КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Самовоспитание и саморазвитие личности: взаимосвязь и особенностиСущность и содержание процесса самовоспитания сотрудника ОВД Сотрудника овд Основы самовоспитания Теоретические и методические
1. Сущность и содержание процесса самовоспитания сотрудника ОВД. 2. Самовоспитание и саморазвитие личности: взаимосвязь и особенности.
Проблема самовоспитания очень стара. Истоки ее можно найти еще в Древней Греции в теории Сократа «Познай себя». В середине ХIХ века этим вопросом занимались различные ученые – Н.Г. Чернышевский[12], А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский[13]. Известный психолог С.Л. Рубинштейн[14] считал, что внешние воздействия на личность действуют через внутренние условия, сложившийся у человека строй мыслей и чувств. По мнению большинства современных педагогов, процесс воспитания человека можно считать эффективным тогда, когда у него появится потребность в самовоспитании – в сознательной, планомерной работе над собой. Эта работа направлена на формирование таких свойств личности, которые отвечают требованиям общества и личной программе развития. Самовоспитание начинается, когда личность подготовлена к нему, когда человек задумывается над своим будущим, проявляет известную самостоятельность в практической жизни. Наиболее благоприятные условия для самовоспитания создаются в коллективе, когда необходимо корректировать свое поведение с его требованиями. Идеал педагогики – не слепое послушание субъективным требованиям извне, а подчинение объективной необходимости. Самовоспитание – это деятельность человека (самодеятельность), являющаяся средством его самовыражения на уровне определенных мировоззренческих установок. Самовоспитание может осуществляться в различных сферах развития личности – нравственной, физической, эмоционально-волевой, эстетической и интеллектуальной. Содержание и направленность самовоспитания зависят от ряда обстоятельств: от особенностей жизненного склада, от идеалов человека, от осознания тех объективных и субъективных трудностей, с какими он сталкивается. В понятии «самовоспитание» педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы – воспитание – лишь условия, средства пробуждения внутренних сил, приведения их в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития. В процессе воспитания необходимо побудить человека к осуществлению самовоспитания. Самовоспитание – деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания. Самовоспитание – процесс, сопровождающийся противоречиями, в частности, осознанием разрыва между внешними требованиями и своими возможностями их выполнения (хочу – могу – надо). Структура самовоспитания: 1) анализ собственной личности с помощью самонаблюдения, сравнение себя с другими и самооценка; 2) выделение своих положительных качеств и определение того, что необходимо преодолеть; 3) оценка окружающей среды в плане отношения окружающих; 4) постановка конкретных целей самовоспитания; 5) самокоррекция (внесение изменений в свои качества с помощью волевых усилий над собой); 6) самоанализ и самоконтроль. Личность не выступает в качестве пассивного объекта воспитательных воздействий. У нее формируется внутренняя позиция к этим воздействиям, в зависимости от которой она может или активно работать над своим совершенствованием (саморазвитием) или оставаться пассивной. Понимание указанных положений привело к тому, что все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии личности, стали подразделять на две группы – внешние и внутренние. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам личностного развития человека. Природные склонности, способности и задатки, а также вся совокупность его чувств и переживаний, которые возникают под влиянием внешних воздействий, относятся к внутренним факторам. С этой точки зрения должно быть понятно, что воспитание играет определяющую роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работе над собой. Именно эта активность и собственное стремление растущего человека к своему совершенствованию в конечном счете и определяют его личностное развитие. У молодого сотрудника органов внутренних дел, разумеется, могут возникнуть трудности при работе над собой. Это может быть языковой барьер (бедная, неинтересная речь), недостаточная развитость волевого компонента (недостаток требовательности к себе), непонимание значения самовоспитания в условиях профессиональной деятельности, отсутствие навыков культуры общения, недостаток свободного времени или неумение его заполнить. Учащиеся вузов МВД (74%) считают, что педагоги мало обращают внимания на самовоспитание, а продолжают воспитывать по старинке, воспринимая учащегося как субъект. Неблагоприятный морально-психологический климат в группе (круговая порука, равнодушие к успехам или неудачам окружающих); наличие устойчивых группировок по принципу взаимных интересов с отрицательной направленностью (разный материальный статус, наличие «заступников»); некоторое равнодушие педагогов к результатам учебно-служебной деятельности курсантов – лишь некоторые факторы, которые могут помешать курсанту начать самовоспитание. По результатам проведенного опроса 1500 курсантов четырех вузов МВД России 72% курсантов полагают, что им необходимо самовоспитание, но из них 15% считают, что это их личное дело и в помощи они не нуждаются. Совет, доверие, поощрение и поддержка, своевременное осуждение неправильных действий – все это движущие силы процесса самовоспитания. Принципы самовоспитания: 1) самопознание; 2) потребность в совершенствовании; 3) умение управлять собой; 4) своевременная и объективная самооценка; 5) самоанализ; 6) самоотчет. Можно выделить следующие основные методы самовоспитания: 1) самоубеждение (это дискуссия с самим собой, выдвижение доводов за и против, отвержение болезненного самолюбия); 2) самовнушение (внушение самому себе представлений, мыслей, чувств); 3) самоупражнение (сознательное многократное выполнение запланированных действий в целях выработки определенных качеств, черт характера, навыков и умений). Интересны правила самовоспитания, сформулированные К.Д. Ушинским[15]: 1) спокойствие, по крайней мере, внешнее; 2) прямота в словах и поступках; 3) обдуманность собственных действий; 4) не говорить о себе без нужды ни одного слова; 5) делать то, что хочешь, а не то, что случится; 6) не разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет. Факторы, побуждающие сотрудника органов внутренних дел к самовоспитанию: 1) требования, которые предъявляет общество к развитию личности специалиста, а также те социальные идеалы, моральные образцы и примеры, которые увлекают и становятся для нее притягательными. Все это обусловливает необходимость содержательного раскрытия вопросов о том, каким должен быть сотрудник милиции в современном обществе и профессиональной деятельности, какими свойствами и качествами он должен обладать; 2) важным стимулом самовоспитания являются притязания личности на признание своего достойного места в коллективе, в среде коллег. Эти притязания, если они имеют здоровую моральную направленность, следует поддерживать. Нужно тактично отмечать положительные действия и поступки молодых специалистов, поощрять их успехи, заботиться о создании доброжелательного отношения к каждому члену коллектива. В то же время необходимо быть весьма осторожными в оценке тех или иных поступков и действий, которые могут ущемлять самолюбие сотрудника, умалять его положение в коллективе и вызывать у него раздражение и противодействие; 3) положительное влияние на побуждение сотрудника к самовоспитанию оказывает создание атмосферы состязательности. Активное участие в профессиональной деятельности создает множество ситуаций для проявления профессиональных знаний, умений, навыков и определенного творчества практически каждого сотрудника. В этих условиях имеет место стремление закрепить достигнутый успех, имеющиеся недостатки замечаются и исправляются; 4) немаловажную роль в стимулировании самовоспитания играют положительные примеры, которые показывают коллеги и руководители. Все это вызывает подражание и стремление к личностному развитию; 5) побуждают к активной работе над собой и самовоспитанию здоровые дискуссии на моральные темы, обсуждение в служебном коллективе различных нарушений правил товарищества, дисциплины со стороны отдельных сотрудников.
Древние мудрецы, в частности Сократ, считали, что главным врагом человечества является невежество. «Я знаю, что я ничего не знаю. А другие и этого не знают». Самовоспитание есть неотъемлемая и важнейшая часть саморазвития. Саморазвитие – это сознательная деятельность, направленная на полную самореализацию. Саморазвитие включает в себя развитие творческих, личностных и профессиональных качеств. Эти качества условно можно разделить на несколько групп. Первая группа – коммуникативные качества – это способность располагать к себе людей, вызывать у них чувство доверия; способность к быстрому установлению контактов с новыми людьми; умение быстро найти нужный тон и целесообразную форму общения в зависимости от психологического состояния и индивидуальных особенностей собеседника; умение дать объективную оценку действиям других людей; умение отстаивать свою точку зрения. Вторая группа – интеллектуальные качества – это умение выбрать из большого количества информации ту, которая необходима для решения конкретной задачи; способность рассмотреть проблему с нескольких различных точек зрения; способность «схватить» суть проблемы. В следующую группу можно объединить особенности памяти – оперативная память на внешность и поведение человека; способность передать один раз услышанное. Свойства внимания и наблюдательности – умение подмечать малозаметные изменения. Волевые качества – способность брать на себя ответственность в сложных ситуациях. Эмоциональная устойчивость при принятии ответственных решений также является элементом саморазвития. Это качество формируется с опытом. Первое звено в процессе саморазвития личности сотрудника органов внутренних дел – это познание тех специфических требований, которые предъявляет к нему его деятельность, оценка своих знаний, умений и качеств, определение степени соответствия требованиям профессии. Второе звено – осознание тех изменений, которые необходимо произвести в своей личности и разработка программы действий для этого. Третье звено – реальная саморазвивающая деятельность, сознательные и преднамеренные действия сотрудника, рассчитанные на самоизменение. При этом главное – освоение способов самовоздействия. Даже наличие сильных позитивных мотивов саморазвития: самоутверждения, самосовершенствования, самоактуализации – не гарантирует автоматического возникновения мотивов самовоспитания. Немало людей с развитой мотивацией желают самосовершенствоваться. Часто этот процесс носит стихийный, ненаправленный характер, используются случайные обстоятельства и возможности, предоставляемые жизнью для продвижения в своем развитии хотя бы на шаг вперед.Необходимым условием возникновения мотивов самовоспитания является выделение самовоспитания в самостоятельную деятельность. Это возможно только при наличии осознанно поставленных целей, планирования, затрат определенных волевых усилий. Поэтому самовоспитание – это волевой процесс, требующий от личности мужества, самоотверженности, целеустремленности. Когда у человека вырабатывается привычка заниматься самовоспитанием, то уровень воли снижается, формируется истинная потребность в самовоспитании, удовлетворение которой обретает индивидуально-личностный смысл.Поэтому в организации собственного воспитания всегда оказываются наиболее сложными именно первые моменты.Профессиональное саморазвитие может идти по вышеназванным направлениям: самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализация.Сотрудник правоохранительных органов утверждается в профессиональной сфере по разным мотивам: стремление соответствовать некоторому образу милиционера; быть не хуже других; быть на уровне требований руководства; зависть к другим, так называемым «любимчикам», и др. Эти мотивы могут стимулировать работу над собой, но чаще всего удовлетворяются посредством использования различных манипулятивных техник. В ходе манипулирования достигается односторонняя выгода путем скрытого воздействия и преследования собственных целей, о которых противоположная сторона не предполагает, при этом создается иллюзия независимости, «радения за дело», стремления следовать высшим интересам.Основное влияние на поведение сотрудника оказывают внешние обстоятельства и требования, поэтому его саморазвитие идет по пути приспособления к этим требованиям и проходит следующие стадии:1) профессиональной адаптации. Возросшие требования общества, служебного коллектива вступают в противоречие со сформировавшимися в вузе профессиональными знаниями, умениями, личностными особенностями. Пытаясь адаптироваться к профессиональному сообществу, молодой сотрудник перенимает, впитывает, усваивает чужой опыт, нередко проявляя некритичность. Превалирует стремление удовлетворять требованиям значимой среды;2) профессионального становления. Необходимость приспосабливаться к требованиям руководства и профессионального сообщества вступает в противоречие с выработанными к тому времени у сотрудника индивидуальным стилем деятельности и общения, профессиональными познаниями, собственными приемами и «техниками»;3) профессиональной стагнации. Сотрудник приспособил свои индивидуальные особенности и возможности к требованиям профессиональной среды и существует за счет достижений прошлого, эксплуатации стереотипов, канонизации собственного опыта. Все это нередко приводит к снижению активности, профессионального роста, невосприимчивости к новому, использованию своего положения для подавления младших коллег.Таким образом, профессиональное самопознание и профессиональное саморазвитие оказываются тесно связанными друг с другом, определяя вектор и стратегии развития сотрудника правоохранительных органов как профессионала.Саморазвитие начинается с процессов осознания себя как субъекта жизнедеятельности, утверждения своих личностных качеств, проходит этап (при благоприятных условиях) осознания себя как субъекта саморазвития и осуществляется в актах самоутверждения, самосовершенствования и самоактуализации, в самопостроении себя на различных этапах жизненного пути.Типичными трудностями самопознания и саморазвития являются: несформированность мотивационной основы, способов и приемов самопознания и саморазвития, механизмов; неадекватные самооценки, порождающие неуверенность или самоуверенность, что обусловливает сложности в постановке жизненных целей, нежелание заниматься самовоспитанием и др.Процессы самопознания и саморазвития будут протекать более эффективно и в социально приемлемых нормах, если личности (на различных этапах ее становления) оказывается психолого-педагогическая поддержка, осуществляемая в рамках позитивного сопровождения. Если в учебных заведениях системы МВД, практических органах реализуется идея сопровождения и организация воспитательной работы нацелена на саморазвитие, то это создает благоприятные предпосылки для работы каждого субъекта взаимодействия над собой, стимулирует индивидуальное самопознание и саморазвитие.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 12060; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |