Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие ценности. Аксиология как философское учение о ценности




Условия возможности положительного ответа на вопрос о смысле жизни

Их называет Семен Франк. Он пишет: «Под «смыслом» мы подразумеваем примерно то же, что «разумность». «Разумным» же, в относительном смысле, мы называем все целесообразное, все правильно ведущее к цели или помогающее ее осуществить. Но все это только относительно разумно - именно при условии, что сама цель бесспорно разумна или осмысленна.

Условием подлинной, а не только относительной разумности жизни является не только, чтобы она разумно осуществляла какие-либо цели, но чтобы и самые цели эти, в свою очередь, были разумны.

И, в конечном счете, они все сводятся к некой самодовлеющей ценности или самоцели – объективному благу, которое уже ничему иному не служит и стремление к которой оправдано именно ее внутренним достоинством

Наличие такого блага является 1 условием возможности положительного решения вопроса о смысле жизни.

2-е условие возможности смысла жизни – субъективное принятие цели жизни в качестве блага.

Франк пишет: под благом в субъективном смысле мы разумеем, наоборот, нечто приятное, нужное, полезное нам, т.е. нечто служебное в отношении нас самих и наших субъективных потребностей, и потому имеющее значение, очевидно, не высшей цели, а средства для нашего благосостояния.

Т.е. чтобы признать смысла жизни абсолютным в смысле совершенной бесспорности мы можем признать только такое благо, которое есть одновременно и самодовлеющее, превышающее все мои личные интересы, благо, и благо для меня. Оно должно быть одновременно благом и в объективном и в субъективном смысле - и высшей ценностью, к которой мы стремимся ради нее самой, и ценностью, пополняющей, обогащающей меня самого.

Проблема смысла жизни: положительные ответы

 

Вопрос о смысле жизни можно сформулировать так: Для чего человеку продолжать оставаться человеком?

1) Потому что это нужно Богу и полезно для меня лично. Я живу ради единения с Богом, то есть ради своего пребывания в Царствии Небесном (то есть в обществе святых).

2) Потому что это нужно людям и полезно для меня лично. Я живу ради своего пребывания в обществе близких мне людей (семьи, народа и т.п.).

3) Ради раскрытия своего природного, человеческого потенциала, которое нужно мне лично. Я живу, чтобы самореализоваться, стать кем-то.

Все.

Проверку этих тезисов «экзаменом» смертью (то есть мыслью о конечности человеческого жития) проведите сами.

Соответственно, имеется два связанных между собой определения понятия ценность

Согласно первому из них ценность есть устойчивое представление о полезности того или иного объекта для человека. Понятие о том, что объект -хорош, то есть обладает одним или несколькими полезными свойствами.

Здесь ценность раскрывается как идеал – объект должен быть хорош сам по себе и эта его хорошесть должна быть известна человеку.

Согласно второму определению ценность есть положительная или отрицательная значимость некоего объекта для человека.

Здесь речь идет принятии того или иного объекта (во всей совокупности его полезных качеств или при наличии некоторой ущербности) человеком в качестве чего-то ценного для себя лично.

 

Построением философской теории ценности занимается наука аксиология (от греч. axio – ценность, logos – учение, слово).

Оформление ценности как философской категории связано с именем немецкого философа Рудольфа Германа Лотце.

Всплеск философского интереса к аксиологической проблематике приходится на период с 1890 - по 1930 гг. – это период аксиологической классики (пришедшей на смену гносеологии) когда были разработаны основные философские схемы ценности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.