Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура, особенности и функции политической идеологии

Особое место в структуре общественного сознания занимает идеология. Будучи системой убеждений и взглядов, она отражает общественную реальность через призму интересов больших социальных групп.

Термин «идеология» был введен в оборот французским философом и экономистом Антуаном Д. де Траси для обозначения учения об идеях.

Под идеологией понимается система взглядов и идей, в которых теоретически оценивается, выражается отношение людей к действительности и друг к другу, социальным проблемам и конфликтам, а также выдвигаются цели, программы социальной деятельности, направленной на сохранение, либо преобразование сложившихся общественных отношений. [См. 1; 206]

Политическая идеология – это система взглядов, идей, оценок, а также средств их достижения, которые выражают коренные интересы классов, социальных групп, наций, государств. Политическая психология включает взгляды, чувства и настроения классов и социальных групп, которые не имеют теоретического выражения и систематизированного характера. Различая идеологию и политическую психологию, нельзя возводить между ними «китайскую стену»: они взаимодействуют. Идеологические доктрины не могут не учитывать состояние общественной психологии, т.е. чувства, настроения, мысли, побуждения и привычки людей. С другой стороны, идеологические установки, ценности и идеалы, внедряясь в массовое сознание оказывают на него существенное влияние.

Политическая идеология характеризуется рядом особенностей. Во-первых, она теснее, чем другие формы общественного сознания (религия, искусство) связана с условиями жизни людей, их социальным положением. Идеология непосредственно вплетена в исторический и общественный процессы. Здесь нет каких-либо промежуточных звеньев. Однако сама эта связь зависит от интересов социальных групп, взгляды которых она выражает. Политическая идеология теснейшим образом связана с процессом согласования идеалов, конкретных задач, целей и возможностей социальной группы или социума в целом. Именно политическая идеология указывает реальной политике систему идеалов и ценностей, к которой та должна стремиться. Если мораль, искусство, религия, несмотря на все их влияние, редко определяют цели и задачи политики, то идеология слита с политикой в единое целое. Политика идеологична по своей сути как стремление управлять, направлять, контролировать действия людей во имя определенных идей и интересов.

Во-вторых, особенность политической идеологии состоит в том, что она призвана всегда учитывать и обобщать новые явления в мире и внутри страны, поэтому политическая идеология более подвижна, текуча, динамична чем другие формы общественного сознания. Политическая идеология более оперативно реагирует на всевозможные изменения в укладе жизни людей. Напротив, различные идеи, нравственные ценности и т.д. могут оставаться более или менее неизменными на протяжении столетий, они напрямую не связаны с укладом жизни людей. Православным, к примеру, может быть и малообеспеченный человек, и олигарх. Когда же речь идет об идеологических ориентациях, то картина резко изменяется: социальный статус социальной группы (или отдельного человека) более непосредственным образом определяет данные ориентации. При этом, конечно, следует учитывать, что здесь нет автоматической связи, жесткой детерминации. Всем известны примеры, когда представители одного класса или социальной группы отстаивали интересы и разрабатывали идеологию противоположных по своим интересам классов (Маркс, Энгельс, Ленин).

Часто идеологию называют иллюзорным, «ложным» сознанием, «кривым зеркалом» общественного бытия. Дело в том, что, оценивая те или иные явления общественной жизни с позиций определенного класса или социальной группы, идеология не может быть беспристрастной в том виде, в котором являются беспристрастными, скажем, химия, физика, математика и т.п. Гносеологической основой извращения сознания в идеологии является превращение особенного – особых интересов, стремлений, целей социальных групп – во всеобщее, т.е. изображение их как всеобщих определений социальных интересов и социального бытия.

В этой связи следует учитывать, что идеология может совпадать с наукой, но может и «подминать» науку под себя. Известно, что в сталинские времена в угоду идеологическим установкам были объявлены лженауками генетика и кибернетика. С другой стороны, теории разделения властей, естественного права возникли как идеология восходящего класса буржуазии. Объективно они были научными с момента возникновения. В настоящее время эти теории как бы сбросили с себя «одежды» идеологичности и являются составной частью современной политической науки. Это пример совпадения науки и идеологии. Напротив, идеология фашизма с самого начала была и остается антинаучной и антигуманной.

Характерной особенностью идеологии является наличие в ней определенных указаний для действия. Это касается, прежде всего, политической идеологии. Эти «указания для действия» могут носить прямой или косвенный, непосредственный или опосредованный характер, стимулировать активное действие, направленное на преобразование действительности, или, напротив, обеспечить приспособление к ней, пассивность, уход от участия в решении больших социальных проблем. Все зависит от характера идеологии.

Нужна ли идеология современному обществу? При ответе на этот вопрос встречаются диаметрально противоположные подходы. Еще в 60-е годы ХХ столетия на Западе возникла теория «деидеологизации» («конца идеологии»). Ее представителями выступали Д. Белл, Р. Арон, С. Липсет, Э. Шилс. Концепция «деидеологизации» отражала временную надежду некоторых представителей правящих кругов Запада на то, что при помощи СМИ удастся ограничить человека узким горизонтом потребительских, прагматических, конъюнктурно-политических интересов и отвлечь его от масштабных (социально-философских и философско-исторических) проблем. По мысли представителей данной теории, идеология устарела. В нашумевшей статье «Конец истории?» Ф. Фукуяма утверждает: «То, чему мы, вероятно, свидетели – не просто конец холодной войны или очередного периода послевоенной истории, но конец истории как таковой, завершение идеологической эволюции человечества и универсализации западной либеральной демократии как окончательной формы правления» [2;134-135]. Однако вряд ли можно согласиться с подобного рода сентенциями. Пока существует социально неоднородное общество, будет существовать и различие интересов и целей социальных групп, находящих отражение в определенных идеях, ценностях и представлениях. Раз существует общественное сознание, значит имеет место и идеология как его важнейший структурный элемент. Понятно, что идеология является таким важнейшим фактором жизни общества, без которого невозможно представить его функционирование и развитие.

