Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура личности по Юнгу




Лекция 4: Аналитическая психология Юнга

 

Фигура Карла Густава Юнга не меньше по своей зна­чимости в психоаналитических концепциях, чем фи­гура Зигмунда Фрейда. В ряде вопросов он пошел даль­ше (и глубже).

Юнга привело к Фрейду его «Толкование сновидений», и с 1907 года Юнг вошел в Международную психоаналитическую ассоциацию Фрейда, президентом которой был избран в 1910 году. Однако в 1913 году Фрейд и Юнг разрывают отноше­ния и по причинам личного характера, и из-за теоре­тических расхождений, и в 1914 году Юнг выходит из ассоциации и впоследствии организует свое психоана­литическое направление, названное им аналитической психологией.

Поведение человека, по Юнгу, определяется, с одной стороны, индивидуальной и расовой историей, с другой — целями и уст­ремлениями в будущее. Кроме того, в структуре индивидуальной личности Юнг уделяет внимание расовым и общечеловеческим филогенетическим корням.

 

Личность, по Юнгу, включает три основные систе­мы: Эго, личное бессознательное и коллективное бес­сознательное.

Эго — это центр сознания, представляющий собой часть души (личности), включающей чувства, ощуще­ния, воспоминания, мысли и все то, что позволяет че­ловеку чувствовать свою целостность и осознавать свою идентичность.

Личное бессознательное — это структура, включа­ющая в себя, как и у Фрейда, вытесненные воспоми­нания, чувства, переживания. Однако по представле­ниям Юнга в личное бессознательное входят также и комплексы (например, материнский комплекс, комп­лекс власти и др.). При этом комплекс может захва­тить контроль над личностью и управлять ее поведе­нием.

Коллективное бессознательное — это хранилище древних, скрытых воспоминаний, унаследованных от родовых предков и даже от дочеловеческих антропо­морфных предков. Поэтому коллективное бессознатель­ное универсально, в отличие от личного бессознательного, которое строго индивидуально. Концепция кол­лективного бессознательного была одной из серьезных причин расхождения между Юнгом и Фрейдом. По Юнгу, коллективное бессознательное представлено ар­хетипами, являющимися универсальными общечело­веческими моделями восприятия, содержащими зна­чительный эмоциональный элемент. Это архетип Ма­тери, архетип Энергии, архетип Бога, архетип Демо­на, архетипы Героя, Мудреца, Ребенка и т.д. А неко­торые архетипы можно рассматривать как отдельные системы внутри личности. Это Персона, Тень, Анима и Анимус, Самость.

Персона (или Маска) — это социальная роль чело­века, его публичная личность, маска, которую он на­девает в связи с господствующими в обществе установ­ками. Если Эго идентифицируется с Персоной, то че­ловек уходит в эту роль, отчуждаясь в значительной степени от своих истинных реальных особенностей.

Тень — это противоположная Персоне часть лично­сти, она иррациональна, аморальна, содержит соци­ально отвергаемые (в том числе сексуальные и агрес­сивные) импульсы и поэтому подавляется. В то же вре­мя Тень является источником энергии, которая может быть использована в творчестве. И роль Эго состоит в том, чтобы эту энергию направить в нужное русло (= фрейдовской сублимации энергии Ид).

И Персона, и Тень, имея архетипическое ядро в кол­лективном бессознательном, пронизывают частично и личное бессознательное, и Эго, проявляясь в сознании как неприятные, отвергаемые мысли (Тень) либо как ощущение своего соответствия социуму (Персона).

Анима и Анимус — это архетип, связанный с би­сексуальной природой человека и отражающий психо­логическое женское начало в мужчине (Анима) и пси­хологическое мужское начало в женщине (Анимус). Этот психологический архетип Анима/Анимус консо­лидировался, как полагал Юнг, благодаря совместно­му существованию мужчины и женщины. Отсюда — феминные проявления у мужчины и маскулинные — у женщины.

Самость — это самый главный архетип, центр лич­ности (центр Эго), это идеал, к которому люди стре­мятся, но которого очень редко достигают. Архетип Самости стремится к целостности и единству (это осо­бенно ярко представлено в религиях Востока) и разви­вается путем индивидуации, смещаясь из центра Эго в область, локализованную между сознанием и бессоз­нательным. Это происходит во время кризиса середи­ны жизни, когда индивидуация Самости приводит к ощущению целостности и единства с миром. Архетип Самости редко достигает настоящего совершенства. Наиболее близко этот архетип приблизился к совер­шенству в образах Христа и Будды.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.