Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Включаемся в профессиональную деятельность 4 страница




Условиями его реализации являются: координация взаимодействия институтов социализации, обеспечение комплекса социально-педагогической помощи детям в их развитии, учет возможностей разнообразных факторов социализации в воспитании, коррекция воспринимаемой детьми разнообразной информации.

3. Принцип индивидуализации воспитания (определение индивидуальной траектории социального развития каждого воспитуемого с учетом его возможностей и потенциала учебной и внеучебной деятельности, учреждений дополнительного образования, создание условий для расораскрытия и самореализации).

4. Принцип социального закаливания детей (включение детей в ситуации, требующие волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов его преодоления, выработки социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции). Условия его реализации: диагностирование волевой готовности к системе социальных отношений;стмулирование самопознания детей, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях; оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях и др.

5. Принцип создания воспитывающей среды (создание в социально-педагогическом учреждении отношений, формирующих социальность ребенка, его самостоятельность, развивающих инициативу и творчество).

Содержание воспитания должно быть направлено на развитие всех сущностных сфер человека: интеллектуальной, мотивационно-эмоциональной, волевой, саморегуляции, предметно-практической, экзистенциальной (формирование сознательного отношения к своим поступкам, действиям, стремления к нравственномусамосовершенствованию, любви к себе и другим).

Главными составляющими механизма воспитания являются формы, методы и приемы, направленные на развитие названных сфер. Авторами представлена классификация методов в зависимости от формируемых сфер (см. таблицу).

Классификация методов воспитания

Сущностная сфера Доминирующий метод воспитаия Метод самовоспитания
Интеллектуальная Убеждение Самоубеждение
Мотивационная Стимулирование Мотивация
Эмоциональная Внушение Самовнушение
Волевая Требование Упражнение
Саморегуляции Коррекция Самокоррекция
Предметно-практическая Воспитывающие ситуации Социальные пробы
Экзистенциальная Метод дилемм Рефлексия  

 

По мнению авторов концепции, критерии и показатели эффективности воспитания должны определяться самими участниками социально-педагогического процесса с учетом его конкретных задач и в соответствии с уровнем развития воспитательной системы учреждения. Среди них важными являются направленность личности, выражающаяся во взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях; характер эмоционально-психологических и деловых отношений. Особое значение имеют критерии и показатели, выявляющие результативность педагогических средств; позволяющие определить причины, снижающие эффективность социально-педагогической деятельности, и пути ее совершенствования.

Формирование образа жизни, достойной Человека.

В соответствии с концепцией Н.Е.Щурковой воспитание определяется как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека (6; с.40). В определении не признается право воздействовать, формировать ребенка. Воспитатель, как «предъявитель культуры», формирует образ жизни, создает условия для восхождения человека к культуре. Образ жизни – это не только решающий социально-психологический, но и бытийный компонент становления личности; образ жизни, достойной Человека – это бытие человека в мире, руководствующегося отношением к миру своими родовыми качествами – стремлением к истине, добру и красоте. Таким образом, в концепции заложен принцип субъектности, ориентирующий всех субъектов воспитательного процесса, в том числе ребенка, на свободный выбор нравственной позиции, на ответственность за этот выбор, на сознательность и творчество.

По данной концепции цель воспитания – личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека. В цели воспитания заключено триединство разумного, духовного и творческого. Человек становится личностью, когда вменяет себе обязанности и отвечает за них; рефлексирует, осознает, оценивает, понимает себя и других; обретает способность реализовать свои природные силы и задатки; реализует себя в соответствии со своим предназначением; исполняет миссию Человека на Земле. Человек – существо моральное (носитель блага, добра), созидательное, обладающее способностью творить. И только в случае достижения личностью данного триединства она оказывается в состоянии строить жизнь, достойную Человека. Данная цель воспитания должна носить общий характер, допускающий бесконечность индивидуальных преобразований, позволяющих сохранить неповторимость и своеобразие каждой личности в широком коридоре культуры.

Основополагающими принципами, выводимыми из цели воспитания, являются: принцип ориентации на социально-ценностные отношения, предусматривающий вскрытие педагогом повседневной предметной ситуации, обнаруживая за событиями, действиями, словами, поступками, а также предметами и вещами человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры; принцип принятия ребенка как данности (признание права ученика на уважение его личности, права на данное поведение и выбор, признание истории его жизни); принцип субъектности (содействие развитию у детей способности быть субъектом своего поведения, жизни и деятельности).

Основу содержания воспитания составляют следующие направления:

1.Философское воспитание – воспитание надситуативного мышления, способности к обобщениям, чтобы воспитуемый за фактом мог видеть явления жизни, за явлениями – закономерности, а за закономерностями «распознавать основы человеческой жизни». Оно предполагает формирование понятий и представлений о такой жизни, которая достойна Человека. В концепции выделяются пять направлений, реализующих идеи философского воспитания:

- обнаружение за предметами, вещами, действиями, событиями, фактами и явлениями ценностей, значимых для себя;

- предъявление социально-культурной ценности так, чтобы она была воспринята детьми;

- определение форм взаимодействия с детьми, активизирующих их духовную деятельность по ценностному осмыслению жизни, обучающих искусству поиска смысла жизни;

- упражнение детей в общепринятых формах ценностных отношений к истине, добру и красоте;

- постоянное осмысление детьми своих связей с миром, своего «Я» и объектов взаимодействия.

2. Диалогическое воспитание – это стиль педагогического взаимодействия, стиль жизни; организация жизни воспитанников, предполагающей их постоянный диалог с самим собой, картиной, книгой, музыкой, другим человеком и т.д.; размышления детей над собственными ощущениями, переживаниями, мыслями, действиями.

3. Этическое воспитание, при осуществлении которого педагог «возвышается до ученика», до той высокой этики, когда взаимодействие с учеником выстраивается в русле «человек – человек», ученик принимается воспитателем «равным себе»

Механизм формирования образа жизни, достойной Человека предполагает пошаговое движение к реализации заданной цели:

Первый шаг – формирование отношения к природе как общему дому человечества (учащиеся первого класса).

Второй шаг – понимание и принятие норм культурной жизни. Норм множество, но у всех единое основание – истина, добро и красота. Учащиеся 2-4 классов способны понять: если слова и поступки человека соответствуют истине, добру и красоте, значит, он следует нормам культурной жизни общества;

Третий шаг (учащиеся 5-6 классов) – формирование представлений о человеке как субъекте жизни и высшей ценности на Земле. На этом этапе важно стимулирование школьников к ценностному осмыслению жизни человека, его предназначения.

Четвертый шаг (учащиеся 7-8 классов) формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни, педагогическое сопровождение их вхождения в социальный мир, в мир отношений людей.

Пятый шаг (учащиеся 9-10 классов) – освоение ценностей социальной жизни, их «синтезирование» в образе жизни, достойной Человека.

Шестой шаг (учащиеся 10-11 классов) – формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути. Педагогическое сопровождение движения от одной ступени к другой предусматривает обустройство жизни ребенка в школе, организацию его предметной деятельности и коллектива в целом, организацию духовной деятельности по осмыслению жизни.

По утверждению Н.Е.Щурковой, восхождение детей к культуре происходит благодаря успешному протеканию следующих процессов:

-освоению как накоплению знаний о человеке и окружающем его мире (знаю);

- усвоению как овладению ими набором культурных умений и навыков, необходимых для жизнедеятельности в современном обществе (умею);

- присвоению как интериоризации ценностей человеческой культуры (люблю).

В качестве главного критерия результативности воспитания выступает воспитанность детей, ее позитивная динамика относительно поставленных целей. Если целью воспитания является формирование личности, способной строить жизнь, достойную Человека, то показателями ее воспитанности являются истина, добро, красота. Для более целостной и детальной оценки результативности воспитания в концепции предлагается использовать следующие показатели: внешний облик ребенка, физическое и психическое его развитие, поведение, способности и самочувствие, ценностные предпочтения детей, качественность их разнообразной деятельности, отношение ребенка к своему «Я». По мнению Н.Е.Щурковой, воспитательный результат – это мера соответствия развития ценностных отношений детей и их разносторонних функций, обеспечивающих полноту человеческой жизни, уровню развития культуры общества.

Воспитание ребенка как человека культуры (Е.В.Бондаревская). «Центральным ориентиром в построении концепции явился образ культуры ХХ1 века, которому должен соответствовать человек культуры – основной и единственный предмет заботы школы и цель воспитания. Этот образ видится автору как мировой интеграционный процесс, в котором исключены межнациональные, межконфессиональные конфликты и происходит смешение этносов, этнических культур. Но в то же время обострено стремление каждого этноса, нации сохранить свою идентичность, свои национальные ценности»(6; с. 52).

В концепции воспитание рассматривается не как управление развитием ребенка, а как процесс педагогической поддержки, помощи в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении. В определении воспитание выступает как целенаправленная деятельность педагогов по созданию условий для саморазвития личности и как ее восхождение к ценностям, смыслам, обретение ею ранее отсутствующих свойств, качеств, жизненных позиций, в конечном счете – становление личностного образа ребенка на основе осмысления и оценки явлений природы, общества, дел, поступков своих и других людей. Личностное развитие детей, становление их личностного образа предполагает проектирование их образа жизни в определенной культурно-событийной среде. В этом смысле воспитание помогает ребенку прожить свою жизнь, свою историю с уникальным набором событий, дел, поступков, переживаний, проявлять осознанное личностное отношение к ним.

В концепции к базовым воспитательным процессам относятся:

- жизнетворчество (создание развивающей среды жизни, включение детей в процесс решения проблем собственной жизни, их обучение технологиям изменения собственной жизни);

- социализация – вхождение подрастающего поколения в жизнь общества, освоение им различных способов жизнедеятельности, жизненное самоопределение и т.д.;

- культурная идентификация – развитие, культурных способностей, свойств личности; актуализация чувства принадлежности ребенка к культуре, содействие ему в обретении черт человека культуры;

- духовно-нравственное развитие личности – обретение общечеловеческих норм морали, развитие внутренней системы моральных регуляторов поведения (совести, чести, личностного достоинства, долга и др.), способности измерять свои поступки и поведение на основе гуманистических критериев;

- индивидуализация – поддержка индивидуальности, самобытности ребенка, развитие его творческого потенциала, содействие становлению его личностного образа.

Цель воспитания – целостный человек культуры. Человек культуры – это свободная, гуманная, творческая и адаптивная личность. Ядром такой личности, определяющим ее целостность, является субъектность, обеспечивающая единство и меру свободы, гуманности, духовности и жизнетворчества.

В концепции представлены следующие принципы - условия, обеспечивающие реализацию цели воспитания – становлению личностного образа человека культуры:

- принцип природосообразности, предполагающий отношение к ребенку как к части природы (в воспитании опора на закономерности его развития);

- принцип культуросообразности, ориентирующий педагогов на отношение к детству как культурному феномену; к ребенку – как к субъекту жизни, способному к саморазвитию, самоизменению; к педагогу – как к посреднику между ребенком и культурой, способному вести его в мир культуры; к образованию – как к культурному процессу; к школе – как к целостному культурно-образовательному пространству становления культурного образа жизни детей и взрослых, в котором происходят культурные события, осуществляется творение культуры и воспитание человека культуры;

- индивидуально-личностного подхода (отношение к ребенку как к открытой личности с неисчерпаемыми сущностными характеристиками, склонной к постоянным изменениям индивидуальности, нуждающейся в социально-педагогической поддержке);

- ценностно-смыслового подхода (создание условий для обретения детьми смысла своего развития, жизни);

- сотрудничества (объединение целей детей и взрослых, организация совместной жизнедеятельности, взаимопонимание, взаимопомощь, общая устремленность в будущее).

Содержание воспитания направлено на формирование субъектного опыта личности, и включает следующие компоненты:

-аксиологический (ценностно-смысловой), включающий общечеловеческие ценности, которые осознанно присваиваются и становятся личностными смыслами отношений к миру, людям, самому себе;

- культурологический («культурные задания» и культурные среды (академическая, оздоровительная, семейная, досуговая и др.), в которых осуществляется жизнедеятельность детей; общекультурные способности, произведения культурного творчества, включенные в содержание духовной жизни ребенка; ценности и традиции национальной культуры и деятельности по их возрождению и др.;

- жизнетворческий (событийный) – события жизни, способы их организации и проживания (коллективные творческие дела), технологии организации жизни, способы изменения своего бытия, преобразования жизненной среды и др.;

- морально-этический – накопление опыта переживания и проживания эмоционального насыщенных событий, ситуаций, нравственного поведения: организация актов милосердия, проявления заботы об окружающих, уважения к ним терпимости, переживание чувства совести, стыда, собственного достоинства и т.д.;

- гражданский (участие в общественно полезных делах, создание ситуаций, развивающих гражданские чувства, стимулирующих отстаивание и соблюдение прав человека и др. развивающие опыт гражданского поведения;

- личностный (организация жизнедеятельности детей, насыщенной ситуациями проявления ответственности, свободного выбора, принятия решений, рефлексии своих поступков и поведения, способов самооценки, самокоррекции, самовоспитания; проектирования своего поведения, личностного развития и т.д.;

- индивидуально-творческий (деятельность, направленная на развитие способностей, самостоятельности, креативности детей, формирование у них различных стилей жизнедеятельности, уверенности в себе.

Механизм воспитания предусматривает использование разнообразных форм и методов поддержки, адаптированных к особенностям личностного образа воспитанников, их возрасту, ситуации развития др.факторам.

В концепции обозначены следующие компоненты личностно-ориентированного воспитания: изучение узловых событий жизни ребенка; педагогическая интерпретация его индивидуальных особенностей; эмпатическое принятие ребенка таким, какой он есть; совместное с воспитуемым проектирование этапов его дальнейшего развития; адаптация воспитательных средств к особенностям ребенка; вовлечение его в педагогические и жизненные события; раскрепощение детей для диалога, творчества, саморазвития, самостроительства.

Адекватными такому характеру воспитания Бондаревская Е.В. считает следующие внутренне заданные критерии: уровень ценностно-смыслового развития и самоорганизации личности; ее способность к нравственной саморегуляции поведения; мера педагогической помощи, необходимой ребенку в самостроительстве собственной жизни.

При разработке концепции «Педагогическая поддержка ребенка в процессе его развития» О.С. Газман исходит из того, что успешное развитие ребенка происходит тогда, когда существует гармония между социализацией (усвоением ребенком общественно значимых ценностей, норм и способов поведения и деятельности, т.е. формированием социально типичного) и индивидуализацией (развитием индивидуально неповторимого в каждом конкретном человеке).

В его понимании воспитание – специально организованный процесс предъявления социально одобраемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения, а педагогическая поддержка – превентивная и оперативная помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением).

В работах его учеников и коллег поддержка уже не противопоставляется воспитанию. Так, например, Н.В.Крылова рассматривает ее в более широком социокультурном контексте, включающем воспитание как фактор поддержки, а в узком смысле - как принцип личностно-ориентированного воспитания. В соответствии с концепцией основными предметами поддержки являются субъектность («самость», самостоятельность) и индивидуальность человека, т.е. уникальное сочетание в человеке общих и особенных, единичных черт, отличающих его от других людей.

По мнению автора, в воспитании должны быть два вида цели – цель как идеал (формирование гармоничной, всесторонне развитой личности) и реальная цель (получение школьником базового образования и культуры и на их основе создание условий развития тех сторон личности, для которых имеются субъективные данные, например, желание индивида, и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.).

Газман О.С. советовал строить взаимодействие между участниками педагогического процесса на основе гуманистических принципов и соблюдать следующие правила: ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей; самореализация педагога – в творческой самореализации ребенка; всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении; все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами; не унижай достоинства своей личности и личности ребенка; воспитание – диалог культур, соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения; не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий; доверяя – не проверяй; признавай право на ошибку и не суди за нее; умей признать свою ошибку; защищай ребенка, учи его защищаться.

