КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 1 Международно-правовые основы регулирования трудовых правоотношений моряков
Комплекс маркетинга. Маркетинговый комплекс — одно из ключевых понятий современного маркетинга, это совокупность маркетинговых инструментов, используемых вместе для получения желаемой реакции целевого рынка. В 1960 г. Джер Маккарти предложил концепцию 4Р. Некоторые маркетологи-теоретики предлагают расширить комплекс маркетинга с 4 до 5, 7, 9 и даже 12 «Р». Другие же, напротив, предлагают ориентировать маркетинг на потребителя и использовать систему 4С (Consumer - потребитель, Cost - стоимость, Convenience - удобство, Communication - коммуникации). 4 «Р»: 1.Продукт (Product) — товар/услуга 2.Цена (Price) — та сумма денег, которую обменивают на продукт. 3.Место (Place) — система распределения, которую выбирает фирма для доведения своих продуктов до потребителя. Это магазины, доставка потребителям, система хранения. 4.Продвижение (Promotion) — объединяет как средства рекламы, стимулирование сбыта, связи с общественностью, ДМ. В современном мире существуют две системы права: международное право и национальное право. Международное частное право является частью национальных систем права различных государств. В предмет регулирования международного трудового права входят, с одной стороны, отношения, регулируемые международным правом, а с другой - отношения, входящие в предмет регулирования национального трудового права. Предметом правового регулирования международного трудового права являются отношения между субъектами права по поводу регламентации трудовых прав работников, их профессиональных организаций, а также работодателей. При этом предмет регулирования внутригосударственного трудового права частично и в основном совпадает с предметом регулирования международного права, но имеет внутри себя механизм реализации указанных прав, установленные правом средства и способы их защиты. Международное трудовое право стремится к созданию подобного международного механизма, но такой международный механизм требует тщательной проработки, согласования с национальными правовыми системами, а также эффективных способов реализации, которые должны быть равно эффективными и в национальных правовых системах. Ведь специфика международного трудового права предполагает не только правовую урегулированность общественных отношений в сфере труда, но и действенность и непосредственное осуществление международных трудовых норм в национальных правовых системах.
Международные договоры в сфере трудового права имеют приоритет перед коллизионными нормами национального права и тем правопорядком, к которому они отсылают. Целью международного трудового права должна являться защита прав индивидов, установление определенного уровня их правовых гарантий в области трудовых отношений и социального обеспечения и, в конечном счете, улучшение условий их труда и быта. С помощью используемых принципов и норм международное трудовое право призвано установить правопорядок, устраивающий все или большинство государств с тем, чтобы государства включили в свое национальное законодательство соответствующие положения международного права. В процессе унификации в наиболее скрупулезной регламентации нуждаются отдельные категории работников, учесть специфические условия труда которых наиболее сложно, например, моряки. Первые международные договоры, устанавливающие минимальные требования к профессиональной квалификации капитанов и помощников капитанов торговых судов, ответственности судовладельцев в случае болезни, травмы или смерти моряков и сертификации матросов 1 класса, относятся к началу XIX века.
На сегодняшний день в рамках Международной организации труда принят ряд конвенций и рекомендаций о труде моряков, следовательно, регулирование труда моряков включено в предмет международного трудового права. При этом четвертую часть конвенций и рекомендаций Международная организация труда посвятила морякам.
МОТ уделяет столь пристальное внимание морякам, поскольку они являются специальными субъектами трудового права. Специфичность их заключается в особенностях трудовых прав и их гарантий. В частности, многие особенности по сравнению с общими условиями для всех категорий работников имеют трудовые договоры моряков, порядок и размер заработной платы, принципы ее исчисления; специальные нормы созданы МОТ относительно условий труда на борту морских судов, в том числе относительно требований к бытовым и жилым помещениям, по борьбе с шумами и вибрацией, а также по обеспечению членов экипажа продовольствием. Моряки нуждаются в особой защите со стороны международного трудового права, поскольку могут быть наняты для работы на судне, принадлежащем иностранному судовладельцу, и подчинены трудовому законодательству иностранного государства. В связи с нестандартными условиями труда моряки наделяются не только правами, которые имеют все иные категории работников (например, право на отдых, право на участие в профсоюзах и пр.), но и правами, которые ни одна иная категория работников иметь не может, например, право на репатриацию, право на получение заработной платы в установленных международными актами размерах и пр. Кроме того, условия работы в море предполагают и специфику регламентации рабочего времени, времени отдыха, учета выходных и отгулов, сверхурочных работ и пр. Все вышеприведенные особенности свидетельствуют о том, что исходя из предмета регулирования и субъектного состава, можно говорить о выделении в рамках международного трудового права его подотрасли - международного морского трудового права. Наряду с императивно установленными национальным законодательством и международным правом нормами в правоотношениях с участием моряков используется также автономия воли сторон. В этой связи важно отметить, что несмотря на присоединение Украины ко многим морским конвенций МОТ, отечественное законодательство не имеет механизма реализации международно-правовых норм о труде моряков, что, как следствие, снижает эффективность указанных норм.
В отечественной теории трудового права регулируемые нормами этой отрасли отношения принято делить на две группы: собственно трудовые, то есть имеющие непосредственную связь с трудом работников, и иные, не опосредствующие трудовую деятельность напрямую, но связанные с ней в той или иной степени косвенно. В общем смысле трудовые правоотношения понимаются в теории как разновидности общественной связи, возникающей в результате воздействия норм трудового права на отношения по применению наемного труда. В европейской теории трудового права принято считать, что трудовое правоотношение представляет собой органическое единство трех типов юридических отношений: индивидуального, коллективного и организационного. Но как показывает изучение специальной юридической литературы по трудовому праву, ни у практикующих юристов, ни у ученых, специализирующихся на данной области знаний, нет единого понимания и объяснения такого явления, как трудовые отношения. Таким, образом, следует отметить, особую актуальность регулирования трудовых отношений с участием так называемого «иностранного элемента», поскольку в этом случае встает вопрос о выборе применимого национального трудового права, которым будут регулироваться такие отношения, а также о возможности прямого действия международно-правовых норм. Проблема непосредственного применения международно-правовых норм в национальном правовом поле в последнее время особенно актуальна как с теоретической, так и с практической точек зрения. В Украинской правовой системе созданы юридические предпосылки для прямого действия норм международного права наряду с нормами национального права, а также независимо от них. Одной из сфер прямого международно-правового регулирования могут являться трудовые отношения на морском флоте, где наиболее распространен иностранный элемент.
В качестве иностранного элемента в международных трудовых отношений могут выступать: - субъекты правоотношений - физические и юридические лица различных государств (моряк и работодатель-судовладелец являются разнонациональными субъектами) - объекты правоотношений - имущественные права или имущество, находящееся в другом государстве (моряк является членом экипажа судна, которое имеет флаг иностранного государства); - юридические факты, имеющие место на территории другого государства (например, причинение вреда здоровью или смерть моряка). Эти признаки могут присутствовать в иностранном элементе в любой комбинации - один, два или все три. И во всех вышеперечисленных случаях можно говорить о международных трудовых отношениях, то есть о разновидности общественной связи, возникающей в результате воздействия норм трудового права различных государств, а также в некоторых случаях и международного трудового права, на отношения по применению наемного труда. Для некоторых видов трудовых отношений наличие иностранного элемента является неизбежной, а порой и характерной чертой. К таким видам трудовых отношений принадлежат отношения, возникающие между работником и работодателем на морском флоте, поскольку весьма распространены случаи найма работников в качестве члена экипажа на суда под иностранными флагами. При возникновении международных трудовых отношений встает вопрос об отнесении правовых норм, регулирующих международные трудовые отношения, к той или иной системе правовых норм. Кроме того, нужно установить, каким образом решается коллизия при регулировании одних и тех же отношений одновременно международно-правовыми и национально-правовыми нормами. Основываясь на нормативном понятии трудовых отношений в соответствии с Трудовым кодексом, применительно к трудовым отношениям на морском флоте, которые, как уже указывалось, часто носят международный характер, можно использовать следующее определение. Итак, международные трудовые отношения на морском флоте - это отношения, основанные на соглашении между моряком и работодателем о личном выполнении моряком за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации и должности в соответствии с судовой ролью), подчинении моряка правилам внутреннего трудового распорядка на судне при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных применимым к данным отношениям трудовым законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором. Признак «международности» трудовых отношений выражается в наличии в трудовых отношениях одного или нескольких иностранных элементов.
Иностранным элементом трудовых правоотношений на море может выступать любой из субъектов трудовых отношений: работник (моряк) или работодатель (собственник судна, судовладелец, агентство найма). Субъектом отношений, непосредственно связанных с трудовыми, и являющимся иностранным элементом, могут выступать профсоюзы (в том числе международные профсоюзные объединения), государство флага судна в лице своих уполномоченных органов, государство, из которого происходит репатриация моряка, государство причинения вреда здоровью моряка, государство ареста судна и др. Для практики судов и доктрины стран Европы характерны попытки разграничить применение права к трудовым отношениям по вопросам частного и публичного права. Одни авторы (А. Батиффоль и др.) пытаются применять к трудовым договорам общие коллизионные принципы обязательственного права (выбор права сторонами на основе автономии воли сторон, применение закона места совершения договора и др.). Например, в Германии, принцип автономии воли сторон трудового договора является основополагающим в международном праве трудовых договоров. Его действие, однако, ограничено. Выбор права допускается и может осуществляться как сторонами, так и посредством коллективного договора. В последнем случае сфера применения выбранного права ограничивается в основном регулированием отдельных трудовых отношений, подпадающих под действие коллективного договора. При выборе применимого права следует учитывать, что для регулирования трудовых отношений «чисто внутреннего характера» предпочтение может быть отдано и иностранному праву. Но императивные нормы национального права всегда имеют примат, даже если иностранное трудовое право более благоприятно для работника. Кроме того, принцип автономии воли не должен лишать работника защиты, предоставляемой ему национальным правом, поскольку именно работник является, как правило, тем участником договора, который в этой защите особенно нуждается. Императивные защитные нормы объективно установленного статута трудового договора вытесняют или дополняют те положения выбранного сторонами права, которые в меньшей степени защищают работника. В связи с тем, что в при заключении трудового договора возможно соглашение между работником и работодателем о выборе применимого права (автономия воли сторон), в европейской литературе выдвигается предложение включить, по крайней мере, некоторые из гражданско-правовых договоров, регулирующих трудовую деятельность, в систему трудового права, поскольку именно гражданскому праву присущ принцип автономии воли сторон. Но такое решение означает совершенно новый подход к таким ключевым понятиям, как предмет и субъекты гражданского права, и приведет к серьезной реструктуризации сложившейся системы права. Поэтому следует различать трудовые отношения, возникающие в рамках сферы регулирования норм трудового права, и сходные с трудовыми отношения, подлежащие регламентации гражданским правом. В первом случае речь должна идти о публичных отношениях, какими являются отношения между работником и работодателем и непосредственно связанные с ними отношения, а во втором случае отношения предполагают равенство субъектов в свете принципов гражданского права. Следует согласиться с позицией тех авторов, которые считают, что гражданское законодательство не может защитить интересы наемного работника, так как не содержит норм, регулирующих реализацию гражданами своих способностей к труду, предоставление ежегодных оплачиваемых и других отпусков, оплату периодов временной нетрудоспособности и других социальных гарантий, предусмотренных законодательством о труде. Однако существует и другая позиция: некоторотые авторы выдвигают на первый план вопросы публично-правового характера, в отношении которых не может применяться иностранное публичное право, а всегда подлежат применению правила страны места работы. При отсутствии выбора права трудовые договоры и фактические трудовые правоотношения подлежат регулированию правом страны обычного выполнения работником своей трудовой деятельности (lex loci laboris). Под этим критерием подразумевается закон местонахождения предприятия, где работник регулярно и фактически проводит свою работу, независимо от домицилия сторон, от места нахождения административного центра предприятия или места заключения трудового договора. Для моряков обычным (постоянным) местом работы является судно, на котором они работают и флагом которого руководствуются при регулировании их трудовых и прочих правовых отношений. Однако флаг судна, признанный в качестве коллизионной привязки, может и не служить единственным критерием для определения применимого права. В частности, в индивидуальном трудовом договоре моряка может быть указано иное применимое право, например, национальное право страны судовладельца. Например, распространены случаи, когда судовладелец и работник принадлежат одному государству, но судно зарегистрировано в оффшорной зоне и, следовательно, к трудовым правоотношениям по общему правилу должны применяться нормы законодательства страны флага судна. Кроме того, часты случаи смены флага судна после заключения трудового договора и после того, как моряк приступил к осуществлению своей трудовой функции. При условии указания в индивидуальном трудовом договоре иного применимого права к трудовым правоотношениям между судовладельцем и моряком будут применяться нормы избранного сторонами права. Нормы права, регулирующие труд моряков, образуют систему, состоящую из норм различных правовых систем, и действующих в разных государствах. При этом характер таких норм может быть как публично-правовым, так и частноправовым. Поэтому Украине следует заключить договоры о правовой помощи с иностранными государствами так называемых «удобных флагов» с целью унификации и облегчения разрешения трудовых споров с участием российских моряков. В ряде случаев сами международно-правовые акты дают ответ на коллизионный вопрос. В частности, Конвенция МОТ № 97 О трудящихся-мигрантах 1949г. (вступила в силу в 1952г., участвует около 40 государств) утверждает национальный режим для иностранных трудящихся. В то же время парадоксально, что ни в одной конвенции МОТ, касающейся регулирования труда моряков, нет указания на применимое право в случае, если моряк и его работодатель являются субъектами разных национальных правовых систем. Считаем, что отсутствие такой регламентации является существенным упущением государств-участников МОТ, поскольку именно в трудовых отношениях на морском флоте, как ни в каких других, часто встречается коллизионная проблема. Императивное же ее урегулирование на уровне универсального международного договора позволило бы раз и навсегда снять проблему невозможности применения к трудовым правоотношениям с участием моряков норм национального трудового законодательства, наиболее выгодного для работника, и повысило бы эффективность защитной функции трудового права. В то же время трудовое законодательство должно защищать интересы работника в тех случаях, когда этой действительно необходимо. Излишняя опека работника законодателем не только не приносит пользы, но и вредит, и тогда практика идет вразрез с нормами трудового законодательства, в обход применяя нормы гражданского законодательства для регулирования трудовых отношений. Поэтому правы авторы, отрицательно высказывавшиеся о предложениях о включении трудовых договоров в сферу регулирования гражданского права. Установленная юридическая норма тяготеет только к строго определенному месту в системе права, и изменить это место, не изменив содержания нормы не может даже законодатель. Использование гражданско-правовых договоров подряда при найме моряков для работы на судне весьма отрицательно скажется на их защищенности, поскольку гражданско-правовые договоры не содержат механизма социальных гарантий для моряков и могут быть расторгнуты в упрощенном порядке в момент, когда, например, судно находится в иностранном порту. Метод трудового права выражает взаимосвязь и взаимоотношения централизованной государственной регламентации и коллективной либо индивидуальной автономии. Одной из важных характеристик метода трудового права признается единство и дифференциация правового регулирования труда. Единство выражается в установлении норм общего действия для всех работников независимо от области их трудовой деятельности, территории проживания, личности субъекта трудовых отношений, условий и характера труда и иных факторов. Дифференциация предполагает установление норм специального назначения, имеющих ограниченную сферу действия, приспосабливающих общие правила к отдельным категориям работников. Единство и дифференциация трудового права - взаимосвязанные явления. Дифференциация способствует единству трудового права, а единство создает условия для дифференциации правового регулирования труда. Специфичность труда моряков, как уже отмечалось выше, не вызывает сомнений, однако труд этой категории работников не стал предметом регулирования соответствующего раздела КЗоТ. Специфика правового статуса работодателя моряков также очевидна: им может быть как украинский, так и иностранный судовладелец, а также агентство найма моряков, которое подыскивает работников и заключает с ними индивидуальные трудовые договоры; имеются особенности при определении правового статуса работодателя, которому судно передано по договору тайм-чартера или бербоут-чартера и который также может принадлежать иностранному государству. Назрела необходимость в принятии специального закона, призванного регулировать трудовые отношения на морском флоте. Следовательно, основываясь на изложенном, можно сделать некоторые общие выводы: Пристальное внимание государств должно уделяться сегодня улучшению качества правовой материи в различных отраслях международного права, совершенствованию механизмов воздействия международно-правовых норм на общественные отношения, возникающие как на межгосударственном, так и на национальном уровне, ужесточению мер контроля над соблюдением государствами и другими субъектами международного права своих обязательств. Во всестороннем теоретическом и практическом обеспечении этого процесса заключается, на наш взгляд, еще одна задача современной международно-правовой науки. Международное трудовое право представляет собой систему правовых норм, состоящую, с одной стороны, из норм международного права (конвенционных, договорных и иных), а, с другой стороны, - из норм национального трудового права государств. Поэтому важной и актуальной является проблема приведения национального законодательства России в соответствие с требованиями международных норм о труде. В первую очередь это необходимо сделать относительно тех категорий работников, в трудовых отношениях которых наиболее часто встречается иностранный элемент, и к которым чаще может применяться иностранное право. Для этого следует подписать и ратифицировать морские конвенции МОТ, и в первую очередь, принятые после 1995 года, а также ориентировать трудовое и отраслевое морское законодательство на последние рекомендации МОТ, являющиеся примерными стандартами в области труда на ближайшую перспективу. Применительно к работникам морского флота может возникнуть и третья группа правовых норм, регулирующих их трудовые отношения, наряду с международным правом и правом страны а именно нормы национального трудового права иностранного государства, субъектом которого является судовладелец, или служба найма, или собственник судна. В этой связи в национальном законодательстве, в частности, в Кодексе торгового мореплавания, следует предусмотреть императивную норму, устанавливающую применимое к таким правоотношениям право. Нормы права, регулирующие труд моряков, образуют систему, состоящую из норм различных правовых систем, и действующих в разных государствах. При этом характер таких норм может быть как публично-правовым, так и частноправовым. Поэтому следует заключить договоры о правовой помощи с иностранными государствами так называемых «удобных флагов» с целью унификации и облегчения разрешения трудовых споров с участием российских моряков.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |