КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Контрактная концепция фирмы
Основой развития контрактного подхода и понимания границ фирмы стала статья Р.Г. Коуза «Природа фирмы», вышедшая
Рис. 4.2. Контрактная концепция фирмы
Согласно данному подходу, фирма несет два типа затрат на обеспечение выполнения контрактов: трансакционные издержки (от слова «трансакция» – сделка, операция, контракт) и издержки контроля. Трансакционные издержки – это затраты (явные и неявные) на обеспечение выполнения внешних контрактов (денежная оценка времени на поиск делового партнера, оценка затрат на ведение переговоров, на заключение контракта). Издержки контроля – это затраты, связанные с выполнением внутренних контрактов (расходы на мониторинг выполнения внутренних контрактов, оценка потерь в результате недобросовестного выполнения контрактов).
Теория трансакционных издержек Уильямсона, исходящая из совокупности предпосылок об ограниченной рациональности, специфичности активов, оппортунистического поведения, позволяет изучать сравнительную эффективность организационных форм и делать выбор между вертикальной интеграцией и аутсорсингом (рис. 4.3). Фирма может купить продукт (услугу) на рынке, заключив соглашение с поставщиком, или же произвести его, используя внутренние контракты с работниками. Этот выбор зависит от того, какие контракты окажутся дешевле: внутренние или внешние [3].
Рис. 4.3. Выбор стратегического решения по производству
Если трансакционные издержки превышают издержки контроля, то товар будет производиться внутри фирмы, и наоборот. Трансакционные издержки превышают издержки контроля – фирма продаёт уникальный товар; – рынок динамично развивается, а уровень спроса и цен непредсказуем; – участники рынка по-разному осведомлены о его состоянии (асимметрия информации). Неэффективность внешних контрактов приводит к росту трансакционных издержек. Это стимулирует образование крупных фирм с развитыми внутренними контрактами. Классическим примером является развитие отношений компании General Motors и Fisher Bodi.
В условиях «разрастания» компаний, появляются активы, которые могут стать причиной оппортунистического поведения, проявляющегося в снижении производительности труда, ухудшении управляемости внутренними процессами и результатами. Данная ситуация известна как проблема вымогательства или проблема «безбилетника» (hold up problem). Если затраты на контроль (выявление и решение проблемы «безбилетника») больше трансакционных, то внутренние контракты заменяются внешними. Таким образом, трансакционные издержки определяют нижнюю границу фирмы (ее минимальный размер), а издержки контроля – верхнюю (ее максимальный размер). Контрактный подход позволяет выделить две организационные формы фирмы: U-форму и М-форму. U-форма отличается малыми издержками контроля и большими трансакционными. Для нее характерно последовательное подчинение стадий выпуска одному регулирующему центру. Одно подразделение контролирует другое и само подконтрольно одному подразделению. Однако поскольку с потребителем имеет дело только последнее звено-подразделение в этой цепочке (отдел сбыта), такая форма может осуществлять только однородное небольшое производство, так как отсутствие связи с рынком затрудняет реакцию производства на запросы потребителей. Эта форма недостаточно конкурентоспособна М-форма – это параллельное подчинение всех стадий выпуска каждого продукта одному продуктовому центру. Здесь по каждому продукту с потребителем и рынком имеет дело центральное руководство. Это позволяет оперативно реагировать на изменение параметров спроса. Производство является гибким,
Пример снижения затрат производства компанией Chrysler в середине 1980-х годов демонстрирует получение требуемого результата на основе изменения схемы взаимодействия с поставщиками без изменения при этом организационной формы. Эксперты назвали данный подход «американским кейретцу», намекая на сходство с японской системой тесного сотрудничества поставщиков и производителя конечной продукции. В его основу была заложена концепция действий по сокращению затрат поставщика (Supplier Cost-Reduction
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1279; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |