Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 14 Медицинская этика и деонтология




Философская дисциплина, изучающая мораль и нравствен­ность, называется этикой (от греч. ethos — обычай, нрав). Почти такое же значение имеет и другой термин — мораль. Потому эти термины часто применяются вместе. Этикой чаще всего называют науку, учение о морали и нравственности.

Профессиональная этика — это принципы поведения в процес­се профессиональной деятельности.

Медицинская этика — часть общей и один из видов профессио­нальной этики. Это наука о нравственных началах в деятельности медиков. Предметом ее исследования является психоэмоциональ­ная сторона деятельности медиков. Медицинская этика в отличие от права формировалась и существовала как свод неписаных пра­вил. Понятия о врачебной этике складывались с древних времен.

В разные исторические эпохи у народов мира существовали свои представления о медицинской этике, связанные с укладом жизни, национальными, религиозными, культурными и другими особен­ностями. К числу сохранившихся древних источников медицинс­кой этики относятся законы Древнего Вавилона (XVIII в. до н.э., «Законы Хаммураппи», которые гласят: «Если врач произведет ка­кую-либо серьезную операцию и причинит больному смерть, то он наказывается отсечением руки»). Гиппократ, «отец медицины», великий врач Древней Греции, неоднократно подчеркивал важ­ность для медика не только способности к лечению, но и неуко­снительного следования требованиям этических норм. Принято счи­тать, что именно Гиппократ сформулировал основные принципы медицинской этики («Клятва», «Закон», «О врачах» и т.д.).

Большое влияние на развитие медицинской этики оказали взгля­ды таджикского ученого X—XI в. врача Ибн Синны (Авиценны). Основные идеи его учения содержатся в энциклопедическом тру­де «Канон врачебной науки» и сочинении «Этика».

Известную роль в развитии современных принципов медицин­ской этики сыграла Салернская медицинская школа, возникшая на юге Италии в IX в. и вошедшая в 1213 г. в состав Салернского университета на правах факультета. Представители этой школы проводили в жизнь гуманные принципы античной медицины.

Большой вклад в развитие медицинской этики внесли русские клиницисты М.Я.Мудров, С.Г.Забелин, Д.С.Самойлович и др. Впервые понятие «деонтология» появилось в XVIII в. Этот тер­мин предложил английский философ и правовед, священник И. Бентам в своей книге «Деонтология или наука о морали», ко­торый вложил в это понятие религиозно-нравственное содержа­ние, рассматривая деонтологию как учение о должном поведении для достижения своей цели каждого человека.

Слово «деонтология» происходит от двух греческих слов: deon означает должное и logos — учение. В отечественную медицину тер­мин «деонтология» (учение о должном поведении медиков, спо­собствующем созданию наиболее благоприятной обстановки для выздоровления больного) ввел выдающийся хирург Н.Н.Петров, распространив принципы деонтологии на деятельность медицин­ских сестер.

Следовательно, медицинская деонтология — есть часть меди­цинской этики, совокупность необходимых этических норм и пред­писаний для медицинских работников в осуществлении профес­сиональной деятельности. Деонтология изучает нравственное со­держание действий и поступков медицинского персонала в конк­ретной ситуации. Теоретической основой деонтологии является медицинская этика, а деонтология, проявляясь в поступках меди­цинского персонала, представляет собой практическое примене­ние медико-этических принципов.

Аспектами медицинской деонтологии являются: взаимоотно­шения медиков с больным, родственниками больного и медиков между собой.

Основой взаимоотношений является слово, что было известно еще в древности: «Лечить надо словом, травами и ножом», — счи­тали древние целители. Умным, тактичным словом можно под­нять настроение больного, вселить в него бодрость и надежду на выздоровление и в то же время неосторожным словом можно глу­боко ранить больного, вызвать резкое ухудшение его здоровья. Важно не только, что говорить, но и как, зачем, где говорить, как отреагирует тот, к кому обращается медицинский работник: пациент, его родственники, коллеги и т.д.

Одну и ту же мысль можно высказать по-разному. Одно и то же слово люди могут понять по-разному, в зависимости от своего интеллекта, личностных качеств и т.д. Не только слова, но и ин­тонация, выражение лица, жесты имеют большое значение во взаимоотношениях с больным, его родственниками, коллегами. Медик должен обладать особой «чувствительностью к человеку», владеть эмпатией — способностью сострадать, ставить себя на ме­сто больного. Он должен уметь понять больного и его близких, уметь слушать «душу» больного, успокоить и убедить. Это своего рода искусство, причем нелегкое. В разговоре с больным недопус­тимы равнодушие, пассивность, вялость. Больной должен чувство­вать, что его правильно понимают, что медицинский работник относится к нему с искренним интересом.

Медик должен владеть культурой речи. Чтобы хорошо гово­рить, надо прежде всего правильно думать. Врач или медсестра, которые «спотыкаются» на каждом слове, употребляют жаргон­ные слова и выражения, вызывают недоверие и неприязнь. Де-онтологические требования к культуре слова заключаются в том, что медицинский работник должен уметь: рассказать больному о болезни и ее лечении; успокоить и ободрить больного, даже на­ходящегося в самом тяжелом положении; использовать слово как важный фактор психотерапии; употреблять слово так, чтобы оно явилось свидетельством общей и медицинской культуры; убе­дить больного в необходимости того или иного лечения; терпе­ливо молчать, когда этого требуют интересы больного; не ли­шать больного надежды на выздоровление; владеть собой во всех ситуациях.

В общении с больным не следует забывать о следующих комму­никативных приемах: всегда внимательно выслушивать пациента; задав вопрос, обязательно дождаться ответа; излагать свои мысли просто, ясно, доходчиво, не злоупотреблять научными термина­ми; уважать собеседника, не допускать презрительных мимики и жестов; не перебивать пациента; поощрять стремление задавать вопросы, отвечая на них, демонстрировать заинтересованность в мнении пациента; сохранять хладнокровие, быть терпеливым и терпимым.

Современные модели взаимоотношений врача и пациента. В на­стоящее время существуют следующие типы моделей взаимоот­ношений врача и пациента:

информационная (научная, инженерная, потребительская). Врач выступает в качестве компетентного эксперта-профессионала, собирая и предоставляя информацию о болезни самому пациенту. При этом пациент обладает полной автономией, имея право на всю информацию и самостоятельно выбирая вид медицинской помощи. Пациент может быть необъективным, поэтому задача вра­ча — разъяснить и подвести больного к выбору верного решения;

интерпретационная. Врач выступает в роли консультанта и со­ветчика. Он должен выяснить требования больного и оказать по­мощь в выборе лечения. Для этого врач должен интерпретировать, т.е. истолковать информацию о состоянии здоровья, обследова­нии и лечении, чтобы больной смог принять единственно пра­вильное решение. Врач не должен осуждать требования больного. Цель врача — уточнить требования больного и помочь сделать пра­вильный выбор. Эта модель похожа на информационную, но предполагает более тесный контакт врача и пациента, а не просто снабжение пациента информацией. Требуется терпеливая работа с пациентом. Автономия пациента при этой модели велика;

совещательная. Врач хорошо знает больного. Все решается на основе доверия и взаимного согласия. Врач при этой модели вы­ступает в роли друга и учителя. Автономия пациента при этом соблюдается, но она основана на необходимости именно данного лечения;

патерналистская (от лат. pater — отец). Врач выступает в роли опекуна, но при этом ставит интересы больного выше собствен­ных. Врач настойчиво рекомендует больному выбранное им лече­ние. Если больной не согласен, то последнее слово остается за врачом. Автономия пациента при этой модели минимальна (в си­стеме отечественного здравоохранения чаще всего используется именно эта модель).

Долг медика, как основная этическая категория. К основным эти­ческим категориям медика относится понятие «долг» — опреде­ленный круг профессиональных и общественных обязательств при исполнении своих обязанностей, сложившийся в процессе про­фессиональных отношений.

Долг предусматривает квалифицированное и честное выпол­нение каждым медицинским работником своих профессиональ­ных обязанностей. Выполнение долга неразрывно связано с мо­ральными качествами личности.

Долг медицинского работника — проявлять гуманизм и всегда оказывать помощь больному, никогда не участвовать в действиях, направленных против физического и психического здоровья лю­дей, не ускорять наступления смерти.

Внутренняя картина болезни. Поведение медика с больным за­висит от особенностей психики больного, которая во многом оп­ределяет так называемую внутреннюю картину болезни.

Внутренняя картина болезни — это осознание больным его заболевания, целостное представление больного о своем заболе­вании, его психологическая оценка субъективных проявлений болезни. На внутреннюю картину болезни влияют особенности личности больного (темперамент, тип высшей нервной деятель­ности, характер, интеллект и др.). Во внутренней картине болез­ни различают: чувственный уровень, подразумевающий болез­ненные ощущения больного; эмоциональный - реагирование больного на свои ощущения; интеллектуальный — знания о бо­лезни и ее оценку, степень осознания тяжести и последствий заболевания; отношение к болезни, мотивация к возвращению здоровья.

Выделение этих уровней весьма условно, но они позволяют медикам более осознанно выработать тактику деонтологического поведения с больным.

Чувственный уровень очень значим при сборе информации (анамнеза) о проявлениях болезни, ощущениях больного, что позволяет точнее поставить диагноз заболевания.

Эмоциональный уровень отражает переживания больным сво­его заболевания. Естественно, что эти эмоции отрицательны. Ме­дик не должен быть равнодушным к переживаниям больного, должен проявлять сочувствие, уметь поднять настроение больно­го, вселить надежду на благоприятный исход заболевания.

Интеллектуальный уровень зависит от общего культурного раз­вития больного, его интеллекта. При этом следует учитывать, что больные-хроники знают о своем заболевании достаточно много (популярная и специальная литература, беседы с врачами, лек­ции и т.д.). Это во многом позволяет медикам строить свои взаимо­отношения с больным на принципах партнерства, не отвергая просьбы и сведения, которыми располагает больной.

У больных с острыми заболеваниями интеллектуальный уро­вень внутренней картины болезни ниже. О своем остро возник­шем заболевании больные, как правило, знают очень немного, и эти знания носят весьма поверхностный характер. Задача меди­цинского работника в отношении такого больного состоит в том, чтобы в пределах необходимого и с учетом состояния больного восполнить дефицит знаний о болезни, объяснить сущность забо­левания, рассказать о предстоящем обследовании и лечении, т.е. привлечь больного к совместной борьбе с болезнью, нацелить его на выздоровление. Знание интеллектуального уровня внутренней картины болезни позволяет правильно выбрать тактику лечения, психотерапию и т.д.

Поэтому четкие представления об интеллектуальном уровне внутренней картины болезни надо получить с первых минут об­щения с больным.

Характер отношения к болезни играет очень большую роль. Об этом знали еще врачи древности: «Нас трое - ты, болезнь и я. Если ты будешь с болезнью, вас будет двое, а я останусь один — вы меня одолеете. Если ты будешь со мной, нас будет двое, бо­лезнь останется одна, мы одолеем ее» (Абуль Фараджа, сирий­ский врач, XIII в.). Эта древняя мудрость показывает, что в борьбе с болезнью многое зависит от самого больного, от его оценки собственной болезни, умения медиков привлечь больного на свою сторону. Отношение больного к болезни бывает адекватным и не­адекватным. Адекватное отношение к болезни отличается осозна­нием своего заболевания и признанием необходимости принятия мер к восстановлению здоровья. Такой больной проявляет актив­ное партнерское участие в проведении лечения, что способствует скорейшему выздоровлению.

Неадекватное отношение к болезни чаще проявляется несколь­кими типами: тревожный — непрерывное беспокойство и мнительность; ипохондрический — сосредоточенный на субъективных ощущениях; меланхоличный — удрученность, неверие в выздоров­ление; неврастенический — реакция по типу раздражительной сла­бости; агрессивно-фобический — мнительность, основанная на ма­ловероятных опасениях; сенситивный — озабоченность впечатле­нием, которое больной производит на окружающих; эгоцентри­ческий — «уход» в болезнь; эйфорический — наигранное настрое­ние; анозогностический — отбрасывание мыслей о болезни; эргопатический — уход от болезни в работу; параноический — уверен­ность, что болезнь — есть чей-то злой умысел; пренебрежитель­ный — недооценка своего состояния и соответственное поведение (нарушение предписанного режима, физическое и психическое перенапряжение, игнорирование назначенного лечения и т.д.); утилитарный — стремление извлечь из болезни материальные и моральные выгоды (без серьезных оснований добиваются осво­бождения от военной службы, смягчения наказания за совершен­ное преступление и т.д.).

Знание внутренней картины болезни помогает в установлении деонтологически грамотного общения с больным, в формирова­нии адекватного отношения больного к своему заболеванию, что повышает эффективность проводимого лечения.

Основные этические принципы в медицине. Главным этическим принципом в медицине является принцип «не навреди». Этому принципу следовали еще медики Древнего мира. Так, Гиппократ в труде «Клятва» прямо указывает: «Я направлю режим больных к их выгоде, сообразно моим силам, воздержусь от причинения вся­кого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла».

Непричинение вреда, ущерба здоровью пациента — есть пер­вейшая обязанность каждого медицинского работника. Пренебре­жение этой обязанностью в зависимости от степени ущерба здо­ровью больного может стать основанием для привлечения меди­цинского работника к судебной ответственности. Этот принцип обязателен, но он допускает определенную степень риска. Неко­торые виды лечения рискованны для здоровья больного, но этот вред не наносится умышленно и его оправдывает надежда на ус­пех в борьбе с болезнью, особенно смертельной.

У всех народов всегда огромное значение имел и имеет прин­цип сохранения медицинской тайны. Под врачебной тайной по­нимают не подлежащие огласке сведения о болезни, интимной и семейной сторонах жизни больного, полученные от него самого или выявленные в процессе его обследования и лечения. Не под­лежат огласке также сведения о физических недостатках, вредных привычках, имущественном положении, круге знакомств и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2273; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.