КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение. Философия является одной из важнейших составляющих духовной культуры человека, особой формой мировосприятияФилософия является одной из важнейших составляющих духовной культуры человека, особой формой мировосприятия, поэтому выделение особенностей философского знания, предмета философии и определение ее роли в жизни человека должно строиться через сопоставление с другими формами человеческого знания. Надо сказать, что духовная культура как сфера высших духовных проявлений человека служит основой человеческой жизнедеятельности. Те знания и ценности, которые она содержит, человек и общество ставят в основу своего поведения. Каждая форма знания занимает свое особое место, регулируя ту или иную деятельность. Философия появляется в процессе длительного развития духовной культуры и получает особый статус в системе человеческого знания. Самая древняя форма человеческого знания — операциональное знание. В своей повседневной жизни древние люди так или иначе использовали определенные доступные им сведения об окружающем мире. В этот период знание существовало в его самой примитивной — рецептурной форме (когда знанием регулируется определенный тип действия с его особенностями). Знание и конкретное действие были слиты друг с другом. Древний человек пользовался символами, но не мыслил их как обозначение чего-то внешнего (Бога, внешних сил, внешнего субъекта), отличного от него самого, как и не мог рассматривать установившееся у него в сознании отношение (например, сходство) как связывающее объекты, но в то же время отдельное от них. Отсюда — слияние символа и того, что он обозначает, а также слияние части и целого (имя человека выступало как сущность, часть человека, также заместителем могла выступать прядь его волос, тело и т.д.). В культовых действиях операции осуществлялись именно с заместителями объектов, а не с самими объектами. Это не знало резкого противопоставления субъекта и объекта знания, субъективного и объективного. Операциональное знание отвечало лишь на вопрос «Как?», как должна быть осуществлена координация деятельности субъекта, раскрыть существенные связи явления оно оказывалось неспособным. Последующее знание в истории человечества — онтологическое — возникло как результат уплотнения операционального знания, в целях совершенствования его деятельности. Дело в том, что операциональное знание, отвечая на вопрос «Как?», должно было предусматривать бесконечное множество частных случаев действия. При всей его действенности и практичной эффективности оно становится неэффективным как в случае управления общей ситуацией (когда невозможно было учесть все многообразие вариантов частного действия), так и в передаче информации, особенно — от поколения к поколению: необходимо было передавать большое количество информации, предусматривающей все случаи действия. Онтологическое же знание как раз было эффективнее в этом отношении — оно, говоря не о конкретном действии, а об объекте действия, содержало в скрытом виде всю информацию и о конкретных действиях. Частных знаний было недостаточно и для понимания места человека в мире природы, для осмысления целей и идеалов его жизни. Поэтому возникает так называемое мировоззренческое знание как разновидность онтологического. Мировоззрение — это результат духовного освоения (осознания) мироздания с точки зрения взаимоотношения таких основных его частей, как человек и природа. Объектом мировоззрения выступает мир в целом. Предметом же мировоззрения является взаимоотношение мира человека и мира природы. В этом смысле мировоззрение — это не простая совокупность знаний о мире. Центр внимания в мировоззрении — вопрос о соотношении мироздания как такового с его активной, целеполагающей частью — людьми. Духовное освоение мира имеет два уровня, отсюда и два уровня мировоззрения: 1) эмоционально-образный; 2) логико-рассудочный. На первом уровне мир осознается человеком через перенесение на него качеств и форм человека и человеческого общества. На втором — человек осознает себя и свое общество, перенеся на себя свойства и законы природы. К мировоззрению первого типа относятся, например, мифологическое, религиозное, художественное и т.д. Ко второму типу — философское, теологическое. Основные различия между этими уровнями мировоззрения: 1) по степени расчлененности субъекта (S) и объекта (О) в знании. На первом уровне не проводилось резкого разграничения человека и мира: мир мыслился как продолжение человеческого «Я», поэтому поиски причин явлений сводились к вопросам «Кто?» и «Как?». На втором уровне, более высоком, человек переходит к раскрытию сущностных причин, отвечая на вопрос «Почему?», так как уже отделяет себя от мира, видя его качественную особенность; 2) по способу (форме) существования знания. Мифология, религия, искусство, обыденное знание складываются в форме чувственно-образного знания, а знание второго уровня — абстрактно-понятийное. В мифологическом мировоззрении мир наделялся чертами человека (активность, целенаправленность, сознательность), причем все проблемы осмыслялись на эмоционально-образном уровне. Формирование образов шло через ряд единичных, конкретных образов. Образ при этом понимался безусловно. В религиозном мировоззрении к мифологическому пониманию добавляется преклонение перед образами на основе идеи о том, что человек своими действиями способен умилостивить природу (обряд, культ). Поэтому религия нацелена на осуществление некоторой системы действий, носящей культовый характер в отличие от утилитарно-практического знания. Причем эта система действий опосредована произволом сверхъестественной личности. В художественном мировоззрении образы, которыми человек наделяет природу, понимаются условно. С развитием общества, практики появилась возможность и объективная необходимость в построении более строгого концептуального объяснения мира и жизни людей в целом. Формируется рационально-философское знание, направленное на решение глобальных вопросов о происхождении мира (земли, звезд, солнца), человека и сознания, об отношении человека к природе и другим людям. Философия, находящаяся на втором (логико-рассудочном) уровне, имеет такие черты, как: 1) рационализированность и системность, т.е. основана на доказательности, а не на вере и вымысле, опирается на четкие понятия и категории, внутренне едина; 2) осознанность проблемы человека, как части проблемы структуры мира. Сущность философии определяется прежде всего ее мировоззренческим характером, она заключается в размышлении над всеобщими проблемами в системе «мир — человек». Философия — это система взглядов на мир в целом и на отношения человека к этому миру. Место философии в жизни человека и общества определяется двояким образом: 1) как обобщенная сущностная информация о мире в целом и отношении человека к этому миру; 2) как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности. Философия обладает мировоззренческим характером, т.е. представляет мир через призму человека, не исключая его из единой системы: «мир — человек», выражая его отношение к действительности. Но это особое мировоззрение — рационально-теоретическое. Оно дает ответы на фундаментальные вопросы: о природе мира, о высших целях и ценностях человека, поэтому направлено на рационально-теоретическое постижение всеобщих форм бытия и освоение его человеком. Этим философия отличается от других форм мировоззрения: она есть сущностное мировоззрение. Еще Аристотель в «Метафизике» отмечал, что философия — это «...наука, исследующая первые начала и причины...» Поскольку философия имеет теоретизированный характер, постольку она сближается с наукой, однако эти формы знания не тождественны. Философия формировалась на основе противоречия между предфилософией и зачатками теоретического (научного) знания, требовавшими для своего объяснения не догматические фантазии, а обращения к природным, причинным связям. Принципиально новое осмысление вело к возникновению в структуре мировоззрения новых знаниевых форм — абстрактных понятий, концепций. История показывает, что философия, по крайней мере с онтологической и с гносеологической сторон, развивалась путем, аналогичным пути естественных наук. Философское знание тем самым, как и научное, складывается исходя из рационалистической обоснованности, логической доказательности, а не ссылок на «авторитет» и «мнение». Способ достижения знания — критичность и рациональные принципы познания. Поэтому по форме существования и построения эти знания тождественны. Близки они и по цели познания: раскрыть сущность мира и его всеобщие закономерности. Вместе с тем философское знание как мировоззренческое не разрывает столь жестко S и О познания подобно научному, которое все же более ориентированно на исследование объекта «самого по себе», объективно. Философия же видит мир, оценивает его с точки зрения интересов, целей человека, органически включенного в этот мир. Кроме того, и характер обобщения знания философией иной: она познает всеобщее как данность мира в целом, а не отдельных его составляющих. Особенностью философского мировоззрения является рефлексивность. Философская рефлексия — это не просто осмысление, а осознание предельных (исходных) оснований той или иной культуры. Философия — умозрительна, поэтому рефлексия осуществляется над знаниями, а не над конкретными событиями и явлениями; это — знание о знании. Тем самым рефлексия, философское мышление, вскрывает исходные смыслы той или иной модели культуры, формирует ориентации в человеческой деятельности, по праву занимая центральное место в системе мировоззрения. Смысл же культуры выражается прежде всего в системе ценностей. По существу, все многообразие окружения человека оценивается им с точки зрения различных критериев: добра и зла, истины и неистинны, красоты и безобразия, допустимого или запретного, справедливого и несправедливого и т.д. Рефлексирующая способность философии позволяет ей выделить основополагающую систему ценностей — ориентаций и предпочтений человека той или иной культуры. В этом выражается аксиологический характер философского знания. Особенности философского знания определяют предмет философии. Предметное самоопределение философии складывалось в зависимости от истории ее развития. Ранняя философия видела свою главную задачу в отграничении от мифологии, религии и от частного знания. Аристотель, например, подчеркивал, что философия — это наука о сущем и всеобщем, в то время как другие науки изучают лишь видимые причины и частные связи. В этом смысле предмет философии во многом совпадает с предметом науки. В философии Нового времени это традиция была во многом продолжена, только на первый план вышло стремление отделить философию не столько от вненаучного знания, сколько от частнонаучного (эмпирического). У Канта, Гегеля, как и в аристотелевском учении, философия — это наука о всеобщем, которое есть чистая мысль, абстракция. Понимание предмета философии как теории всеобщего проходит практически через всю историю философии вплоть до наших дней, но различна сама трактовка всеобщего: или «объективно существующее всеобщее», или всеобщее в познании, в логике. Определение предмета философии представляет серьезную проблему и сегодня. Для одних предмет философии — это общие законы природы (или общества, или бытия вообще), взятые сами по себе, вне их отражения мыслью, вне отношения к знанию и познанию. Для других, например, позитивистов, наоборот, философия — учение лишь о знании, точнее, о языке теории, вне связи с тем, каковы объективные закономерности, изучаемые этой теорией. Существуют и другие не противоречащие, а скорее, дополняющие друг друга взгляды на предмет философии. Если брать определение философии как науки о наиболее общих законах природы, общества и мышления, то получается, что законы любой из названных областей, поскольку они общие, то оказываются и философскими. Как по таким критериям отличить общие философские законы от нефилософских, но тоже общих законов этих наук? Иными словами, философия рядом с другими науками оказывается избыточной, так как решает те же вопросы (выявление общих свойств, общих закономерностей), что и конкретные науки. Если искать место философии среди наук и духовных явлений об идеальном, то и здесь она оказывается лишней, поскольку эти науки сами способны решать свои общие задачи. Позитивизм потому и потерпел поражение, что пытался свести философию только к исследованию идеального — к логике и языку науки. Место философии — «ничейная земля», связь материальной и идеальной реальности. Философия как мировоззренческое знание изучает отношение бытия и мышления, природы и духа. Философское видение мира с необходимостью предполагает различие чувственного и мыслимого бытия. Философия изучает не объект сам по себе, а взаимоотношение объекта и познающего и преобразующего его субъекта. Под объектом в философии понимают явления действительности, которые преобразуются под воздействием человеческой деятельности и становятся предметом познания. Под субъектом понимают человека, группу, общество, как носителей активной преобразующей силы в процессе освоения объекта и его познания. Под субъект-объектными отношениями понимается взаимодействие субъекта с объектом в процессе его преобразования и познания. Под субъект-субъектными отношениями понимают процесс взаимодействия человека с другим человеком, другими людьми. В итоге вся окружающая нас действительность представляет для философов систему отношений субъекта к объекту и к другим субъектам. Поэтому можно сделать вывод, что философия изучает всеобщие стороны объекта и всеобщие стороны отношений субъекта к объекту.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |