Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессия социального работника

Профессия социального работника

 

 

 

 

Среди различных видов деятельности человека особое место занимает профессионально-трудовая, которая образует основную форму активности субъекта. Успешность трудовой деятельности во многом зависит от "деятельностно-смыслового единства", которое заключается в совпадении ценностно-смыслового (формирование жизненных смыслов) и предметно-действенного (выбор адекватной смыслу деятельности) аспектов деятельности [9]. Наличие этого единства приобретает большое значение, когда речь идет о профессиональной деятельности в сфере "человек-человек", поскольку для данного вида профессий предметом трудовой деятельности выступает человеческая личность.

Одним из представителей профессиональной деятельности типа "человек-человек" является профессия социального работника. Профессия социального работника получила распространение в нашей стране в 1991 г. Появление новой профессии связано, прежде всего, с переменами, произошедшими в российском обществе, которые привели к распаду прежних систем социального обеспечения и социальной защиты. Существовавшие ранее учреждения оказались не в состоянии обеспечить экономическую, социальную и психологическую безопасность. К началу 90-х годов назрела необходимость поиска новых путей, способных удовлетворить потребности населения в социальной поддержке и защите. Очень ценным в связи с этим оказался опыт стран Западной Европы и США по оказанию социальной помощи и опеки. В этих странах одним из главных способов реагирования общества на новую социальную ситуацию является социальная работа на профессиональном уровне. Конечно, и прежде были люди и организации, которые неформально и формально помогали другим. Но они действовали разобщенно, несогласованно и поэтому не всегда эффективно. Ш. Рамон и Р. Сарри считают, что "уникальность социальной работы заключается в том, что помощь конкретному человеку оказывается путем объединения, формирования равновесия всех психосоциальных уровней его существования" [3, с.8]. Это под силу только профессиональным социальным работникам, выступающим в роли посредников между клиентом и государством.

Существует множество определений социальной работы. Р. Сарри дает такое определение: "Социальная работа - это профессия, целью которой является обеспечение и восстановление полноценного взаимодействия отдельных людей и общества ради улучшения качества жизни каждого" [6, с.60]. П.Д. Павленок рассматривает социальную работу как деятельность в узком и широком смыслах. В узком смысле социальная работа - это такая деятельность, которая помогает людям, организациям осознать трудности (личные, социальные и ситуативные) и преодолеть их благодаря поддержке, защите, коррекции и реабилитации. В широком смысле социальная работа определяется как особый вид деятельности, направленный на решение социальных проблем отдельных личностей, слоев и групп, на создание условий, которые благоприятствуют восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функционированию [4, с.13]. Г. Бернлер и Л. Юнссон трактуют социальную работу как одну из форм работы, направленную на достижение общественных изменений [1, с.46]. Они выделяют такие виды социальной работы:

1. Индивидуальная и семейная социальная работа (индивидуальная психотерапия).

2. Групповая социальная работа.

3. Общественная работа (работа с сообществом, на макроуровне).

4. Социальное администрирование и планирование.

Социальная работа - это интегрированный, универсальный вид деятельности. Целью социальной работы является удовлетворение социально гарантированных интересов и потребностей различных слоев населения. Специфика социальной работы заключается в том, что:

1) социальные работники имеют дело с людьми из разных социальных групп;
2) сталкиваются с разными сферами жизни человека и общества - медициной, правосудием, системой образования, планированием семьи, финансовыми программами, с проблемами трудоустройства и др. [7];
3) социальные работники и клиенты находятся в неравных отношениях с точки зрения власти - клиент зависит от работника [5];
4) в социальной работе очень важны такие ценности, как достоинство, социальная справедливость, самоопределение, удовлетворение основных человеческих потребностей [6].

Социальная работа - это и один из сложных инструментов социального контроля. Она позволяет осуществлять социальный контроль различными способами - от принудительного отлучения детей от родителей и рекомендаций относительно помещения людей в психиатрическую клинику до психологического воздействия на людей с целью изменить их взгляды на себя и на других.

На успешность трудовой деятельности, в том числе и социального работника, большое влияние оказывает уровень сформированности профессиональной системы ценностей индивида. Профессиональные ценности можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, под профессиональными ценностями можно понимать ориентацию личности на профессиональную деятельность, на ценность профессиональной деятельности как таковой (в отличие от других видов деятельности - досуга, быта). Во-вторых, профессиональные ценности можно рассматривать с точки зрения ценностей конкретной профессии. Так, для социальной работы профессиональными являются ценности гуманизма, альтруизма, самоопределения, социальной справедливости и др.

По мнению Ш. Рамона, ядро социальной работы составляют такие ценности, как:

· право индивидов на поддержку со стороны своего ближайшего окружения и общества в целом в тех случаях, когда они сталкиваются с жизненными трудностями и невзгодами;

· право на уважение собственного человеческого достоинства;

· право на самоопределение в той мере, в какой это не создает угрозы собственной личности или окружающим;

· право на ошибку;

· ответственность индивидов за свои действия;

· право на самореализацию своих потенциальных возможностей [2, с.10].

Р. Сарри подчеркивает значение таких ценностей, как "гуманность, справедливость, самоопределение, конфиденциальность, антидискриминация и честность в профессиональной деятельности" [6, с.61].

Шанти К. Хиндука считает, что социальные работники должны разделять такие ценности, как:

1)человеческое достоинство;

2)социальная справедливость;

3)поддержка неимущих и наиболее уязвимых слоев;

4) стремление к мирному сосуществованию;

5) добрую волю

Основной ценностью социальной работы Ш. Рамон считает ценность самоопределения. И если руководствоваться данной ценностью, необходимо стремиться к сотрудничеству между профессионалами и клиентами, важным условием которого является знание мнения клиента о воздействии. При этом Р. Сойер справедливо предложил считать "право на ошибку" частью ценности самоопределения

Н.Б. Шмелева под ценностями социальной работы понимает ведущую потребность – "служить своей профессией на благо окружающих, которая ориентирует профессионально-личностную активность социального работника в достижении этой гуманной цели" [8, с.115-116]. Она выделяет три взаимосвязанные группы ценностей деятельности социального работника, последовательно усваиваемые в ходе профессионального обучения:

1) ценности, отражающие альтруистический характер деятельности - помощь другому, нуждающемуся в твоей поддержке, слабо защищенному человеку;
2) ценности этической ответственности перед профессией – отстаивание и защиты достоинства и целостности профессии, развитие этических норм, знаний и миссии социальной работы;
3) ценности, связанные с потребностью самореализации, самоутверждения и самосовершенствования личности социального работника, достижение профессионализма деятельности [8, с.115-117].

Из разработанного М. Рокичем списка ценностей, нами было выделено 7 терминальных и 7 инструментальных ценностей, свойственных профессиональным ценностям социальных работников. В терминальные "профессиональные" ценности были включены:

1. Активная деятельная жизнь – полнота и эмоциональная насыщенность жизни.

2. Интересная работа.

3. Познание – возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие.

4. Продуктивная жизнь – максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей.

5. Развитие – работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование.

6. Счастье других – благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом.

7. Творчество – возможность творческой деятельности.

К инструментальным "профессиональным" ценностям мы отнесли следующие:

1. Жизнерадостность – чувство юмора.

2. Ответственность – чувство долга, умение держать слово.

3. Терпимость – к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения.

4. Честность – правдивость, искренность.

5. Чуткость – заботливость.

6. Широта взглядов – умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки.

7. Эффективность в делах – трудолюбие, продуктивность в работе.

Для изучения системы ценностей социальных работников нами было проведено экспериментальное исследование. В исследовании приняло участие 58 социальных работников Управления социальной защиты города Кемерово. Из них – 96,55% женского пола, 3,45% - мужского пола. Средний возраст испытуемых составил 41,43 полных лет.

В ходе исследования мы разбили социальных работников на две группы. В первую группу вошли менеджеры, то есть руководители, организаторы социальной работы, во вторую – непосредственно социальные работники, их условно можно назвать практическими социальными работниками.

Группа менеджеров социальной работы получила условное название "группа 1", соответственно практические социальные работники вошли в "группу 2".

Для проверки уровня развития профессиональной системы ценностей социальных работников нами использовалась методика М. Рокича.

Анализ достоверности различий позволяет сравнить близость обобщенных иерархий двух групп (табл. 1).

Ведущие ранги в иерархии терминальных ценностей социальных работников первой группы занимают ценности личной жизни и ценности профессиональной самореализации: здоровье (физическое и психическое); интересная работа; наличие хороших и верных друзей; любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); счастливая семейная жизнь; познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие). Далее следуют индивидуальные ценности: активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) и абстрактные ценности: развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей). В нижней части иерархии ценностей первой группы социальных работников расположились пассивные ценности: жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве). Замыкают иерархию ценностей первой группы: творчество (возможность творческой деятельности); счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) и развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей).

 

Раздел 2. Педагогическая антропология

(подготовлен на основе материалов:

1) Г.М. Коджаспирова «Педагогическая антропология», М., 2005

2) Б..М. Бим-Бад «Педагогическая антропология»

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 1: Социальная педагогика и социальная работа. История вопроса | Гамезо М., Петрова Е., Орлова Л. Возрастная и педагогическая психология
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.