После распада СССР наше о общество осталось «без руля и без ветрил», образовался идеологический вакуум. Но человек должен во что-то верить. А у общества должны быть политические идеалы и ориентиры. Вот почему в докладе Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко «О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию» на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов 27 марта 2003 г. подчеркивается: «Общество не может существовать без целостного свода идей, ценностей и норм, объединяющих всех граждан. Государство без идеологии, как и человек без мысли, не может жить и развиваться, тем более противостоять внутренним и внешним угрозам» [3;5]. Цель идеологии – формирование сознания людей, их социальной активности. Она придает определенный смысл и направленность действиям различных субъектов общественной жизни. Проходя сложный процесс мотивации, идеологические ценности и установки становятся, как уже отмечалось, важнейшей внутренней детерминантой социальной активности.

Любое государство имеет свою идеологию, которая может проявляться открыто, или находиться в латентном состоянии. В общем и целом идеология выполняет в жизни общества следующие функции:

1. Когнитивная (познавательная) функция. Идеология несет в себе знания об обществе, его проблемах и противоречиях. Процесс познания социальных процессов всегда опосредован идеологическими предпочтениями людей (субъектов познания), так как эти процессы, в отличие от природных явлений, затрагивают интересы людей. Идеология выявляет наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется общественно-политическая жизнь людей.

2. Мировоззренческая. Идеология, как уже отмечалось, - это система взглядов на политический и социальный миропорядок, целеполагающая идея, ориентирующаяся на систему ценностей. В идеологии осмысливается уклад общественной жизни, выражаются определенные системы ценностей, выстраиваются «образы прошлого» и «проекты» будущего, получают одобрение или осуждение те или иные способы жизни. В идеологии концептуально осознается отношение людей к реальному процессу жизнедеятельности, дается оценка социально-экономическим и политическим процессам. Следует помнить, что часто навязываемые власть имущими надчеловеческие идеалы становятся идолами, мешающими общественному прогрессу и нормальной жизни. К таким идолам относятся и различные утопии переустройства жизни человечества по какому-то новому проекту или образцу. К сожалению, не так просто освободиться от навязчивых политических мифов, от политических утопий и упований, простыми и радикальными средствами в одночасье решить все частные и глобальные проблемы настоящего и прошлого. Осмысление всей сложности мироустройства и проблем современности, всей неоднозначности происходящих процессов и поливариантности линий мирового развития помогает освободиться и от мифов и от упрощенных подходов к решению проблем.

3. Интегративная функция. Идеология объединяет, сплачивает общество, социальные группы на основе определенных идеалов и ценностей, способствует формированию национального самосознания, сознания и чувства патриотизма.

4. Целеполагающая (прогностическая) функция. В рамках и на основе идеологии разрабатываются стратегические цели и задачи развития общества.

5. Мобилизационная функция. Идеология организует, воодушевляет людей на борьбу за свои интересы, побуждает к действиям по достижению определенных целей, реализации общественных идеалов. В этой связи нельзя не вспомнить слова классиков марксизма о том, что идея становится материальной силой, когда она овладевает массами.

6. Критическая функция. Поиск решений, сложных общественных проблем, формирование общественных ценностей и идеалов обычно сопровождается критикой разного рода заблуждений, предрассудков, стереотипов, встающих на пути к истинному познанию и эффективному социальному действию. Идеология не может избавить общество от возникающих в обществе негативных явлений. Но она может оградить систему ценностей от проникновения в неё ложного и непроверенного, порочного и политически авантюрного.

7. Функция легитимации власти. Суть этой функции выражается также в политическом оправдании и обосновании принимаемых решений, имеющих для общества судьбоносное значение. Идеология направлена на создание позитивного образа предлагаемой модели будущего общественно-политического устройства, на оправдание власти, повышение ее имиджа, придание власти законности, обеспечение признания власти в стране и за рубежом.

8. Компенсаторная функция. Идеология компенсирует разочарование, недовольство наличной ситуацией надеждой на «светлое будущее».

9. Функция социализации. Идеология обеспечивает механизмы политической социализации личности, воспитания и развития политической культуры. Она играет исключительно важную роль в процессе становления личности в качестве субъекта общественных отношений, формирует умение анализировать социально-экономические процессы и явления с точки зрения определенных ценностей и интересов.

Важно, чтобы идеология основывалась на принципах демократии, гуманизма, свободы, уважения достоинства, прав и ценности каждой личности. А.Г. Лукашенко отмечал, что «идеология – это имунная система, которая защищает общество от внутренних и внешних угроз» [4].

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Политическая культура: сущность, типы, функции, место и роль в политической системе общества | Либерализм и неолиберализм
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 736; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.