Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Познание и творчество, познание и практика




Эмпирические и теоретические методы познания.

Особенности научного познания.

Проблема критериев истины.

Рациональное и иррациональное в познании. Вера и знание.

Проблема познаваемости мира.

Понятие познания. Гносеология как философское учение о познании.

Свобода и ответственность личности

 

Свобода является важнейшей чертой личности (понимаемой как «само-стояние», тот, кто способен сам принимать решения). Эта фундаментальная особенность личности выражается философской категорией свободы воли.

Свобода (свобода воли) – это философская категория, указывающая на самоопределение человека, на возможность личности мыслить и поступать в соответствии со своим волеизъявлением, своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения.

В социальной философии понятие свободы эволюционировало от «отрицательной» трактовки (свобода «от») до положительной трактовки (свобода «для»).

Свобода «от» означает, что свобода понимается в основном как отмена ограничений, отсутствие принуждения со стороны каких-либо внешних сверх – или надындивидуальных факторов.

Затем, к середине 20 века стало очевидным, что понятие свободы должно означать не просто отмену ограничений и отсутствие принуждения, а еще и вопрос: как человек воспользуется этой отменой ограничений, не нарушит ли он при этом равноценную свободу других, не применит ли он сам по отношению к ним принуждение и насилие? Иными словами, стало ясно, что необходимо создание условий для выбора личностью ценностей, отрицающих в ходе пользования свободой принуждение и насилие (прежде всего, права, предполагающего добро, равенство, справедливость). Так возникло понятие свобода «для» т.е. внутренняя свобода – способность человека употреблять свою свободу во благо себе и другим.

В настоящее время «отрицательная» и «положительная» трактовки свободы не противоречат друг другу, а выступают как взаимодополнительные понятия, как взаимосвязанные аспекты целостного, философского осмысления свободы как феномена человеческого бытия.

Отве́тственность -объективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия.

 

Чувственное и рациональное познание: их формы и соотношение.

Эти вопросы у Вас есть.

 

Понятие научной революции. Научная революция как смена типов рациональности.

 

Появление термина «научная революция» в философском лексиконе связано с именем американского физика и философа науки Томаса Сэмюэла Куна.

Центральным понятием концепции Куна является понятие парадигмы. Парадигма это одна или несколько фундаментальных теорий, получивших всеобщее признание и в течение какого-то времени направляющих научное исследование.

Примерами таких парадигмальных теорий служат физика Аристотеля, геоцентрическая система мира Птолемея, механика и оптика Ньютона, кислородная теория горения Лавуазье, электродинамика Максвелла, квантовая физика Планка, теория атома Бора и т. д.

Парадигма это не только система знания, но и образец решения научных проблем. Всё это находит отражение в учебниках, изучая которые учёный глубже овладевает основами своей науки. Используя эти образцы, он действует на практике.

Т. о. парадигма даёт набор образцов научного исследования и устанавливает допустимые методы этого исследования.

Вторым термином который вводит Томас Кун это понятие нормальной науки.

Науку, развивающуюся в рамках парадигмы, Кун называет «нормальной наукой».

Нормальная наука – это исследование опирающееся на одно или несколько прошлых научных достижений – достижений которые в течении некоторого времени признаются как основа для дальнейшей практической деятельности. В реальной практике учёные не сомневаются в истинности основ своих теорий и не собираются их подтверждать. «Ученые в русле нормальной науки не ставят себе цели создания новых теорий. Напротив, исследование в нормальной науке направлено на разработку тех явлений и теорий, существование которых парадигма заранее предполагает». Проблемы, которые разрабатывают учёные в период нормального развития науки, Кун называет «головоломками» по аналогии с решением кроссвордов. Когда мы решаем кроссворд мы знаем, что решение однозначно существует. Так и парадигма гарантирует решение той или иной проблемы, стоящей перед исследователем. Если учёный не смог решить проблему, то потому, что недостаточно способен, применил несовершенные инструменты, но никак не потому, что ему изначально было задано неверное направление. Если решение вот этих так называемых «головоломок» проходит успешно – парадигма работает, происходит накопление знания, и не возникает необходимости пересмотра основных положений теории.

Если предсказание теории постоянно расходятся с экспериментальными данными, то поначалу на это не обращают внимания. Учёные надеются, что в дальнейшем эту проблему можно будет решить. Но однажды приходит осознание того. Что средствами существующей парадигмы проблема не может быть решена. Это ситуация принципиальной неспособности парадигмы решить проблему. Такую проблему Кун называет аномалией. Пока их немного это не вызывает беспокойства. Но, когда их число возрастает, парадигма теряет доверие. Наступает состояние, которое Кун называет кризисом. Научное сообщество которое верило в парадигму распадается. Часть придерживаются старой теории, часть выдвигает новые концепции, претендующие на роль парадигмы. Нормальное исследование замирает

Период кризиса завешается, когда одна из предложенных гипотез оказывается способной решить все или большинство аномалий, объяснить непонятные факты и тем самым привлечь на свою сторону большинство учёных. Научное сообщество, таким образом, восстанавливает своё единство. Происходит смена парадигм. Эту смену Кун называет научной революцией.

Таким образом, развитие науки по Куну выглядит следующим образом:

1. Нормальная наука развивается в рамках парадигмы, решая предопределённые ею задачи.

2. В ходе научного поиска возникают аномалии – проблемы, которые не могут быть решены в рамках старой теории. В дальнейшем количество аномалий увеличивается.

3. Рост числа аномалий приводит к кризису и отказу от старой теории.

4. Возникает новая теория способная объяснить возникшие проблемы.

5. Новая теория становится общепризнанной, становясь парадигмой. Таким образом, происходит научная революция, то есть смена парадигм.

Идея научной революции приводит к заключению, что развитие научного знания представляет собой прерывистый процесс. Исключается преемственность между предшествующей и последующей парадигмами. Концепция научных революций противопоставляется теории эволюционного развития науки, предполагающей преемственность предыдущей и последующей концепций.

Историки науки в принципе объединяют модели эволюционного и революционного развития науки. В период нормальной науки происходит процесс эволюционного развития. Накапливаются знания, совершенствуется методика и оборудование. А затем наступает кризис и происходит научная революция.

В историческом развитии научного познания можно выделить несколько типов научных революций.

Различают следующие типы научных революций:

1. Частная - микрореволюция, которая затрагивает одну область знания.

2. Комплексная - революция, которая затрагивает ряд областей знания.

В середине 19 века произошло несколько таких революций. Они связаны в первую очередь с открытием органической клетки, закона сохранения и превращения энергии, эволюционного учения Дарвина, периодическим законом Менделеева.

Глобальная - всеобщая революция, радикально меняющая основание наук. В развитии естествознания таких революций было только две: революция 16 - 17 вв, которая привела к формированию механистической картины мира и научная революция 20 - х годов ХХ столетия связанная со становлением квантово - релятивистской картины мира.

Формирование квантово - релятивистской картины мира было связано с переходом от классического к неклассическому стилю научного мышления.

Таким образом, научная революция есть не только изменение представлений о мире, но и смена самого способа его восприятия человеческим разумом. И в этом смысле научная революция начала ХХ века есть смена классической рациональности, рациональностью нового типа, или неклассической рациональностью.

Типы рациональности см. в вопросе «Чувственное и рациональное познание: их формы и соотношение» - классическая и неклассическая концепции познания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.