КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Позднеантичная философия
Классическая философия Др. Греции (V-IV вв. до н.э.).
Сократ, софисты, Платон (Академия), Аристотель (перипатетики). Сократ и софисты. Сократ (469 – 399 гг. до н.э.). Мыслитель Др. Греции совершил революцию в философии, повернув ее от природы к человеку (антропологическая революция). Досократики – натурфилософы. Сократики - философы, считавшие себя учениками Сократа. Проблема человека, его отличие от других существ; как человеку жить на свете; что есть добро, что есть истина, что есть красота — основные философские проблемы, поставленные Сократом. Философская антропология и этика. Софисты. «Мудрецы» «Человек - мера всех вещей» (софист Протагор). Человек – критерий добра, истины, красоты; микрокосмос. Софисты считали, что люди отличаются друг от друга и у каждого свой критерий добра, истины, красоты. Добро, истина, красота — субъективны (релятивистская точка зрения). Софисты за плату обучали красноречию, политике, диалектике в Афинах. Демагоги - «вожди народа». Высшее искусство софистов – умение доказать какую- либо точку зрения и сразу ее опровергнуть. В отличие от софистов Сократ считал, что существует объективные добро, истина и красота. Метод поиска истинного знания у Сократа – философский диалог. Сократ: «Я знаю, что ничего не знаю». Антидогматизм. Позиция человека, готового к диалогу. Диалог построен на вопросах и ответах. Философский диалог Сократа имеет своей целью дать более точное определение общезначимых понятий и категорий. В философском диалоге понятия развиваются, т.е. философский диалог Сократа — это диалектика понятий и идей. Платон описал диалоги Сократа. Майевтика. Сократ сравнивал себя с повивальной бабкой, помогающей родиться истине.
Этический рационализм Сократа заключался в утверждении: «Знающий, что есть добро, будет поступать в соответствии с добром» Причина зла – невежество, незнание. Софисты положили начало трёхчастному образованию (начальное, среднее, высшее), развитию ораторского искусства. Платон (424 – 344 гг. до н. э.) - самый знаменитый ученик Сократа, автор «Диалогов», «Учения о государстве». Платон ввёл в философию понятие «идея». Идея – нематериальная, интеллигибельная (познающаяся разумом), сверхчувственная сущность предмета. Так как реальных и потенциальных предметов – бесконечное множество, то и идей этих предметов тоже бесконечное множество. Они существуют в царстве идей. Все предметы есть синтез первичной активной идеи и вторичной пассивной материи. Каждому предмету предшествует идея, идея существует в вечности. Процесс обучения – процесс припоминания. Душа человека – идея, которая существует вечно в царстве идей. «Учение об идеях» - фундамент философии идеализма. Платон отвергал всё чувственное, материальное, земное, предпочитая сверхчувственное, нематериальное, неземное. Платон основал школу – Академию (г. Афины) в священной оливковой роще, посвященной легендарному царю Академу (384г. до н. э. - 529г. н. э.). Аристотель – ученик Платона (384 – 322 гг. до н. э.), воспитатель царя Александра Македонского. Основал собственную школу – Ликей (в священной роще Аполлона Ликейского). Ученики Аристотеля - перипатетики («прогуливающиеся»; обучение в процессе прогулки по роще). Учение Аристотеля о форме, цели, движении и материи. Аристотель: «Платон мне друг, но истина дороже». Форма – сущность предмета. Отличие формы Аристотеля от идеи Платона: форма существует в предмете, а идея может существовать отдельно. Форм может быть бесконечное множество потенциальных и конечное множество актуальных.
Каждый предмет находится в движении, в изменении. Каждое движение имеет свою цель. Источником движения и конечной целью движения у Аристотеля выступает философский абсолют - «Форма форм». Аристотель основал целые отрасли философского знания: логику (наука о законах правильного мышления). Логика Аристотеля основана на дедуктивном умозаключении (способ мышления от общих верных посылок, суждений к частному умозаключению). Дедукция. Дельфин не является рыбой (посылка). Дельфин имеет рыбообразную форму (посылка). Существуют такие животные, имеющие рыбообразную форму и не являющиеся рыбами (силлогизм – дедуктивное умозаключение). Положил начало этике (философская наука о морали). «Никомахова этика». Аристотель ввёл принцип золотой середины. Морально то, что исключает противоположные крайности. Аристотель – крупнейший учёный древности. Основал зоологию, минералогию и др. науки.
Позднеантичная философия решала этические (морально-нравственные) проблемы: смысла жизни, счастья и свободы человека. Школы позднеантичной философии: ü киники ü стоики ü эпикурейцы ü скептики Все школы основаны учениками Сократа – сократические школы. 1) Киники (кинос - собака). Основатель — Антисфен. Отрицали собственность, семью, государство, все законы. Призывали жить в единстве с природой. Натурализм. Отвергали все достижения цивилизации. Нигилизм. «Всё что естественно, то не безобразно». Символ – Диоген Синопский («философ из бочки»). Киники – циники (открыто отвергали достижения культуры, морали).
2) Стоики. Основатель – Зенон Китионский. В основе этики стоицизма находится вера в судьбу – фатализм, подчинение своей судьбе. Стоицизм учит человека в любой ситуации сохранять нравственное достоинство (хладнокровность, безмятежность – атараксия). Кредо стоиков: «Важно не то, что с нами происходит, а то, как мы к этому относимся».
3) Эпикурейцы. В этике эпикурейцы учили, что цель жизни – наслаждение (гедонизм). Последователи учения Демокрита об атомах - материалистическая школа. Основатель – Эпикур. Учил о духовных наслаждениях. Жизнь в саду, беседы с близкими и друзьями. Эпикур считал себя учеником Сократа.
4) Скептики. «Я знаю, что ничего не знаю» - скептики также считали себя учениками Сократа. Агностицизм – философское учение, отрицающее истинное познание. Все познания есть заблуждение. Отрицают убеждения, веру, принципы, так как все они неистинны. Основатель – Пиррон. «На каждое слово есть противоположное слово»; «Не говорите да, нет, а говорите: может быть»; «Молчание – золото, глупость в болтовне». Считали себя мудрыми. Мудрость заключается в признании собственной ограниченности. «Глупцы - те, кто считает, что что-то знает, верит во что-то». Школа очень популярная, самая массовая в конце античности. Фанатизм всегда сильнее скептицизма. Скептицизм – философия поздней античности, столкнувшись с раннехристианским фанатизмом, уступил место философии средневековья. Философия сомнения уступила место философии веры.
Неоплатонизм – последняя вершина античной философии. Неоплатонизм – философское учение, развивавшее идеи Платона. Основатели: Плотин, Порфирий. Развивали идеи единства космоса. «Единое» - это высший разум, из которого всё произошло. Весь мир является продолжением «Единого», его эманацией (истечение). Этика неоплатонизма - отрицание материального начала (тело - темница для души). Неоплатонизм составил конкуренцию раннехристианскому учению. Христианство не отрицает материального (телесного) начала. Неоплатонизм – языческая монистическая философия. Христианство – религиозная, монотеистическая философия. Центр неоплатонизма – Афинская академия. Юстиниан (византийский император) закрыл Академию в 529г., так как она – центр языческой мудрости. Закрытие Академии – конец античности.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |