Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Включаемся в профессиональную деятельность 2 страница




Я.Корчак требовал, чтобы в семье к ребёнку относились с уважением и доверием, развивая его самостоятельность и человеческое достоинство. Поэтому центральное место в его педагогическом творчестве занимает идея самоценности детства, как полноценного этапа жизни человека, а не просто как периода подготовки к «взрослой жизни». Уважительное отношение к ребёнку является одним из показателей социокультурной сферы семьи. Ввиду того, что в семье происходит социокультурная адаптация ребёнка, в его развитии велика роль уровня общей культуры родителей и других членов семьи. Состояние общей культуры семьи определяется не только уровнем образования родителей и членов семьи. Как отмечает Б.Бим-Бад, доминантой общей культуры домашней сферы является благодарность бытию за бытие, любовь к миру, сочувствие к людям, т.е. жизнелюбие, миролюбиe. В семье, как социокультурной сфере, должен быть рационально организован быт, многообразен и личностно ориентирован досуг, должен быть широкий круг интересов членов семьи, развиты их духовные потребности, должен преобладать здоровый образ жизни.

По данным социально-педагогических исследований, семья как естественная среда формирования ребёнка, в условиях новой социально­экономической реальности выполняет множество функций (эмоциональную, первичной социализации, первичного социального контроля, воспитательную, экономическую и хозяйственно-бытовую, рекреационную и психотерапевтическую).

Как показывают исследования учёных (Никитина В.А., МудрикаА.В., Куликовой Т.А. и др.) в современной семье отсутствует ясное понимание значимости воспитательной деятельности родителей как обязанности, важнейшей задачи и функции. Поэтому, как отмечает Гурьянова М.П., в настоящее время «у большей части молодых людей не хватает таких качеств и знаний, как психологическая и социальная готовность жить и трудиться в новых условиях, готовность достойно выходить из необычных и сложных ситуаций, моральная устойчивость, оберегающая личность от деформаций и деградации… Молодой человек нуждается в индивидуальной помощи, чтобы приобрести такое качество, как жизнеспособность, т.е. готовность функционировать и полноценно развиваться в обществе, приспосабливаться к среде, преодолевая её негативное влияние» (2;с.12-18).

Формирование такой личности требует не только развития гуманных отношений к миру. Как показывает практика, сегодня важно решение семьёй такой задачи, как предупреждение ребёнка об опасностях, «ловушках» социума, формирование у него негативной позиции по отношению к ним и умение сопротивляться дурному влиянию факторов среды. В данной ситуации семья является средой профилактической работы.

Семья, как социальный институт, выполняющий рекреационную и психотерапевтическую функции, должна стать для ребёнка крепостью, нишей, где он находит понимание, сочувствие, сопереживание, поддержку, основанные на разумной любви к нему со стороны взрослых, чувствует себя защищённым, принятым. Семья должна быть для ребёнка убежищем, укрытием от всех тревог, волнений, негативных влияний внешнего мира, средой, где он может отдохнуть, развиться в соответствии со своими индивидуальными возможностями, восстановить свои силы.

Защищая права детей, создавая условия для формирования детей в семье, в обществе, родители обеспечивают свое будущее. Однако, газеты, радио, телевидение часто информируют об отсутствии у подрастающего поколения милосердия, проявлении жестокости взрослеющих детей по отношению к родителям. Как отмечает писатель В.С. Попов, жестокими дети стали не вдруг. Это итог, грустный, но закономерный финал, последняя стадия отчуждения, начавшегося много лет назад, не заметного со стороны и не очень понятого самими действующими лицами. Очевидно, что непослушание, дерзость ребенка имеют длительную предисторию и зависит от отношений в семье. Взаимное уважение, дружба, любовь друг к другу могут предотвратить подростковый кризис. Дети, формирующиеся в атмосфере духовной близости с родителями, в будущем не обрекут родителей на одинокую и горькую старость (12)

