КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды организационных структур. Норма управляемости
Понятие организационной структуры и ее составляющие К третьей группе общеуправленческих относятся · социальная направленность управления, · корпоративный дух, · этичность бизнеса, · постоянное совершенствование управления (управленческое новаторство), · научность, · своевременное реагирование на изменение внешней среды (ситуационность).
Организационная структура аппарата управления - форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций. По Лебедеву О.Т., Каньковской А.Р., структура – это форма организации системы, она отражает наиболее существенные, устойчивые связи между элементами системы и их группами, которые обеспечивают основные свойства системы. Согласно одному из оригинальных подходов Виханского О.С., Наумова А.И., организация состоит из нескольких уровней взаимодействия: «организация - внешняя среда», «подразделение - подразделение», «индивид - организация». Описывая характер взаимодействия на каждом из ее уровней, можно описать организацию как систему. Интересен подход М.Л. Разу, который рассматривает структуру как статическую форму организации системы, указывая в качестве динамической формы процесс реализации функций, их взаимосвязь в рамках организации. В целостной системе, называемой организацией, укрупненно выделяют две подсистемы - управляемую (операционную или производственную) и управляющую, или другими словами субъект и объект управления, которые имеют свои особенности построения. Структуру объекта управления называют организационной структурой производства или производственной структурой. Структуру субъекта управления - организационной структурой аппарата управления или структурой управления.
При формировании производственных и управленческих подразделений необходимо соблюдать норму управляемости (сферу контроля). Число лиц, подчиненных одному руководителю образуют сферу контроля. Если одному руководителю подчиняется относительно большое число людей, то говорят о широкой сфере контроля, которая в результате дает плоскую структуру. Если сфера контроля узкая, можно говорить о многоуровневой структуре. Таким образом, есть определенное соотношение между сферой контроля и структурой управления. Не существует идеальной сферы контроля. На сферу контроля влияют переменные как внутри организации, так и во внешней среде, но размер организации влияния не оказывает. Сфера контроля или норма управляемости устанавливается путем делегирования линейных полномочий и варьирует в широких пределах. По исследованиям А.А. Радугина многие ранние исследователи менеджмента делали предположения об идеальном интервале подчинения от трех до шести. Дальнейшие исследования (Старобинский Э.Е.) свидетельствуют, что обычно такое число подчиненных в западных фирмах колеблется от 4 до 8 на высших уровнях управления и от 8 до 15, а иногда и больше - на более низких уровнях. Другие авторы в качестве оптимальной нормы управляемости определяют число 7. Причем 7 - это тогда, когда подчиненные выполняют сложные разноименные функции. При упрощении функции это число может быть увеличено. Определение числа 7 в качестве оптимальной нормы управляемости, по мнению автора, многие связывают с механизмом работы клеток головного мозга, которые, как предполагают, имеют восемь различных состояний.
Узкий масштаб управляемости имеет ряд преимуществ. Легче осуществлять контроль за работой подчиненных. Но у руководителя может появиться стремление к вмешательству в их непосредственную работу. Кроме того, многоуровневость делает связи громоздкими и дорогими. Широкий масштаб управляемости вынуждает руководителя делегировать свои полномочия. В результате подбирается сильная и квалифицированная команда. К недостаткам относится «эффект бутылочного горла», приводящий руководителя к перегруженности в решении рутинных задач. В результате может быть потерян контроль над подчиненными, находящимися за пределами возможностей руководителя. Все это предъявляет к руководителям очень высокие требования, которыми не все из них обладают. Обследование ряда организаций показало, что не существует устойчивой взаимосвязи между типом масштаб управляемости (узкий или широкий) и типом решаемой проблемы (плохо структурированная и хорошо структурированная). Причиной этого, как считают многие специалисты, является слишком большое количество переменных, влияющих на данный выбор. 9.3 Производственная структура: формы, факторы выбора Характер построения подразделений, их количество определяются формами организации производства: специализацией; концентрацией; кооперированием; комбинированием. В зависимости от формы специализации производственные подразделения предприятия организуют по технологическому (на выполнении отдельной операции или вида работ), предметному (на изготовлении отдельного вида продукции или ее составной части) и смешанном у (предметно-технологическому) принципу. По технологическому принципу специализируются на машиностроительных предприятиях литейные, кузнечные, термические, сборочные цехи; на текстильных предприятиях — прядильные, ткацкие, отделочные (красильные) цехи; на металлургических предприятиях — доменные, сталелитейные, прокатные цехи и т.д. При технологическом принципе оборудование располагают исходя из выполнения однородных технологических операций для обработки разных деталей. Оборудование формируют по однотипным группам, например, в механическом цехе на одном участке могут быть сгруппированы только токарные станки, на другом — строгальные, на третьем — фрезерные.
Технологический принцип облегчает руководство цехом или участком: мастер, отвечающий за группу однородных станков, может всесторонне изучить их; при чрезмерной загрузке одного станка работа может быть передана на любой освободившийся станок. Но технологический принцип имеет и недостатки. Так, при большом разнообразии продукции нужны частые переходы от одних технологических операций к другим. Это требует дополнительного времени на переналадку станков, удлиняет цикл изготовления, усложняет планирование, производственные связи подразделений и вызывает ряд других недостатков. Поэтому этот принцип неэкономичен. Его применяют в условиях единичного и мелкосерийного типа производства с большой номенклатурой деталей. При предметном принципе построения цехов каждый цех специализируется на изготовлении какого-либо определенного изделия или его составной части. По этому принципу сформированы цехи в крупносерийном и массовом производстве. Так, на автомобильном и тракторном заводах выделены цехи моторов, шасси, колес, кабин и т.д. Оборудование в цехах при предметном принципе располагают в порядке (последовательности) выполнения технологических операций. Оно здесь разнородно и предназначено для изготовления отдельных деталей или составных частей изделия. Цехи делятся на отдельные предметные участки, например, участки по изготовлению валов, шестерен, поршней и т.д. Оборудование устанавливается так, чтобы обеспечить прямолинейное движение деталей, закрепленных за участком. Детали обрабатывают партиями, время операции на отдельных станках не согласовано со временем операции на других. Детали во время работы хранят у станков и затем транспортируют всей партией. Предметные участки часто имеют замкнутый цикл. Как правило, они оснащены всем комплексом оборудования, необходимым для изготовления продукции. Так, на механических участках, организованных по предметно-замкнутому циклу, кроме механической обработки, производят термическую обработку, сварку, окраску и т.д. По такому признаку построены участки механических цехов многих заводов.
При организации цехов и участков по предметному принципу создаются благоприятные условия для применения передовых методов организации производства и труда. Расстановка оборудования по ходу выполнения технологических операций резко сокращает путь движения обрабатываемых деталей и затраты времени на их транспортирование. Возникают благоприятные предпосылки для организации поточных и автоматических линий, более полно используется оборудование, рабочие специализируются на выполнении узких операций, в результате чего повышается их квалификация, улучшается организация труда, усиливается ответственность за качество выпускаемых изделий. При этом мастер полностью отвечает за весь цикл изготовления изделия. Все это ведет к росту производительности труда и снижению себестоимости продукции. При предметно-технологическом (смешанном ) принципе построения цехов заготовительные цехи (литейные, штамповочные, прессовые, кузнечные) специализируются по технологическому принципу, а обрабатывающие — по предметному. Подобная производственная структура характерна для большинства машиностроительных.
9.4 Организационная структура управления: классификация по различным признакам Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними. В зависимости от используемого подхода выделяют следующие структуры: 1) В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления: линейная; функциональная; линейно-функциональная; матричная; дивизиональная; множественная. Различают связи: линейные (административное подчинение), функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения), межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня). 2) Типы организационных структур по взаимодействию с внешней средой: - механистический (например, линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная структуры управления); - органический (например, матричная структура управления). Среди органических структур целесообразно провести классификацию по отношению к инновациям: традиционная (не в понимании классическая, а в смысле не использующая структуры стратегического менеджмента) структура; структуры стратегического менеджмента: группы нововведений; программно-целевой подход; матричные структуры; концепция СХП. 3) типы организационных структур по взаимодействию подразделений (Взаимодействие на уровне «подразделение – подразделение» реализуется посредством департаментизации): - традиционная организационная структура: линейная; функциональная; линейно-функциональная; - дивизиональная: по продукту; по потребителю; по рынку; - матричная (как разновидности инновационная, бесструктурная). 4) Конфигурационный подход(Г.Минцберг) включает выделение структур по совокупности отличительных параметров, к которым отнесены: Ключевые механизмы координации, Ключевые составные организации; Параметры конструирования: Специализация работ, Обучение, Идеологическая обработка (индокринация), Формализация норм поведения, Формирование структурных подразделений, Размер структурных единиц, Системы планирования и контроля, Механизмы связи, Децентрализация; Ситуационные факторы: Возраст и размер, Техническая система, Внешняя среда, Власть. По совокупности этих параметров, присущих той или иной структуре выделяют: простую структуру, машинную бюрократию, функциональную бюрократию, дивизиональную структуру, адхократию, миссионерскую («миссионеры»). Лекция 10, 11: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ 10.1Линейная и функциональная структуры управления: сущность, форма построения, преимущества и недостатки 10.2 Линейно-функциональная структура управления 11.1 Дивизиональные структуры управления 11.2 Целевые структуры 10.1. Линейная и функциональная структуры управления: сущность, форма построения, преимущества и недостатки Сущность линейной формы связей в структуре управления состоит в том, что во главе каждого коллектива стоит один руководитель, который подотчетен вышестоящему руководителю. Подчиненные выполняют распоряжение только своего непосредственного руководителя. Вышестоящий руководитель не имеет права отдавать распоряжения работникам, минуя их непосредственного начальника.
Рис. 1. Линейный тип структуры управления Достоинства линейного типа структур управления; - установление четких и простых взаимосвязей между подразделениями организационной структуры; - получение подчиненными непротиворечивых и увязанных между собой заданий и распоряжений; - полная ответственность каждого руководителя за результаты работы; - обеспечение единства распорядительства сверху донизу, Недостатком линейной организационной структуры является то, что для руководства организацией руководитель должен быть компетентен во всех областях управления, что приводит в сложных организациях к перегрузке руководителей, некомпетентности и несвоевременности принятия решений, бюрократизму и негибкости. Линейный тип структур имеет много достоинств, поэтому достаточно широко применяется для организации небольших предприятий, для управления подразделениями
В функциональных структурах преобладает функциональная форма связей, которые характеризуются выделением специалистов и подразделений, хорошо знающих конкретные области производства и управления и принимающих в этих областях обоснованные решения. Достоинства функционального типа структyp: повышение компетентности руководства, вследствие привлечения квалифицированных специалистов по отдельным областям управления; - повышение гибкости структуры, которая легко реагирует на потребности практики путем создания новых функциональных служб.
Рис.2. Функциональный тип структуры управления
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2677; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |