КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура педагогического процесса
Педагогическому процессу присущи закономерности – объективно существующие, повторяющиеся существенные связи педагогических явлений или этапов педагогического процесса. Перечислим некоторые из них: 1) педагогический процесс профессиональной подготовки специалистов для ОВД зависит от потребностей государства и общества в формировании будущего специалиста как гражданина, личности и профессионала; 2) в целостном педагогическом процессе вуза МВД России закономерно связаны в своем единстве его содержательные стороны (см. схему 3). Любой педагогический процесс строится, основываясь на принципах – основном исходном положении какой-либо теории, учения, мировоззрения, внутреннем убеждении, руководящей идее. Принципы педагогического процесса в вузе МВД России можно условно разделить: а) на дидактические (обучения): - государственность и целостность обучения; - доступность; - наглядность; - систематичность, прочность, последовательность; б) воспитания: - в процессе учебно-профессионального труда; - в коллективе; - личностно ориентированного подхода; - преемственности воспитательного воздействия; в) развития личности. Образовательный процесс воплощается в различных формах. В вузе МВД России реализуются следующие виды учебных занятий – лекция, семинарское, практическое занятие, конференция, учения, практика и др. Большинство форм отличается организационно-методическими особенностями в зависимости от темы, конкретных целей, категорий обучающихся и места проведения. Все основные формы занятий эффективны, если они активизируют и направляют процесс учения как на занятиях, так и во время самоподготовки, воспитывают и развивают учащихся.
Совокупность сведений, необходимых для выполнения в будущем определенной профессиональной деятельности, является содержанием обучения. Краткий перечень дисциплин дан в Государственном образовательном стандарте – базовом нормативном документе, определяющем структуру и содержание высшего профессионального образования, государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по каждому из направлений. Методы педагогического процесса (греч. methodos – путь, способ познания) – совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.
3. Роль личности, группы и коллектива в воспитании. Институт наставничества [5] Воспитание личности офицера – сотрудника ОВД не ограничивается рамками процесса обучения. Воспитание – процесс более широкий, сложный, более многогранный, чем процесс обучения. Этот процесс осуществляется в соответствии с присущими ему специфическими законами и закономерностями. Специфика правоохранительной деятельности предъявляет к воспитательному процессу особые требования. «Под воспитательной работой в органах внутренних дел понимается целенаправленная деятельность руководителей, кадровых и воспитательных аппаратов, общественных институтов; процесс формирования высоких профессиональных, гражданских и морально-психологических качеств, повышение уровня общей культуры сотрудников, мобилизация их на эффективное выполнение оперативно-служебных задач»[6]. Сложность воспитания личного состава состоит в том, что оно: 1) начинается не с «чистого листа», а ведется со взрослыми, в основном сформировавшимися людьми, отягченными прошлым опытом; 2) зависит от множества факторов (см. схему 1), часто противоречиво влияющих на процесс воспитания;
3) протекает не только как целеустремленный и плановый процесс, но происходит на протяжении жизни, деятельности, зависит от окружающих людей и условий разного масштаба; 4) требует высокой педагогической квалификации всех, кто в нем участвует; 5) связано с достижением текущих и рубежных результатов, которые нельзя четко выделить и однозначно оценить; 6) во многом зависит от самого воспитывающегося, от его желания совершенствоваться. Воспитывающая сила коллектива состоит в том, что он объединяет всех сотрудников в процессе совместной деятельности, вынуждает подчиняться общим целям и нормам поведения. Коллективные переживания одних и тех же событий всегда сильнее, чем переживания в одиночку. Большой воспитательной силой обладают традиции. Сложившийся в коллективе традиционный стиль и порядок работы объединяет, сплачивает людей. Поэтому для успешной воспитательной работы важно использование общей силы коллектива с целью оказания помощи тем, кто испытывает трудности в службе и личной жизни, воздействия на нерадивых сотрудников. В органах внутренних дел регулярно происходит «омоложение» личного состава. Значительный отток квалифицированных кадров из органов внутренних дел в 1995–2000 годах привел к тому, что к настоящему времени около 50% личного состава едва достигли возраста 30 лет, а 58% служат в системе Министерства внутренних дел менее 5 лет. В этих условиях наставничество приобретает одно из существенных направлений воспитательной работы. Наставничество – это процесс индивидуального обучения и воспитания молодых сотрудников и стажеров, осуществляемый в период их профессионального становления. Наставничество в органах внутренних дел призвано решать следующие задачи: – социально-психологическую (адаптация и закрепление молодых сотрудников на местах); – дидактическую (помощь в овладении профессиональными навыками и умениями); – воспитательную (формирование профессиональных, нравственных и личных качеств сотрудников). Основной целью наставничества является оказание помощи молодым сотрудникам и стажерам в их профессиональном становлении, а также в формировании профессионального кадрового звена в органах внутренних дел.
Основные требования, предъявляемые к наставникам, определены в Положении об организации наставничества в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденном приказом МВД России от 24 декабря 2008 года № 1139. Наставники назначаются из числа наиболее подготовленных сотрудников, имеющих способности к воспитательной работе и стаж службы в органах внутренних дел. Кандидатуры наставников обсуждаются на собраниях коллективов структурных подразделений и рассматриваются на заседаниях совета наставников. Знание основ педагогики и психологии, хорошее владение методикой проведения индивидуальной работы необходимы каждому наставнику. Он должен быть профессионалом, обладать коммуникативными способностями и быть личным примером для своих подопечных. Сила наставника – в его профессионализме и личном авторитете. Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников: а) лицами, впервые принятыми на службу в органы внутренних дел на должности рядового, младшего и среднего начальствующего состава; б) сотрудниками органов внутренних дел – выпускниками очных профессиональных образовательных учреждений системы МВД России, а также завершившими заочное, вечернее обучение в случае их назначения с повышением в должности; в) сотрудниками, перемещенными по службе на вышестоящую либо равнозначную должность в другую службу, если выполнение ими своих служебных функций требует расширения и углубления профессиональных обязанностей и новых практических навыков. Предлагается следующая схема работы наставника с вновь принимаемыми на службу молодыми сотрудниками: I этап – стажер во время прохождения испытательного срока (стажер по должности). Наставник назначается приказом начальника подразделения. В этот период наставник обращает особое внимание на формирование у стажера профессиональных качеств, а также на его личные качества: поведение в быту, интересы, окружение и т. д. Наставник должен активно использовать такие формы индивидуальной воспитательной работы, как беседы, индивидуальные поручения и задания, посещения стажера на дому.
Следует использовать и такую форму индивидуальной воспитательной работы, как внеслужебное общение. Оно предполагает изучение сотрудника не только в процессе выполнения им служебных обязанностей, но и во внеслужебное время, знание бытовых условий жизни подчиненных, круга их интересов, форм проведения ими свободного времени, отношений в семье. II этап – молодой сотрудник (после приказа о назначении на должность). В этот период наставник особое внимание должен обращать на обучение молодого сотрудника по программе первоначальной подготовки и формирование его профессиональных навыков и умений. На этом этапе он использует такие формы индивидуальной воспитательной работы, как беседа, посещение на дому, оказание практической и методической помощи, контроль за обучением сотрудника и др. В целях качественного улучшения наставнической работы с молодыми сотрудниками необходимо отойти от формализма, добиться, чтобы наставники и руководители занимались поиском новых форм работы с молодежью. Практика показывает, что наставники, а также ветераны привлекаются к проведению занятий по служебной и общественно-государственной подготовке, участвуют в организации и проведении конкурсов профессионального мастерства, соревнований по прикладным видам спорта, организации праздников, вечеров. Во многих органах внутренних дел организуются дни (слеты) наставников, где они обмениваются опытом работы. В программу слетов включаются лекции по психологии, методике воспитательной работы, здесь проходит демонстрация фильмов о работе лучших наставников, распространяется методическая литература и т. д. Во многих органах внутренних дел разрабатываются дневники наставников, образцы планов, психологические советы по работе с молодыми сотрудниками. Все это значительно помогает улучшить наставническую деятельность. В целях стимулирования труда наставников необходимо использовать различные формы и методы морального и материального поощрения в зависимости от результатов служебной деятельности их подопечных. Надо развивать среди наставников состязательность, организовывать и проводить смотры-конкурсы на звание «Лучший наставник».
Лекция 3
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1144; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |