Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Группы БСЦ-11




Тексты лекций по основам социологии

Тема 3.Социология как наука (Руднева Лиза)………………………………2

Тема 4. Социальное действие как родовое понятие социологии (Кунгурцева Настя)…………………………………………………………………………..11

Тема 5. Социальные связи, взаимодействие между индивидами, группами, общностями: их разновидности и принципы регуляции (Тулина Оля)......17

Тема 6. Социальная реальность как фундаментальное понятие социологии (Соловьева Лена)………………………………………………………….……26

Тема 7. Общество как объект социологического анализа (Игонина Анна).29

Тема 8. Культура как социальное явление (Бурдыко Юля)……………….38

Тема 9. Личность как социальная система: субъект и продукт социальных отношений (Демьяненко Оля)………………………………………………..47

Тема 10. Социальные институты и институциональные отношения. (Тарханова Лиза)……………………………………………………………..55

Тема 11. Социальные общности и организации (Ефимова Соня, Сухинина Лера)…………………………………………………………………………...64

Тема 12. Социальная структура и соц. стратификация общества (Нефедова Таня, Липенау Эммануил)……………………………………………………75

Тема 13. Понятие, причины и тенденции соц. изменений (Разумова Маша, Соловьева Саша)………………………………………………………………88

Тема 14. Социальные движения как факторы соц. изменений (Сухинина Таня)……………………………………………………………………………..100

Тема 15.Общие вопросы методики преподавания социологии (Мальцева Оля)………………………………………………………………………….108

Тема 3. Социология как наука (Руднева Елизавета)

Вопрос 1. Объект и предмет социологии

Объект науки - та реальность, на которую направлен исследовательский интерес

Предмет – те аспекты или черты, которые исследователь выделяет в объекте, руководствуясь своим исследовательским интересом.

Объект социологии – это социальная реальность, которая выражает в совокупности информацию о ней и о социальных фактах.

Предмет социологии – это социальное действие и взаимодействие людей, которые создают ими или социокультурные общности или большие сообщества, включая глобальное, как динамичные системы.

Предмет социологии историчен, он изменялся по мере развития общества.

Представитель Предмет социологии
Огюст Конт (1798-1857) Общество в его целостности, основа которого образует всеобщее согласие.
Г.Спенсер (1820-1903) Общество как социальный организм, в котором дифференциация согласуется с интеграцией благодаря естественной эволюции его социальных институтов.
К.Маркс (1818-1883) Общество как органическая система, которая через классовую борьбу и эволюцию развивается в направлении целостности.
Ф.Теннис (1855-1936 Социология изучает различия в отношениях между людьми.
Э.Дюргейм (1858-1917) Общество как объективная совокупность институтов определяющих тип солидарности изучать которую следует на основе социальных факторов, выявляющих с помощью объективных методов.
М.Вебер (1864-1920) Действие, связанное субъективно подразумеваемым смыслом. Социология по Веберу должна быть «понимающей» т.к. действие индивида осмысленно.
П.Сорокин (1889-1968) Вся общественная жизнь и все социальные процессы м.б. разложены на явления и процессы взаимодействия двух или большего числа индивидов. Эти взаимодействия людей и называет П.Сорокин предметом изучения социологии.
Т.Парсонс (1902-1979) Системы социальных действий, специфичных для каждого общества, выявленных с помощью структурно-функционального подхода.

Вывод: т.к. социология является молодой наукой, следовательно, развивается интенсивно. Вследствие этого изменяется и ее объект, а предмет социологии становится все более и более сложным и противоречивым.

Определяющим предметом социологического знания является то, что он представляет собой всю совокупность связей и отношений, которые носят название социальное.

Социальное – это совокупность общественных отношений данного общества, интегрированная в процессе совместной деятельности индивидами или группами индивидами в условиях конкретного места и времени. (Г.В.Осипов)

Социология – изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ; социологию можно определить как системное изучение человеческих обществ, в которых внимание уделяется современным индустриальным системам. (Э.Гидденс)

Понятийный аппарат социологии:

1. Понятие социального

2. Наличие родственных понятий с понятиями других научных дисциплин

3. Грамотное использование заимствованных понятий

4. Проблема мультипарадигмальности

Макросоциология – это совокупность исследований, основывающихся на изучении общества, функций отдельных элементов.

Общество – определяющаяся в процессе исторического развития человечества, относительно установленных систем социальных связей и отношений, как между большими так и малыми группами людей. Поддерживаемая силой обычаев, традиций закона и др, основывающаяся на приспособлении производства и распределения, обмена и потребления материального и духовного блага.

Микросоциология – совокупность исследований, основывающаяся на номиналистической основе и сфокусированных взаимодействующих индивидов.

Вопрос 2. Место социологии в системе социогуманистических наук.

На протяжении истории социологии предлагались различные варианты решения вопроса о месте социологии в системе социогуманистических наук.

1. Полная автономность по отношению к другим наукам. (Э.Дюргейм)

2. Главенство социологии в системе социогуманистических наук (П.Сорокин)

3. Современный вариант определения социологии в системе социогуманистического знания:

Социология является интегративной междисциплинарной наукой, в которой соединяются основа знаний целого ряда социальных, естественных, гуманитарных дисциплин.

Социология и философия.

Это междисциплинарные отрасли науки. Социология опирается на философию, исходит из универсальности и единства человечества, верховенства общечеловеческих ценностей, потребностей и интересов.

Социология и экономика.

Экономическая социология изучает поведение предпринимателя и менеджера, рассматриваемая их деятельность в рамках определенных экономических и социальных структур и организаций в качестве отдельных личностных типов.

Социология и искусство.

Отрасль изучает влияние искусства на аудиторию.

Вывод: вбирая в себя важные аспекты различных наук, социология развивается как новое научное направление.

Социология – изучает общие принципы производства/воспроизводства, изменения основных функций социального взаимодействия, в том числе общества, как целостной системы социального взаимодействия на основе широкого привлечения эмпирических данных, фактов реальной жизни, выделяя повторяющееся, установленное в этих взаимодействиях в различных сферах общественной жизни.

Вопрос 3. Методология социологического исследования.

Методология – (наука о путях познания) в разных странах придают разное значение.

Методология (рус) – принято обозначать совокупность исследовательских процедур, техники и методов, включая приемы сбора и обработки данных.

В социологии существует 2 основных способа получения знания:

1) Эмпирический – ориентирован на решение практических проблем

2) Теоретический – стремится к получению модели идеального знания. Основная проблема которая становится – вопрос о соотношении между различными фактами.

Данные направления необходимо объединить, т.к. 1) факты сами по себе бессмысленны, лишь теоретическая модель способна логично объединить эти факты и объяснить их. 2) Теория всегда является маяком эмпирического исследования, т.е. исследования всегда опираются на теоретический материал.

Теоретическая модель, идея теоретическая гипотеза эмпирические исследования

 

Метод социологии – это система познавательных приемов, процедур, с помощью которых осуществляются научные исследования в рамках социологии.

1) Количественный – заключается в том, что массовые явления имеют статистический характер и если изучить большое количество проявления изучаемого явления, то само явление будет познано, т.е. в результате получаются количественные данные

2) Качественный – базируется на том, что с первой стороны каждая человеческая ситуация уникальна и содержит спецефический и социальный опыт, со 2ой стороны она является фрагментом общего социального опыта (микросоциология)

Количественные методы социальных исследований:

1) Опрос:а) анкетирование; б) интервью

Это сбор сведений о состоянии общественного мнения больших или малых групп через обобщение индивидуальных оценок сделанных в процессе личного контакта с социологом.

2) Контент анализ - формализованный метод анализа документов, который предполагает оценку их содержания, путем подсчета признаков сущ-х для исследования и удобных его содержаний

3) Наблюдение – прямая регистрация увиденного очевидцем

А)включенное –когда исследователь наблюдает ситуацию и регистрирует все, что происходит, он находится в этой же группе

Б)не включенное – когда исследователь наблюдает за действиями, находится в стороне.

4) эксперимент – метод сбора и анализа данных, который направлен на проверку гипотез об относительностью между связями явлений.

Качественные методы:

1) Биографический метод – направлен на исследования соц. среды объекта

2) Метод case study – отдельный случай/отдельная социальная общность

3) Фокус группа – выявить различия в понимании тех или иных проблем, событий, социальных явлений в конкретных группах людей. Методика: группа (мах 15 человек) и модератор задает вопросы и путем обсуждения выявляет новые знания

4) Исторические исследования – описание субъекта исторического опыта

Если социолог определяет часть информации извлеченной из документального источника, то он использует 2 основных метода анализа документа: а)формализованный – рассчитан на извлечение социальной информации из больших источников при обработке и анализе данных; б)неформализованный – основан на восприятии, понимании и осмыслении и интерпретации социальных документов с целью исследования.

Вопрос 4.I Основы профессиональной деятельности социолога.

Социологическое воображение (Ч.Миллс)

П.Штомпка – умение или способность под определенным углом зрения рассматривать общество.

· Рассматривать все социальные явления как результат действия социальных агентов

· Понимать скрытые за повседневностью явления, структурные и культурные ресурсы и ограничивающие, влияющие на социальную жизнь

· Изучение традиций общества, живого наследия прошлого и его постоянного влияния на настоящее

· Воспр. общественную жизнь в её динамике, изменяя процессы становления

· Признаки огромного разнообразия и вариантов формирования общественной жизни.

Соц. воображение – вытекающее из признания разнообразия и множественности соц. установлений, способность связать любое событие в обществе со структурным, культурным и историческим контекстом, а так же с индивидуальной и коллективной деятельностью членов общества.

II Профессиональный кодекс социолога

Общие принципы:

1) Чувство социальной ответственности

2) Объективная, беспристрастная оценка того или иного явления

3) Предоставление точной и полной информации о результатах исследования

4) Грамотное использование идей и методик других исследований

5) Не допустимость умышленной фальсификации данных, обмана

Вопрос 6. Функции социологии

Функции науки – внешнее проявление каких-либо ее существенных свойств, по ним можно судить ее, возможность участвовать в решении проблем, которые поставлены перед обществом.

Способы классификации функций социологии:

· Описательный

· Прогностический

· Мировоззренческий

· Практических преобразований

· Просветительский

Здравомыслов:

1) Теоретическую

2) Идеологическую

3) Критическую

4) Инструментальную

Тощенко:

1) Теоретически познавательную

2) Управленческую: мировоззренческую, прогностическую, профилактическую, просветительскую

Елсуков:

1) Гносеологическую

2) Прогностическую

3) Идеологическую

4) Познавательная функция – изучение, исследование, анализ соц. реальности, направлена на производство новых социологических знаний. Реализация этой функции просиходит на всех уровнях социологического знания

Обще-теоретический уровень Средний уровень Эмпирический уровень
Формулировка проблем социальной деятельности, разработка гипотез, путей Происходит перевод основных понятий на следущий уровень. Добавление знаний о сущности, противоречивости явлений. Социологическое исследование, ведущее к увеличению знаний о социальной действительности

5) Прогностическая функция – выдача социальных прогнозов

6) Управленческая функция

7) Организационно-технологическая

8) Критическая

9) Информационная – сбор, систематизация и накопление информации, полученные в результате исследования

10) Преобразовательная – выработка и получение определенных решений, разработка преобразующих решений

Тема 4. Социальное действие как родовое понятие социологии (Кунгурцева Анастасия)

План:

1. Проблема родового понятия в социологии.

2. Единичное действие.

3. Специфика социального действия.

1. Проблема родового понятия в социологии

 

Родовое понятие – это основа любой науки. Это элементарная, но жизнеспособная, саморазвивающаяся микросистема.

По поводу определения родового понятия и путей построения научной картины и понимания логики социальной жизни в социологии имеются две основные точки зрения — сто­ронников социологического номинализма и сторонников социоло­гического реализма.

Социологический реализм. Сторонники данной ориентации ут­верждают, что общество, социальные группы, социальные ин­ституты — это самостоятельные сущности, социальная первоматерия, несводимая к взаимодействию отдельных индивидов. Ис­тинными носителями социальности являются над- и сверхинди­видуальные целостности, а не конкретные индивиды. Представителем данного направления является Э. Дюркгейм, который общество называл «высшим су­ществом» и фактически обожествлял его.

Социологический номинализм. Сторонники данной ориентации убеждены, что единственным реальным социальным субъектом является единичный индивид и, соответственно, источником со­циальных явлений — единичное социальное действие. Именно на основе единичных субъектов и их действий должны формулиро­ваться основные характеристики социальных явлений, общностей, процессов. Эту точку зрения в своих трудах обосновывал М. Вебер, который подчерки­вал: «Социология рассматривает отдельного индивида и его дей­ствие как первичную единицу, как «атом»…».

Э. Дюркгейм делает акцент на «обществе», М. Вебер — на «лич­ности». Их подходы не являются диаметрально противоположны­ми, так как они дополняют, уточняют друг друга. Социологический номинализм и социологический реализм не существуют в виде каких-то жестких регламентаций, а виде общенаучных ориентаций, которые влияют на выбор логики исследования, интерпре­тацию полученных данных.

У каждого из них есть свои недостатки. Для представителей номинализма приоритетом является анализ действий отдельных людей. Практический аспект номиналистского подхода к социальной жизни заключается в том, что в центре его внимания — личность, ее активность, изобретательность, предприимчивость. Общество — лишь изобретение самих людей, которое в конечном счете подвла­стно людям. Но данный подход затрудняется объяснить, почему и как люди подчиняются нормам, законам, которые существуют вне конкретного человека, независимо от его интересов.

Для социологов, разделяющих позицию реализма, приоритетом является анализ тенденций, законов развития социальных систем, со­циальных над- и сверхиндивидуальных образований. Эти системы дик­туют определенные правила, нормы поведения любому индивиду, включенному в эту систему. Индивид, становясь социальным субъектом (т.е. элементом социальной системы), в ощутимой степени ут­рачивает свободу выбора, вынужденно становится неким безро­потным социальным роботом, автоматом. Социологический реализм, имея теоретические возможности для объяснения функционирования общественных систем, самовозоб­новления норм, правил, образцов поведения, встречается с непре­одолимыми трудностями при ответе на вопрос, как и почему изме­няются общественные системы, нормы, правила игры и т.д., ка­ким образом это возможно без активности отдельных индивидов, принятия ими новых образцов.

В социологии неоднократно пытались синтезировать две эти теории. В настоящее время на основе понимания значимости практической деятельности людей в жизни общества у многих у многих исследователей сложилось представление, что фундаментальной задачей социологии является анализ актов социальных действий индивидов. Решение этой задачи – слияние двух подходов в единое знание об обществе, поскольку исследование актов социальных действий субъектов (акторов) открывает пути к пониманию закономерностей поведения людей, а также развития и функционирования надличностных структур.

Сущность теоретического поиска в социологии конца XX в. — прежде всего попытка синтеза двух рассмотренных тенденций. Ен предпринимали, в частности: Т. Парсонс, Ю. Хабермас, П. Бурдье, Э. Гидденс, Н. Луман и др.

2. Единичное действие

Действие в социологии — это конкретные, отграниченные во времени и пространстве целенаправленные акт, усилие. Необходи­мо отличать поведение человека от его действий.

Социальное поведение – это способ проявления социальным актором предпочтений, мотивов, установок, возможностей, способностей в социальном действии или взаимодействии. Поведение — это реакция на внутренние или внешние раздражители. Поведение мо­жет быть инстинктивным, неосознанным или разумным, осмыс­ленным, преднамеренным.

Социальное действие может зависеть от таких факторов, как:

· Индивидуальные эмоционально-психологические качества субъектов

· Личная (или групповая) заинтересованность субъектов в происходящих событиях

· Адаптация

· Ситуация

· Насильственное принуждение

На характер поведения влияет мотивация и степень вовлеченности акторов в тот или иной процесс.

Массовое поведение может быть обусловлено социально-психологическими свойствами толпы, когда индивидуальная мотивация подавляется и растворяется в неосознанных, стихийных действиях толпы.

Что касается социального действия, то его можно определить как любое проявление социальной активности, те поведенческие акты, которые носят в той или иной мере преднамеренный характер, являются мо­тивированными, ориентированные на других людей. Это простейшая единица социальной деятельности, предполагающая реакцию других людей.

Т. Парсонс на основе этих общих представлений предложил до­статочно тщательно разработанную, детализированную схему «еди­ничного действия».

Единичное действие – это простейшая элементарная система действия, служащая отправным пунктом для построения аналитической теории человеческого действия.

Модель единичного действия Т. Парсонса можно представить в виде схемы (рис. 1), основные контуры которой предложены Дж. Тернером.

 

 

 


Рис.1. Модель единичного действия Т. Парсонса

Данная модель представляет «идеальный тип» действия и состоит из определенных элементов:

Первый элемент действия — Актор (Деятель) с присущими ему потребностями, а также способностями целеполагания, прогнози­рования последствий, анализа альтернатив и т.п. Действие побуж­дается, определяется потребностью Актора — это внутренний им­пульс действия, его энергетический источник.

Второй элемент действия — цель, которая представляет собой ожидаемый Актором результат действия, в котором потребность должна найти свое разрешение.

Третий и четвертый элементы действия — это элементы ситуа­ции, в которой Деятель стремится к достижению своей цели. Они делятся на:

· неконтролируемые элементы - это внешние, не зави­симые от Деятеля. К ним относятся природные, материально-технические, вещественные и другие условия, а также принятые в данном обществе правила, нормы и другие культурные традиции, которые содержат в себе определенный более или менее ограниченный набор различных вариантов, средств, способов достижения цели

· контролируемые - это отобранные самим Деятелем средства, методы, тактика действия для достижения цели.

Прежде чем приступить к действию актор осмысливает ситуацию, вырабатывает цели, план действий по удовлетворению своих потребностей. Этот процесс называется мотивацией. Мотивация — это процесс постоянной оценки шан­сов, отслеживание и реагирование на вновь возникающие, ранее непредвиденные обстоятельства. Иначе говоря, мотивация как смыс­ловое единство — это самовозобновляющийся процесс смыслообразования, смыслонаполнения и смыслоподчинения действия в результате которого формируется готовность к действию.

Выбор целей и средств действий в значительной мере обусловлен внешними обстоятельствами. Действия должны быть не только целенаправленны, но и адекватны внешним обстоятельствам и приемлемы для данной культуры.

 

3. Специфика социального действия

Понятие социального действия введено М. Вебером. Под ним понимают преднамеренный, целенаправленный поведенческий акт, ориентированный на других и их возможные ответные действия.

Условия социального действия:

- преднамеренность, мотивированность;

- ориентация на других.

М. Вебер выделил 4 типа социального действия:

1. Целерациональное – осознанное действие, направленное на достижение определенные цели.

2. Ценностно-рациональное – действие, основанное на вере в то, что совершаемый поступок имеет определенную ценность (здесь мотив – это ценность).

3. Традиционное – действие, которое совершается в силу привычки, традиции, как бы автоматически, на подсознательном уровне (поэтому такие действия изучаются психологией).

4. Аффективное – действие, обусловленное эмоциями.

Но не всякое человеческое действие есть действие социаль­ное — достижение не всякой цели предполагает ориентацию на других людей. Можно выделить целый пласт мнимых социальных действий, т.е. действий, которые, имея явные внешние признаки социальных действий, таковыми не являются. Например: пошел дождь – все прохожие открыли зонты; прохожего
обрызгала машина, случайно проехавшая по луже; массово-однородных действий — паника в зри­тельном зале, вызванная вестью о пожаре, и т.д. – эти действия не являются социальными.

Социальные действия не бывают единичными (дискретными). Они должны самовозобновляться, быть регулярными, т.е приобрести свойство системы. Но для этого требуется, чтобы поведение актора по отношению к партнеру было предсказуемо, ожидаемо. Также должна быть предсказуема и ответная реакция партнера, на которого социальное действие. Такая взаимоотрегулированность возможна благодаря нормам, правилам в обществе, т.е. культуре.

Тема 5. Социальные связи и взаимодействие между индивидами, группами, общностями (Тулина Ольга)

Вопросы:

1. Понятие социальной связи и социального взаимодействия.

2. Социальная коммуникация.

3. Разновидности социальных взаимодействий.

4. Принципы регуляции социального взаимодействия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 730; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.101 сек.