КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Семья как социокультурная среда развития
Сущность, содержание, организация воспитания Воспитание в целостном учебно-педагогическом процессе Тема 3. Воспитание – одна из основных категорий педагогики. Определение сути воспитания является одной из самых древних проблем, которую общество трактовало, исходя из своих социальных установок и актуальных задач. Определяя наиболее общие признаки, воспитание можно рассматривать как: - целенаправленность воздействия на воспитанника; - социальную направленность этих воздействий; - создание условий для усвоения определенных норм отношений; - освоение человеком комплекса социальных ролей. Воспитание в широком смысле отождествляется с социализацией, т. е. рассматривается как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства человеком социального опыта. Этот объективный воспитательный процесс представляет широкое многостороннее взаимодействие социальных субъектов между собой, с окружающей природой и социальной средой. Воспитание в узком смысле рассматривается как процесс целенаправленного и систематического воздействия субъекта воспитания на объект в интересах привития ему качеств, соответствующих воспитательным целям и задачам. Главная цель воспитания в современных условиях – создание материальных, духовных, организационных условий для формирования у каждого человека целостного комплекса ценностных качеств, взглядов, убеждений, обеспечивающих его успешное развитие. Основные закономерности воспитания: - формирование научного мировоззрения; - мотивации в деятельности, добросовестности и активности в решении практических задач; - овладение общечеловеческими ценностями, историческим опытом и патриотическими традициями отечества;
- гармоничное развитие каждой личности. В процессе достижения целей и задач воспитания реализуются возложенные на него функции. Общая социальная функция воспитания – передача от поколения к поколению знаний, умений, идей, социального опыта, способов поведения. Конкретная же социальная функция воспитания, его содержание и сущность меняются в ходе истории и определяются соответствующими материальными условиями, общественными отношениями, борьбой идеологий. В своём единстве развитие и воспитание составляют сущность онтогенеза воспитания. Сущность воспитания проявляется на практике как целостное организованное взаимодействие всех субъектов деятельности, которое обеспечивает подготовку граждан к общественной жизни и труду, формирование их как гармонично развитых индивидов, личностей, и субъектов деятельности. Воспитание как система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов для достижения воспитательных целей и задач. Основные компоненты структуры воспитательного процесса: - целевой; - содержательный; - операционно-деятельностный; - аналитико-результативный. В состав динамической системы воспитательного процесса входят субъекты и объекты воспитания, разнообразные связи, проявляющиеся между ними, а также условия, в которых протекает процесс их взаимодействия. В воспитательном процессе проявляется единство внешних воздействий и влияние на объекты их внутреннего отражения, а также смысл самостоятельное влияние объектов на себя, которое проявляется в самовоспитании. В качестве субъекта процесса воспитания человек предстаёт как развивающаяся индивидуальность. В основе такого развития лежит не только социальная среда, но и природные силы, духовный мир человека. Человек как субъект воспитательного процесса представляет собой активный саморазвивающийся феномен, который на основе интеллектуальных, эмоциональных, физических и волевых сущностных сил стремится к удовлетворению своих потребностей в деятельности и общении, аккумулируя и перерабатывая воспитательные воздействия.
Продуктивность воспитания во многом зависит от знания закономерностей, принципов воспитания. Под общими закономерностями воспитательного процесса понимают те существенные внутренние и внешние связи, от которых зависит направленность процесса и успешное достижение педагогических целей. К общим закономерностям воспитания можно отнести следующие: 1. Характер воспитания определяется объективными потребностями общества. 2. Неразрывное единство обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе. 3. Единство целей, содержания и методов воспитания. 4. Воспитание развивающейся личности происходит только в процессе деятельности. 5. Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в процессе деятельности. 6. В процессе воспитания необходимо проявлять высокий гуманизм и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью. 7. Необходимо выявлять положительные качества учащегося и опираться на них. 8. Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащегося. 9. Воспитание должно осуществляться в коллективе и с помощью коллектива. 10. Необходимо добиваться единства и согласованности педагогических усилий школы, семьи и общественности. 11. Переход закономерностей воспитания в принципы воспитательной работы. Перечисленные закономерности определяют принципы воспитательного процесса и выражают основные требования к содержанию, определению форм и методов воспитательной работы. Принципы всегда соответствуют целям воспитания, стоящим перед педагогом, определяют возможности реализации этих целей. К принципам воспитания относятся: - принцип гуманистической ориентации, где воспитанник является главной ценностью в системе человеческих отношений; - социальной адекватности воспитания (соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации); - индивидуализации воспитания; - социального закаливания учащихся (выработка волевых способов преодоления негативного воздействия социума);
- создания воспитывающей среды (наличие отношений «ответственной зависимости» в среде педагогов и учащихся (А.С. Макаренко)). Теория и практика воспитания постоянно обогащается, что способствует становлению новых научных школ и направлений, возможности разнообразия моделей и видов воспитания. В зависимости от философских концепций, определяющих принципы и особенности воспитания, выделяют: § прагматическую модель воспитания (воспитание не как подготовку к будущей, взрослой жизни, а как жизнь воспитуемых в настоящем); § антропоцентрическую модель (опирается на понимание сущности человека как открытой системы, постоянно изменяющейся и обновляющейся); § социетарную модель воспитания (ориентирована на выполнение социального заказа); § модель свободного воспитания (вариант демократического стиля воспитания); § технократическую модель (процесс воспитания должен быть целенаправленным, управляемым и контролируемым); § гуманистическую модель воспитания (опора на личностные, индивидуальные особенности воспитанника). В мировом сообществе наметилась тенденция к самовоспитанию и воспитанию человека на протяжении всей жизни. Такое воспитание ориентировано на развитие у каждого человека планетарного мышления и осознание принадлежности к человеческому сообществу.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что такое воспитание? Дайте определение и раскройте смысл данного явления. 2. Сформулируйте главную цель воспитания. 3. Перечислите основные элементы структуры воспитания и дайте им общую характеристику. 4. Проанализируйте соотношение целей воспитания и потребностей общества и личности. 5. Покажите взаимосвязь целей воспитания и задач профессионального, личностного развития специалиста. 6. Каковы цели и задачи гуманистического воспитания?
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |