Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ 4. Проблемы межличностных отношений

ЛЕКЦИЯ 3.

Проблемы межличностных отношений.

ЛЕКЦИЯ 2.

ТЕМА: Группы как социально психологический феномен. Виды групп.

Человек живёт в обществе и строит с ним определённые отношения, непосредственно общается с другими людьми, реализуя свою социальную сущность. В ситуации общения у человека меняется очень многое: от выражение лица до взглядов на окружающее. Собственно говоря, само человеческое «Я», внутреннее содержание личности возникает и формируется в процессе общения с окружающими людьми. Это общение происходит в группах и коллективах. Эти общности неоднородны.

Под социальными группами понимаются устойчивые общности с определённым количеством людей, включенных в типичные для них виды деятельности и связанных системой отношений, регулируемых общими интересами, ценностными ориентациями, настроениями и переживаниями, нормами жизни и отношений, традициями.

Группа – реальная социальная общность людей: нация, класс, партия, бригада, экипаж, выделяемая на основе определённого признака, например, классовой принадлежности, особой организации и так далее, и в которой возможно непосредственное общение между людьми.

 

Виды групп; внутригрупповое общение; личность и группа.

Групповая динамика и лидерство в группе; эффективность групповой деятельности.

 

ТЕМА: Психология общения.

ТЕМА: Природа конфликтов и пути их разрешения.

Слово конфликт многие понимают по-разному. Для одного это крик, ос­корбления, рукоприкладство, а для другого недоброжелательный взгляд или опоздание на пять минут.

КОНФЛИКТ (conflictus лат. - столкновение) - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия. Конфликтные ситуации сопровождают нашу жизнь от рождения до самого последнего дня. Однако не каждая из них перерастает в конфликт.

Конфликт начинает развиваться, когда одна из сторон начинает дейст­вовать, ущемляя интересы другой (в реальности или в воображении).

Причинами конфликтов могут быть несовпадения религиозных, профес­сиональных, идеологических или личностных ценностей.

Иногда к конфликтной ситуации приводит нечеткое или неравномерное распределение обязанностей, нагрузки, оплаты, а также невыполнение каких-либо действий или обязательств. Неправильное понимание информации, ис­пользование слухов или неточных фактов, нарушение конфиденциальности тоже может служить причиной конфликтов.

Никто не хочет конфликтовать (сознательно). Досада, раздражение, гнев, головные боли, боли в области сердца, и т.п. остаются как у того, кто победил, так у того, кому пришлось подчиниться. Возникает бессонница, во время которой переживается конфликтная ситуация, какое-то время труд­но сосредоточиться, заняться текущими делами. У некоторых поднимается артериальное давление. Другие, чтобы заглушить досаду, употребляют спиртное или наркотики, срывают зло на членах своей семьи или подчинен­ных.

Многие мучают себя угрызениями совести. Дают себе слово быть сдер­жанней, осмотрительней, но проходит какое-то время, и все начинается сна­чала.

Каждый последующий конфликт возникает по все меньшему поводу.

Когда конфликты становятся частыми, люди мучительно ищут выход. Одни начинают ограничивать общение. В первый момент как будто помога­ет. Но потребность в общении сродни потребности в воде. У человека, по­павшего в условия полного одиночества, развивается психоз, во время кото­рого появляются слуховые и зрительные галлюцинации. С галлю­цинаторными образами начинается общение, которое, конечно же, не может быть продуктивным и ведет к гибели человека. Наукой установлено, что именно из-за этого умирают люди, оставшиеся одинокими.

Часто потребность в общении берет свое, и тогда человек вступает в контакт с кем попало, лишь бы не быть в одиночестве. У многих развивается замкнутость, застенчивость. Уже не ты выбираешь, а тебя выбирают.

Вторые (в основном это сильные личности, занимающие командные должности) требуют беспрекословного подчинения, как в семье, так и на ра­боте. Тогда они перестают улавливать постепенно нарастающее недовольст­во тех, кто зависит от них.

Когда исчерпываются возможности для подавления, они, иногда с болью, иногда с удивлением, замечают, что их все оставили. Им кажется, что их предали.

Третьи, не пытаясь наладить общение, меняют своих партнеров, увольняются с работы, разводятся. Но от себя, от своего неумения общать­ся, никуда не уйдешь. На новом месте все начинается сначала.

Четвертые полностью уходят в работу, часто выбирая такую, которая не требует контактов с другими людьми. Но и это тоже временный выход, по­тому что потребность в общении остается неудовлетворенной.

 

Выделяют четыре вида конфликтов: внутренний (внутриличностный) конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.

Внутриличностный конфликт возникает тогда, когда перед человеком встаёт проблема выбора.

Это спор между" хочу" и "нельзя"; между "должен" и "не хочу"; это борь­ба потребностей и установок, желаний и ограничений, необходимости и воз­можностей.

Задержаться на работе, как того требует производственная необходи­мость, или спешить домой, где срочно требуется Ваше присутствие? Если "за" и "против" для Вас равны, и невозможно сделать выбор, Вы столкнулись с внутриличностным конфликтом.

При потере трудоспособности, вследствие тяжелого заболевания, это может выразиться в растущем несоответствии между потребностями и воз­можностями.

Если медсестре одновременно дают поручения старшая медсестра, врач и заведующий отделением, это может вызывать эмоциональное напряжение.

Противоречивые требования родителей могут способствовать разви­тию невроза у ребенка.

Неумение разрешать внутриличностные конфликты ведет к нарастанию эмоционального напряжения. Человек либо разряжается на окружающих, то­гда конфликт перерастает в межличностный, либо "уходит" в болезнь.

Межличностный конфликт возникает тогда, когда люди имеют раз­ные ценностные ориентации, взгляды, позиции, а также тогда, когда рабочее место не обеспечено необходимыми средствами, неравномерно распределя­ется нагрузка (например, сестра, работающая на ставку, выполняет ту же ра­боту, что и сестра, работающая на 1,5 ставки).

Если межличностный конфликт не разрешается тем или иным путем, его участники обращаются за поддержкой. Конфликт перерастает в меж­групповой или в конфликт между личностью и группой.

Конфликт между личностью и группой может быть следствием меж­личностного конфликта, когда один из участников его нашел поддержку сво­ей позиции. Это может быть конфликтом между пациентом и медперсона­лом, медперсоналом и родственниками пациента и т.д.

Этот вид конфликта может возникнуть и тогда, когда личность прихо­дит "со своим уставом в чужой монастырь". Это также конфликт между ру­ководителем и подчиненными, когда руководитель занимает авторитарную позицию, не считаясь с мнением, желанием, потребностями работников.

Межгрупповой конфликт может возникнуть между различными фор­мальными и неформальными группами (например, дневная смена медицинского персонала мо­жет обвинить ночную смену в том, что та плохо ухаживает за больными).

Формы поведения в конфликтных ситуациях

Продуктивная или конструктивная фаза конфликта характеризуется тем, что оба оппонента осознают цель, предмет и средства совместной деятельно­сти, правильно оценивают свои возможности и свое состояние и способны на правильную оценку состояния и реакций оппонента.

Деструктивная фаза конфликта начинается тогда, когда взаимная не­удовлетворенность оппонентов друг другом, способами решения проблемы, продуктивностью совместной деятельности превышает некий критический порог, и совместная деятельность становится неуправляемой.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 1 | Невроз - психогенное заболевание
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.