Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общение и деятельность




Тема 7

Рекомендуемая литература

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2т. -М.. 1980. -Т.2.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. -М., 1996.

3. Годфруа Ж. Что такое психология. - М., 1992.

4. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М., 1971.

5. Личко А.Е. Психопатия и акцентуация характера у подростков. -Л., 1988.

6. Теплое Б.М. Избранные труды: В 2-х т. - М., 1985.

7. Либин А.В. Дифферинциальная психология. М.: Смысл 2000.

8. Шадриков В.Д. Способности человека. М – Воронеж, 1997.

9. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. – М – Воронеж., 1996.

1. Психологическая характеристика общения.

2. Невербальные средства общения.

3. Деятельность, ее структура и психологические особенности.

Развитие человека как личности в значительной сте­пени проявляется в общении между людьми.

Общение представляет процесс установления и разви­тия контактов между людьми, порождаемый потребно­стями современной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаи­модействия, восприятие и понимание другого человека.

Общение между людьми может происходить в разных формах, из которых явно выделяются три.

А нонимное общение - это взаимодействие между незна­комыми или же не связанными личными отношениями людьми. Это могут быть временные связи между субъек­тами, в которых они выступают, например, как жители одного микрорайона, пассажиры транспорта, зрители кинозала. В ситуации такого общения люди встречают­ся, вступают в контакты друг с другом и расходятся. Партнеры по общению остаются анонимными.

Функционально-ролевое общение предполагает связи между его участниками, выполняющими определенные социальные роли на временных отрезках различной деятельности. Партнеров в этом общении связывают взаимные обязанности по отношению друг к другу: врач - больной, руководитель - подчиненный, педа­гог - учащийся.

В основном функционально-ролевое общение обуслов­лено должностными позициями его участников. Так, на­пример, на производстве мастер выполняет распоряжение начальника цеха и исполняет социальную роль подчи­ненного, а вернувшись домой, в отношениях отец -дети он занимает ведущую позицию.

Неформальное общение представляет собой личностные контакты за пределами официальных отношений. Это, на­пример, общение между друзьями. Его особенностью явля­ется избирательность в отношении партнера.

В структуре общения исследователи выделяют коммуни­кативную, интерактивную и перцептивную стороны (рис.2). Коммуникативная сторона общения состоите об­мене информацией между общающимися индивидами;

 

 

Рис. 2. Структура общения (по Г. М. Андреевой) [2]

 

интерактивная - в организации взаимодействия, то есть не только в обмене знаниями, идеями, но и действиями; перцептивная сторона общения означает процесс воспри­ятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Результатом общения является не материальный пред­мет, а те или иные изменения в сознании, поведении, пси­хических качествах общающихся людей.

В качестве основных аспектов общения выделяются цель, содержание и средства.

Цель общения - это то, ради чего человек вступает в общение. Побудителями к общению при этом могут стать следующие факторы: завоевание авторитета; избегание психически опасных ситуаций;

- снятие психического напряжения; сохранение психического равновесия.

Содержание общения - это информация, которая пе­редается друг другу между партнерами по общению.

Средства общения - это то, с помощью чего передает­ся информация в процессе общения, достигается взаи­мопонимание между общающимися людьми.

Л.Б.Ительсон приводит следующую последователь­ность передачи информации от одного субъекта обще­ния к другому:

 

 

Передача любой информации возможна лишь посред­ством знаковых систем. Различают вербальную комму­никацию, где в качестве знаковой системы используетсяречь, и невербальную коммуникацию, в которой ис­пользуются различные неречевые знаковые системы. Пси­хологами установлено, что в 60-80% коммуникации осу­ществляются за счет невербальных средств. Даже если вер­бальные и невербальные сигналы не совпадают, рекомен­дуется предпочтение отдавать невербальным, так как эта информация более правдива. Поэтому именно невербаль­ным средствам исследователи уделяют большее внимание при анализе общения.

К основным источникам невербальной информации от­носятся:

а) мимика;

б) жесты и позы;

в) взгляд;

г) расположение собеседников в пространстве;

д) голос;

е) интонации;

ж) паузы.

Итак, общение представляет взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией познава­тельного или аффективно-оценочного характера. При помощи общения осуществляется организация совместной деятельности.

Деятельность как общественная историческая катего­рия изучается философией, социологией, историей, эко­номикой, наукой управления. Предметом психологичес­кого изучения является изучение индивидуальной или групповой деятельности, исследование ее структуры, ме­ханизмов, выявление основных мотивов и целей.

Объектом психологического изучения является человек как субъект деятельности, поскольку в деятельности

формируются психические свойства личности: харак­тер, эмоции, волевые качества, установки, отношения. Психологический аспект связан с изучением субъектив­ного плана деятельности: мотивов, механизмов целеобра-зования. Один из первых отечественных психологов, ко­торый стал изучать деятельность, - Л.С.Выготский. Он считал, что деятельность - это инструмент познания пси­хики человека, формирования у него высших психичес­ких функций.

Изучение индивидуальной деятельности осуществляет­ся в системе общественных отношений. Развитие видов че­ловеческой деятельности (преобразующей, познаватель­ной, коммуникативной) осуществляется в неразрывном единстве с развитием потребностей. Ведущую роль в орга­низации деятельности играет отношение мотив - цель -способ действий. Схематично психологическую структу­ру деятельности можно представить следующим образом (рис.3):

 

Рис. 3. Структура индивидуальной деятельности (по Б. Ф. Ломову) [11]

В психологии исследователи выделяют три основных вида деятельности - игра, учение, труд.

Игра является первым видом деятельности, в которую включается ребенок. Основное значение этой деятель­ности заключается в том, что в игре формируются и про­являются потребности ребенка.

Учение - это деятельность, объектом которой являет­ся человек, целенаправленно овладевающий знаниями, умениями и навыками.

Труд - это сознательная целенаправленная деятель­ность, которая определяется продуктивностью.

Исходя из вышеизложенного, необходимо отметить, что деятельность - это специфический вид активности человека, направленный на познание и преобразование окружающего мира и самого себя.

Деятельность и общение представляют собой взаимо­связанные явления. В процессе общения формируется план совместной деятельности, осуществляются взаим­ный обмен информацией, контроль и коррекция дей­ствий. Общение влияет на выбор цели и выступает как фактор организации совместной деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 586; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.