Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психического развития человека




Возрастная периодизация

(Д. Б. Эльконин).

Возрастной период Хронологические рамки Социальная ситуация развития Ведущая деятельность Общение Психологические новообразования
Кризис новорожденности От 0 до 2 месяцев Переход от внутриутробного к неутробному образу жизни, полная зависимость от взрослого, социальная улыбка как начало индивидуально – психической жизни.
- это физическое отделение от матери, расширение пространства, доступного для ребенка, рост самостоятельности Кризис первого года жизни
Раннее детство От 1 года до 3 лет Ребенок и взрослый Познание мира человеческих предметов Орудийно- предметная (предметно - манипулятивная деятельность) Со взрослыми - ситуативно деловое; Со сверстниками – характеризуется начальными формами и подражанием Овладение предметными действиями, символическое замещающее действие, предметная игра. Начальные этапы изобразительной и других видов продуктивной деятельности, Активная речь, наглядно- действенное мышление, сознание- «я сам», отделение себя от окружающих и сравнение себя с ними.
Семизвездие симптомов кризиса: Упрямство, негативизм, строптивость, протест, бунт, своеволие, обесценивание взрослых, деспотизм Кризис 3 лет Психологическое отделение от близкого взрослого, гордость за достижения.
Дошкольное детство От 3 до 7 лет. Ребенок и взрослый. (общественный и обобщенный); познание мира общественных отношений Сюжетно- ролевая игра Общение со взрослым, от 3 до 5 лет -внеситуативно – познавательное, от 5 до 7 – внеситуативно - личностная; общение со сверстниками в виде игрового сотрудничества и сопереживания. Воображение, наглядно - образно мышление. Начало понятийного мышления. Начинают формироваться картина мира. Соподчинение и иерархия мотивов, произвольность поведения. Появляются первичные этические комплексы, инстанции. В частности: стыд, самосознание, из образов представления родителей о ребенке, практическое овладение речью, развитие функций речи. Аффелиация, стремление быть принятым - ведущая социальная потребность.
Происходит потеря детской непосредственности, которая проявляется в манерничанье, кривлянии, обобщении переживаний и возникновение внутренней психической жизни.. Кризис 7 лет Это способность и потребность в социальном функционировании в занятии значимой социальной позиции
Младший школьный возраст 6-7 и до 10 лет Внутренняя позиция ученика Как человека, совершенствующего самого себя Учебная деятельность Особенности учебного общения: особа роль учителя и роль сверстников, совместное обсуждение учебных проблем Умение учиться, понятийное мышление, формирование внутреннего плана действий, рефлексия интеллектуальная и личностная, новый уровень произвольности поведения, самоконтроль и самооценка, ориентация на группу сверстников, зависимость уровня достижений от содержания и организации учебной деятельности
  Кризис Предподростковый «Мотивационный вакуум», кризис самооценки, ломка старой системы взаимоотношений, смена всей структуры переживаний и получается рефлексивный оборот на себя.
Подростковый (отроческий) возраст 10-11 лет, до 14,15 лет. Формирование сознательного отношения к себе как к члену общества, проявление индивидуальности 1. Интимно- личностное общение со сверстниками 2. Общение, общественно-полезная деятельность Стремление занять удовлетворяющее положение в группе сверстников, подростковая группа как психологическое пространство возникновения основных новообразований. Подростки- взрослые. Амбивалентность отношений, стремление к независимости, потребность, потребность в защите и поддержке. Чувство взрослости, стремление к самоутверждению, возникновение внутренний жизни, большой интерес к чувствам и переживанием других людей. «Я концепция», формально- логическое мышление, формируется абстрактное мышление, рефлексия.
Юность: ранняя (с 15 до 18 лет) Поздняя (17 – 21, 23) Поиск свое места в более широкой социальной общности, начало практической самореализации, процесс самоопределения, как аффективный центр социальной ситуации развития. Учебно-профессиональная деятельность, Профессиональное самоопределение. Потребность в неформальном доверительном общения со взрослыми, установление взаимоотношений с лицами противоположного пола, любовь Потребность самоопределения, готовность к личностному и профессиональному самоопределению, жизненные планы как новообразование, устойчивое самосознание, идентичность, ценностные ориентации, мировоззрение
18-20 кризис перехода к взрослости. ОТРЫВ ОТ РОДИТЕЛЬСКИХ КОРНЕЙ Осознание себя как взрослого человека со своими правами и обязанностями, уточнение жизненных планов, начало их осуществление, выбор супруга и создание семьи- это специализация и приобретение мастерства в профессиональной деятельности.
Взрослость Молодость Зрелость Молодость (от 20 до 30 лет); Взрослость (зрелость) от 30 до 60 лет Принятие на себя полноты ответственности Ведущая деятельность- труд. Круг общения связан с профессиональной деятельностью; освоение и реализация родительски- детских отношений Построение стратегии жизни, феномен акме, смысло - жизненные решения, новый уровень интеллектуального развития, т.е. способность формулировать проблему и диалектическое мышление; материнство/отцовство
  Кризис 30 лет. Происходит коррекция планов жизни, создание более упорядоченной структуры жизни и в профессиональной деятельности и в семье.
  Кризис 40 лет. Кризис середины жизни. Происходит осознание утраты молодости, сомнения в правильности прожитой жизни как центральная проблема возраста.
  Кризис 50 лет. Очередная переоценка жизни.
Поздняя взрослость: старение и старость Пожилой возраст (старение от 65 до 75). Старость от 75 до 90; Долгожительство свыше 90 лет Готовность выхода на пенсию, адаптация к новому социальному статусу, поиск новых форм занятости Ведущая деятельность- профессиональная деятельность в адаптированных формах; структуризация и передача жизненного опыта; хобби, прародительство, постепенный отказ от активности Сужение круга общения, взаимодействие со взрослыми детьми и внуками. Принятие своей жизни, жизненная мудрость, счастливая старость, интегрированность, цельность.
  Кризис индивидуального существования. Смерть, как последнее критическое событие жизни и установки в отношении смерти.
             

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.