Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пространство и время, Вещи в себе, Вещи для нас




По Канту это не свойство самих вещей. Пространство и время не являются свойствами вещей самих по себе. Мы всегда видим мир в пространстве и понимаем его во времени. А что есть вещи сами по себе? Как можно узнать о вещах самих по себе, если для того, чтобы что-то о них узнать, надо видеть вещи, надо пережить их во времени. Отсюда следует важный вывод: Кант разливает явление – или вещи для нас, от вещей самих по себе – или вещей в себе.

Либо мы видим вещи, либо воображаем их, но всегда они даны как наше представление. А что если она сама по себе? Что такое вещь сама по себе? Ведь для того, чтобы сравнить чем отличается вещь для нас от вещи в себе надо сначала знать как она является и как она существует сама по себе. Вещь в себе нам не дано увидеть, все, что мы видим – есть наше представление, мы всегда имеем дело с явлением. Мы видим мир в пространстве и времени, а существо иного рода может быть устроено каким-то другим образом и может обладать способностью воспринимать что-то в пространстве, но не во времени, или наоборот.

С точки зрения и Декарта и Канта – наш мир дан нам в наших представлениях. А что есть мир вне наших представлений?

Если вещь есть только мое представление, то надо признать, что ничего кроме моего представления нет.

Вещи в себе – ноумены. Вещи для нас – феномены.

Феномены – это все, что существует в пространстве и во времени. А вещи в себе, поскольку они не даны в пространстве и времени, непостижимы и непознаваемы.

Пространство и время – это наша способность видеть мир. Но это не свойство самих вещей, пространство и время не принадлежат самим вещам. Это способность человеческой души, которой обладают все люди от рождения. Все люди видят мир в пространстве и во времени. С точки зрения Канта можно говорить об общей природе человека.

Вполне возможно, что существа иного рода видят мир по-другому, но мы видим его именно так.

Трансцентальная эстетика – наука о пространстве и времени. Видеть мир в пространстве и времени позволяет чувственность. Кроме чувственности существует рассудок – тоже априорная способность человека.

Большинство людей считают, что категории (например количество) понимаются на основе опыта, часто на основе случайных действий, ошибок. С т.з. Канта это совсем не так. Категория количества – это априорная категория, присущая душе человека, также как и качество, причина и следствия, возможности действительности, необходимость и случайность, целое и часть и прочие категории.

Суждение включает определенную связь между понятиями и в них что-то утверждается. Сама структура речи человека изначально содержит категории, которые человек потом применяет при исследовании природы. Т.е. можно не знать категорию количества, не знать название той или иной категории, но само это понятие, как чистая форма, изначально присутствуют в человеческой душе.

С т.з. Канта могут меняться в истории человечества типы измерений, прогресс происходит только в этой области, но от этого не изменится само понятие количества. Врожденное понятие, определяющее возможность самих измерений. Человек уже в том, что он что-то может измерить каким-то образом, уже в этом заключено это предшествующее условие. Категории являются необходимым условием самого опытного познания.

Знания имеют опытный характер. Хотя условия знаний имеют опытный характер. Как Кант это связывает? Если обратиться опять к пространству и времени, то получается, что когда я вижу, я вижу не пространство, а вещи; но не обладай я способностью видеть в пространстве и времени, я бы не видел ничего. Т.о. реальный жизненный опыт всегда существует только лишь благодаря тем необходимым условиям, которые делают сам опыт возможным. То же самое и в отношение рассудка. Не обладай я чистыми формами рассудка, никогда мне не удалось б построить ни одно рассуждение. Чистые схемы всегда накладываются на реальный опыт. Всякая реальная ситуация выступает под условием категорий нашего рассудка, нигде мы не имеем дело с чистым пространством и временем, с необходимостью и случайностью, но мы имеем дело с объяснениями этой ситуации, которые являются необходимыми условиями для понимания этой ситуации.

В отличие от чувственности, которая опирается на созерцание (представление), рассудок имеет дело с понятиями (категориями).

Познание имеет синтетический характер. Что представляет собой синтез у Канта? Понятия без созерцания пусты, а созерцания без понятий – слепы. Проблема в том, чтобы соединить чувственность с рассудком. Этот синтез и есть необходимое условие знаний. Т.о. проблема, которая мучила философию, разрешена. Такое соединение возможно благодаря трансентальной возможности воображения или трансентальному единству самосознания. Воображение может быть чувственное, тогда человек живет в мире чувственных образов. А может быть понятийным, тогда человек живет только в образе понятий. А вот соединение чувственности и рассудка, понятий и созерцаний и дает основание к подлинным знаниям о мире. Это основная тема «Критики чистого разума».

Собственно по Канту вещь как таковая является в нашем сознании только тогда когда она представляет собой синтез чувственности и рассудка. Т.о. Кант выступает против еще одного предрассудка. В акте мысли чувственность и рассудок всегда связаны, вещь как таковая не является чувственным образом, к которому мы что-то потом примышляем. Все это возможно благодаря трансентальному единству самосознания. Если бы человек не обладал этим внутренним единством, мир распался бы на отдельные части, которые связать невозможно. Во-первых, я не был бы самим собой; Я мыслю – основа трансентального единства самосознания. Если бы не оно, мы бы не могли отличить вещь от ее свойств, т.е. мы видели бы отдельные свойства вещи, не будучи способными при этом объединить их в одну вещь. Это способность нашего ума, а не самих вещей.

Разум. В отличие от чувственности и рассудка, которые всегда относятся к вещам для нас, или пространственно-временному миру. Разум выходит за пределы пространства и времени. Он хочет рассуждать, что такое вещи сами по себе. Такая потребность разума и определяет все ошибки философии. Потому что именно с разумом Кант связывает философию (с чувственностью – математику; с рассудком – естествознание).

Как возможно знание вещей самих по себе? Здесь кант дает два определения разума.

Отрицательное определение – разум, выходя за пределы пространства и времени, ставя вопрос что такое вещи сами по себе, часто заблуждается; потому что разум рассуждает о мире вещей самих по себе или вещей в себе так, словно они принадлежат нашему опыту, словно они находятся в пространстве и времени.

С т.з. Канта вещами в себе является душа, Бог. Как разум рассуждает о душе? Пытаясь понять, что такое душа, разум приписывает ей существование в пространстве и во времени, т.е. она должна существовать где-то в теле. В этом заблуждение всей предшествующей философии. А душа – вещь в себе, она не находится в пространстве и во времени.

Положительное определение. Если душа лежит за пределами пространства и времени, то у нее должно быть какое-то другое свойство. Правильное понимание разума имеет не канститутивный, а регулятивный характер. Чтобы правильно рассматривать эту тему, надо исходить не из того, где душа находится, а из того, что душа – есть начало нравственное и может рассматриваться именно так. Кант убежден, что душа существует, но выступает абсолютно против того, что душа может быть в пространстве человека. Единственным доказательством существования души является нравственность человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1174; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.