КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура частной экспертно-оценочной технологии. Типичные этапы частных функциональных технологий
Оценка и экспертиза проводятся по результату какой-либо социально-педагогической деятельности либо по самой деятельности. Такая частная технология может быть завершением общей социально-педагогической технологии. Она же, как правило, сопровождает процесс реализации общей технологии, выступая инструментарием мониторинга – фиксирования того, что и как выполнено. V. Структура экспертно-оценочной социально-педагогической технологии. Оценка является качественно-количественной характеристикой какого-либо действия, реализации этапа, подэтапа, метода, средства и т.д. Для оценки любого явления необходимы соответствующие критерии и показатели. В качестве критериев обычно выступают прогнозируемые цели (ожидаемые результаты) в типичных условиях деятельности, показатели – степень достижения ожидаемых результатов. Экспертная оценка (экспертиза) – это оценка явления по эталону (экспертному образцу. Чаще всего экспертиза осуществляется специалистом, имеющим опыт подобной и эффективной деятельности. Учитывая, что такая экспертиза носит субъективный характер, для обеспечения ее объективности привлекают несколько специалистов. В качестве эталона экспертной оценки может выступать ожидаемый результат, который неоднократно достигался ранее посредством применения данной технологии или диагностико-прогностической технологии в работе с аналогичным объектом. При этом создаются оценочные таблицы, графики, которые отражают зависимость изменения определенного явления, объекта от выполнения определенного объема социально-педагогического воздействия. В каждом конкретном случае используются свои, научно обоснованные и проверенные на практике, критерии, показатели и методики экспертно-оценочной деятельности.
Следует различать экспертно-оценочную деятельность как: · самостоятельную функциональную технологию; · как заключительный этап общей социально-педагогической технологии. Каждая из них имеет свое назначение и в соответствии с ним особенности содержания и структуры по этапам (подэтапам) технологической деятельности. Экспертно-оценочная деятельность как самостоятельная функциональная технология. Такая технология имеет много общего с диагностической по содержанию и по методике проведения. Она используется для оценки (экспертизы) определенного этапа (подэтапа) функциональной деятельности в процессе реализации социально-педагогической технологии. Исходными данными для ее реализации являются: – наличие объекта экспертно-оценочной деятельности; – четкое определение содержания того, что подлежит экспертной оценке; – инструментарий оценочной деятельности; – сведения о специалистах, которые могут ее провести; – данные об условиях проведения экспертной оценки. Структура технологии такой экспертно-оценочной деятельности включает следующие этапы деятельности: 1 – анализ оцениваемого явления и всей исходной информации; 2 – выводы об оцениваемом явлении и принятие решения о способе его оценки; 3 – выполнение экспертной оценки; 4 – анализ полученных результатов; 5 – выводы – оценка (экспертиза) явления. Экспертно-оценочная деятельность как заключительный этап общей социально-педагогической технологии. Такой этап деятельности направлен на оценку всей социально-педагогической работы с клиентом по достижению прогнозируемой цели и ее результативности. Она предусматривает более емкие выводы о том, в какой степени удалось решить социально-педагогические проблемы клиента и способен ли он реализовать себя в естественных условиях жизнедеятельности. Исходными данными для ее реализации являются:
– четкое определение содержания того, что подлежит экспертной оценке; – наличие объекта экспертно-оценочной деятельности (человек и комплекс сведений об используемой в социально-педагогической работе с ним технологии и методике ее реализации); – инструментарий оценочной деятельности; – сведения о специалистах, которые могут ее провести; – данные об условиях проведения экспертной оценки; – сведения о той среде, в которой клиент реализует результаты социально-педагогической работы с ним. Структура технологии такой экспертно-оценочной деятельности включает следующие этапы деятельности: 1) предварительная оценка действенности практической реализации социально-педагогической технологии. Закончилась практическая деятельность специалиста, и, естественно, следует оценка ее результативности. Предварительная оценка позволяет определить, в какой степени удалось решить социально-педагогическую проблему человека (достичь прогнозируемой цели в работе с ним) и может ли он реализовать полученный потенциал. Оценка позволяет принять решение о включении клиента в адаптационный процесс в новом состоянии, новых условиях; 2) адаптационный процесс клиента в среде жизнедеятельности. Данный подэтап чаще всего имеет место по результатам педагогической реабилитации, педагогической коррекции, перевоспитания, исправления, проходивших в специализированных учреждениях или в домашних условиях в отрыве от среды общения со сверстниками. Он проводится в тех средовых условиях, в которых клиент имеет наибольшие возможности для личной самореализации. Эти условия максимально приближены к естественной среде его жизнедеятельности. Адаптационный процесс позволяет закрепить полученный результат реализации социально-педагогической технологии, увидеть ее достоинства и слабости (недостатки), а также утвердиться в обоснованности ее выбора по отношению к этому клиенту. Следует особо подчеркнуть, что начало адаптации человека, прошедшего определенный социально-педагогический курс коррекции, реабилитации, перевоспитания, исправления, имеет очень важное значение. Оно не всегда проходит безболезненно для объекта, поэтому необходимо учитывать его индивидуальные особенности, особенности социально-педагогической работы с ним и прогнозировать возможности и своеобразие адаптации. Это позволит социальному педагогу подготовиться к началу адаптационного процесса, а также при необходимости предусмотреть социально-педагогический патронаж клиента, помощь ему в этот период. В процессе адаптации постепенно формируется самостоятельность клиента, его полное включение в самореализационную деятельность;
3) анализ проделанной работы и ее результативности. На этом подэтапе выявляются позитивные и негативные аспекты реализованной социально-педагогической технологии, варианта ее реализации, социально-педагогической деятельности специалиста (субъекта), а также роли и собственной деятельности клиента как субъекта самосовершенствования; 4) общие выводы. На этом завершается заключительный этап социально-педагогической технологии. Анализ структуры всех представленных выше пяти частных социально-педагогических технологий позволяет выделить характерные для них, типичные этапы и условия наиболее оптимального их решения. Прежде всего, каждая технология нуждается в определенных исходных данных (условиях), позволяющих приступить к работе по ее реализации. К таким данным относятся: – наличие объекта (конкретный человек, технология, методика, результат деятельности и пр.) и предмета (что требуется обеспечить посредством социально-педагогической работы); – данные о субъекте (субъектах) деятельности – кому предназначено или кто может обеспечить реализацию рассматриваемой технологии; – исходные данные для аналитической деятельности на этапе осмысления и принятия решения о способе практической реализации технологии; – условия реализации социально-педагогической технологии. Основные типичные этапы социально-педагогических технологий следующие:
· информационно-аналитический этап – анализ информационных сведений. Данный этап предназначен для осмысления имеющейся начальной (исходной) информации и формулирования проблемы, требующей решения; · этап выбора способа решения проблемы; · прикладной (практический) этап – практическая деятельность по решению проблемы с использованием соответствующих методов и средств; · экспертно-оценочный (аналитический) этап – анализ и оценка результата практической деятельности; выводы. Типовой подход к социально-педагогической технологии свидетельствует о том, что в последовательности практической деятельности специалиста, независимо от содержания, есть много общего, это и позволяет овладеть механизмом практической работы. Однако каждый этап (подэтап) имеет свое содержание и специфику практической реализации. Для обеспечения качества деятельности необходимы не только последовательность, но и профессионализм социального педагога.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 855; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |