Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нестандартные уроки




От мотивированности учащихся на учение.

Мотивация учения – это сложный процесс создания таких условий, при которых стремление к учебной деятельности становится сильнее всех остальных влечений ученика. Мотивация учения выполняет три функции: побуждающую, направляющую (организующую) и смыслообразующую.

Множество мотивов учения можно разделить на 2 группы:

1. Мотивы, связанные с особенностями конкретного ученика, с его отношением к учению и конкретному предмету

· Разнообразные цели учения (приобретение знаний и умений для чего-либо, удовлетворение любознательности, осознанное расширение кругозора, культуры, поступление в вуз и т.д.);

· Результаты учения (успех, удовольствие, одобрение, престиж);

· Процесс учения (познавательный интерес, ощущение радости познания, возможность преодоления затруднения, самовыражение, радость общения).

II. Мотивы, связанные с другими особенностями учения:

· Авторитет конкретных лиц, стремление походить на них (личность учителя);

· Стимулирующее воздействие методов обучения;

Ученику необходимо предоставить право выбора своего метода активного постижения материала.

Важно, чтобы в процессе работы на уроке школьник чувствовал себя не объектом педагогических воздействий, а самостоятельно и свободно действующей личностью. Сотрудничество, а порой и соавторство ученика и учителя способны объединить их интересы и усилия.

· Интерес

Интерес – это пробуждение мысли, начало активной деятельности. При наличии интереса знания усваиваются основательно. Санк-Петербургские ученые во главе с профессором Щукиной подсчитали, что интерес, как главный мотив учения, обеспечивает на 73% успех и эффективность учения.

Я уже говорила, что за время учебы ученик посещает 10 тыс. уроков. И чаще всего почти все они похожи как близнецы: опрос, объяснение, закрепление, домашнее задание. Какой уж тут интерес. Интерес, как известно, появляется когда ученик вовлекается в общение, когда материал урока будоражит мысль, когда на уроке – диалог учителя и учеников, когда на нем созданы условия для выражения собственного «я» каждого ученика. И вот как раз все это позволяет сделать нестандартный урок.

Уроки – редакции, уроки – собрания, уроки – КВН. Все эти уроки, хорошо организованные, подготовленные – праздник для учащихся. Иногда, правда, можно услышать, что подобные уроки – заигрывание с учениками, а школа – это не место для заигрывания, а процесс получения знаний – не забава, не игра, а тяжки, каждодневный труд.

Однако, чтобы подготовить и провести нестандартный урок на хорошем уровне, надо много потрудиться. Обычно такой урок проводится в конце изучения темы, возможны варианты таких уроков при знакомстве с писателями или поэтами. И он является итогом вашей каждодневной работы. Этот урок требует большой подготовки от учащихся (они отбирают материал, обрабатывают его, готовят наглядности, выполняют различные творческие исследовательские работы, часть функции учителя переходят к ученикам). И справиться со всем этим они могут лишь тогда, когда вы дали им базу знаний для этого, научили их. Только в этом случае будет праздник, а не фарс. Подготовиться к такому уроку намного сложнее.

Как же соотносить стандарт и творчество в работе?

Проблема соотношения стандарта и творчества не нова. И в профессии учителя отдать предпочтение одному и отказаться от другого невозможно.

Творчество – это нестандартное выполнение той или иной задачи.

Стандарт – это то, что формализировано. В стандарте всегда сведено многое различное к единому типовому. Это позволяет наиболее экономно и рационально расходовать силы и энергию на что-то, выходящее за пределы стандарта.

Стандарт – это способ обобщения, отбора наиболее характерного. Если взглянуть на стандарт с точки зрения развития, то появление любого стандарта связано с творчеством. Образец будущего стандарта – наиболее творческое решение, отвечающее всем определениям творчества.

Творческая работа педагога постоянно связана с использованием ряда впечатлений, жизненного опыта, со специальным поиском новых данных, с овладением интересными методами, формами, отбором наиболее эффективных для конкретного учителя, конкретного класса, конкретной обстановки.

Овладение несколькими стандартами позволяет учителю хорошо работать, но только в том случае, если они будут использованы с учетом всех особенностей: аудитории, уровня подготовки класса, времени, места и т.д.

Вот несколько алгоритмов игровой магии:

1. Я переходил на таинственный шепот. Реакция детей: напряжение на лицах, внимание.

2. Употребление выражений «впервые в жизни», «сказочно», «необыкновенно». Реакция: недоверие, знаем, мол.

3. Выдача точных и потрясающих фактов: «За вами ночью заедет машина ТиЗ -69. Ничего не надо записывать. Цвет машины защитный. Шофер дядя Петя». Реакция: всех бросает в радостную дрожь, кто-то обнимает приятеля.

4. «О родителях не беспокойтесь, они предупреждены и дали согласие» И снова – детали: «Мама Иванова дала согласие, а мама Петрова завтра в 12.00 скажет о своем решении». А теперь запоминайте, что нужно взять с собой. Реакция: восторг, ошарашенность, где это видано, сроду такого не было!.

5. У нас мало времени на размышления. Кто не думает играть, пусть сейчас откажется. Реакция: все смотрят друг на друга, и в глазах: «Ни за что не откажусь!».

6. «Кто сомневается в своих силах, пусть скажет «нет». Задания многим покажутся неинтересными, трудными. Реакция: сомкнутые губы, напряженные лица: «Как можно спрашивать? Готовы к любым заданиям?».

7. «Я ничего от вас не скрываю: это игра, она требует выполнения правил. Реакция: не скептиков.

Все эти приемы можно применять много раз, но каждый раз по-разному, каждый раз нужно творчество.

Таким образом, творчество создает стандарты – алгоритмы как своего рода строго фиксированный порядок действий, но оно не является ни стандартом, ни алгоритмом, в нем оптимально используются ранее фиксированные варианты действий.

Педагог–мастер как бы заново открывает для себя вечно новую сущность педагогического явления, но это открытие предполагает знания стандартов. В этом смысле творчество как нечто новое не может существовать без старого. В педагогике старое неразрывно связано с творческим богатством человека.

С творческим процессом связаны такие понятия, как вдохновение, интуиция, озарение. Но эти мгновения важно фиксировать для последующего использования.

Что должен знать педагог во время урока?

· Правильно воспринимать те процессы, которые происходят в мире детей, каждого отдельного ребенка в различных ситуациях;

· Анализировать соотношение «цель – средства – результат» применительно к выбору ситуации;

· Требовать и доверять;

· Быстро ориентироваться и переключать внимание;

· Оценивать ситуацию с разных сторон;

· Из многообразия педагогических фактов выбрать существенное;

· В одной и той же ситуации пользоваться разными приемами воздействия;

· Точно передавать свои настроения, чувства, мысли словом, мимикой, движением;

· Быть индивидуальностью.

Все эти умения во многом будут определять качественную сторону работы учителя на уроке, да и в воспитательном процессе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.