Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Монополия




Отрасль, в которой деятельность единственной фирмы более эффективна вследствие существенной экономии от масштаба (увеличение объема производства сопровождается снижением средних издержек), называется естественной монополией. Пример: услуги по транспортировке нефти и газа, железнодорожные перевозки, электроснабжение и т.д.). услу

единственная фирма в отрасли;

уникальная продукция;

высокие барьеры входа-выхода;

монопольная власть над ценой;

 

Спрос компании-монополиста совпадает со спросом отрасли.

 

 

Рис. 2. Спрос на продукции фирмы-монополиста.

 

 

Таким образом, монополист может изменять либо цену, либо объем продукции (но не одновременно).

Источники монопольной мощи:

эффект масштаба производства (соотношение изменения объема производства при изменении количества всех используемых ресурсов. При положительном эффекте масштаба объем производства растет быстрее, чем увеличивается количество ресурсов. Следовательно, средние издержки при росте производства также уменьшаются.

эффект размеров. Он проявляется, если общие издержки при производстве двух видов продукции одновременно меньше затрат при производстве этих видов продукции в отдельности.

Стоимостное взаимодополнение. Если увеличение выпуска второго вида продукции приводит к снижению предельных издержек при производстве первого вида продукции. Таким образом, компании выпускают несколько видов продукции, чтобы успешно конкурировать с фирмами, у которых более низкие предельные издержки.

Патенты и другие барьеры.

Фирма-монополист максимизирует прибыль при соблюдении хорошо известного условия: MC = MR.

 

 

Рис. 3. Спрос и предельная выручка компании-монополиста.

Как видно, кривая MR расположена ниже кривой спроса, т.е. предельная выручка ниже цены. Это происходит потому, что снижение цены на последующую ед. продукции означает и снижение цены на весь объем продукции. Убедимся в этом на соответствующем примере.

Фирма продает 20 ед. продукции по цене 10 у.е., а 21-ю - по цене 9 у.ед.Предельная выручка = 189-200 = -11 у.ед.

 

Монополистическая конкуренция

Эта рыночная структура сочетает черты совершенной конкуренции и монополии. С совершенной конкуренцией ее связывает большое число фирм, а с монополией - монопольная власть над ценой. Еще одна характерная черта монополистической конкуренции - производство дифференцированной продукции. Дифференцированные товары - это одноименные товары, различающиеся по качеству, ассортименту, упаковке и т.п. Каждый дифференцированный товар в определенной степени уникален и одновременно имеет много заменителей. (хлеб разных сортов, мобильники разных марок и т.д..)

Естественно, менеджер компании рынка монополистической конкуренции уделяет основное внимание оптимальному объему продукции, а также удержанию издержек на низком уровне. Степень дифференциации продукции также на первом плане (необходимо чем-то отличаться от своих конкурентов).

В краткосрочном периоде максимальная прибыль достигается, когда MC = MR

В долгосрочном периоде возможен вход-выход новых участников, а потребители могут переключиться на продукцию других компаний-конкурентов. Поэтому в долгосрочном периоде необходимо соблюдение условий:

P › MC

P= ATC, причем величина средних издержек должна быть больше минимальных средних издержек.

Последствия продуктовой дифференциации: реклама; постоянное предложение новых товаров.

 

Олигополия – это рыночная структура, которая характеризуется небольшим количеством продавцов. Вход в отрасль ограничен высокими барьерами. Производимая продукция может быть однородной или дифференцированной.

В условиях высокой степени неопределенности олигополисты ведут себя по-разному. Одни пытаются игнорировать конкурентов, другие – предвидеть поведение соперников. Некоторые считают наиболее выгодным тайный сговор с фирмами-противниками. Олигополистическое поведение, направленное на отслеживание действий конкурентов, наиболее полно характеризует ломаная кривая спроса.

Наиболее распространенные формы олигополии:

1) ценовое лидерство. Одна фирма берет на себя установление цены, а другие следуют ее примеру.

2) Картели и сговоры, когда продавцы негласно договариваются о цене и других способах ограничения конкуренции.

3) Модель рыночной доли показывает, что цены на продукцию имеют тенденцию к выравниванию, несмотря на различия в уровне затрат конкурирующих фирм.

4)Модель с ломаной кривой спроса: если одна фирма снизит цены, то конкуренты последуют ее примеру, а если повысит – не последуют.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 583; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.