Социальные педагоги, организуя работу с семьей, должны учитывать также следующие ошибки, допускаемые родителями:

ü недооценка роли личного примера родителей;

ü отсутствие единства требований по отношению к обязанностям членов семьи;

ü отчуждение детей от посильных видов домашнего труда;

ü проявление жестокости к детям, отношения к ним как к объектам воспитания, а не как к активным, самореализующимся субъектам социализации;

ü игнорирование самоценности детства как полноценного этапа жизни подрастающего поколения;

ü отсутствие педагогического такта в отношении к ребенку;

ü низкий уровень общей и педагогической культуры родителей в большинстве семей;

ü безответственное отношение к выпонению таких функций, как эмоциональная, первичного социального контроля, рекреационная, психотерапевтическая, воспитательная и т.д.;

ü негативное поведение отдельных родителей в быту;

ü переоценка родителями своих воспитательных возможностей;

ü неоправданная идеализация своих детей;

ü конфликты, ссоры между родителями в присутствии детей;

ü чрезмерное внимание к рациосвойствам ребенка, их усиленное развитие в ущерб эмоционально-чувственной его сфере;

ü недостаточное внимание родителей к организации досуговых видов деятельности и т.д.

Предостерегая родителей от этих и других ошибок семейного воспитания, А.С. Макаренко писал: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете и поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и врагами, как вы смеётесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение… Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод воспитания!» (9; с.19).

В зависимости от духовных ценностей, традиций семьи, характера взаимоотношений между родителями и детьми в социально-педагогической литературе выделены следующие типы семей, в которых решение социокультурных, естественно-культурныхи социально-психологических задач социализации имеет специфику:

1. Благоприятные для формирования личности семьи, в которых родители умеют целесообразно и содержательно организовать жизнь и деятельность детей. В таких семьях полное взаимопонимание, демократический стиль общения и поведения, положительная трудовая и нравственная атмосфера, культурный и рациональный, личностно-ориентированный досуг. Демократическая, свободная атмосфера в семье, сочетающаяся с взаимной ответственностью, разумной любовью, способствует проявлению и развитию творческих способностей детей. Предоставление детям свободы выбора, возможности самим принимать решения в разнообразных ситуациях, самостоятельно решать свои личностные проблемы становится важным условием их социализации в «благоприятных» семьях.

У детей в таких семьях ровное поведение, необходимая уравновешенность в действиях и поступках, что обусловлено, прежде всего, доброжелательностью родителей, эмоционально насышенным, но, вместе с тем, предупредительным характером взаимоотношений. Ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере взаимной любви, дружбы, доверия, взаимных симпатий и единства требований друг к другу.

У взрослых членов подобных семей достаточно высокий уровень образования, общей и педагогической культуры. Как отмечает М.А. Галагузова, в них соблюдаются обычаи и традиции, учитывается широкий круг интересов членов семьи, развиты и удовлетворяются духовные потребности, разнообразен досуг, преобладают совместные формы досуговой и бытовой деятельности. В них функционально четко разделены сферы семейной жизни и закреплены мужские, женские и детские обязанности, наблюдается взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем, т.е. ролевая симметрия. Семья ориентирована на всестороннее развитие детей, успешно решает задачи их социализации, оказывая им необходимую поддержку и помощь (17).

2. Семьи с менее благоприятными условиями для развития ребенка. Это семьи с дезорганизационной структурой: с одним ребенком, неполные, разведенные. В них зачастую ребенку уделяется чрезмерное внимание, отсутствует разумное сочетание любви и требовательности. Гиперопека в большинстве случаев приводит к вседозволенности со стороны детей.

Как отмечает американский педагог Ирина Прекоп в таких семьях, когда «опасность заключается в том, что… взаимное подлаживание родителей и ребенка происходит не на основе взаимности, чаще всего учитываются интересы только ребенка.

Малочисленная семья, высокий уровень благосостояния, неработающая мать, особое положение ребенка (единственный ребенок в семье, первенец, последний ребенок, единственный сын, приемные сын или дочь, ребенок с каким-нибудь дефектом, больной или душевнобольной ребенок) – все это способствует возникновению властолюбия.»(4; с.153). По мнению автора, в семье следует обратить внимание на следующие диагностические критерии, характеризующие положение такого ребенка в семье:

а) прочная защита от необходимости приспосабливаться к внешним изменениям;

в) бескомпромиссное, с силовым давлением на других людей, утверждение своего собственного «Я»;

г) преувеличенное ощущение собственной значимости и собственной исключительности;

д) недостаточное внимание по отношению к другим, бесцеремонность;

е) тревожное состояние, обусловленное необходимостью постоянно охранять свое всемогущество; раздраженное реагирование на чужие требования; низкая переносимость неудач; злопамятность; крайне агрессивная ответная реакция на неудачи, проявляющаяся в приступах ярости, обвинении других, агрессии, игнорировании и т.д. (4; с.151)

3. Семьи с благоприятно неустойчивыми условиями, в которых родители любят своих детей, стремятся создать все условия для их благополучного развития. В таких семьях положительная трудовая и нравственная атмосфера. Однако в них отсутствует полное взаимопонимание между родителями и детьми, в результате часты конфликты между ними. Как показывает практика семейного воспитания, конфликты между родителями и детьми часто возникают из-за непохожести позиций относительно житейских и социальных проблем. Поэтому взаимодействие взрослых и детей часто становится не просто проблемным и затруднительным, а психотравмирующим.

Конфликтогенность детско-родительских отношений во многом определяется стилем воспитания в семье. По мнению Корнеевой Е.Н. «какой бы стиль воспитания (опекающий, потакающий, покровительствующий, директивный, требовательный, попустительствующий, устраняющийся) ни выбрали родители в общении со своими детьми, рано или поздно он придет в противоречие с нуждами, установками и запросами ребенка». (5;с.149).

Опекающий стиль, при котором взрослые, стараясь помочь, решать за детей все проблемы, стремятся все делать вместе с детьми или вместо них. Этим они затрудняют адаптационный процесс детей, лишают их самостоятельности, активности при интеграции в социум. С целью обретения независимости в условиях опекающего стиля дети в присущей им манере начинают протестовать против столь навязчивой заботы (5). Потакающий стиль характеризуется слепым обожанием родителей, всепрощением детям, стремлением родителей выполнять любую их прихоть. Дерзкие выходки, асоциальные формы поведения ребенка покрываются, маскируются, подаются как невинные детские шалости. В результате такого стиля отношений в семье дети начинают диктовать родителям свои условия, манипулировать ими, предъявлять жесткие требования взрослым, являются инициаторами конфликтов. В такой ситуации простые уговоры, нравственные наставления типа «будь внимательным, послушным», «учись слышать и слушать взрослых», «уважай мнение других» ощутимых результатов не дает. Практика подтвердила, что, если уже допущена ошибка такого типа семейного воспитания, более эффективными методами коррекционной работы с детьми являются воспитывающие жизненные ситуации, создаваемые педагогами и родителями для усиления действия механизма рефлексивной деятельности (осознания, оценки детьми своих поступков, моделей поведения, отношений) (5).

Покровительствующий стиль основан на постоянном проявлении родителями заботы, любви, нежности при предоставлении детям относительной свободы. На самом деле в таких семьях для детей создаются «тепличные» условия, оберегающие их от обидчиков, опасностей, ловушек со стороны социума. Выросшие в «парниковой» среде дети и во взрослой жизни нуждаются в подобном покровительстве.

Часто дети, при предоставлении им относительной свободы, оказываются неспособными решать собственные жизненные проблемы, благодаря чему в семье начинаются обвинения, упреки в адрес родителей, душевные страдания, обиды (5).

Попустительствующий стиль опирается на доктрину развития детской самостоятельности, предоставления возможностей для самоутверждения и самореализации ребенка.Как отмечает итальянский педагог Ада Делла Торре «все это вовсе не означает, что заслуживает неумеренного восхищения родители, которые предоставляют детям полную свободу действий и хвастаются, что никогда не беспокоятся…Приходится заподозрить, что некоторые принципы «без предрассудков» прикрывают самую настоящую халатность. Не исключено, что все живут весело и мирно в этой беспечной семье, но, думается, в такой обстановке с детьми легко может случиться несчастье. В газетах мы беспрестанно читаем хронику ужасающих событий, жертвами которых становятся безнадзорные дети, и виной тому не только невежество и бедность родителей, но и убеждение, что дети сами должны находить выход из любого положения» (18; с.37.)

В силу своей большой занятости обеспечением материального благосостояния семьи или веры в неограниченные возможности своих детей, безразличного отношения к негативным влияниям, опасностям социума родители предоставляют подрастающему поколению абсолютную свободу. В процессе социализации дети встречаются с множеством проблем, связанных с жизнеустройством в современном социуме, при решении которых нуждаются в помощи, защите, а взрослые не спешат их поддержать в сложных ситуациях.

Устраняющийся (недопустимый, но часто встречающийся) стиль характеризуется восприятием ребенка как помехи в жизни родителей. В таких семьях наблюдается жестокое обращение с детьми, ущемление их человеческого достоинства. Дети, пытаясь приспособиться к трудной ситуации, вынуждены искать прочные средства самозащиты – ложь, лицемерие, хитрость. Жестокость родителей порождает жестокость со стороны детей. По этому поводу Я. Корчак писал: «На все притеснения и издёвки дети ответят нам недоверием и пренебрежением, на нашу неблагожелательность – неприязнью и протестом, на наше недоверие – своей скрытностью» (7; с.256).

Как показывают исследования, ребенок, перенесший жестокое обращение, может находиться в состоянии посттравматического стресса, который сопровождается навязчивыми мыслями, отчужденностью от взрослых, стремлением к изоляции, повышенной возбудимостью. От таких детей родителям бесполезно ожидать сочувствия, сопереживания, отзывчивости на чужую беду. Родителей раздражает присутствие детей в семье, проявление ими своей воли, характера, интересов, потребностей. В данном случае, как отмечает Селиванова О.А., ребенок становится не только жертвой обстоятельств в общепринятом смысле (изгоем асоциальной семьи), но и в гораздо большей степени жертвой несовершенной и несостоятельной по своей сути системы социальной помощи и поддержки маргинальным слоям населения в целом. (15;с.61).

Директивный стиль выражается в постоянном предъявлении детям жестких, не допускающих возражений, требований, постоянном социальном контроле за их поведением, времяпровождением, использовании системы наказаний за неподчинение, непослушание. В таких ситуациях основой детско-родительских отношений становятся дисциплинарные воздействия, которые зачастую у ребенка вызывают конфликтную реакцию, капризы. Дети, стремясь воспользоваться своим правом на свою самостоятельность, собственную жизненную позицию, часто пытаются выражать свою независимость в агрессивной форме. Авторитет подавления, как показывают исследования, неизбежно приводит к взаимному непониманию и отчуждению поколений. В такой семье проявляется жесткий контроль в сочетании с гиперопекой. Ада Делла Торре отмечает: родители – «собственники» испытывают «боязнь увидеть, что дети вырастают, становятся личностями, постепенно ускользают из-под родительской власти и опеки, боязнь одиночества у того, кто не сумел создать настоящей семьи, кто развлекался детьми, словно игрушками.

И наступает момент, когда «игрушка» отказывается быть таковой, ищет себе другую жизненную сферу. Мальчишка хочет самоутвердиться таким, каким является на самом деле, он – независимая личность, жаждущая инициативы и автономии, а родители из эгоизма подавляют эти качества…

Такие родители, стремясь избежать маловероятных отдаленных опасностей, терзают себя и детей предосторожностью, которая неизбежно оказывает пагубное действие и создает предрасположение к излишней осмотрительности и трусости. Это, возможно, обережет детей от опасности, но лишит радости общения со сверстниками, удовлетворения от занятий спортом, способности смело дискутировать» (18; с.34-35);

4. Нейтральный тип семьи, где во внутрисемейных отношениях преобладает относительно свободное воспитание, дети предоставлены сами себе. У родителей основная забота – кормить, одевать ребенка, чтобы он выглядел не хуже других, поэтому в качестве основной (ведущей) функции семьи ими выдвигается хозяйственно-бытовая или экономическая. Занятость родителей зарабатыванием денег на содержание детей не позволяют им в полной мере выполнять такие важные функции, как эмоциональная, социального контроля, воспитательная, социально-защитная и т.д.

5. Неблагоприятные для формирования ребенка семьи (кризисные семьи) – это семьи с ослабленными социально-нравственными нормами, низким уровнем общей и педагогической культуры. В них духовные потребности второстепенны, первостепенны другие ценности: накопительство, финансовое благополучие, стяжательство, что и делает развитие детей ущербным.

Для семьи свойственно потребительство как жизненный идеал, образ жизни. В качестве основного воспитательного средства родители чаще используют деньги, вещи, покупки, комфортные условия. Практика доказала, что в дальнейшем, во взрослой жизни, дети, воспитанные в подобном типе семьи, достигнув определенного уровня материального благосостояния (благодаря стараниям взрослых членов семьи) начинают властвовать над родителями, диктуют им удобные для себя условия жизни. И.Прекоп отмечает, что «одержимые жаждой власти люди существовали всегда и повсюду – но среди детей их никогда не было так много.., в наши дни акценты переставлены: родителей мы называем угнетенными, а детей угнетателями» (4; с.15).

В числе неблагоприятных семей в последние годы выделяется криминогенный (кризисный) тип семьи, наносящий значительный вред духовному и физическому развитию детей. Социализирующая среда в них характеризуется систематическим пьянством, развратным образом жизни родителей, жестоким обращением с детьми.

Хотелось бы обратить внимание на часто встречающийся на практике тип «звездной» семьи, о котором много говорят и пишут в средствах массовой информации. Психолог Любовь Завлина так комментирует условия социализации детей в подобных семьях: «Дети многих звезд живут под прессингом родительской известности. Уже с детства ребенок учится поддерживать имидж папы или мамы. Он всегда должен быть самым-самым, ведь его родители также известные люди. Зачастую у этих детей даже нет возможности просто поплакать и пожаловаться жизнью…А родители, как правило, не находят в себе силы отказаться от карьеры, от славы ради того, чтобы лишний день-два побыть с ребенком. И вот ребенок вырастает. Кроме того, что у него масса комплексов, он, как правило, не очень хорошо приспособлен к жизни. Он все время был за спиной мамы или папы. И вот родителя постарели. Теперь они нуждаются в помощи. А повзрослевший ребенок не может дать им любви, потому что сам этой любви не получил. Он бросает их так же, как они бросили его когда-то» (3).

По специфике домашнего воспитания к типу «звездной» семьи близка семья, которая в ряде источников представлена как среда внешнего благополучия и карьеризма, удачно охарактеризованная Я.Корчаком: «В такой семье нет места содержательности, полноте. Все стремления сведены к умению вовремя вывернуться, использовать чужие достижения, обойти другого, занять выгодное положение. Главное: лозунги, на которых можно заработать, соблюдение условностей, из которых можно будет извлечь выгоду. Действительные ценности уступают место вовремя сделанной рекламе. Жизнь более не воспринимается как работа и отдых, она превращается в бесконечные хлопоты о себе.

Ненасытная алчность, хищничество, заискивание, зависть, злоба при внутренней пустоте, брожении и высокомерии – вот что характеризует карьериста.

В таких семьях детей не воспитывают, отдавая родительскую любовь, здесь постоянно подсчитывают, сколько на них тратят и что можно будет с них получить в будущем. Поклон, улыбка, пожатие руки – и тут все рассчитано. Авансируя, пользуясь покровительством, знакомствами и разными возможностями, продвигаются по службе» (6;с. 254).

Как отмечает В.Сатир, часто проблемные семьи имеют много общего: «атмосферу проблемной семьи чувствуешь очень быстро. Как только попадаешь в такую семью, сразу начинаешь испытывать особое неудобство и дискомфорт. Это может быть ощущение тяжести и напряжения, иногда семейная атмосфера полна скрытности. В проблемных семьях лица и тела людей говорят об их страданиях, их тела скованны и напряжены… Их лица кажутся мрачными, угрюмыми или печальными, или могут ничего не выражать…Трудно заметить хоть какие-то проявления дружеского расположения между членами этих семей… Кажется, что эти люди живут друг с другом исключительно по обязанности» /13; с.10 -11/.

Автор также убежден, что благополучная семья способна к продуктивному и согласованному планированию своей жизни. В ней хорошо видно, что человеческая жизнь и чувства людей - это самое главное. Родители свою задачу видят в том, чтобы научить детей оставаться людьми в любой жизненной ситуации. Их поведение в семье, обществе не расходится со словами.

Приходится признать, что по разным причинам в воспитании детей родители совершают ошибки. Только одни из них признают свои ошибки, пересматривают свои позиции относительно домашнего воспитания, другие считают свои действия абсолютно правильными.

Чтобы дети формировались духовно богатыми, физически и психически здоровыми, семья должна создать благополучный, человеческий окружающий их мир. Для этого родителям необходимо отказаться от мифа о собственной непогрешимости, стремиться к минимизации ошибок семейного воспитания, присматриваясь к процессу развития детей, продолжая расти вместе с ними.

Задания для самоподготовки:

1. Охарактеризуйте нормативно-правовые основы деятельности социального педагога с семьей.

2. Определите признаки семьи, характеризующие ее как естественную среду формирования ребенка.

3. Охарактеризуйте семью, как фактора социализации и естественную среду формирования детей.

Задания для обсуждения:

1. Подготовьтесь к дискуссии в группе по теме: «Деятельность социального педагога по регулированию детско-родительских отношений в разных типах семей».

2. На основе изучения социально-педагогической теории и практики докажите зависимость асоциальных поведенческих проявлений у детей от семейной ситуации развития.

Включаемся в профессиональную деятельность:

1. На основе изучения опыта Нижегородской области по организации работы с семьей, определите основные направления деятельности социального педагога по совершенствованию работы с семьей.

2. Дайте сравнительный анализ программ «В интересах ребенка», Центра родительской культуры «Лада», программу духовного развития личности «Материнская школа «Исток» (опыт работы педагогов Нижегородской области) и разработайте проект своей программы, направленной на совершенствование семейного воспитания, и методические рекомендации по ее реализации.

Литература

1.Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие,- Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003.

2Гурьянова М.П. Воспитание жизнеспособной личности в условиях дисгармоничного общества // Педагогика,.N21, 2004.

3.Завлина Л. Звездный ребенок не умеет любить: комментарии психолога /Комсомольская правда, 22 февраля-2 марта 2006г

4.Прекоп И. Маленький тиран. Как дети манипулируют родителями. - СПб, 2002.

5.Корнеева Е.Н. Если в семье конфликт. - Ярославль,2001.

6.Корчак. Как любить ребенка / Хрестоматия по истории социальной педагогики и воспитания. Т.1. Зарубежная история /Сост. А.А.Фролов, Ю.Х.Трушина. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2007.

7.Корчак Я. Право ребёнка на уважение /Хрестоматия по истории социальной педагогики и воспитания. Т.l. Зарубежная история /Сост. А.А.Фролов, Ю.Х.Трушина. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2007.

8.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999.

9.Макаренко А.С. Лекции для родителей

10.Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997, с.64-65.

11.Организация работы с молодой семьей: Опыт Нижегородской области. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2004.

12.Попов В.С. Пробуждение души. – М., 1990. – С. 89.

13.Сатир В. Как строить себя и свою семью: Пер. с англ. - М.1992, с. 10 -11.

14.Свадьбина Т.В. Духовно-нравственный потенциал в современной семье /Т.В.Свадьбина //На пути взросления: Науч.-метод. Сб. /Науч. ре. Т.В.Свадьбина, - Н.Новгород, 2008. – с. 25-31.

15.Селиванова О.А. Личностно значимые условия реинтеграции «уличного ребенка» в социум //Педагогика, № 1, 2004,с.61).

16.Семья в современном мире: Материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции, - Н.Новгород: НГПУ, 2008.

17.Социальная педагогика/ Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000. – С.173

18.Торре Делла А. Ошибки родителей Пер.с итал. /Послесл. Ю.Азарова.- 2-е изд.- М. 1993, с.34-35.

 

ЛЕКЦИЯ 8. Социальное воспитание как институт социализации

  «Мы рождаемся слабыми, - нам нужна сила; мы рождаемся беспомощными, - нам нужна помощь; мы рождаемся бессмысленными, - нам нужен рассудок. Все, что мы не имеем при рождении и без чего не можем обойтись, ставши взрослыми, дано нам воспитанием» Ж.Ж.Руссо

1.Различные подходы к определению сущности социального воспитания.

2.Цель, задачи социального воспитания.

3.Социальные субъекты (институты) социального воспитания. Школа как институт социального воспитания.

 

Социальное становление человека не всегда является стихийным результатом его взаимодействия со средой. Значительное место в нем занимает социальное воспитание. Социальное воспитание осуществляется в специально созданных учреждениях, а также в организациях (армейских подразделениях, политических партиях, предприятиях и т.д.), для которых воспитание не является основной функцией. Воспитание в различных типах организаций, в отличие от стихийной социализации, дает человеку более или менее систематизированный опыт жизнедеятельности, создает условия для его самопознания, самоопределения, самореализации и самоизменения. По своей сути социальное воспитание – это:

-планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития и духовно-ценностной ориентации человека во взаимодействии индивидуальных, групповых и социальных субъектов в процессе его жизнедеятельности, социализации, целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой характера групп и организаций, в которых оно осуществляется (5; с. 255)

- процесс содействия самоорганизации жизни человека;

-целенаправленное создание условий для освоения человеком культуры, перевода ее в личный опыт через организованное длительное воздействие на развитие индивида со стороны окружающих воспитательных институтов, с учетом его потенциальных возможностей с целью стимулирования его саморазвития и самостоятельности; (3; с.23.

-направленная деятельность воспитателя по созданию специальных условий для взаимодействия с воспитанником, воздействия на его сознание и чувства в интересах достижения определенных социально-педагогических целей (4; с.11).;

-создание условий и стимулирование развития человека, его социального становления с учетом и использованием всех социальных влияний и воздействий (2;с.19).

В соответствии с данными определениями социальное воспитание это - планомерное, целенаправленное создание условий для освоения человеком культуры, накопленной обществом, перевода ее в личный опыт; стимулирования его саморазвития и самостоятельности; содействия самоорганизации его жизни через воздействие на него со стороны институтов социального воспитания. Воспитание, по мнению А.В.Мудрика, как относительно социально-контролируемая социализация отличается от стихийной социализации, как минимум по четырем параметрам: (5;с.5).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.