КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
После установления диагноза социальный работник формулирует план лечения и знакомит с ним клиента. Доброта и дружелюбие—необходимые условия для выполнения поставленных целей
В 1917 году выходит книга «Социальные диагнозы», в которой М. Ричмонд были обоснованы теоретические и методологические основы индивидуальной социальной работы. В «Социальных диагнозах» суммируется предшествующий опыт и определяются основы научного подхода к индивидуальной работе.
Мэри Элен Ричмонд родилась в 1861 году в городе Беллевилл в штате Иллинойс. Инвалид детства, она рано осиротела. С 1878 года, момента своего совершеннолетия, долгое время не могла отыскать себе работу, пользуясь случайными заработками. Однако в 1889 году, став помощником казначея благотворительного общества в городе Балтимор, М. Ричмонд получила не только работу, но и возможность общаться с преподавателями университета Джона Хопкинса, которые вместе со студентами работали в этой организации в качестве «дружеских визитеров», что сыграло определенную роль для ее профессионального самосознания. В 1891 году она становится генеральным секретарем благотворительного общества, проработала на этом посту 18 лет. По ее инициа-тиве в 1898 году начала работать первая национальная школа прикладной филантропии (в настоящее время — это факультет социальной работы Колумбийского университета). В 1909 году она назначается директором благотворительной организации в Нью-Йорке. С 1918 года у М. Ричмонд устанавливается тесное сотрудничество с колледжем Смита, почетным магистром которого она становится в 1921 году. Это звание ей было присвоено за научную разработку новой профессии — социальная работа. В 1928 году она умирает.
На формирование практических и теоретических подходов М. Ричмонд повлияли, по мнению исследователей, следующие группы факторов.
Большую роль в оформлении диагностических подходов сыграли работы 3. Фрейда. До 1917 года 3. Фрейд был известен в США только небольшому кругу специалистов, в основном психиатрам и врачам. В 1909 году он первый раз побывал в США и читал лекции в Университете Кларка в штате Массачусетс. Несмотря на это, М. Ричмонд включает в методологию анализа случая подходы психоанализа и исследует психологические и интрапсихические процессы в контексте социальных проблем индивида, обосновывая научную процедуру диагностирования. Другим фактором явилась дискуссия о направлении социального реформирования, которое возглавляла Дж. Аддамс. Работа в сеттельментах, которую она возглавляла, требовала не отдельных акций, а социального реформирования и развития социального законодательства. Вот почему Дж. Аддамс и ее последователи считали, что индивидуальные акции не могут решить проблемы бедности в целом, это возможно только путем профилактической работы, реформирования общества и социального законодательства. В некотором смысле процедуры, которые предлагались сторонникам Дж. Аддамс, были не научными, они предполагали погружение в сеттельмент, возможность совместно проживать с клиентами и своим примером помогать изменять им жизнь. Хотя Дж. Аддамс и была удостоена Нобелевской премии в 1931 году, тем не менее ее подходы не были столь эффективны как подходы М. Ричмонд. Джейн Аддамс — еще один американский первопроходец в этой области, ее внимание было сосредоточено на проблеме предотвращения бедствий граждан. Она активно участвовала в общественных событиях, а также исследовала задачу социальной работы. В период ее наибольшей популярности был основан центр социальной помощи Хэл-Хаус в Чикаго (1889). Центр был создан в рамках движения поселенцев, считающих причинами социальных проблем характер общественных отношений. Конкретные практические меры имели под собой прочную теоретическую базу. Традиция, к которой принадлежала Аддамс, была связана с Чикагской социологической школой, которая получила известность благодаря символическому интеракционизму, в котором центральное место занимают теории Мида.
Влияние Аддамс и Ричмонд на развитие дисциплины было различным. Аддамс пыталась осмыслить, что значит быть бедным и получать помощь, и исследовала возможности использования человеком своих собственных возможностей. Она довольно скептически относилась к профессионализации социальной работы. Ричмонд более основательно и методично писала о социальной работе и подробно обсуждала перспективы ее развития. Идеи Аддамс относительно роли общественных отношений для понимания причин социальных проблем получили дальнейшее развитие в моделях, основанных на теории конфликтов, отчасти моделях, базирующихся на теории научения и интеракционистской теории, а также в ставшем общепризнанным положении о необходимости оказания отдельным людям и группам такой помощи, которая позволила бы им изменить свою жизненную ситуацию путем активного участия в формировании общества. Кроме того, идеи Аддамс получили применение в теории экологических систем. Большое распространение получила работа, ориентированная на отдельного человека. Кейсворк доминировал в социальной работе в этот период и довольно быстро оказался связан с психоаналитической теорией. Третий фактор был связан с обоснованием социальной работы как профессии. Эта дискуссия возникает в обществе в 1915 году благодаря статье доктора А. Флекснера «Является ли социальная работа профессией?». В ней обосновывается, что социальный работник, осуществляя функции патроната, не имеет своей специфической деятельности, так как не имеет своего метода работы с человеком. Полемизируя с ним, М. Ричмонд на 500 страницах своей книги описывает конкретные методы решения проблем клиентов, доказывая право на существование диагностического подхода. «Социальные диагнозы» стали научным и логическим подходом социального научного исследования, что, в свою очередь, послужило началом новой эры развития индивидуальной социальной работы. Г. Макус, через 20 лет после публикации этой книги, высказал следующее о М. Ричмонд и ее книге: «Это явилось выдающейся школой, которая занималась исследованиями тех аспектов, которые противостояли искушению схоластических обобщений, и которые, касаясь других дисциплин и общественных сфер, способствовали решению определенных проблем. Дедуктивный метод ее работы нашел отражение в принципе индивидуализации в процессе изучения и обучения основам теории и практики индивидуальной социальной работы».
В 1928 году на Милфордской конференции социальных работников были определены основные аспекты индивидуальной работы с клиентом: 1. Знание типичных отклонений от общепринятых норм со циальной жизни. 2. Использование знания норм человеческой жизни и человеческого общения. 3. Ознакомление с подробностями жизни конкретного человека, оказавшегося в затруднительном положении. 4. Применение общепринятых методов изучения и помощи людям, которые нуждаются в социальной поддержке. 5. Использование средств и ресурсов местной общины в социальном лечении. 6. Применение научных знаний и накопленного опыта в сочетании с требованиями индивидуального подхода. 7. Понимание философских основ, определяющих цели, этику и особенности индивидуального подхода в социальной работе. 8. Соединение вышеупомянутых аспектов в единой системе социальной работы.
Оформление социальной работы с группой в начале XX века осуществляется, когда обостряются социальные противоречия, промышленная революция и урбанизация осложняются крупномасштабной миграцией населения как из фермерских хозяйств в города США, так и иммигрантов из Европы. Как считают исследователи, в этот период практика работы с группой (метод социальной работы, направленный на достижение общих целей людей, имеющих общие интересы или проблемы) была представлена широко и разнообразно, но она не представляла собой единой системы помощи, к тому же существовали определенные организационные и идеологические препятствия.
Объединить различные виды групповой работы было достаточно сложно, поскольку одни из них ориентировались на национальные программы, другие расширяли программы местных услуг; одни группы были направлены на решение проблем досуга, в этом виделась демократизация отношений, другие — приоритеты видели в образовании. В этот период намечается противоречие между конфессиональными организациями и движением социального реформирования общин. Конфессиональные организации видели основу всех причин как экономических, так и социальных проблем человека в его индивидуальности, в «моральных дефектах», своеобразных комплексах неполноценности. Поэтому они отрицали работу с группой вообще и социальную работу в частности. Морально-этические конфессиональные принципы с позиций деятелей благотворительных организаций должны стать основой групповой работы через систему клубов. Движение за реформирование поселений исповедовало идеологию самопомощи. Идеология самопомощи развивалась из филантропических идей среднего класса, где взаимная поддержка друг друга являлась необходимой потребностью. Работа с группой в этот период рассматривалась как социальное движение, наряду с такими акциями, как борьба профсоюзов за восьмичасовой рабочий день, право личности на творческую работу и т. д. Отсюда в отличие от деятелей благотворительных организаций они видели проблемы бедности не в индивидуальной обусловленности, а в социально-экономических условиях общества. И их волновала не проблема «бедности в одежде», а проблема бедности вообще. Тем не менее, к 1910 году намечаются тенденции к объединению данных сил. Этому послужили гуманитарные программы, пересечение практики деятельности, обмен профессиональными сотрудниками. Гуманитарные программы охватывали широкий спектр проблем по благосостоянию населения, и в них были задействованы различные агентства, как конфессиональные, так и не конфессиональные. Именно такая работа в сеттльментах рассматривалась как работа в группах по урегулированию отношений между различными классами. Пересечение спектра деятельности было связано с работой в области образования в сеттльментах. Эти программы были направлены на охрану детства, развитие детских садов, профессиональное обучение женщин. Были успешно осуществлены программы летнего отдыха детей и «школьных социальных центров», где не только осуществлялась образовательная работа, но и работа по социализации в группах. Общность интересов и пересечение программ повлекли за собой обмен персоналом, что не могло не повлиять на обогащение методов работы. После Первой мировой войны социальная индивидуальная работа обретает новое наполнение, благодаря внедрению психоаналитической теории. В это же время социальная работа с группой все еще рассматривается как демократический путь развития общества в целом через его структурные элементы. Однако в 20-е годы оформляется интерес к группе как к методу лечения. М. Ричмонд в 1920 году начинает исследования поведения группы, где она увидела новые возможности лечения и внедрения метода индивидуальной работы с клиентом, она писала: «Я обращаюсь к новой тенденции рассмотрения наших клиентов с той точки зрения, которая могла бы быть названа малой психологической группой». С нею солидаризировалась М. Фоллетт, которая в групповой работе видела новые возможности для расширения индивидуальной работы, используя «внутреннюю творческую энергию», благотворно влияющую на ценности отдельного индивида. Но не практика социальный работы с группой на этом этапе обогащает ее методологическую базу. Большое влияние стали оказывать преподаватели школ социальной работы, например Д. Дейв, который был не только участником групп самопомощи, но и преподавателем школы социальной работы, внедряющим социологические подходы в практическую деятельность. В основе процесса обучения групповой работе им была предложена методика «изучай — делая», т. е. будущие профессионалы обучались стратегиям работы по проектам, а не исходя из спонтанных проблемных ситуаций, основанных на принципе «здесь и теперь». Стратегия обучения имела определенные стадии, построенные на принципах групповой динамики: различали начало работы (старт), в работе использовали принцип спонтанности. Философские и образовательные теории и методы Джона Дейва имели прямое влияние на работу группы. Дж. Дейв считал, что образование, чтобы достигнуть полного потенциала, должно отражать потребности ученика и принимать во внимание «полного» человека, включая социальные и эмоциональные, а также интеллектуальные факторы. Роль взаимодействия в процессе обучения дала возможность обучающимся изучить отношения, в группе, увидеть в них первичный ресурс субъект-субъектного взаимодействия. Как отмечают исследователи, в групповой работе использовали к концу 30-го года до двенадцати методик и техник разрешения конфликта в группах. И если в школах социальной работы метод работы с группой находит свое широкое распространение, то практика все еще была достаточно консервативной и данный метод не имел широкого распространения. Тем не менее, были и более существенные проблемы в развитии практики социальной работы данного периода. Серьезным препятствием для достижения профессионального статуса социального работника в обществе являлась историческая связь деятельности работников патроната с милосердием. Это создавало в обществе представление о полупрофессии, считалось что не было необходимости в открытии школ социальной работы, которых насчитывалось к тому времени 17, многие из которых к концу 20-х годов оформились как факультеты при университетах. Были и социально-экономические причины, которые тормозили развитие социальной работы как профессии. Доминирование крупного бизнеса в обществе, расизм, политическая коррупция, подавление гражданских свобод не способствовали развитию данной деятельности, особенно когда началась кампания правительства США по контролю за населением, превратившаяся в крестовый поход на инакомыслящих. Как отмечают исследователи, фрейдистская концепция «человеческого развития» сыграла как позитивную, так и негативную роль. Психиатрия, которая внедрялась в социальную работу, постепенно стала играть негативную роль, так как психиатрическое знание стало разрушать профессиональную идентичность социальной работы. К тому же можно было наблюдать, как постепенно новые лидеры, возглавившие движение социальной работы, стали сводить живое дело к бюрократическим процедурам управления.
2. Развитие практики социальной работы и федерального
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |