КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные виды и типы прогнозирования в управленческой деятельности
В теории управленческого прогнозирования важную роль играет понятие плановых предположений. Это результат прогнозирования, но одновременно и основа, на которой разрабатывается система планов организации. Таким образом, плановые предположения играют роль связующего звена между функциями прогнозирования и планирования. Плановые предположения различаются по своей ориентации: это предположения будущих вероятных параметров внешней среды и возможных в будущем результатов собственного функционирования. Частично совпадает с этим различием, но в целом отлично от него разделение плановых предположений на прогнозы состояния внешней и внутренней среды организации в целом. Внешние плановые предположения делятся на три группы: 1) предположения относительно общего окружения (про 2) предположения относительно состояния рынка продук 3) предположения относительно состояния рынка факторов Внутренние плановые предположения касаются объема капиталовложений, привлеченных инвестиций, изменения используемых технологий и средств труда, оргструктуры управления и др. Внешние и внутренние плановые предположения бывают количественными и качественными. Пример количественных предположений — ожидаемый объем продаж (в процентах от текущего уровня), качественных — ожидаемый успех какого-либо вида продукции. Существуют также комбинированные плановые предположения (количественно-качественные). Различаются плановые предположения по степени подконтрольности организации:
— неконтролируемые, но хорошо прогнозируемые предпо — контролируемые предположения — выход на новые рын — частично контролируемые — уровень текучести кадров. степени определенности на детерминистские (относительно гарантированные) и стохастические (вероятностные). В практике управления различают первичные и вторичные плановые предположения. Первичные предположения (прогнозы) носят общий характер, но затем они используются как материал для следующего шага прогнозирования. Поэтому они являются и результатами прогнозирования, и его предпосылками. Начальные прогнозы в ходе этого процесса конкретизируются. Далее следует разработка еще более детальных («третичных») плановых предположений. Переход от общих предположений к более конкретным, их последовательная смена во времени является основой содержания процесса прогнозирования. Этот процесс несет одновременно черты иерархической организации, так как плановые предположения различных этапов выступают и разными уровнями конкретизации осуществляемых прогнозов. Существуют и другие классификации и типы прогнозов. Это — плановые предположения как результат индивидуальных усилий руководителя и совместной деятельности отдельной группы в составе организации (советники, эксперты по прогнозированию). Различают также долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные плановые предположения, используя критерий временной перспективы прогнозирования. Функция прогнозирования в целом комплексна и многоаспектна, она включена во все этапы и задачи управления. В теории управления существует еще одна классификация типов процессов управления, наиболее общая, основанная на содержательном критерии. Это пять типов прогнозирования:
экономическое прогнозирование — предсказание общего состояния экономики или конкретной организации; технологическое прогнозирование — предсказание разработки новых технологий; когда это может произойти и какими могут быть экономические последствия; прогнозирование сбыта — связано с проблемами реализации продукции организации, это основополагающий тип прогнозирования для деятельности любой организации; прогнозирование развития конкуренции — предположения о возможных изменениях стратегии и тактики конкурентов; социальное прогнозирование — предсказание изменений состояния общества в целом и в социальных установках людей. Прогнозирование является специализированной областью, достигшей высокого уровня развития. В ней разработаны особые методы, включающие в себя три основные группы: «неформальные», количественные и качественные методы прогнозирования. Методы двух последних групп наиболее развиты. Количественные методы прогнозирования - это методы «анализа временных рядов» (АВР) и каузального (причинно-следственного) моделирования (КМ). Метод АВР основан на том, что выявляются тенденции прошлого и далее они продлеваются на будущее. КМ — прогнозирование посредством анализа статистических зависимостей между прогнозируемым фактором и другими переменными. Качественных методов больше, но они менее точны. Это — методы «жюри», «совокупного мнения сбытовиков», «ожидания потребителя» и др. В последнее время в связи с развитием компьютерной техники возросла роль полисценарного (многовариативного) прогнозирования. Несколько альтернативных систем плановых предположений создаются параллельно. Отдельное предположения внутри каждой из них согласуются по содержанию и хронологии развертывания; это — сценарии (scripts), основанные на категории контролируемых плановых предположений. В результате сопоставления определяется наиболее приемлемый сценарий. Существуют три основных вида сценариев: оптимистический — экономические и социальные перспективы будут благоприятны; реалистический — экономические и социальные перспективы останутся на прежнем месте;
пессимистический — экономические и социальные перспективы будут неблагоприятны. Поливариантный (скриптовый) подход помогает частично разрешить основную задачу прогнозирования — оптимального сочетания жесткости прогнозов с их необходимой гибкостью, изменяемостью под влиянием факторов внешней среды. Функция прогнозирования требует от руководителя мобилизации всех его интеллектуальных и психологических возможностей. Так же как и у функции целеполагания, у функции прогнозирования имеется прямой аналог в структуре психики человека. Это — психический процесс прогнозирования, характеризующийся специальными психологическими понятиями: опережающее отражение, вероятностное прогнозирование, предугадывание событий (антиципация). Поэтому он является психологической основой для реализации функции прогнозирования в деятельности руководителя. Глава 6 ФУНКЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 224; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |