Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психика как сфера исследований в психологической науке




Вопросы для повторения

1. Что изучает психологическая наука? Каково место психологии в системе гуманитарных наук?

2. Определите структуру психологии? Какие отрасли данной науки наиболее перспективны и востребованы обществом в настоящее время?

3. Когда появился научный термин «психология»? Кто впервые использовал его в научных исследованиях?

4. Перечислите и дайте краткую характеристику основным методам психологического исследования.

5. Назовите основные этапы становления и развития психологической науки?

6. Кто из российских ученых внес наиболее весомый вклад в развитие психологии? Каковы наиболее крупные научные открытия российских психологов?

7. Что представляет собой психологическая наука в России в настоящее время?

8. Для чего нужно изучать психологию? Требуются ли Вам лично знания по психологии? Ответ обоснуйте.

 

Основным (если не единственным) объектом психологических исследований является человек — сложнейшая из известных науке систем, обладающая уникальными характеристиками, и, прежде всего, способностью к саморегуляции. Как отмечал И.П. Павлов, «человек есть, конечно, система (грубее говоря — машина), как и всякая другая в природе, подчиняющаяся неизбежным и единым для всей природы законам, но система, в горизонте нашего современного научного видения, единственная по высочайшему саморегулированию». Трудно назвать другую систему — объект научного исследования, сопоставимую по уровню сложности с человеком.

Проблема Человека давно определилась в науке как комплексная, изучаемая целым рядом наук. Как уже отмечалось, человек изучается и в качестве продукта биологической эволюции как живой организм, и в качестве главного элемента производительных сил общества и носителя производственных (и всех других общественных) отношений, и как духовно-нравственный феномен эволюции. Человек включен во многие системы реальной действительности. Связи и отношения человека с окружающим миром многообразны, а потому многообразны его свойства и качества.

Одним из важнейших и вместе с тем труднейших является вопрос об определении в этом многообразии тех качеств, которые составляют предмет сугубо психологического исследования.

В философии выделяют три основные разновидности объективно взаимосвязанных качеств, известных науке: материально-структурные, функциональные и системные. Попытка рассмотреть психологические свойства как материально-структурные, характерная для вульгарного материализма, не привела к раскрытию их сущности. Крайним ее выражением явилась френология, пытавшаяся выводить психические свойства человека непосредственно из строения мозга. Сюда же относятся попытки поиска оснований характера, вообще свойств личности, даже мировоззрения в типе телосложения, в конституции.

Более плодотворным оказался подход, рассматривающий психологические качества как функциональные. Собственно говоря, с понимания психологических качеств как функциональных и начинается развитие научной психологии. Психические явления стали исследоваться не как некоторое «застывшее» свойство мозга, а как его функция, раскрывающаяся в динамичном процессе взаимодействия организма со средой. Вместе с тем были поставлены вопросы о механизмах реализации этой функции и ее роли в жизнедеятельности человека. В частности, в русле этого подхода было сформулировано фундаментальное для развития психологии положение о том, что психическое выступает в роли регулятора поведения животных и человека (Сеченов, Северцов).

Анализ реальных функций психических явлений в поведении и деятельности позволил выявить ряд существенных характеристик психики. Более того, он еще не исчерпал себя: исследования в этом направлении чрезвычайно важны для дальнейшего развития психологии, для понимания места и роли психического в системе явлений материального мира.

Вместе с тем изучение функций психики в жизни человека закономерно приводит к необходимости рассматривать его психологические качества в многообразии отношений к тем сложным системам, в которых он живет и которые образуют его мир. В исследовании психического обнаруживаются не только функциональные характеристики, но и модус системного качества.

Системные качества, заслуга открытия которых принадлежит, прежде всего, К. Марксу, - «самые сложные среди всех качественных определенностей». Являясь интегральными качествами, они недоступны прямому наблюдению и могут быть выявлены только путем научного анализа тех систем, к которым принадлежит человек и закономерностям которых подчиняется его поведение и жизнь в целом.

Как показал в своих исследованиях отечественный психолог С.Л. Рубинштейн, человеческому бытию присущи многоплановость, многоуровневость и многослойность. Чтобы раскрыть все многообразие качеств человека и определить место, которое занимают среди них психологические качества, нужно рассмотреть совокупность систем, образующих бытие человека и являющихся основаниями его качеств. Согласно системному подходу любое явление возникает и существует в рамках некоторой (достаточно большой) системы явлений. При этом важно, что связи между явлениями, которые относятся к данной системе, выступают не как эпизодические и случайные взаимодействия, а являются существенными условиями возникновения, существования и развития каждого из них, а вместе с тем и системы в целом.

