КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные виды стимулирования и мотивации учения
Роль мотивации в обучении В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ учащихся
Разнообразные исследования структуры деятельности человека подчеркивают необходимость наличия в ней компонента мотивации. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил. Все это имеет прямое отношение и к учебной деятельности, которая идет более успешно, если: — у учеников сформировано положительное отношение к учению, — у них есть познавательный интерес, — есть потребность в получении знаний, умений и навыков, — если у них воспитаны чувства долга, ответственности и другие мотивы. Для того чтобы сформулировать такие мотивы учебной деятельности, используется все методы организации и осуществления учебной деятельности — словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, а также методы самостоятельной учебной работы. Таким образом, каждый из методов организации учебно-познавательной деятельности в то же время обладает не только информативно-обучающим, но и мотивационным воздействием. Группу методов стимулирования и мотивации учения можно условно подразделить на две большие подгруппы. 1. Методы формирования познавательных интересов у учащихся. 2. Методы формирования чувства долга и ответственности в учении.
Методы формирования познавательных интересов у уч-ся Специальные исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что интерес во всех характеризуется по крайней мере тремя обязательными моментами:
1) положительной эмоцией по отношению к деятельности, 2) наличием познавательной стороны этой эмоции, 3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности. Отсюда следует, что в процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживанием душевного волнения: отклика, сочувствия, радости, гнева, удивления. Именно поэтому к процессам внимания, запоминания, осмысливания в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивно протекающими и оттого более эффективными в смысле достигаемых целей. Это — метод эмоционального стимулирования. Одним из приемов, входящих в метод эмоционального стимулирования учения, можно назвать прием создания на занятии ситуаций занимательности — введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Подбор таких занимательных фактов вызывает неизменный отклик у учеников. Часто школьникам самим поручается подбирать такие примеры. Одним из приемов стимулирования является сопоставление научных и житейских толкований отдельных природных явлений. Например, ученикам предлагается сравнить житейское и научное объяснение явления невесомости, житейское и научное объяснение законов свободного падения, законов плавания. Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи преподавателя. Без всего этого речь преподавателя, конечно, остается информативно полезной, но она не реализует в должной мере функцию стимулирования учебно-познавательной деятельности учеников. В этом, между прочим, еще раз проявляется отличие методов организации познавательной деятельности от методов ее стимулирования.
1. Стимулирующее влияние содержания обучения Основным источником интересов к самой учебной деятельности является прежде всего влияние содержания обучения. Для того чтобы содержание оказало особенно сильное стимулирующее влияние, оно должно отвечать целому ряду требований, сформулированных в принципах обучения (научность, связь с жизнью, систематичность и последовательность, комплексное образовательное, воспитывающее и развивающее влияние,...). Но имеются и некоторые специальные приемы, направленные на повышение стимулирующего влияния содержания обучения: — создание ситуации новизны, актуальности, — приближения содержания к важным открытиям в науке, технике, культуре. 2. Познавательные игры Важным методом стимулирования интереса можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Игра давно уже используется как средство возбуждения интереса к учению. В практике работы преподавателей используются настольные игры с познавательным содержанием. Например, это игры-путешествия, игры типа электровикторин, деловые игры — экономические, управленческие и т.д. 3. Учебные дискуссии. К методам стимулирования и мотивации учения мы относим также метод создания ситуации познавательного спора. Известно, что в споре рождается истина. Но спор вызывает и повышенный интерес к теме. Научные споры ведутся и на современном этапе развития науки учеными различных наук. Поэтому учащимся необходимо показывать сравнительную характеристику различных подходов к научным явлениям и процессам. Включение учащихся в ситуации научных споров не только углубляет их знания по соответствующим вопросам, но и невольно приковывает их внимание к теме, а на этой основе вызывает новый прилив интереса к учению. Однако ситуации спора, учебные дискуссии преподаватель может создавать и в момент изучения обычных учебных вопросов. Для этого, например, специально предлагается ученикам высказать свои мнения о причинах того или иного явления, обосновать ту или иную точку зрения. Традиционно можно задать вопрос типа: “А кто думает иначе?” И если такой прием вызывает спор, то ученики невольно распределяются на сторонников и противников того или иного объяснения и ждут аргументированного заключения преподавателя.
4. Стимулирование с помощью анализа жизненных ситуаций — как метод обучения непосредственно стимулирует учение за счет максимально возможной конкретизации знаний. Могут использоваться например, на занятиях по педагогике, психологии, истории, культуре, этике. 5. Создание ситуаций успеха в учении Одним из действенных приемов стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе ситуаций успеха у учащихся, испытывающих определенные затруднения в учебе. Известно, что без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных затруднений. Поэтому преподаватели и учителя должны так подбирать задания для учеников, чтобы, чтобы те из них, которые нуждаются в стимулировании, получили бы на соответствующем этапе доступное для них задание, а затем уже переходили бы к выполнению более сложных упражнений. Ситуации успеха создаются и путем дифференциации помощи учащимся в выполнении учебных заданий одной и той же сложности. Так, слабоуспевающим могут быть даны карточки-консультации, планы предстоящего ответа. Ситуации успеха организуются учителем и путем поощрения промежуточных действий учащихся, т. е. путем специального подбадривания. Важную роль в создании ситуации успеха играет обеспечение благоприятной морально-психологической атмосферы в ходе выполнения тех или иных учебных заданий. Благоприятный микроклимат во время учебы снижает чувство неуверенности, боязни. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности.
Методы стимулирования долга и ответственности в учении
Процесс обучения опирается не только на мотив познавательного интереса, но и на целый ряд других мотивов, среди которых особо значимыми являются мотивы долга и ответственности обучаемых в учении.
Мотивы долга и ответственности формируются на основе применения целой группы методов и приемов: — разъяснения уч-ся общественной и личностной значимости учения; — предъявления требований, приучения их к выполнению требований; — поощрения их за успешное, добросовестное выполнение своих обязанностей; — оперативного контроля за выполнением требований, — указания на недостатки, порицания, с тем чтобы вызвать более ответственное отношение к учению. Важно подчеркнуть, что методы и приемы формирования долга и ответственности в учении опираются на методы воспитания учащихся, что само по себе подчеркивает единство процессов обучения и воспитания. Разъяснение общественной значимости учения. Убеждение в общественной значимости учения предполагает раскрытие роли науки в развитии производства. Особенно важно разъяснить роль науки как непосредственной производительной силы в современном обществе, несмотря на кризис в науке и производстве. Это может быть показ ученикам на убедительных примерах того, что при росте кругозора создаются возможности для широкого проявления рационализации и изобретательства, для автоматизации произв. Рассказы, беседы, лекции в этом случае приобретают характер методов стимулирования долга в учении. Разъяснение личностной значимости учения. Если учащиеся довольно быстро понимают значение усвоения учебных предметов, близких к профилю ожидаемой специализации, то значимость усвоения других предметов им все же приходится разъяснять. Например, когда учащиеся избирают технический профиль специализации, им приходится разъяснять роль и значение гуманитарного цикла предметов. При этом им надо показать, что в современных коллективах важное место занимает культурный кругозор, и он становится важным условием успешного вхождения личности в коллектив, ее участия во всех сферах деятельности. Предъявление учебных требований. Метод предъявления требований к учащимся определяется: — правилами поведения, — критериями оценки знаний по всем предметам, — правилами внутреннего распорядка, — Уставом образовательного заведения. Надо иметь в виду, что стимулирование долга и ответственности в учении должно сочетаться с методами приучения учащихся к выполнению учебной работы, учебных требований, так как отсутствие таких навыков может вызвать отставание в учебе, а соответственно и нарушения дисциплины. Поощрение и порицание в учении. Метод поощрения учащихся применяется в целях поддержания и развития хороших начал в их поведении, в учебной деятельности. Круг поощрений очень разнообразен. В учебном процессе — это похвала, выставление повышенной оценки и др. Применение порицаний и других видов наказания является исключением в формировании мотивов учения, и, как правило, этот метод применяется лишь в вынужденных ситуациях. Только умелое сочетание разнообразных методов стимулирования в своем единстве может обеспечить успешность учения.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |