Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Представление, воображение и творчество

Психические свойства

ТЕМА 3. ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА, ЭМОЦИИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Мышление

Восприятие и его виды

Восприятие — это психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Выделяют четыре вида восприятия: 1) обнаржение; 2) различение; 3) идентификация и 4) опознание. Обнаружение и различение относятся к перцептивным действиям, а идентификация и опознание — к опознавательным.

2.11. Память, её основные процессы и виды.

Памятью называют отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или думал. В составе памяти можно выделить отдельные процессы, основные из которых — запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение и узнавание. Виды памяти: образная, словесно-логическая, двигательная (моторная) и эмоциональная.

Забывание бывает полным или частичным, длительным или временным. Психологами замечен феномен, называемый реминисценцией: заученный материал воспроизводится лучше не сразу, а через 1 — 2 дня. Забывание может быть обусловлено и работой защитных механизмов нашей психики, которые вытесняют из сознания в подсознание травмирующие нас впечатления.

— это высшая наиболее обобщенная и опосредованная форма отражения мозгом окружающего мира, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Оно позволяет человеку «узнать» то, что он не воспринимает непосредственно. Мыслительная деятельность совершается при помощи мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение и конкретизация.

Виды мышления: наглядно-действенное (опирается на реальные предметы и действия с ними); наглядно-образное (опирается на образы, хранящиеся в памяти) и словесно—логическое (осуществляет логические операции с понятиями). Основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.

Развитие мышления происходит постепенно. К 18 годам, когда использование теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта, процесс формирования мышления переходит в процесс его совершенствования.

Представления— это образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе их припоминания или воображения. В отличие от восприятия, представления могут носить обобщенный характер. Если восприятия относятся только к настоящему, то представления относятся к прошлому и возможному будущему и отличаются от восприятия значительно меньшей степенью ясности и отчетливости, однако их чувственно-предметный характер позволяет классифицировать их по модальности (зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и др.). Опора на представление хорошо знакомых сцен или мест служит одним из наиболее эффективных мнемонических (способствующих запоминанию) средств. Преобразования представлений играют важную роль в решении мыслительных задач, особенно тех, которые требуют нового «видения» ситуации.

Воображение – это создание образов таких предметов, которые никогда не воспринимались человеком раньше. Воображение бывает непроизвольное (не требует от нас усилий: читая интересную книгу, человек живет жизнью ее героев), произвольное (инженер смотрит на чертеж детали и пытается представить ее себе), воссоздающее (ученик представляет себе то, что учитель ему объясняет) и творческое (самостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности).

Творчество— это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процессов творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку. Центральным, специфически творческим моментом считалось озарение — интуитивное схватывание искомого результата. Экспериментальные исследования показали, что интуитивное решение возникает в предметной деятельности, доступной объективному анализу. Выделяя специфику психической регуляции процесса творчества, К.С. Станиславский выдвинул представление о сверхсознании как высшей концентрации духовных сил личности при порождении продукта творчества. С развитием кибернетики предпринимаются попытки моделировать процессы творчества на ЭВМ (эвристическое программирование). Передача техническим устройствам доступных формализации умственных операций резко повысила интерес к процессам творчества, которые не могут быть формализованы. Зависимость от них научно-технического прогресса (открытий, изобретений и т. д.) направила усилия психологов на разработку методов диагностики творческих способностей и стимуляции творчества (например мозговая атака и др.).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Составляющие познавательных процессов и их структура | Природа человеческих способностей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.