Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретико-множественный смысл суммы




Упражнения

1. Почему на уроке, где изучается число «четыре», можно использовать картинку с изображением четырех яблок, четырех тетрадей, а
можно воспользоваться и другими примерами четырехэлементных
множеств?

2. Какой подход к определению отношения «меньше» используется
при ознакомлении младших школьников с неравенством 3 < 4, если
выполняются следующие действия: возьмем три розовых кружка и
четыре синих и каждый розовый кружок наложим на синий; видим, что
синий кружок остался незакрытым, значит, розовых кружков меньше,
чем синих, поэтому можно записать: 3 < 4.

3. Исходя из различных определений отношения «меньше», объясните, почему 2 < 5.

4. Как, используя теоретико-множественный подход к числу, объяснить, что 4 = 4?

 

Лекция 36. Теоретико-множественный подход в построении множества целых неотрицательных чисел.

Определение суммы, ее существование и единственность. Законы сложения.

Определение разности, ее существование и единственность. Теоретико-множественный смысл правил вычитания числа из суммы и суммы из числа.

Сложение целых неотрицательных чисел связано с объединением ко­нечных непересекающихся множеств. Например, если множество А со­держит 5 элементов, а множество В - 4 элемента и пересечение множеств А и В пусто, то число элементов в их объединении равно сумме 5 + 4.

Теорема 2. Пусть А и В - конечные множества, не имеющие общих элементов. Тогда их объединение тоже конечно, причем n(А È В) = n(А) + n(В).

Доказательство. Докажем сначала, что если а и b - натуральные числа, то существует взаимно однозначное отображение отрезка нату­рального ряда Nb на множество Х таких чисел, что а + 1 £ х £ а + b. Дей­ствительно, если поставить в соответствие числу с Î Nb число с + а, то в силу монотонности сложения этим будет задано взаимно однозначное отображение отрезка Nb на множество Х, Например, если а = 3, b = 5, то соответствие между множествами N5. и X = {4. 5, 6, 7, 8} может быть установлено так: числу с Î N5 сопоставим число х = 3 + с: числу 1 - чис­ло 3+1=4, числу 2 - число 3 + 2 = 5 и т.д.. числу 5 - число 3 + 5 = 8.

Пусть n(А) = а, n(В) = b. Тогда существуют взаимно однозначные отображения А на Nа и В на Nb. Но, согласно доказанному выше, отре­зок Nb можно взаимно однозначно отобразить на множество Х таких чисел, что а + 1 £ х £ а + b. Тем самым множество В взаимно однозначно отображается на X. Отображая взаимно однозначно множество А на Nа, множество В - на X, получаем взаимно однозначное отображение множества А È В на отрезок Nа+в. Поскольку нет элементов, одновременно принадлежащих А и В, то это отображение определено на всем множестве А È В. Значит, в множестве А È В имеется а + b элементов, что и требовалось доказать.

Из рассмотренной теоремы следует, что с теоретико-множественных позиций сумма натуральных чисел а и b представляет собой число элементов в объединении конечных непересекающихся множеств А и В таких, что а = n(А), b = n(В):

а + b = n(А) + n(В) = n(АÈ В), если, если А Ç В = Æ.

Выясним теперь, каков теоретико-множественный смысл равенства а + 0 = а. Если а = n(А),

0 = n(Æ), то. согласно теореме 2, а + 0 = n(А) + п(Æ) = n(А È Æ). Но, как известно, АÈ Æ = А, следовательно, n(А È Æ) = n(А), откуда а + 0 = а.

Взаимосвязь сложения целых неотрицательных чисел и объединения множеств позволяет истолковать с теоретико-множественных позиций известные свойства сложения. Так, коммутативность сложения связана с тем, что для любых множеств А и В выполняется равенство

А È В = В È А. Действительно, если а = n(А), b = n(В) и А Ç В = Æ, то а + b = n(А È В) = n (В È А) = b + а.

Аналогично можно показать, что ассоциативность сложения вытекает из равенства.:

(А È В) È С = А È (В È С). Действительно, если а = n(А), b = n(В), с = n (С) и А Ç В = Æ. А Ç С = Æ. С Ç В = Æ, то (а + b) + с = n((А È В) È С) = n((А È (В È С)) = n(А) + n (В È С) = а +(b+с).

Взаимосвязь сложения целых неотрицательных чисел и объединения множеств позволяет обосновывать выбор действий при решении тек)пых задач определенного вида. Выясним, например, почему следующая задача решается при помощи сложения: «Катя нашла 3 гриба, а Саша - 4. Сколько всего грибов нашли девочки?»

В задаче рассматриваются три множества: множество А грибов Кати, множество В грибов Маши и их объединение. Требуется узнать число элементов в этом объединении, а оно находится сложением. Так n(А) = 3, n{В) = 4 и А Ç В = Æ, то n (АÈВ) = 3 + 4. Сумма 3 + 4 – это математическая модель данной задачи. Вычислив значение этого выражения, получим ответ на вопрос задачи: 3 + 4 - 7. Следовательно, девочки нашли 7 грибок.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.