Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типические состояния осужденных




Факт лишения свободы оказывает существенное влияние на психические состояния осужденных. При этом психичес­кие состояния осужденных, как правило, неодинаковы. Ли­шение свободы по-разному воспринимается и переживается:

- впервые осужденными и неоднократно судимыми,

- молодыми и пожилыми людьми,

- холостыми и семейными,

- женщинами и мужчинами,

- осужденными на короткие и длительные сроки и т.д.

НО… Вместе с тем, в психических состояниях людей, лишен­ных свободы, есть много общего, что позволяет говорить о ти­пических состояниях осужденных.

Наиболее типическими психическими состояниями, свойственными почти всем осужденным, являются состояния ожидания, надежды или безнадежности, обреченности, неза­щищенности и мнимой защищенности, тоски, скуки, апатии, фрустрации.

Коротко рассмотрим каждое из этих состояний.

1. Лишенный свободы постоянно находится в состоянии ожидания следствия, суда, вынесения приговора, отправки в исправительное учреждение, изменений условий содержа­ния, освобождения..

В этом состоянии происходит заблаговре­менная настройка человека на предстоящие условия жизни и деятельности. Иногда ожидания бывают тягостными для личности.

Человек в состоянии ожидания характеризуется повы­шенной, иногда неравномерной напряженностью и обостре­нием психических и физиологических функций. Предстоя­щее освобождение и радует, и пугает его новизной и неизве­стностью обстановки на свободе. Возникает масса вопросов: как и куда устроиться на работу, как встретит семья или лю­бимая девушка, коллектив, друзья, товарищи, как сложится жизнь?

2. Особым состоянием лишенного свободы является на­деждана лучшее будущее.

Она свойственна всем людям, но у осужденного надежда особого рода - это надежда на из­менение судьбы в будущем, в основном после освобождения. Надежда - мощный стимул в исправлении личности.

3. Состояниями, противоположными надежде, являются безнадежность и обреченность - тяжелые состояния, при которых человек иногда утрачивает перспективу и смысл жизни.

В таком состоянии осужденные нередко идут на самые тяжелые преступления в колонии. Особенно это присуще осужденным к высшей мере наказания, которым в порядке помилования она была заменена максимальным сроком ли­шения свободы, а также осужденным, страдающим неизлечи­мыми болезнями.

4. Лишенным свободы свойственно и такое состояние, как незащищенность.

Пройдя все стадии уголовного процесса в качестве арестованного, обвиняемого, подсудимого, осуж­денного, то есть человека, к которому общество предъявляет особый спрос за содеянное, он считает себя беззащитным пе­ред органами правосудия. Ему кажется, что они имеют лишь одну цель - сильнее его покарать. В последующем с той же предубежденностью он относится и к воспитателям. Так воз­никает состояние незащищенности. Рассказы о мнимых кара­тельных притязаниях со стороны сотрудников ИУ толкают лишенных свободы на «защитные» меры. Одна из таких мер - объединение в микрогруппы. Этой мерой иногда успешно пользуются отрицательно характеризующиеся осужденные, объединяя вокруг себя малые группы отрицательной направ­ленности.

5. Психическим состоянием, типичным для осужденного, является тоска. По выражению М. Н. Гернета, тоска - «крае­угольный камень, фундамент тюремной жизни».

Тоска по дому, свободе, родным, друзьям с особой силой действует на человека, вырабатывает специфическую тю­ремную походку, своеобразную мимику, вызывает повы­шенную возбудимость и раздражимость. Особенно остро тоска проявляется в канун различных праздников, семей­ных торжеств, после получения писем из дома, окончания свиданий и т. д.

6. От тоски следует отличать скуку - состояние, при кото­ром понижаются внимание и интерес к окружающей действи­тельности. Скука присуща не только осужденным. Но у них она особого рода. Она вызывается как внешними условиями (однообразием жизни в ИУ, отсутствием свежих впечатлений, сенсорным голодом), так и субъективными особенностями личности (бедностью духовной жизни, узостью круга интере­сов, ограниченностью кругозора).

Скука - неприятное и тягостное состояние, из которого осужденные пытаются выйти различными путями. Одни уси­лием воли сосредотачиваются на полезной деятельности (по­знавательной, трудовой и т. п.), другие ищут развлечений, не­редко запретных, третьи издеваются над слабыми, четвертые слоняются из угла в угол.

7. К типическим психическим состояниям осужденных от­носится апатия - состояние равнодушия, которое вызывает­ся не только однообразием впечатлений, но часто, наоборот, их чрезмерным количеством. Апатия тягостней скуки и по­рождает пассивность, парализует волю и интеллект. В таком состоянии осужденные становятся безразличными к своей судьбе, не хотят учиться в школе, трудиться, участвовать в коллективной жизни колонии.

Сложные комплексные психические состоя­ния (14)

Те или иные психические состояния у осужденных, как правило, не выступают изолировано, а проявляются в ком­плексе. При этом в каждый данный момент преобладает ка­кое-то одно ярко выраженное состояние, подчиняющее себе остальные и одновременно испытывающее их обратное влия­ние. Так, например, на общем фоне состояния ожидания мо­жет временами являться тоска, тревога, а на фоне тоски - со­стояния нетерпения, апатии и т. д.

Одним из сложных комплексных психических состоя­ний лишенных свободы является фрустрация - состоя­ние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемое объективно не­преодолимыми (или субъективно так понимаемыми) труд­ностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи. Например, при отказе суда в условно-до­срочном освобождении. Во фрустрации осужденных объе­диняются тоска и тревога, безнадежность и обреченность, апатия и др. Фрустрация проявляется по-разному и обу­славливает либо особую активность (агрессию, каприз­ность, самоистязания), либо пассивность и бездеятель­ность человека, в зависимости от силы и субъективной значимости фрустратора.

Все эти психические состояния оказывают существенное влияние на психику, сознание осужденных (13):

Во-первых, они вносят существенные коррективы в вос­приятия осужденных. Так, например, в состоянии ожидания искажается восприятие времени: лишенным свободы кажет­ся, что время тянется медленно, и нередко они пытаются убыстрить его течение, «убить время» различными, в том числе и запрещенными играми.

Во-вторых, под влиянием апатии, скуки существенно притупляется память, появляется вялость мысли, навязчи­вость воображения, рассеянность внимания, что необходимо учитывать при организации обучения осужденных в школе и ПТУ.

В-третьих, ожидание, нетерпение, тревога, тоска наруша­ют сон человека. Бессонница «растягивает» ночь, психически и физически изнуряет человека, делает его раздражительным, замкнутым, обозленным. Сновидения лишенных свободы становятся беспокойными, тревожными. При бессоннице че­ловека обуревают самые мрачные мысли, болезненно работа­ет его воображение.

В-четвертых, тяжелые психические состояния могут при­водить слабовольных осужденных к потере своей индивиду­альности. Внешне это проявляется в специфической походке, тусклом взоре, бедности языка. Не случайно, многие осуж­денные, пробывшие в колонии год и более, становятся похо­жими друг на друга.

Для воспитателя эти проявления должны служить сигна­лом дня анализа причин, порождающих тяжелые состояния, и принятия мер по предотвращению нежелательных поступ­ков, обусловленных такими состояниями.

Знание причин психических состояний открывает перед воспитателями ИУ возможность управлять этими состояния­ми, снимать отрицательно влияющие и вызывать, поддержи­вать и закреплять состояния, положительно влияющие на личность. Однако следует отметить, что усилия воспитателей должны быть направлены не столько на предупреждение воз­никновения тяжелых состояний (переживание бессонных но­чей, ожидание, тоска, тревога, угрызение совести и т. п.), ибо без них утрачивается острота лишения свободы, столько на то, чтобы предупредить возникновение полной безнадежнос­ти, безысходной тоски, обреченности, отчаяния, не допустить перерастания глубоких внутренних конфликтов в психичес­кие срывы.


ЛЕКЦИЯ 4. КЛАССИФИКАЦИИ И ТИПОЛОГИИ ОСУЖДЕННЫХ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

 

Понятие типологии и классификации осужденных в пенитенциарных учреждениях

Типология и классификация осужденных в пенитенциарных учреждениях позволяет:

- индивидуализировать воспитательное воздействие на личность осужденного, активизировать участие в воспитательной работе с осужденными всех сотрудников,

- дифференцировать систему отбывания наказания,

- скомплектовать отряды (бригады) осужденных с нормальным социально-психологическим климатом,

- оказывать психологическую помощь как конкретному осужденному, так и специально созданным для психокоррекции группам осужденных.

Тип личностито особенное в личности, выделенное по определенному психологическому критерию, позволяющему разделить все личности на необходимое и достаточное число их психологических условия групп.

Исследование асоциально-демографических, индивидуально-психологических, психолого-педагогических характеристик значительного массива осужденных, позволяет предположить, что основные различия между ними и законопослушными гражданам состоят в направленности личности, «ядро» - которой – «смысл» (А.Р. Ратинов, В. Франкл), интегрирующий систему отношений личности к основным человеческим ценностям. При рассмотрении личности осужденного как совокупности социально-типических свойств и качеств, сложившихся в определенной системе отношений и проявляющихся в определенных способах жизнедеятельности, главное внимание в исправлении и ресоциализации должно быть уделено изменению деформированной системы отношений, что невозможно без переоценки личностно значимых для человека ценностей.

Построить общую психологическую классификацию осужденных очень сложно, поскольку, с одной стороны, понятием «осужденный» охватывается большой круг людей, совершивших разнообразные преступления и отбывающие уголовные наказания, а с другой – за одинаковыми преступлениями стоят разные по степени криминальной зараженности и личностным качествам люди. Наличие у людей таких общих типообразующих признаков, как сам факт осуждения, применение уголовно-правовых санкций, изменение социального статуса, социальных ролей, не означает, что их нужно воспринимать как некую однородную общность.

В этой связи при назначении и исполнении наказания основополагающим является принцип дифференцированного подхода, реализация которого вызывает необходимость исследования различных типологических групп.

Классификация осужденных – это деление осужденных на группы с целью размещения их по пенитенциарным учреждениям, организации исправительного (пенитенциарного) воздействия в их дальнейшей ресоциализации

В отечественной научной литературе различают правовую и психолого-педагогическую классификацию осужденных.

Путем классификации пытаются разбить всю массу осужденных на группы, чтобы обеспечить каждому из них то индивидуальное воспитательное воздействие (обращение) в котором он нуждается.

Классификация – непрерывный процесс, поскольку воздействие имеет целью изменение личности осужденного. Чтобы она была успешной, ее постоянно должны возобновлять разные специалисты (психологи, психиатры, социологи, педагоги, социальные работники). После изменения проводится повторная классификация (динамическая), основанная на изучении личности осужденного, которое ведется в динамике.

 

Подходы к типологии и классификации преступников.

В криминальной и пенитенциарной классификации личности преступников выделяют:

1) общий вид преступника-осужденного;

2) личность осужденного определенной категории;

3) личность осужденного определенного вида.

Эти градации соотносятся как общее, особенное и единичное.

Критерием типического в осужденном может быть вид совершенного преступления.

Оно связано с психологией его личности, ценностей ориентаций, индивидуально-психологическими и социально-психологическими особенностями. Осужденные отличаются типичными способами поведения и адаптации в своей среде.

1. Лица, осужденные за корыстные преступления:

а), лица, совершившие корыстно-хозяйственные преступления (фальсификация товаров, игнорирование налогообложения, лицензирования и т.п.); б) лица, совершившие корыстно-служебные преступления (хищения путем злоупотребления служебным положением, обман, взяточничество и др.); в) воры (совершившие корыстные посягательства, связанные с хищением имущества, – кражи); г) мошенники (совершившие подделку документов, ценных бумаг, денежных знаков и т.п.); д) ненасильственные вымогатели.

2. Лица, осужденные за корыстно-насильственные преступления:

а) грабители; б) участники разбойных нападений; в) насильственные вымогатели (рэкетиры); г) убийцы с корыстной целью (киллеры).

3. Лица, осужденные за насильственные преступления (преступники с насильственными, агрессивными установками с пренебрежительным отношением жизни, здоровью и личному достоинству других людей):

а) хулиганы; б) злостные хулиганы; в) лица, причинившие ущерб чести и достоинству личности путем оскорбления и клеветы; г) лица, совершившие агрессивно-насильственные действия против личности – убийства, изнасилования, причинение телесных повреждений.

Личностные качества человека, проявившиеся в тяжком преступном деянии, свидетельствуют о конкретных нравственно-психологических пороках (жадность, жестокость, агрессивность и т.д.) Это лицо требует специальных мер по его ресоциализации.

 

Основанием для типологии осужденных могут быть эмоциональная и волевая сфера, психологические особенности (темперамент, характер, способности, познавательные процессы). …

Интерес для пенитенциарной науки представляет классификация преступников Г.М.Миньковского, основанная на направленности их личности (установки, ориентации) (16):

для правонарушителей первого типа преступление является случайным, противоречащим общей направленности личности;

для второго – оно может быть ситуативным из-за общей неустойчивости направленности;

для третьего – оно вызвано общей отрицательной ориентацией личности, обуславливающей выбор среды, времяпрепровождения и непосредственного варианта действий при наличии подстрекательства, примера преступного поведения;

для четвертых – оно результат относительно устойчивой системы антисоциальных оценок и отношений личности, ее преступной установки, включающей активный поиск повода и ситуации для преступного деяния.

В этой типологии отражены не только основные варианты возможной направленности личности правонарушителей, но и процесс формирования социально-негативных черт личности, знание которых позволяет остановить и затем устранить криминальное развитие личности.

 

Пенитенциарно-психологические типологии и классификации осужденных.

М.Д. Шаргородский в основу классификации положил физиологические критерии (пол, возраст, болезни) и специальные (стойкий рецидив, совершение преступления впервые). Он предложил учитывать при дифференциации режима отбывания наказания характер совершенного преступления, цели, мотивы, средства и способы действий.

А.В. Яковлев, исходя из степени социальной и нравственной запущенности (17) личности, выделял две категории особо опасных рецидивистов: а) с социальной установкой, образ жизни которых свидетельствует о сознательном противопоставлении себя нормам закона; б) с асоциальной установкой, свойства личности которых обесценены в социальном аспекте, а интересы находятся вне сферы нормальных отношений.

А.Г. Ковалев в качестве критерия классификации правонарушителей использовал степень криминальной зараженности личности:

1-й тип – глобальный преступный – характеризуется полной преступной зараженностью; 2-й тип – парциальный – отличается частичной криминальной зараженностью; 3-й тип – предкриминальный – его представители обладают такими морально-психологическими свойствами, которые в определенной ситуации неизбежно приведут к совершению преступления. Среди заключенных он выделял лиц с эгоистическими стремлениями и характером (презирают труд и тех кто трудится, пытаются прожить за счет других); с частичной преступной пораженностью; со здоровым, но ослабленным морально-психологическим складом.

К.К. Платонов и В.Ф. Пирожков предложили классификацию осужденных по критерию их противоправной деятельности и по стремлению к совершению преступлений (18).

По первому критерию выделяются пять типов: 1) самый отягощенный, который определяется внутренней тягой к повторным преступлениям, обосновывающимся соответствующим мировоззрением; 2) определяемый совершением преступления под влиянием сложившихся обстоятельств или окружающих лиц; 3) определяемый случайной возможностью соучастия в преступлении или совершением преступления по неосторожности; 4) тип с высоким уровнем правосознания (в случае ранее совершенного преступления), но пассивным отношением к нарушителям правовых норм; 5) тип не только с высоким уровнем правосознания, но и активным противодействием нарушению правовых норм или хотя бы его попытками.

 

Существует классификация по возрасту, полу, социальному положению и месту жительства, степени тяжести совершенных преступлений и их видам, форме вины, прежней судимости. Кроме того, учитывается степень стойкости антиобщественной ориентации.

Основу пенитенциарно-психологической типологии осужденных могут составлять возрастные и половые особенности, наличие аномалий в психике, дефектов психологической саморегуляции при совершении преступлений, количество судимостей, отношение к основным средствам исправления осужденных, направленность и степень адаптации, степень исправления (ресоциализации).

Например, типология в зависимости от отношения к режиму может включать осужденных, склонных: к типичным нарушениям режима (употребление спиртных напитков и наркотических веществ), побегам, симуляции, картежным и другим играм «под интерес», гомосексуализму. К сожалению, большинство этих типологий остаются в пенитенциарной психологии малоисследованными.

 

Сложившиеся в отечественной психологии классификации осужденных чаще всего строятся на нормах уголовно-исполнительного права.

Осужденные делятся на лиц: 1) совершивших преступления при особо опасном рецидиве преступлений; 2) ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы; 3) впервые осужденные к лишению свободы за тяжкие преступления и отбывающих наказание в колониях общего, особого видов режима и в тюрьме.

В свою очередь, в каждой из этих групп осужденных имеется деление по полу, возрасту, состоянию здоровья.

Правовая классификация осуществляется судом, выносящим приговор. В рамках правовой классификации применяется психолого-педагогическая классификация осужденных, которую осуществляет администрация пенитенциарного учреждения.

Сравнительная характеристика правовой и психолого-педагогической классификаций

Правовая классификация Психолого-педагогическая классификация
1. Вид преступления 2. Тяжесть преступления 3. Возраст преступника 4. Пол преступника 5. Рецидив 1. Личность осужденного 2. Отношение осужденного к труду, режиму, учебе, воспитательной работе 3. Поведение осужденного 4. Состояние здоровья осужденного 5. Показатели исправления осужденного

 

Психолого-педагогическая классификация осужденных применяется внутри пенитенциарного учреждения и преследует цель индивидуализировать применение средств и методов исправительного воздействия и воспитательной работы с осужденными.

Л.А. Высотина и В.Д. Лутанский пытались найти универсальный принцип разделения осужденных на группы, который отражал бы глубинные и специфические характеристики внутреннего мира и поведения осужденных и позволял установить педагогически целесообразное и практически значимое количество категорий осужденных.

Такими критериями они считали уровень социальной и моральной запущенности, а также степень исправления и перевоспитания. На этой основе были выделены три типа осужденных.

1-й тип – осужденные, вставшие на путь исправления. Примерным поведением, честным отношением к труду и обучению, активным участием в общественной жизни они доказывают настойчивое стремление искупить вину и исправиться. Эти осужденные правильно оценивают совершенное преступление и свое преступное прошлое; осознают свои нравственные пороки и необходимость перевоспитания; занимаются самовоспитанием и оказывают помощь другим осужденным в становлении на путь исправления.

2-й тип – осужденные, характеризующиеся в основном положительным, но неустойчивым поведением, отношением к труду и обучению. Они не во всем правильно оценивают совершенное преступление и свое преступное прошлое, осознают свои отрицательные качества и необходимость перевоспитания; не проявляют активности в общественной жизни и в устранении своих нравственных пороков, отрицательных наклонностей и привычек; безразлично относятся к поведению других осужденных.

3-й тип – осужденные, не вставшие на путь исправления. Они систематически нарушают режим и правила поведения, недобросовестно трудятся, уклоняются от участия в воспитательных мероприятиях и общественной жизни, от обучения в школе и ПУ, неправильно оценивают совершенное преступление и свое преступное прошлое, не признают необходимости исправления, не стремятся к устранению своих отрицательных качеств и привычек. Такие лица негативно влияют на других осужденных.

А.П. Евграфов выделяет следующие типы осужденных в местах лишения свободы в зависимости от их психолого-педагогических особенностей (19):

1) актив осужденных;

2) осужденные, вставшие на путь исправления и поддерживающие актив, но ведущие себя пассивно;

3) осужденные с неустойчивым поведением и допускающие нарушение режима;

4) осужденные, систематически нарушающие дисциплину, не реагирующие на воспитательные воздействия;

5) осужденные-приспособленцы, которые с целью досрочного освобождения внешне ведут себя дисциплинированно и даже участвуют в общественной жизни;

6) религиозные фанатики.

Ориентирующим для типологии являются узаконенные в Уголовно-исполнительном кодексе особенности исправления осужденных. Они базируются на системе отношений осужденного к главным средствам воздействия, поэтому основу типологии осужденных чаще всего составляют поведение до осуждения, характер преступления и поведение в период следствия и суда; отношение к различным видам деятельности в колонии, преступлению и наказанию, себе и другим людям.

 

При психологическом анализе ряд авторов использует социально-психологические типологии, где выделение типов происходит на основе мотивации (корыстные и сексуальные преступники), при этом под мотивом понимается то, что лежит в основе выбора действий и поступков личности.

В большинстве случаев мотивы преступного поведения не осознаются человеком полностью или частично. Такие типологии позволяют вскрыть глубинные детерминанты преступного поведения и соответственно разработать методики по их устранению, но на их основе трудно прогнозировать и корректировать поведение осужденного в местах лишения свободы.

Для решения последней задачи перспективы типологии осужденных, в основе которых лежат акцентуации свойств характера. Темперамента и поведенческих признаков. Они позволяют конкретизировать меры воспитательного воздействия применительно к отдельным осужденным и сделать их максимально индивидуализированными.

В отношении насильственных преступников, как показывает эксперимент по их отдельному содержанию от других категорий, проведенный в 80-х годах, целесообразно применять индивидуальный метод воздействия, прежде всего исходя из особенностей характера и темперамента.

Социально-психологических типологий, учитывающих одновременно такие признаки, как мотивы, тип характера, темперамента и особенности поведения в местах лишения свободы, в настоящее время нет.

 

На наш взгляд, практически обоснованной является разработанная психологической лабораторией учреждения УИН УВД Саратовской области типология осужденных, основанная:

- на интеллектуальном уровне «высокий, средний, ниже среднего, интеллектуальный дефект);

- типе темперамента;

- особенностях характера (общительный – замкнутый, вспыльчивый – спокойный, дисциплинированный – недисциплинированный, откровенный – скрытный и т.д.);

- активности личности (лидер – отсутствие лидерских черт).

В этой связи выделяются шесть типов осужденных:

1) обладающие положительной социальной установкой, сильным типом личности, лидерскими задатками;

2) обладающие потенциально-положительными социальными установками, слабым типом личности, без лидерских задатков;

3) не обладающие ярко выраженными организаторскими и волевыми качествами, так называемое «болото»;

4) обладающие отрицательными социальными установками, слабым конформным типом личности, без умеренно выраженных задатков к лидерству;

5) обладающие отрицательными социальными установками, сильным типом личности;

6) обладающие отрицательными социальными установками, сильным типом личности, объективными задатками к лидерству и стремлением к нему.

 

Классификации осужденных в зарубежных пенитенциарных учреждениях

Классификации осужденных в зарубежных пенитенциарных учреждениях имеют разные основания, в частности, в США классификация заключенных проводится в соответствии с вероятностью совершения ими побега и оценкой их опасности. В связи с этим определяются режимные условия: максимальная, строгая, ограниченная и минимальная изоляция.

В пенитенциарных учреждениях Германии заключенные делятся на три группы: лица, не нуждающиеся в ресоциализации; лица, нуждающиеся в ресоциализации; преступники, которые, по всей вероятности, не могут быть ресоциализированы.

На основе совокупных диагностических признаков и мнения персонала заключенных классифицируют исходя из степени воздействия на них: интенсивного, селективного или минимального.

Во многих пенитенциарных учреждениях Америки заключенных делят на четыре разряда. Заключенные, отнесенные к первому разряду, имеют право на пересмотр дела каждый месяц и на получение заданий вне тюрьмы. У отнесенных ко второму разряду пересмотр дела осуществляется каждые шесть месяцев, к третьему – через год; лица четвертого разряда используются на работе только внутри тюрьмы.

Рассматриваемая типология базируется на индивидуально-психологических особенностях, в ней слабо отражена социально-психологическая характеристика осужденного, а в психологической характеристике отсутствуют целевые установки и активность личности в позитивной или криминогенной направленности.

 

Выводы:

Законодатель основанием классификации считает изменение отношения к человеку, обществу, его исправление и ресоциализацию, хотя эти понятия не раскрываются. В связи с этим в практике пенитенциарных учреждений действует юридическо-психолого-педагогическая классификация, нашедшая отражение в УИК (предусматривает для разных типов осужденных различные меры поощрения и наказания, применение прогрессивной системы отбывания наказания). Однако ее практическая направленность ограничивается внешними факторами поведения и деятельности осужденного, не затрагивая глубинных психологических особенностей личности.

Таким образом, в различных типологиях и классификациях основное внимание чаще всего уделяется системе отношений, направленности, характерологическим свойствам, волевой и нравственной сферам, жизненным планам, ценностным ориентациям, позитивным или негативным изменениям личности. В каждом конкретном случае сотрудники должны знать цель типологии.

Поведение осужденных не всегда прямо определяется количеством судимостей, видом преступления и его тяжестью. Нередко лица, имеющие первую судимость, оказываются более запущенными в социально-педагогическом, нравственном отношении и более трудными для исправления, чем неоднократно судимые.

Дифференциация осужденных по характеру совершенного преступления оказалась практически однозначной, поскольку люди с разными нравственными пороками совершали похожие преступления, а с однотипными нравственными пороками – различные преступления в зависимости от обстоятельств. Все это подтверждает мысль Н.А.Стручкова о том, что при исполнении наказания центр тяжести с характера и степени общественной опасности преступления будет переноситься на личность осужденного, отбывающего наказание. Хотя в основе, как и раньше, уголовно-исполнительной практики лежит уголовно-правовая классификация, включающая: тяжесть совершенного преступления, его опасность, вид, совершение преступления неоднократно (впервые), мотив преступления, пол и возраст преступника, его личность. Все вместе взятое определяет срок наказания и вид учреждения, в котором его будет отбывать осужденный.

Несмотря на значимость данных критериев для типологии, они имеют, скорее, юридическую, чем психолого-педагогическую направленность, поскольку сама личность преступника рассматривается последней в этом ряду.


Лекция 5. Использование классификаций и типологий осужденных в пенитенциарной практике

 

Персонал пенитенциарных учреждений в зависимости от практических задач использует разные типологии классификации осужденных.

Рассмотрим в этом ключе классификацию осужденных по специфическим психологическим признакам.

1-я классификационная группа (20,25) – осужденные, обладающие положительной социальной установкой, сильным типом личности, лидерскими задатками. Их характеризует: достаточно высокий уровень интеллекта, позволяющий осуществлять надежный контроль за эмоциями, высокая устойчивость структуры личности, стремление к организаторской деятельности, высокий уровень мотивации, направленной на достижение цели, отсутствие выраженных агрессивных тенденций; развитое чувство социальной отзывчивости, общительность, способность к быстрой приспособляемости к условиям окружающей среды, позитивное отношение к труду.

Осужденные данной группы могут быть рекомендованы в актив самодеятельных организаций и на руководящие должности. Начальнику отряда, психологу следует предоставлять им больше самостоятельности и осуществлять лишь общий контроль, стараться поддерживать их авторитет перед другими осужденными.

В качестве примера приведем психологический портрет осужденного Ш. По данным психодиагностического обследования, осужденный Ш. Удовлетворен собой, несколько скрытен, стремится выяснить эмоционально насыщенные проблемы и избежать излишней откровенности. Ему присущи лидерские качества. У него независимый тип личности, своеобразные мотивы поведения и высказываний, на все имеет свою точку зрения. Неконформен, отличается низкой способностью к подчинению. Честолюбив, склонен к риску. Круг интересов широкий, развито абстрактное мышление. Низкая тревога, тунеядские тенденции не выражены.

2-я классификационная группа (21,26)– это осужденные, обладающие потенциально-положительными социальными установками, слабым типом личности (легко поддаются чужому влиянию), без лидерских задатков.

Характерные черты представителей 1-й и 2-й групп в основном совпадают, отличие заключается в завышенной оценке собственных достоинств и социальной неактивности.

Осужденные 2-й группы рекомендуются в самодеятельные организации только в качестве рядовых членов. В силу конформности осужденные нуждаются в более детальном контроле, так как, несмотря на общую положительную направленность, могут попасть под влияние лидера отрицательной направленности. Но, как правило, нередко достаточно закрепления за ними лидера положительной направленности.

Примером может служить психологический портрет осужденного У. По данным психодиагностического обследования, осужденный У. Характеризуется повышенным чувством справедливости, прямолинейностью, упрямством, упорством в достижении цели, аккуратностью. Он несамостоятелен, зависим, поэтому возможны конфликты с теми, кого он не признает. В межличностных контактах неразборчив, беззастенчив, избыточное дружелюбие граничит с назойливостью. Личные интересы преобладают над социально значимыми, но при их совпадении деятельность может быть эффективной. Высокая отзывчивость, реальная социальная включенность, высокий интеллект и самоконтроль позволяют утверждать об общей положительной направленности осужденного.

3-я классификационная группа (22,27)– осужденные, которые не обладают ярко выраженными организаторскими и волевыми качествами, так называемое «болото». Более чем треть представителей данной группы характеризуются наличием выраженных психических отклонений от нормы: искаженное восприятие действительности, психические аномалии, мании преследования, что при определенных условиях может вызвать неадекватное поведение, вплоть до криминогенного.

Лиц, у которых выявлены такие аномалии, необходимо ставить на учет к психиатру и проводить индивидуальную работу с ними с учетом его рекомендаций. Начальник отряда должен осуществлять надлежащий контроль за данными осужденными, а психолог – тщательно анализировать их поведение, применять различные дополнительные методики для фиксации изменений.

Рассмотрим психологический портрет осужденного Ф. По данным психодиагностического обследования, осужденный Ф. Проявляет признаки выраженной дезадаптации; склонность к депрессии, аффектам, подвержен постоянной смене настроения, интровертирован, сосредоточен на себе и своих проблемах. Для снятия напряжения употребляет алкоголь и наркотические вещества. Вожможен уход в болезнь, поиск у себя различных симптомов, что может проявится в симуляции. Пренебрегает нравственно-этическими нормами, жесток, злопамятен, испытывает хронические трудности в межличностных контактах. Свойственную ему агрессивность оправдывает враждебностью окружающих. Выражен конфликт между тенденцией к повышенному самоконтролю и импульсивностью поступков. В поведении и деятельности проявляется тревожность. Лидерские качества не выражены.

4-я классификационная группа (23,28)– осужденные, которые обладают отрицательными социальными установками, слабым (конформным) типом личности, без умеренно выраженных задатков лидерства. Характеризуются наличием психических отклонений от нормы. Данная группа осужденных требует к себе пристального внимания со стороны начальника отряда. Это вызвано тем, что общая отрицательная направленность поведения в сочетании с конформизмом и неспособностью прогнозировать последствия своих поступков обуславливает попадание их под влияние лидеров отрицательной направленности, совершение проступков и правонарушений. Главное их качество – агрессивность, которая проявляется в отрицательном отношении к другим людям (ссорятся, часто конфликтуют, учиняют драки). Им свойственны предрасположенность к эмоциональным вспышкам по самому незначительному поводу, недоверчивость по отношению к окружающим, настороженность, цинизм.

При работе с такими осужденными начальнику отряда необходимо быть корректным, тактичным, уважать их личное достоинство. При возникновении конфликта надо поступать согласно правилам и в то же время соблюдать педагогический этикет.

Малейшие проявления агрессивности надо гасить, не позволяя ей разрастаться. Необходимо под любым предлогом развести столкнувшихся людей в разные стороны. Если этим конфликтная ситуация не разрешается, нужно провести профилактическую работу по предотвращению рецидива конфликта – установить причину конфликта и, по возможности, условия, его породившие. Очень часто провоцирующим фактором проявления агрессивности служат несправедливо предъявленные требования, наказание без желания разобраться в сути дела. В общении с более слабыми осужденными лица рассматриваемой категории проявляют тенденцию к паразитизму, поэтому целесообразно поручать им такие виды деятельности, которые требуют сосредоточенности, исполнительности, кропотливости, ответственности, применения физических усилий.

Они склонны действовать под влиянием внезапного побуждения, совершать немотивированные и неаргументированные поступки. При постоянном проявлении импульсивности поведения у осужденного начальник отряда и психолог должны проконсультироваться у психиатра. Если отклонений в психике нет (что у представителей данной группы бывает редко), то необходимо корректировать поведение путем включения человека в отношения взаимной ответственности и зависимости в процессе импонирующей ему деятельности (через самоутверждение).

Наличие умственной отсталости, психических отклонений также определяет некоторые особенности поведения (много мелких нарушений режима содержания из-за непонимания предъявляемых к ним требований). По каждому нарушению надо разъяснять осужденным ситуацию. Не следует увлекаться применением крайних мер взыскания. Необходимо учитывать, что умственно отсталые осужденные равнодушны к таким наказаниям, как водворение в ШИЗО и ПКТ, и гораздо тяжелее переносят лишение права на закупку продуктов питания, получения посылки, передачи.

Часто у осужденных данной группы проявляется такое психологическое качество, как тревожность, которая характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями напряжения, беспокойства, озабоченности, обостряет свойственные им вспыльчивость, конфликтность. В связи с этим таким осужденным надо ставить задачи осторожно, стараться избегать предъявления категоричных требований и поощрять только за явно видимые и устойчивые успехи. Наказание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и применятся только после беседы, убеждения их в неправоте и необходимости наказания. Выдвигать таких лиц на ответственные должности не рекомендуется.

При возникновении в коллективе осужденных отрицательных эмоциональных вспышек надо найти предлог и на некоторое время изолировать осужденных этой категории от других. При беседах с ними не рекомендуется вступать в пререкания, после сделанного замечания лучше уйти и предоставить им возможность самостоятельно обдумать свое поведение. При переходе их с одного места работы на другое или переводе с одних условий на другие необходима осторожность, поскольку они долго привыкают к новым условиям. Их нужно постоянно контролировать, так как они затрудняются в принятии решений, легко попадают под влияние сильных лидеров.

Приведем в качестве примера психологический портрет осужденного А. по данным психодиагностического обследования, осужденный А. чрезмерно сосредоточен на себе и своих проблемах, нервозен, апатичен и вял. Пытается выйти из состояния тревоги с помощью употребления алкоголя и наркотиков. В межличностных контактах испытывает хронические трудности, не желает брать на себя никаких обязанностей. Нетерпим к слабостям других, особенно равным или более слабых. Зависим от сильных личностей, в первую очередь от лидеров отрицательной направленности, в руках которых может стать орудием. Уклоняется от труда, что свидетельствует о тенденции у тунеядству.

5-я классификационная группа (24,29) – осужденные, обладающие отрицательными социальными установками, сильным типом личности. Для них характерны: крайний эгоцентризм, устойчивая склонность к нарушению существующих социальных норм, криминогенность, низкая социальная отзывчивость, предубежденное отрицательное отношение к окружающим. Они редко совершают грубые нарушения режима содержания, держаться несколько обособлено (не стремятся войти в группировки отрицательной направленности, не склонны поддаваться влиянию лидеров ни положительной, ни отрицательной направленности). Имеют криминальный опыт, обладают предприимчивостью, хорошо развитыми навыками общения, что позволяет им достигать своей цели оптимальным образом. Осужденные указанной группы честолюбивы, стремятся к комфорту и материальному благополучию.

Начальнику отряда следует не выпускать их из-под контроля, чаще перемещать с одного места работы на другое. Степень их исправления и ресоциализации носит условный характер. В индивидуальной работе важно не допускать их возможного от отрицательного влияния на социально-психологический климат в отряде.

Рассмотрим психологический портрет осужденного К. По результатам психологической диагностики, основную линию поведения осужденного К. определяют неконформность, конфликтность, низкая способность к подчинению. Честолюбив, решителен, склонен к риску. Налицо стойкие асоциальные тенденции, криминальные склонности, агрессивность по отношению к окружающим, установки на праздность. Тип личности независимый, бунтарский, выражен индивидуализмом. Лидерские черты проявляются слабо, однако не склонен поддаваться влиянию других. Безответственный, лживый, некритичный к себе, свободно выплескивает агрессию, раздражителен, упрям. В социальных контактах проявляет изобретательность и скрытность.

6-я классификационная группа – это осужденные, обладающие отрицательными социальными установками, сильным типом личности, объективными задатками к лидерству и стремлением к нему. Эти лица характеризуются озабоченностью проблемой собственного авторитета, крайним эгоцентризмом, устойчивой склонностью к нарушению существующих социальных норм, криминогенностью, повышенной возбудимостью, импульсивностью, низкой социальной отзывчивостью. Им свойственны стремление командовать другими, независимость суждений, решительность, активность, склонность к риску, высокий уровень мотивации, направленность на достижение цели.

Лидеров отрицательной направленности нецелесообразно совсем лишать официальной власти, иначе возможен переход их статуса неформального лидера. Необходимо поручать возглавлять разные группы в различных видах деятельности, но не на очень длительное время, попытаться заинтересовать лидера работой, изменить ценностные ориентации. Не развенчивать лидера на первых порах, а постараться установить контакт, поддержать его авторитет в общественно полезных делах. Если не удается это сделать, то необходимо искать подход к тем, кто составляет актив лидера, путем разрушения у них боязни, формирования чувства собственного достоинства. Постепенно теряя опору, лидер может оказаться несостоятельным, и тогда может появиться возможность приобщить его к общественно полезной деятельности под контролем начальника отряда.

При проведении воспитательной работы нужно учитывать, что лидер отрицательной направленности, как правило, сам не совершает видимых нарушений режима содержания, а пытается все сделать чужими руками. Чтобы получить объективную и всестороннюю оценку личностных качеств лидера, надо проводить целенаправленное наблюдение за поведением этого осужденного, выяснять его мотивы, выявлять ближайшее социальное окружение лидера. Особенно ценную информацию об особенностях личности лидера можно получить, например, от осужденных, которые конфликтовали с ним.

Рассмотрим психологический портрет осужденного С. По результатам психодиагностического обследования, осужденному С. свойственны эгоцентризм и эмоциональная тупость. Высокая криминогенность, импульсивность, склонность к риску, антисоциальные тенденции, аморальность, потворствование своим слабостям и прихотям в значительной степени отягощаются индивидуализмом, не прогнозируемостью поступков. Свою агрессивность оправдывает враждебным отношением окружающих. Безответственный, лживый, не имеет нравственных устоев, склонен к переоценке своих возможностей, некритичен к своим поступкам. Тип личности независимый, ярко выражены лидерский качества, мотивы поведения и высказываний отличаются своеобразием.

 

На практике широко используются типологии осужденных с психическими аномалиями.

Сотрудникам пенитенциарных учреждений приходится сталкиваться с осужденными, имеющими психические отклонения в рамках вменяемости: это психопатии (в различных клинических формах), олигофрения, хронический алкоголизм, наркомания, остаточные явления травм черепа, органические заболевания центральной нервной системы (ЦНС). Эти лица правоспособны и вменяемы, сохраняют свои социальные связи и в подавляющем большинстве случаев трудоспособны.

Вместе с тем психические аномалии обуславливают возникновение и развитие раздражительности, агрессивности, жестокости, снижают волевые процессы, способствуют повышенной внушаемости, ослаблению сдерживающих, контролирующих поведение механизмов.

Осужденные с психическими аномалиями составляют значительную часть нарушителей режима, нередко являются источниками возникновения конфликтных ситуаций, а также объектами преступных посягательств со стороны других осужденных. От выявления таких лиц зависит качество и эффективность всех последующих мероприятий. Администрации исправительного учреждения и психологической службе необходимо изучать личности осужденных с психическими аномалиями, организовать их трудовое использование, воспитательную и психокоррекционную работу с ними. В этой работе следует привлекать и медицинских работников.

Подробные личностные характеристики осужденных психолог обязательно должен передавать в режимную и оперативную части, начальникам отрядов, другим частям и службам, в ведении которых будут находится выявленные осужденные. В характеристике должно содержаться описание заболевания и его психопатологические последствия, то есть, как оно отражается на данной личности, ее поведении, общении, работе и образе жизни в целом; прогноз поведения осужденного; рекомендации по его лечению и обучению. Воспитательному воздействию, трудовому по его использованию и бытовому устройству.

В основу изучения личности осужденных с психическими отклонениями должны быть положены типологические особенности их социально-демографической, уголовно-правовой, нравственно-психологической, психиатрической и педагогической характеристик. Объективная информация об этих особенностях, необходимая для первоначальной организации воспитательной работы, содержится в личном деле осужденного, особенно в приговоре, сообщение об арестованном и акте судебно-психиатрической экспертизы (СПЭК). При отсутствии в личном деле акта СПЭК нельзя оставлять без внимания указание суда о ее прохождении. В таких случаях следует проконсультировать осужденного и психиатра, так как сам факт направления на экспертизу свидетельствует о том, что следствие и суд усмотрели основания, позволяющие подозревать наличие психических расстройств.

При изучении СПЭК следует обратить внимание не только на диагноз, но и на развернутую характеристику особенностей личности, условия жизни и воспитания. От лиц с диагнозом: психопатия, остаточное явления черепно-мозговых травм, органические поражения ЦНС следует с большей степенью вероятности ожидать нарушений режима агрессивного характера (драки, побои, хулиганство, оскорбление представителей администрации, сопротивление наряду и пр.).

 

Отметим, что психическое здоровье осужденных имеет тенденцию к ухудшению с возрастом. Психические аномалии оказывают влияние и на уровень образования. Вместе с тем их следует вовлекать в учебу, чтобы отвлечь от пустого времяпрепровождения и нарушений дисциплины. При этом необходимо строго учитывать умственные способности человека и возможности учиться в общеобразовательной школе.

Важнейшей социальной характеристикой человека является его трудовая деятельность. Сам по себе факт трудовой занятости до ареста еще не дает полной информации об осужденном. Сотрудникам необходимо также изучать характеристики с места работы, устанавливать связи с администрацией учреждений и предприятий, так как отношение человека к труду находится в четко прослеживаемой зависимости от дефектов психики.

Не должен оставаться без внимания практических работников и факт совершения преступления в состоянии опьянения.

Персонал исправительного учреждения должен располагать информацией о том, среди каких категорий осужденных наиболее часто встречаются лица с аномалиями психики. В этом им может помочь уголовно-правовая характеристика прибывших в колонию.

Первую значительную группу составляют неоднократно судимые, среди которых удельный вес лиц с психическими расстройствами составляет свыше 70%. Вторая группа – осужденные за умышленное убийство, причинение тяжких телесных повреждений и хулиганство. В ней часто встречаются психопатические личности, лица с черепно-мозговыми травмами, а также перенесшие органические заболевания ЦНС. В третью группу входят осужденные за групповое изнасилование, среди которых часто выявляются олигофрены.

Знание о наличии психических аномалий у осужденных позволяет прогнозировать их поведение в период отбывания наказания. Хуже всех ведет себя олигофрены, психопаты и лица, перенесшие черепно-мозговые травмы. Они наиболее несдержанные и конфликтные. Для двух последних категорий лиц также характерно хранение запрещенных предметов.

На практике используется типология осужденных по видам преступления. Например, осужденные за насильственные преступления отличаются от осужденных за корыстные преступления высокой эмоциональной возбудимостью и повышенным уровнем тревожности, что приводит к частым срывам. У них аффективное мышление, чувства превалируют над мыслью, что выражается в эмоциональной напряженности и неустойчивости. Аффективная напряженность в совокупности с импульсивностью приводит их к серьезным конфликтам.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 36157; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.193 сек.