Материально-структурные, функциональные и системные качества тех или иных объектов не являются, конечно, изолированными друг от друга. Уже отмечалось, что попытки трактовать психические качества как материально-структурные оказались бесперспективными. Однако это не значит, что исследование психики может обойтись без изучения структуры ее материального субстрата. В исследованиях, например, сенсорно-перцептивных процессов психология непрерывно сталкивается с необходимостью использования знаний о строении органов чувств и мозга. Особенности этих процессов не могут быть достаточно глубоко поняты без опоры на такие знания.

Фундаментальное значение для понимания процессов ощущения и восприятия имеет асимметрия строения органов чувств. Это было убедительно показано Б.Г. Ананьевым в исследованиях ощущений разных модальностей, восприятия пространства и пространственной ориентировки. Им было введено понятие функциональной асимметрии, которая формируется на основе асимметрии структурной. В современных науках нейрофизиологии и психофизиологии изучению взаимодействия полушарий головного мозга (и парности органов чувств) уделяется очень большое внимание. При этом, что важно подчеркнуть, исследования проводятся в связи с проблемами образного и вербально-логического мышления, эмоциональных и рациональных компонентов человеческого поведения, сознания и подсознательного, т.е. проблемами психологическими.

Для успешной деятельности человеку необходимо соответствие его внутреннего состояния и внешних условий (среды), в которых эта деятельность протекает. На анатомо-физиологическом уровне это соответствие обеспечивает нервная система, которая подразделяется на центральную и периферическую. Центральным разделом нервной системы является головной, промежуточный и спинной мозг. Центральная нервная система объединяет передний, средний, задний и спинной мозг. Центральная нервная система представляет собой скопление нервных клеток – нейронов.

Мозг является специальным органом, помогающим в осуществлении главных жизненных циклов. Мозг управляет поведением человека и развивается по мере его эволюции. Особую роль в работе головного мозга играют правое и левое полушария.

В современной психологии утвердилось мнение об этапах эволюции мозга человека. Около 1,7 млн. лет назад, когда население планеты занималось преимущественно собирательством, мозг человека весил 400-500 граммов. Примерно 600 тысяч лет назад, когда основным занятием стала охота, вес мозга вырос до 900 граммов. 50 тысяч лет назад с появлением человека разумного, основным занятием которого стало сельское хозяйство, вес мозга увеличился до 1300 граммов. Наконец, около 6 тысяч лет назад с возникновением городов и ремесла мозг человека вырос до современных объемов.

Мозг человека отвечает за целый комплекс поведенческих действий человека: ощущения (зрение, слух, вкус, осязание, обоняние); движение (произвольное движение, подконтрольное мозгу, - ходьба, мимика и др.; непроизвольное движение – например, работа внутренних органов); внутреннюю регуляцию (температура тела, кровяное давление); продолжение рода; адаптацию (приспособление организма к внешней среде).

Для понимания механизмов психической регуляции движений необходимо знание строения органов, осуществляющих это движение, поскольку функция регуляции реализуется относительно их материально-структурных особенностей.

Сформированное в науке общее положение о единстве структуры и функций имеет самое непосредственное отношение и к психологическим исследованиям. Важно только иметь в виду, что связь структуры мозга (и организма в целом) и психических функций является весьма сложной (непрямой).

Будучи связанными с материально- структурными, функциональные качества неотрывны и от системных. Любую функцию трудно понять, если рассматривать ее саму по себе, в отрыве от той системы, в которой существует и развивается объект, обладающий этой функцией. Функций, «адресованных в никуда», просто не существует. Они относятся к системам, в которые объект включен. И реализуются они в этих системах.

На ранних ступенях развития психологической науки предпринимались многочисленные попытки механически разложить психику на элементы, рассмотреть каждый из них отдельно, выявить их особенности и раскрыть те связи, в которые они вступают. Однако нельзя сказать, что такой элементаристский подход оказался продуктивным. Предлагаемые аналитические описания в большинстве своем не были достаточно строгими. Психика «сопротивлялась» попыткам ее механического расчленения. Изучение каждого отдельно взятого явления или процесса обнаруживало влияние на него множества факторов и условий, невозможность его надежной изоляции от других явлений и процессов. В экспериментальных исследованиях, так или иначе, обнаруживался системный характер психики. Как реакция на попытки поэлементного разложения психики возникло направление исследований, которое объявило целостность и неразложимость психики основным принципом.

Напомним, что после открытия X. Эренфельсом так называемых «гештальт-качеств» — специфических перцептивных структур — начался бурный период открытий ряда уникальных феноменов, формулировок новых для того времени принципов и постулатов. Сформировалась так называемая гештальтпсихология, в которой антиэлементаризм получил свое выражение в наиболее ярких и последовательных форме. Основной тезис гештальтпсихологии состоит в том, что явления психики строятся не путем синтеза элементов, существующих до этого изолированно, а с самого начала представляют собой организованные целые «единицы» — гештальты. Ситуативность восприятия или мышления находит выражение в существовании особым образом структурированного поля. Решение проблемы состоит в движении по этому полю в направлении, которое обеспечивает совпадение структуры ситуации и структуры ее видения субъектом. Сложившись первоначально на основе исследования зрительного восприятия, гештальтпсихология распространила свои подходы на изучение мышления, памяти, личности и социальной группы.

Основатели гештальтпсихологии X. Эренфельс, В. Келлер, M. Вертхаймер и К. Коффка сформировали специфический категориальный аппарат для обозначения гештальт-феноменов, таких, как «схватывание», «озарение» (инсайт) и других, открыли ряд закономерностей функционирования гештальтов. Поскольку законы гештальта — это законы организации целого, то и психика описывается здесь как функционирование, содержанием которого является переструктурирование исходного гештальта в направлении поиска «хорошего гештальта» на базе закона прегнантности.

В теоретических построениях гештальтистов, несомненно, содержится рациональное зерно: благодаря их исследованиям целостность стала не просто названием. Конечно, в настоящее время нет оснований для идеализации теоретических построений гештальтистов. Принцип целостности подчеркивает лишь один момент системной организации психических явлений. Наиболее уязвимо в гештальттеории оказалось, в частности, решение психофизической проблемы: как известно, она решалась в духе параллелизма. Серьезные упреки предъявлялись гештальтпсихологии в связи с априорным подходом к трактовке «психических структур». Эта трактовка вообще снимала вопрос о формировании психики, что противоречило духу и принципам генетической психологии. Но как бы то ни было, и в самой методологии гештальтпсихологии, и в богатом арсенале эмпирических данных, и в некоторых способах ее интерпретации уже явственно обозначены элементы системного подхода в отношении психических феноменов.

Очень последовательно идеи системного подхода представлены в психологической концепции выдающегося французского психолога современности Ж. Пиаже. В основах его генетической психологии системный анализ во многом «цементирует» методологию его концепции. Так, весь сложнейший процесс психического развития трактуется им как филиация структур: уже чисто биологическое взаимодействие организма со средой выступает для него как система, описываемая в понятиях обмена, адаптации, равновесия, причем способ жизни этой системы выражается через действие, т.е. она является принципиально динамической. Развитие состоит во все большем усложнении этой исходной структуры.

Все огромное наследие теоретико-эмпирических исследований Пиаже содержит указания и доказательства существования определенной иерархии структур, надстраивающихся друг над другом, взаимодействующих между собой и в то же время несводимых одна к другой. На вершине этой иерархии оказывается расположенным интеллект, продолжающий и завершающий совокупность адаптивных процессов, линия развития которых направлена к достижению «тотального равновесия» в форме действий-операций разного порядка: сенсомоторных, перцептивных и собственно интеллектуальных.

Из концепции иерархии структур как одно из следствий вытекает положение о том, что исследование психических функций и интеллекта требует системного подхода. Не обсуждая вопрос о том, сумел ли Пиаже построить «логику целостностей», отметим, что разработанный им подход к изучению развития интеллекта оказался весьма продуктивным.

В советской психологии, вставшей на позиции материалистической диалектики, необходимость системного подхода была очевидной уже на первых этапах ее развития. Для психолога-марксиста положение о том, что целое несводимо к простой сумме частей и что система обладает такими качествами, которых не имеют ее элементы, как и многие другие положения системного подхода, являются азбучными истинами.

«Системный подход в характерном для него отражении действительности, — пишет В. П. Кузьмин, — исходит, прежде всего, из качественного анализа целостных объектов и раскрытия механизмов их интеграции». Но именно эти-то черты психики (целостность и интегральный характер) интересуют психологическую науку прежде всего; именно они в течение всей истории психологической науки были предметом наиболее острых дискуссий.

Анализируя то или иное явление с позиций системного подхода, недостаточно констатировать, что оно является целостным. Далее возникает вопрос: почему нечто является целым и единым? Чтобы ответить на него, необходимо раскрыть системные основания и базовое системное качество этого явления, понять единый строй его закономерностей. Общеметодологические процедуры, разрабатываемые системным подходом, относятся к изучению:

- законов образования целого,

- законов строения целого,

- законов функционирования целого,

- законов развития целого,

- отношений явления (системы) с родовой системой,

- отношений явления (системы) с другими системами,

- взаимодействия явления (системы) с внешним миром и т.п.

Эти процедуры являются существенными звеньями любого процесса научного познания. Так или иначе, все эти процедуры обнаруживаются в исследованиях психических явлений, хотя в разных психологических дисциплинах соотношения между ними и складываются по-разному.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.