Основу содержания воспитания в соответствии с концепцией составляет базовая культура личности как «некоторая целостность, включающая в себя минимальное, а точнее, оптимальное наличие свойств, качеств, ориентаций личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой», приоритетными направлениями которой являются культура жизненного самоопределения; культура семейных отношений; экономическая культура и культура труда; политическая, демократическая и правовая культура; интеллектуальная, нравственная и коммуникативная культура; экологическая культура; художественная культура; физическая культура.

Для формирования базовой культуры личности, оказания детям помощи в развитии и саморазвитии Газман О.С. предлагал разрабатывать и реализовывать пять целевых программ: «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг», «Образ жизни».

Механизм педагогической поддержки включает ряд поэтапных взаимосвязанных действий педагога и воспитуемых:

1 этап – диагностический (определение совместная оценка проблемного поля ребенка);

2 этап (поисковый) – организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблем, выявление его отношения к ним (прием «глазами ребенка»);

3 этап (договорный) – проектирование действий педагога и воспитуемых (распределение функций и ответственности по решению проблем), налаживание договорных отношений и заключение договора;

4 этап (деятельностный) – деятельность ребенка по личностному саморазвитию и деятельность педагога (одобрение его действий; стимулирование инициативы, самостоятельности; координация деятельности других участников педагогического процесса в школе и за ее пределами; помощь детям в решении их проблем). По утверждению Газмана О.С., деятельность, общение и бытие ребенка являются теми сферами и теми основными средствами, окультуривая которые воспитатель осуществляет воспитание, содействует развитию способностей;

5 этап (рефлексивный) – совместное с детьми обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.

В концепции представлены следующие критерии, определяющие эффективность педагогического процесса: готовность ребенка к самоопределению, самореализации, самоорганизации и самореабилитации; развитость индивидуальных способностей учащихся; нравственная направленность их личности; его физическое и психическое здоровье; сформированность базовой культуры школьников; защищенность и комфортность ребенка в классной и школьной сообщности.

Задания для самоподготовки:

1.Охарактеризуйте концепции социального воспитания, которые наиболее органичны для деятельности социального педагога.

2. Раскройте сущность понятия «концепция», определите ее структуру.

Задания для обсуждения:

1. Определите концепции социального воспитания, в которых воспитание рассматривается а) как управление развитием учащихся, б) как педагогическая поддержка и помощь в их самореализации и самостороительстве. Обоснуйте свой выбор.

2. Какие теории социального воспитания широко применяются в деятельности социально-педагогических учреждений вашего региона? Обоснуйте свой ответ.

3. Разработайте опорный конспект по одной-двум теориям социального воспитания (по выбору).

Включаемся в профессиональную деятельность:

1. Подготовьтеразвернутое сообщение об одной из концепций социального воспитания (по выбору) по схеме: авторы концепции, цель, задачи воспитания, система идей и принципов, лежащих в ее основе, категориально-понятийный аппарат, используемый в концепции, методическое или технологическое составляющее концепции, критерии и показатели эффективности педагогического процесса, актуальность концепции для социально-педагогической теории и практики.

2. Сформулируйте рекомендации молодым социальным педагогам по совершенствованию своей профессиональной деятельности на основе внедрения идей той или иной концепции социального воспитания.

Литература:

1.Краевский В.В. Педагогическая теория: что это такое? Зачем она нужна? Как она делается?- Волгоград, 1996.

2.Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! М., 2000.

3. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности. Волгоград, 2001.

4.Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегия личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 2001. №1.

5. Селевко Г.К. Концепция самовоспитания //Современные концепции воспитания /Отв. Ред. Л.В. Байбородова. Ярославль, 2000.

6.Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

ЛЕКЦИЯ 10. Социальная среда как средство и субъект воспитания

 

  «Человек при рождении не носит в себе начала или элемента добродетели или безнравственности, эти качества души являются следствием влияния хорошей или дурной среды» М. Налбандян

 

1.Сущность понятий «социальная среда», «среда социального воспитания», «педагогический потенциал среды», «социально-педагогическая среда», их взаимосвязь.

2.Педагогизация социальной среды, основные ее этапы.

3.Модели педагогической организации социума (культурный цен6тр, промышленная часть города, микрорайон, сельская община и др.).

4.Улица как социально-педагогическая среда, особенности ее влияния на подрастающее поколение.

5.Дети улицы как особая категория детей группы риска

 

В социально – педагогической теории и практике широко употребляются такие понятия, как социальная среда, педагогический потенциал среды, среда воспитания и среда социально-педагогическая. Среда воспитания - понятие более широкое, включающее совокупность природных и социально-бытовых условий, в которых протекает жизнедеятельность и социализация разных категорий населения. Совокупность возможностей, условий, источников, средств, запасов среды воспитания (природной и социальной) представляет огромный педагогический потенциал, который должен быть приведен в действие, использован для решения определенных воспитательных задач, достижения поставленных педагогических целей. «Потенциал» в переводе с латинского означает сила, и в педагогическом смысле «сила» среды воспитания должна быть максимально использована в процессе педагогического сопровождения социализации различных категорий населения.

Социальная среда – социальная зона ближайшего действия человека; сложная и неоднозначная система условий развития личности как содействующая или противостоящая ей, так и изменяемая действиями и поступками самого человека. «Понятие социальная среда включает непосредственное окружение личности, совокупность различных (макро- и микро) условий ее жизнедеятельности, атмосферу ее жизненного бытия, межличностные отношения и контакты с другими людьми; реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека» (7,с.140). Определяя значимость социальной среды для индивидуального развития каждой личности, В.И.Слободчиков отмечал: «Нигде и никогда мы не можем увидеть человеческого индивида вне его связи с другими; он всегда существует и развивается в сообществе и через сообщество. Наличие и сам характер этих связей, динамика их преобразования в систему предметных отношений как раз и образует подменную ситуацию развития» (8). Неслучайно Б.Ф.Скиннер социальную среду рассматривает как средство модификации поведения людей. Как утверждает Н.Е.Щуркова, воспитание личности, способной строить жизнь, достойную человека, с позиций культурологического подхода обеспечивается прежде всего социально богатой окружающей средой (семейной, школьной, уличной и т.д.). В каждой среде она выделяет такие окружения, оказывающие воспитательное влияние, как предметно-пространственное, поведенческое, событийное и информационное культурное. (16, с.17-24).

Улица как социально-педагогическая среда рассматривается в совокупности тех факторов, воздействие которых человек испытывает за пределами семьи, школы и других учреждений.

Организация любого педагогического процесса предполагает четкое знание о границах того пространства, которое способно обладать воспитательными свойствами, и соответственное оформление этих границ, будь то классное помещение, игровая поляна, площадь, на которой проходит детский праздник, или сайт в Интернете» (5, с.87 -88). Научный подход в педагогике, согласно взглядам С.Т.Шацкого, начинается там, где воспитательный процесс организовывается на основе познанных фактов воздействия социальной среды, где корни конфликтных ситуаций, возникших в школе, ищут не только в жизни детских коллективов, но и в окружающей социально-культурной среде. Неслучайно еще в дореволюционное время С.Т.Шацкий предпринимал попытки создать комплекс учреждений, деятельность которых предполагала изучение влияния социальной среды на социализацию детей и организацию на этой основе процесса воспитания.

Качество социального пространства обуславливает, расширяет возможности достижения оптимальных результатов в воспитательной деятельности. Поэтому важным направлением социально-педагогической деятельности учреждений и организаций, специалистов, работающих в них, является минимизация стихийно, негативно влияющих составляющих социальной среды; оптимальная организация среды воспитания (с учетом ее педагогического потенциала), способствующей целостному становлению личности, ее самоопределению и самореализации, т.е. педагогизация социума, создание среды социально-педагогической.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.