбуждает энергию, способствует появлению желания к повторению положительных поступков. Поощрение усилива­ет начавшийся процесс исправления.

Несмотря на большое воспитательное значение карательных элемен­тов режима, режим обладает вполне самостоятельной воспитывающей функцией. Действительно, четкий распорядок дня, высокая организо­ванность жизни и быта непосредственно накладывают отпечаток на характер осужденного, его поведение, дисциплинируют его, вырабаты­вают качества, необходимые в жизни на свободе (точность, исполни­тельность, аккуратность и т. д.).

Режим есть средство воспитания дисциплины у осужденных. Одна из основ ликвидации социально-психологических дефектов в личности преступника — это внедрение в его сознание необходимости дисцип­лины, определенного поведения в обществе. Под влиянием дисцип­линарных трубований у осужденных развиваются и укрепляются такие положительные качества, как собранность, подтянутость, ликвидируют­ся расхлябанность, безволие, вырабатывается привычка к определен­ному положительному образу жизни.

Установление правил режима должно быть всегда психологически обоснованным, соответствующим научным требованиям организации жизни и деятельности осужденных. В этом случае они окажут мак­симальное воздействие на психику осужденных, разовьют у них необ­ходимые морально-психологические качества. Использование данных психологии позволит так построить режим, чтобы нагрузки распределя­лись оптимально и, с одной стороны, создавали определенную напря­женность, благоприятную для развития личности, а с другой — не вели бы к срыву психической деятельности

Следует отметить, что особенно жестко режим травмируют неокрепшую психику подростков. Как правило, здесь воз­можны тяжкие, необратимые психические деформации личности. Зна­чительная часть подростков становится правонарушителями уже в силу имеющихся у них психических аномалий и личностных акцентуаций. Эта психическая дезадаптация в условиях исправительного учреждения еще более усугубляется. Вписываясь в криминальную субкультуру в наи­более сензитивный к внешним воздействиям период своей жизни, под­ростки испытывают глубинные личностные перестройки — формируют­ся системообразующие механизмы антисоциальной личности. Для под­ростков особенно пагубна ограниченность поля возможностей для их развития и самореализации. Безусловно, пагубна для них и ранняя криминализация.

Труду как особому фактору воздействия всегда отводилось особое место. Причина этого заключается в том, что труд является специфичес­кой человеческой деятельностью, формирующей личность. Труд являет­ся тем мерилом, по отношению к которому измеряется общественная ценность человека.

Как правило, труд сам по себе не перевоспитывает, а предохраняет человека от личностного распада. В целом он организует психику человека, интегрирует его жизнедеятельность определенной целеус­тремленностью, создает условия для рационального межличностного общения, организует структурирование микросреды. Хорошо организо­ванный труд — это мостик связи человека с социальной действитель­ностью.

Правильно организованный полезный труд способствует гармоничес­кому развитию физических и умственных качеств осужаенного и оказы­вает преобразующее воздействие на его личность. Широко известно выражение Ф. Энгельса, что труд создал человека'. Труд вопитывает в человеке сознательность, дисциплинированность, чувство товарищес­тва и коллективизма. Он формирует и закрепляет в человеке положи­тельные, моральные, этические, нравственные и правовые программы. Воздействие труда на личность осужденного огромно, однако это чрез­вычайно сложный процесс, так как многие осужденные не имеют трудо­вых навыков и в связи с извращением своих моральных и нравственных критериев отрицательно относятся к своему личному участию в трудо­вом процессе, а в настоящее время и администрация исправительных учреждений не всегда уделяет этому вопросу должное внимание.

Социально-психологические дефекты в личности осужденных в зна­чительной мере определяются их отрицательным отношением к труду, отсутствием соотношения между потребностями и мерой труда. Однако труд может и должен воздействовать на личность преступника с укоре­нившейся иждивенческой психологией, помочь такому человеку найти свое место в жизни, по возможности стать полноправным членом об­щества. Трудовой процесс должен быть основой для восприятия общест­венно полезных взглядов и навыков, мотивов и целей. Выработке трудо­вых навыков способствует общий ритм трудового процесса, его постоян­ство, развивающее стереотип определенных привычек, навыков и дея­тельности. В целях воздействия на преступника в ИТУ создаются такие условия, при которых от осужденного постоянно требуются трудовые усилия. Только постоянство трудовых усилий создает привычку, а затем и потребность в труде2. Интерес к работе, увлеченность трудовым про­цессом способствуют изменению комплекса психических состояний, что в свою очередь позволяет активизировать и деятельность по перевос­питанию такой личности. Трудовые процессы способствуют и накопле­нию опыта, формированию системы положительных связей и т. д.

Труд должен способствовать изменению основной направленности личности. Отсюда процесс труда должен заинтересовывать осужден­ного, ставить перед ним определенные задачи, заставлять работать не только физически, но и умственно. Труд должен не отуплять тяжестью и бесцельностью, а вовлекать в свой процесс физические и умственные силы человека. Большое психологическое значение имеет внедрение в подразделения ИТУ методов экономической реформы. Доведение этих методов до сознания каждого осужденного пробуждает трудовую актив­ность, заставляет многих из них думать об улучшении трудового процес­са. Главная же цель воспитательного процесса — сделать так, чтобы труд становился необходимой потребностью осужденного. Когда это будет достигнуто, можно говорить о положительном моменте перевоспитания личности. Осужденный должен видеть результаты своего труда и кон­кретно осмысливать их. Он должен ощущать радость в процессе труда, и поэтому ни в коем случае не следует поручать выполнение трудовых операций осужденному, который заведомо с ними не может справиться. Офомной силой воспитательного воздействия обладают все формы производственной деятельности, соревнования, перенесенные с опреде­ленными изменениями в деятельность ИТУ. Это создает условия для полного восприятия осужденными опыта нормальных трудовых взаимо­отношений между людьми на свободе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 4734; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.