Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек – единственный, универсальный и высший предмет философии

Сущность философского знания. Антропологический принцип в философии

Существенным объектом философии является природа – непосредственный предмет созерцания. Философия – это познание природы как отличной от духа сущности, познание, обусловленное экспериментом, наблюдением, опытом; опыт – дело самой философии, всеобщая задача маслящего человечества. (Фейербах Л. История философии Нового времени // Соч. Т.1. – М., 1967. С. 81)

 

Мое учение может быть выражено в двух словах: природа и человек. С моей точки зрения, существо, являющееся причиной или основой человека кому он обязан своим происхождением и существованием, есть не БОГ – мистическое, [c.135] неопределенное слово (не более того), а ПРИРОДА – слово и сущность ясные, чувственные, не эфемерные, недвусмысленные. Существо же, в котором природа делается личным, сознательным, разумным существом, есть и называется у меня – ЧЕЛОВЕК....Бессознательное существо – первое существо, но первое по времени, а не по рангу, физически, но не морально первое существо. Сознательное, человеческое существо есть второе по времени своего возникновения, но по рангу оно – первое существо. Это мое учение, поскольку оно имеет своим последним пунктом природу, апеллирует к ее истинности, выдвигает ее против теологии и традиционной философии, но в связи с положительным, историческим предметом: естественной религией, ибо я развиваю все свои учения и мысли не в голубом тумане абстракции, а на твердой почве исторических, не зависимых от моего мышления предметов и явлений... (Фейербах Л. Лекции о сущности религии // Избранные философские произведения. Т. 2. – М., 1955. С. 515)

Бытие – субъект, мышление – предикат <...> где опыт – первоисточник всяческого знания.

...Мысленное бытие не есть действительное бытие, образ этого бытия вне мышления – материя, реальность, субстрат, природа. (Фейербах Л. К критике философии Гегеля // Соч. Т. 4. С. 411) [c.136]

...Мне стало ясно отличие формы от сущности Гегеля: я отбросил форму, сохранив содержание. (Там же. С. 419)

 

...Человеческий мотив в философии – это практический интерес – это стремление устранить бессилие людей не молитвами, а реальными средствами – наукой и экспериментом. (Фейербах Л. История философии Нового времени // Соч. Т. 1 стр. 282)

 

ОБЪЕКТОМ Философии является абсолютно всеобщее и безусловно необходимое (Фейербах Л. Критика "Анти -Гегеля" // Соч. Т. 2. – М., 1967 – С. 23)

 

...Я понимаю под природой совокупность всех чувственных сил, вещей и существ, которые человек отличает от себя как нечеловеческое. Я разумею под природой вообще, как я уже высказывал на своих лекциях, не существо живущее, будучи наделенным волей и разумом, как сверхъестественный бог, но только существо, действующее сообразно необходимости своей природы, однако оно для меня не Бог, то есть не сверхъестественное, сверхчувственное, отвлеченное, тайное и одновременно простое существо, но существо многообразное, человеку доступное, всеми чувствами воспринимаемое. Беря слово "природа" практически, природа есть для человека все то, что – независимо от сверхъестественных внушений атеистической веры, – представляется непосредственно, чувственно, как основа и предмет его жизни. Природа есть свет, электричество, магнетизм, воздух, вода, огонь, земля, животное, растения, [c.137] человек, поскольку он – существо непроизвольно и бессознательно действующее. Под словом "природа" я не разумею ничего более, ничего мистического, ничего туманного, ничего теологического. Я апеллирую этим словом к чувствам. Юпитер, говорил один из древних, – это все, что ты видишь; природа, говорю я, есть все, что ты видишь и что не является делом человеческих рук и мыслей. Или, если вникнуть в анатомию природы, природа есть существо или совокупность существ и вещей, чьи проявления, обнаружения или действия, в которых проявляется или существует их бытие, имеют свое основание не в мыслях или намерениях и решениях воли, но в астрономических, космических, механических, химических, физических, физиологических силах или причинах...

 

(Предварительные тезисы к реформе философии)

...Атомы сами абсолютные атеисты, которые так же мало заботятся о боге, как бог Эпикура о мире и атомах: они сами по себе автократы, монархи, они сами составляют свой мир. (Фейербах Л. История философии Нового времени // Соч.: в 3-х т. Т. 1. – М., 1967. С. 174)

 

Я меньше всего эмпирик в обычном смысле этого слова, опыт для меня лишь средство, а не цель, только начало, а не результат познания. По моему мнению, опыт имеет целью познание общего, которое извлекается из познания особенного и единичного... человеческий ум не должен [c.138] ограничиваться наблюдением внешней стороны явлений, но должен проникать вглубь, познать их причины, внутреннюю сущность и форму... Я стремлюсь понять вещи в их качественном бытии. (Фейербах Л. История философии Нового времени // Соч.: в 3-х т. Т. 1. – М., 1967. С. 81)

 

Гегель, защищая принцип единства противоположностей, понимает это единство односторонне, в чисто идейном плане, спору нет, – отмечаю я, – человек представляет собой единство, но это единство вместе с тем, по существу, органическое, натуральное.... Что представляет собой диалектика если она идет вразрез с естественным возникновением и развитием? Какую цену имеет "объективность" философии, если она отделена от единственно категорической, императивной, коренной и основоположной объективности- объективности телесной природы? (Фейербах Л. Критика «Анти –Гегеля» // Избранные сочинения. – Т. 4. С. 431)

 

...Провозглашаю громко и откровенно истинность антисхоластического принципа: единство противоположностей есть наиболее характерный принцип живой, новейшей философии в отличие от мертвой, формальной схоластики средних веков.... в противоположность формальной логике: всякое тождество включает в себя различия и противоречия, а развитие осуществляется в форме спирали. (Фейербах Л. История новейшей философии // Соч. Т. 2. С. 98)

 

Без противоположности ничего не обнаруживается. Противоречие есть обнаружение равенства, которое в тихой [c.139] вечности парит в себе самом без света, без тьмы, без радости и горя... понимание возникает из различимости множества, ибо одно свойство природы видит, понимает и хочет другое. (Фейербах Л. К критике философии Гегеля // Избран. филос. произв. Т. 1– М.,1955.– С.99)

 

Определение есть отрицание <...> Определяя какое-либо явление, мы выделяем в нем известное качество, тем самым доказывая, что оно имеет границу, предел, в котором отрицается его бытие. Но это отрицание есть в то же время утверждение. Эта граница как раз и составляет жизнь явления в себе, его внутри-себя-бытие, граница его для него не предел, оно в ней едино, удовлетворено самим собой. Здесь мы, таким образом, имеем дело с взаимосвязью и взаимопереходом внешнего и внутреннего, отрицательного и положительного <…> проявление этого закона можно наблюдать всюду в природе и обществе... Выходя за свою границу, нечто перестает быть данной вещью. Предел, конечность, таким образом отрицаются, снимаются. Каждое нечто уже поэтому бесконечно. Бесконечное должно быть понято как сущее, как определенное собой; определенность же, напротив, должна быть понята в бесконечном. (Фейербах Л. Эрлангенские лекции // Собр. соч.: в 3-х т. Т. 2. С. 53)

 

Мыслит не душа как нечто изолированное от тела, мыслит само тело. Душа не что иное, как мыслящее себя тело, а тело не что иное, как протяженная душа. (Фейербах Л. [c.140] История философии Нового времени // Собр. соч.: в 2-х т. Т. 1. – М., 1967. С. 383)

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общество. История. Человек | Философия религии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.