Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая мысль ученых средневековья




В крупных восточных странах феодальный тип натурально-хозяйственных отношений стал формироваться в III – VIII вв., в западно-европейских – в период так называемого средневековья – V – XI вв. Поскольку в восточных странах экономическая мысль средневековья стала развиваться раньше, то исходя из принципа историзма, проанализируем вначале эти учения, а затем обратимся к европейским авторам.

Экономические идеи раннего средневековья в арабских странах нашли выражение в Коране. Он содержит проповеди пророка Мухаммеда, его высказывания по тем или иным вопросам в период 610-632 гг. В Коране утверждается принцип неприкосновенности частной собственности, но земля объявлена принадлежащей Аллаху, и не каждый может рассчитывать на ее получение или же сохранение за собой земельной собственности. Большое внимание в Коране уделяется проблемам экономической жизни, торговле, ростовщичеству и т.д. Первоначальные установления, принятые при Мухаммеде и зафиксированные в Коране, стали основой дальнейшего развития правовых и экономических концепций. Важным элементом развития экономических концепций и права стало собрание и толкование хадисов. Хадисы- предания о поступках и высказываниях Мухаммеда. Мусульманское право «шариат» сложилось на основе Корана, хадисов и обычного права.

Крупнейшим мыслителем времен Арабского халифата был выдающийся законовед Абу Юсуф (731-798), он написал «Книгу о подати». В этой книге предлагается практическое руководство при решении различных вопросов, связанных с экономической политикой. Большое внимание в работе уделено системам обложения и сбора налогов. Абу Юсуф призывал создавать такие условия в государстве, чтобы в казну поступали твердые и заранее предусмотренные суммы, и в то же время сохранялась платежеспособность населения.

В арабском мире есть религиозное течение, которое называется суфизм. Суфии осуждали богатство и роскошь власть имущих, призывали к добровольной бедности, которая приближает человека к Богу. Наиболее полно идеология суфизма была разработана в трудах Аль-Газали (XII в.). Его экономические воззрения выражены в учении о бедности. Он считал, что, если у суфия есть все необходимое, он должен заниматься честным трудом, а не нищенствовать. Если же у суфии нет самого необходимого, он должен собирать милостыню только один на день.

Крупнейшим мыслителем арабского средневековья был Ибн Хальдун (1332-1406). Значение трудов Ибн Хальдуна заключается в том, что основу исторического процесса, по его мнению, составляет не деятельность пророков и царей, а развитие человеческого общества. Ибн Хальдун создал свою периодизацию предшествовавшей ему истории развития человечества. По его мнению, человеческое общество в своем развитии прошло три состояния: дикость, жизнь в сельской местности и стадию начавшуюся с возведения городов. Центральное положение, из которого исходил Хальдун, заключается в том, что «все то, что использует человек и приобретает в качестве имущества. Если это из произведений ремесла, равноценно стоимости (вложенного) труда». Богатство и расцвет нации Ибн Хальдун связывает с обилием труда.Особую заботу Ибн Хальдун проявлял о развитии товарно-денежных отношений. Его взгляды выражали интересы представителей торговых кругов. Он ратует за обеспечение каждому сохранности имущества, выступает за снижение налогов с торговли, устранения государственных ограничений в торговле и т.п. Наследие Ибн Хальдуна содержит много интересных идей, имеющих значение в экономической теории.

Важнейшим историческим памятником экономической мысли раннего средневековья в Западной Европе является «Салическая правда» (481-511). Она представляет собой сборник обычного права салических франков, в котором защищалась частная собственность и личные права общинных крестьян. Но вместе с тем признавалось рабство, колонат и другое землевладение. Одним из документов, характеризующих экономическое воззрения феодалов раннего средневековья, является «Капитулярий о виллах» (закон о поместьях), изданный в начале IX века, в котором крепостничество считается естественным состоянием для франкской деревни. Труд крепостных должен быть достаточно интенсивен, при этом предпочтение отдается барщинной системе, а основное внимание уделяется организации феодального сельскохозяйственного производства. Проблемы, которые нашли отражение в источниках по истории экономической мысли франкского королевства, в большей или меньшей степени затрагиваются в документах. Характеризующих социально-экономические отношения в других странах Западной Европы того периода. К таким документам относятся «Правды» Вестготская, Бургунская, Рипуарская, Баварская и др. В Англии это «Правда» короля ИНЭ (690), «Правда» уэссекского короля Фреда и др. В XI_XIIвв. Производится запись феодальных обычаев, где формируется четкое понимание содержания крепостничества. Например, трактат Генри Брактона «Обычаи Англии», трактат Ф. Бомануара «Кутюма Бовези», кодекс феодального права Леона и Кастилии «Семь партид» и др.

Большое влияние на экономическую мысль средневековья оказывала каноническая доктрина, которая разрабатывалась церковными юристами, интерпретаторами церковного права. Канонисты трактовали экономические вопросы с позиций античной традиции, воззрений Аристотеля. Важнейшим источником, по которому можно судить об экономических взглядах каноников, является «Свод канонического права», составленный в середине XII века болонским монахом Грацианом. По мнению канонистов, человек должен смотреть на свою собственность как на благо, за распоряжение которым он ответит перед Богом. Истинными факторами производства объявлялись земля, труд, исходя из этого, занятиями достойными христианина являются земледелие и ремесло. Канонисты неодобрительно относились к торговле, целью которой было получение барыша и осуждали ростовщичество.

Подводя итог по воззрениям средневековых мыслителей, но отметить, что они шире и полнее исследовали экономические проблемы своего времени, их рассуждения приобретают глубину и разносторонность, но целостная система взглядов и научность суждений еще отсутствует.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.